Странное ликование- 2

Продолжение. Начало см.  " Странное ликование- 1"   

                - 2-

                - Скажите, где я могу забрать свой вклад?
                - Вы же в банк вносили?
                - Ну, да.
                - Вот в банке и спрашивайте. А у нас тут - Сбер.   

                Анекдот из интернета.


       Не отличается Сбер и соблюдением условий договоров вкладов физических лиц.
Так, например, по договору моего пенсионного вклада я в любое время в течение его действия якобы имею право снимать с него любую сумму в пределах, естественно, на нём хранящейся. На деле, по крайней мере в отделениях банка в Москве, куда я неоднократно обращался, большие суммы денег требуют заказывать заранее.  При этом в договоре об этом ни слова не сказано, как и о том, какая сумма считается «большой» и за сколько времени её нужно заказывать.
   Естественно, это приводит к произвольному, в каждом отделении банка своему  толкованию вопроса. В том числе и в зависимости от настроения работников, их отношения к каждому вкладчику.

       Где-то «большой» суммой считают  500, а где-то и даже  100 тысяч.  При этом заказывать тоже нужно везде по-разному.  В каких-то отделениях, чтобы получить деньги завтра, нужно обратиться не позднее 16.00 сегодня, а где-то и до 12.00 часов. А ведь при этом нужно делать это лично, то есть посетить отделение и отстоять в очереди, потерять иногда значительное количество времени, посещая банк лишний раз.   Разумеется,  если клиент  не знает по каким-то причинам об этих тонкостях и ему срочно понадобятся деньги, понятно, что получить их не сможет, или для этого понадобиться потратить много времени и нервов.
 
         Очевидно  количество вкладчиков Сбера,  обращающихся за получением срочно больших сумм денег в стране не так велико, видимо поэтому Банк открыто  пренебрегает  интересами клиентов,  демонстративно нарушая условия договора. Просто ему так удобнее- не нужно оставлять на ночь в отделениях банка крупные суммы денег, а, следовательно, можно экономить на охране, увеличивая свои доходы. Хотя в совсем маленьких московских  банках,  имеющих всего один-два отделения считают для т себя обязательным выдавать клиентам любые, в том числе крупные суммы всегда,  в любое рабочее время. При этом  Сбер на всю страну восторженно рапортует о рекордных прибылях, скромно умалчивая,  за чей счёт они получены. 
 
           Этим летом(2021г.) мне понадобилось снять большую сумму денег  - переложить под высокие проценты в другой банк. Но сейчас в Москве там, где выгодные условия, обычно и большие очереди.  Поэтому приехать в другой банк я запланировал к моменту его открытия, к 10.00., а чтобы не хранить деньги ночью дома,  решил их заказать и получить в Сбере тоже утром,  в 8.30.

     Но, увы,  при заказе  денег в отделении Сбербанка в Ясенево,  молодой работник  сообщил мне,  что я смогу их снять только после 12 часов, то есть после приезда инкассации. У них, мол, такой порядок и откладывать деньги в кассе на ночь не могут. То есть получить крупную сумму с 8.30 до 12.00  я ни при каких условиях не смогу.  Это был уже новый неприятный сюрприз! А как же договор и обязательство Сбера выдать любую сумму в пределах вклада в любое время?  Но ни напоминания молодому человеку условий договора, ни  объяснения, что деньги нужны именно в момент открытия другого банка,   не помогли. Только обращение к заведующей филиалом и обещание написать жалобу в Центральный банк, решило вопрос. « Маша, мы можем миллион триста на ночь до утра оставить?,- спросила заведующая кассира и после утвердительного ответа, вопрос был решён. Вот, оказывается, как просто то…

Но всё это, конечно, мелочи, по сравнению с злоключениями, с которыми мне пришлось столкнуться в Сбере осенью прошлого года.
 
