Флюгер

Заполночь порыв ветра ударил по крышам с такой силой, что сорвал флюгер и унес его как бумажный листок. Потом пошел снег, и шел он непрестанно. Казалось, что он засыплет узкие улочки так, что невозможно будет утром открыть дверь. Сосед напротив, толстый булочник, кряхтя и чертыхаясь, утром откроет окно первого этажа, выберется на улицу с лопатой и начнет счищать сугроб с крыльца. После чего очистит снег с крыльца соседа, отца Мартина. Тот выйдет на улицу, поздоровается и поблагодарит соседа. И уже вдвоем они продолжат пробивать дорогу в снегу, желая доброго утра просыпающимся соседям. Так происходило каждый раз, когда в городок прилетала метель, бушевала всю ночь, а затем стихала, оставляя после себя сугробы и незначительные повреждения, вроде сломанных веток деревьев или унесенных ветром флюгеров.

Флюгер с крыши дома Мартина был, разумеется, не единственный, который исчез в ту ветреную ночь. Беда была невелика: в лавке неподалеку новый флюгер, какой угодно формы можно было купить за пару медных монет, как и поступали все в городке. Ближе  к вечеру, когда отец вернулся домой к ужину, он принес с собой сверток.

- Ну, посмотри… - сказал он, разуваясь у порога.

Мартин развернул сверток: внутри был жестяной корабль. Теперь на крыше их дома под порывами ветра будет вертеться во все стороны он.

- Нравится?

- Очень красиво.

- Жалеешь, что тот, старый флюгер пропал?

- Немного. Он ведь уже много лет был у нас?

- Задолго до твоего рождения. И задолго до того, как я и твоя мать переехали сюда. Его установил тот, кто жил здесь очень давно.

Когда Мартин уже засыпал, он спросил:

- Отец, а куда ветер уносит флюгеры?

- Скорее всего – в сугроб на соседней улице. Весной, когда снег растает, ты наверняка найдешь его.

Но когда наступил март, а именно в этот месяц родился Мартин, а за ним апрель, и весь снег растаял, мальчик обошел все соседние улицы и дворы и не нашел свой флюгер. Из-под снега, когда он начал таять под лучами вернувшегося солнца, выглядывали консервные банки, бутылки, куски угля и разный мусор. Флюгеров же нигде не было видно, а Мартин знал, что каждую зиму с городских шпилей их срывает больше десятка.

Каждый раз, когда в город врывался ночной ветер, он лишь для вида стучал в окна и наметал сугробы. На самом деле ветер прилетал для того, чтобы унести с собой флюгеры. Мартин был в этом уверен, но никому об этом не говорил. Да и сам он подчас сомневался в собственной догадке: зачем это нужно ветру, да и нужно ли вообще? Ведь это всего лишь потоки воздуха, которые прилетают к земле с неба.


Жестяной корабль украшал крышу Мартина до следующей зимы. Он остался на месте, даже когда город задел черным крылом летний ураган. После него в лесу остались сломанные деревья, пшеницу на полях прибило к земле, а пугало в саду соседа унесло почти до самой площади. Но флюгеры ураган не тронул, ни единого. Они лишь крутились как волчки от сильных порывов, но все остались на своих местах.


И вновь в городок пришла зима. Уже давно облетели деревья, по ночам замерзали лужи, во всех домах топили печи и камины. Марин долго не спал по ночам и все ждал, когда заметет по улицам метель, с которой явится ветер, который и в этот раз не захочет убраться прочь без добычи.  Метелей долго не было, но однажды, когда Мартин возвращался вечером домой, он понял, что та самая ночь вот-вот наступит.

Он побежал домой. Отец уже давно растопил камин, и по комнате волнами расходилось тепло.

Отец поднял на него взгляд.

- Что случилось?

- Метель, отец! Начинается метель!

- И что с того? Ну, разумеется, ты что-то говорил об этом… Боишься, что ветер украдет твой новый флюгер?

- Вот увидишь: так все и будет!

- Может быть, и так. Но скоро пора спать: завтра утром нам ехать за углем, ты помнишь?

- Да, конечно… - Мартин совсем забыл о том, что нужно ехать к угольщику. После ужина он ушел к себе, в комнату на втором этаже. Но даже когда часы пробили полночь, он не лег в постель, а продолжал смотреть в окно, где мела поземка и ветер швырял в окна целые ворохи белых песчинок.

Его окно выходило не во двор, как окна первого этажа, а на противоположную сторону, где кроме нескольких построек не было ничего. Лишь небольшое поле, с вмерзшем в него пугалом, которое забыли убрать в конце осени. Через него, петляя, убегала вдаль дорога, по которой днем двигались повозки. Сейчас дорогу почти замело, и по ней, разумеется, никто не шел и не ехал, так как был поздний час.

И тут Мартин увидел, как сквозь метель по той самой дороге через поле шел человек. Мальчик не мог его толком рассмотреть, лишь заметил, как из-под  шляпы у него выбиваются длинные седые волосы. Человек шел с мешком за плечами, выйдя на середину замерзшего поля, остановился. Словно раздумывая, он посмотрел по сторонам, потом подошел к одиноко стоящему пугалу, снял с плеча мешок и повесил его на перекладину, изображающее руки полевого сторожа.

Ветер пронесся по нескольким соседним крышам, Мартин услышал, как что-то заскрипело и вниз полетели куски черепицы.  Человек на поле стоял неподвижно, седые волосы его развевались. Вдруг он протянул руки к небу и словно фокусник поймал в воздухе флюгер. Тот самый, который только что украшал черепичную крышу дома на улице, где жил Мартин и его отец.
Мальчик не мог отвести взгляд: седой человек стоял в поле рядом с пугалом, ловил флюгеры, которые приносил ему ветер и складывал их в мешок. Стараясь не разбудить отца, сбежав на цыпочках по ступеням вниз, Мартин набросил на себя куртку, обулся, схватил с вешалки шапку и выбежал на улицу. Сугробы уже намело, но дверь он открыл без труда, метель еще только начиналась. Обежав дом, мальчик что есть сил побежал к полю.

Ему не почудилось: человек действительно стоял на том же месте. Мартин, по щиколотку в снегу, шел к нему и тут увидел, как низко над землей пролетел прямо над ним его новый флюгер, в виде корабля. Незнакомец ловко поймал его, бросил туда же, куда и все другие флюгеры – в мешок, и тут он заметил Мартина. В ту же секунду он повернулся, забросил мешок за спину и двинулся прочь.

- Стойте! – крикнул мальчик. Он подумал, что было бы лучше вернуться и все рассказать отцу, но тот, кто таким странным образом воровал флюгеры, наверняка бы уже ушел далеко. – Стойте! Отдайте флюгер!

Незнакомец не останавливался. Мартин бежал за ним следом, подгоняемый метелью.

Дорога уходила влево, где, как Мартин прекрасно знал, стояло на отдалении друг от друга несколько ферм. Но, когда он добежал до поворота, то увидел, что никаких ферм там не было. Такое же поле, как и то, которое он только что пересек, только гораздо больше. Человек с мешком шел прямо через него, не торопясь и не оглядываясь, оставляя за собой следы. Мартин, стараясь идти след в след, пошел за ним, больше не окликая незнакомца. С удивлением он отметил, что здесь, несмотря на открытую местность, ветра не было вовсе. Стояла полная тишина, которую оглашали лишь его собственные шаги по выпавшему снегу.

И незнакомец, и Мартин шли не менее часа. Ничего вокруг не менялось, лишь попадались одинокие деревья по пути. И наконец мальчик увидел впереди хижину посреди поля, к ней-то и шел незнакомец со своим мешком. Немного не дойдя до нее, он остановился, повернулся и ждал, пока Мартин не подойдет поближе.

- Тот, кто пустился за мной в погоню: как тебя зовут? – спросил он. Незнакомец был высок ростом, и, несмотря на седую шевелюру, не слишком старый на вид, хотя лицо его и пересекали глубокие морщины.