       В 2004 г., после создания у нас в стране Агентства  по страхованию  вкладов, если ЦБ лишает какой-то банк лицензии,  деньги его вкладчикам выплачивает специально назначенный для этого банк.  Но, если некоторое время после введения такого порядка уполномоченные банки выплачивали физическим лицам любые необходимые суммы сразу, на следующий после объявления об этом в СМИ день, назначенный для выплаты возмещения, то постепенно некоторые из них стали требовать от вкладчиков заказывать деньги заранее.  Сделать же  это было невозможно :  о том, какой банк будет выдавать вклады, в каких своих офисах и  когда,  обычно объявляли только вечером накануне выдачи денег, да ещё, как правило, в пятницу.
   Естественно, каждый вкладчик хотел бы побыстрее получить свои 1,4 миллиона, т.к. при процентной ставке на вкладах тогда, например, в 12%, каждый просроченный день обходился ему, если деньги не лежали на вкладе,  в 460 рублей.

    Ну, а если выплата денег и размещение их на новом вкладе задерживалась ещё и на выходные, что бывало часто, т.к. ЦБ объявлял о уполномоченном банке, как правило,  в пятницу, то вкладчик терял уже 1 380 руб.

        Поэтому, когда в октябре 2021 г., лишили лицензии один из банков, в котором у меня были вклады, я вынужден был поехать получать деньги в назначенное отделение Сбера  на  Юго-Западе Москвы на ул. Большая Черемушкинская. Так как, опять же, если первое время возмещение вкладов выдавали почти в каждом районном отделении, то к концу 2021 года, Сбер уже, видимо в целях экономии, выделял только один офис на весь Юго-Запад Москвы.
 
  Разумеется (кто бы сомневался?), денег в отделении не хватило и мне выдали только часть общей суммы, сообщив, что оставшееся я смогу получить ещё и в центральном офисе Сбера, на ул. Вавилова. Там я тоже  получил лишь   часть нужных денег, а,   вернувшись домой, попытался получить остальное в отделении Сбера возле дома. Я уже отстоял в очереди и девушка-операционист,  проверив мой паспорт, заканчивала оформление расходного кассового ордера, как вдруг выяснилось, что сразу деньги я получить не смогу. Мне минут через 10 -15 позвонят из службы безопасности Сбербанка и зададут несколько вопросов. Это, оказывается,  делается не так давно, и в моих же собственных интересах. А вдруг деньги я снимаю под угрозой  каких-либо рядом притаившихся бандитов?!

           В этот день я с утра набегался по банкам, настоялся в очередях и ждать еще 15 минут, а потом стоять еще раз в очереди, уже совсем не хотелось и поэтому, решив на этом всё закончить, пошёл домой, зайдя по ходу в соседний магазин.
            А когда был в торговом зале, у кассы,  мне действительно позвонили.  Приятный молодой женский голос представился сотрудником службы безопасности Сбербанка и  стал задавать вопросы.

Пенсионер ли я и какие у меня источники доходов. У меня большая пенсия?  Как давно ли обращался в отделения Сбербанка вообще и сегодня в частности. Сколько и когда снимал денег и, наконец, мой домашний адрес и телефон.
Все эти вопросы меня насторожили.  Зачем сотрудникам Сбера все эти подробности? И какое отношение они имеют к моему желанию снять не очень-то большую сумму со вклада?   

     Вокруг стояли покупатели и хорошо слышали наш разговор. Как профи связист,  много лет занимавшийся военной засекреченной связью, я хорошо знал, что любые разговоры по незащищенному мобильному телефону могут прослушиваться со своих аппаратов кем угодно, даже случайными прохожими.  Да и кроме того, слепо доверять словам звонящих с неизвестных телефонных номеров незнакомым людям  я не привык. 

Всё это вежливо объяснил девушке и, ответив на первые несколько вопросов, добавил, что на остальные вопросы  отвечать не стану.  Только что был в офисе Сбера, там предъявил  паспорт, мою личность проверили и никаких сомнений по отношению ко мне у сотрудников отделения не появилось.
     Если её интересуют дополнительные детали, касающиеся источников моих доходов, то я могу на них ответить лично в отделении Сбербанка. 
 -  Ах, так  вы отказываетесь отвечать на наши вопросы! Тогда я вынуждена запретить выдачу вам денег.
 