- Меня зовут Мартин… - ответил мальчик. – И я хотел бы забрать свой флюгер.

- А почему я должен отдать тебе его? – с насмешкой спросил незнакомец, хотя никакой угрозы в его голосе не улавливалось.

- Потому что он принадлежит мне, а не вам… - как можно более твердо ответил Мартин. Он очень замерз в дороге, и едва проговаривал слова. – Вы украли его.

- Не соглашусь с тобой, - ответил незнакомец. – Я лишь забрал то, что принес мне ветер.

- Мне все равно… - сказал Мартин. – Я заберу свой  флюгер.

- Зайди… - сказал наконец незнакомец. – Если ты не испугался идти за мной следом – полагаю, ты не испугаешься переступить порог моего дома.

Он подошел к хижине, открыл дверь и оттуда ударил порыв ветра. Наклонившись, он зашел в хижину, Мартин, помедлив несколько секунд, зашел вслед за ним.

Внутри было темно, но вот незнакомец, сбросив мешок на пол, подошел к столу и зажег керосиновую лампу. Фитиль, помигав, разгорелся ярче и осветил хижину. Мартин осмотрелся: на всех стенах были развешаны флюгеры. Их было, кажется, сотни: большие и маленькие, с затейливой резьбой и самые обычные, в виде флажков, фанерные и жестяные.

- Есть даже из настоящего золота… - словно отвечая на вопрос Мартина сказал незнакомец. – У меня их три, они с башен королевского дворца.

- Кто вы? – спросил Мартин. Хозяин хижины тем временем открыл мешок и положил на стол несколько флюгеров. Тех, которые недавно украшали крыши домов городка. Последним он вытащил флюгер в виде корабля.

- Это твой? – спросил он в ответ. Мартин кивнул и протянул руку.

- Не торопись, - покачал головой незнакомец. – Этот флюгер я оставлю себе. А тебе я подарю другой… - он подошел к стене. Когда он протянул Мартину другой флюгер, в виде кошки, поднявшей лапу, тот чуть не вскрикнул.

- Этот… Этот флюгер тоже мой!

- Нет, он не твой… - ответил незнакомец. – Его мне принес ветер очень давно, больше  ста лет тому назад. Мальчик, примерно твоего возраста, тоже заметил меня и бежал за мной. Я вернул ему флюгер и пообещал, что никакой ветер не сорвет его и не унесет его в течение ста лет. Я сдержал свое слово. И теперь меня заметил ты. Так что он твой по праву. Еще сто лет он будет стоять на крыше твоего дома.

Мартин взял флюгер в форме черной кошки. Потом вновь спросил:

- Так кто вы?

- У меня нет имени, - ответил седой человек. – Я прихожу вместе с первой метелью и ухожу вместе с последним холодным ветром.  И я буду приходить в ваши края, пока на крышах продолжают крутиться флюгеры.

- Вы – волшебник? – Мартин слышал, как ветер, вместо того, чтобы улететь в поле, перешептывается сам с собой за дверью, словно подслушивая разговор.

- Зима: это дом для волшебников, - улыбнувшись, ответил незнакомец. – Для таких как я, которые появляются только зимой. Но ты, и тот мальчишка, который увидел меня много лет назад – единственные люди в этом городе, которые увидели меня. Забирай свой подарок и прощай. Твой флюгер больше никогда не унесет ветер.

Мартин сильно простудился той ночью и долго болел. Доктор сказал ему, что он уснул возле открытого окна и так проспал до утра, когда к нему зашел отец, поняв, что в доме стало очень холодно.

Когда Мартин первый раз после болезни прошелся по комнате, он заглянул под кровать. Под ней он нашел флюгер в виде черной кошки с вытянутой вверх лапой, тот самый, который ночная метель унесла неизвестно куда прошлой зимой.

Много лет спустя, возвращаясь домой, Мартин первым делом посмотрел на крышу своего дома, который он покинул так давно. Флюгер был на том же самом месте. И снова была зима, как в ту самую ночь, и сейчас все это казалось почти забывшимся сном.

21 декабря 2021 г.


Рецензии