В тот вечер они мне были уже не нужны и я, не обратив на угрозу никакого внимания, отправился домой. 

       На следующей день утром моей тяжело больной и прикованной к постели жене, инвалиду  1 группы, стало плохо. Понадобились лекарства, а так как я никогда не ношу с собой крупные суммы денег, был вынужден опять обратится в отделение Сбера -  снять пару тысяч рублей на лекарства, да  и продуктов нужно было прикупить.

      Но там опять меня ждал сюрприз!
Мой счет, то есть пенсионный вклад, оказался  заблокирован  Службой  безопасности, без её разрешения операционист не могла выдать мне даже рубля.
 
 Хорошо знавшая меня заведующая отделением ничем помочь не могла:  снять с заблокированного  счета любую сумму  было невозможно.  По её совету написал на бланке руководству Сбербанка заявление установленного образца. Но его рассмотреть полагалось в течении трех рабочих дней. А так как была только суббота, значит решить вопрос можно будет не раньше среды- четверга.
По телефону справочной Сбера просил дать номер хотя бы одного начальника, который мог бы помочь решить проблему. Я уже был готов подъехать в Центральный офис и дать исчерпывающие  ответы на любые вопросы сотрудникам банка лично. Но телефонов ответственных должностных лиц справочная не дает.  Удалось лишь, объяснив телефонистке справочной службы мои обстоятельства: больная жена, нужны лекарства и т.д., соединиться с начальником смены, которая посочувствовала, но помочь тоже не могла: телефоны должностных лиц давать не положено, да и на службе никого нет, сегодня ведь выходной.

      Занять деньги у соседей не получилось, дома никого из них не было. Наши дети живут отдельно и далеко от нас, да и, естественно,  занятые своими делами, бросить все и срочно приехать не смогли.   Пришлось просить у консьержки…Но у неё тоже двух тысяч не оказалось, хватило лишь на лекарство...
      
   В четверг, через 5 дней  по телефону мне пришло СМС: рассмотрение вашего заявления продлено ещё на три рабочих дня. А потом ещё раз и ещё.
   
   Все эти дни я не сидел сложа руки, каждый день посещал отделение банка, написал жалобу в Центральный банк, Роспотребнадзор.  Но ответов не было, ведь по закону «Об обращении граждан» на ответ дается 30 дней.
    Наступил день выдачи пенсии  и сотрудница нашего отделения Сбербанка сообщила, что деньги на мой вклад зачислены, но выдать мне ни рубля по-прежнему  не могла, счёт оставался заблокирован службой безопасности.   

Деньги я смог получить  лишь  7 ноября 2020 года, то есть через 13 дней после обращения в банк.

   А позже получил и ответ ЦБ РФ на мою жалобу. В нём  сообщалось, что  Сбербанк является независимой частной коммерческой структурой центральному банку не подчиненной  и поэтому мое письмо посылают для разбирательства… ему же.   Лишь после повторного обращения,  в котором я написал, что согласно утверждению на сайте самого же ЦБ, в его функции входит и осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций в стране, мне наконец объяснили, что действия службы Сбербанка были обоснованы требованиями Федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». А так как я отказался отвечать на вопросы Службы безопасности СБ, мне временно запретили выдачу денег со счёта. То есть, мол, виноват сам.
 
  В следующем письме в ЦБ РФ я еще раз сообщиЛ, что заблокировав мой пенсионный вклад,  служба безопасности Сбербанка не предъявила мне для этого никаких оснований и лишила меня на 2 недели пенсии. При этом очевидно, что следственные действия в течение этого времени в отношении меня она проводить не могла (мне больше никто не звонил, никуда не приглашал и не задавал никаких вопросов), так как никаких документов кроме копии моего паспорта и договора о пенсионном вкладе,имеющих ко мне отношение,  эта организация не имеет. На каком же тогда основании меня 2 недели подозревали в пособничестве терроризму и каким образом потом выяснили, что я не к нему и другим преступлениям, требующим блокировку моего пенсионного вклада, не причастен?

    Поэтому вполне логично считать, что  блокируя без какого-либо основания мой пенсионный вклад, лишая меня возможности получить пенсию, служба безопасности просто решила таким образом проучить, т.е. наказать меня за мой отказ отвечать её сотрудницам на допрос по мобильному телефону, а также удерживала в интересах своего банка мои несколько миллионов рублей, начисляя за это всего 3% в год.   

  При этом я обратил внимание руководства ЦБ на то, что, пересылая мою жалобу на Сбербанк в Сбербанк, оно нарушило закон страны «Об обращении граждан», запрещающий  направлять на рассмотрение жалобу на орган, решение, или действие которого обжалуется, ему же. 

     Я просил принять меря по исключению подобного в дальнейшем, но, как и следовало ожидать, в полученном ответе во всём в очередной раз обвинили меня.
Таким образом, мои обращения  в Центральный банк РФ остались без должной реакции, а необходимые на мой взгляд выводы сделаны не были.
    
     Чтобы обратить внимание государства на очевидные недостатки в законах,   привлечь виноватых лиц к ответственности и не допустить подобного в дальнейшем, я  написал жалобу на имя Премьер-министра страны, в которой в частности писал, что невыдача Сбербанком мне пенсии "по закону РФ является преступлением (Уголовный кодекс РФ ст. 145.1) и если крупнейшим банком страны это делается на основе другого закона РФ 115-ФЗ, очевидно нужно вносить какие-то изменения в законы, или в правила Сбербанка, который насколько мне известно, находится под контролем Правительства РФ.
   Разумеется задача борьбы с терроризмом сейчас актуальна, как никогда, но нужно ли при этом давать возможность рядовым работкам банков право издеваться и глумиться над пенсионерами и инвалидами, лишая их возможности пользоваться пенсией для обеспечения своей жизнедеятельности?".

      Увы моё обращение к Премьер-министру тоже не дало никакого результата. Жалобу на ЦБ , аппарат правительства направил опять в ЦБ, тоже нарушив закон «Об обращении граждан». 

       Мою жалобу Президенту страны на аппарат правительства  по этому вопросу, судя по всему, вообще не рассматривали, так как в ответе было просто сказано «направляем для ответа ваше письмо в Центральный  банк Российской Федерации». И это несмотря на то, что в своем письме   я подчеркнул:  сам обращался в ЦБ уже несколько раз.
Ответа аппарата Президента на жалобу я вообще не получил.

    Увы, больше жаловаться было некуда. Пришлось сожалеть и мириться с тем, что законы страны не выполняют даже самые высокие государственные инстанции.   
Осталось прийти к выводу, что , как пишет Николай Войков (Стихи.ру) :
 Закон в России не для всех,
Карает он тех, кто попроще,
Кто совершил мельчайший грех,
Иль попросту подрался с тёщей.

А если ты чиновник – туз,
Блатные номера, мигалка,
Тогда твори любой конфуз,
Хоть пьяным за рулём, не жалко.

 
            Моя жена умерла летом этого года.

Дорогие лекарства срочно мне пока ещё не нужны, но чтобы больше не подвергать себя каким-нибудь очередным причудам - нововведениям  Сбербанка, приносящим ему такие высокие доходы, пенсию я переоформил на другой банк.
 
Так что, собственно,  ликовать по поводу рекордной прибыли Сбера,
(напомню, что в этом году он по словам своего руководителя  ожидает рекордную прибыль:  более  триллиона рублей),
и которую он получает своими такими эффективными методами, у меня нет никакого повода и желания,
А у вас?


Рецензии
Деньги - зло...
А банкиры те еще бандиты.

Андрей Бухаров   22.12.2021 18:17     Заявить о нарушении
Деньги- средство для существования, его качество в прямой степени зависит от их количества.
Да, бандиты, но от которых нет спасения.

Александр Жданов 2   22.12.2021 18:37   Заявить о нарушении
Средства существования растут в поле или огороде, если не лениться, то с голоду не помрешь.
Банкиры же не сеют и не пашут, тем не менее почти всегда в шоколаде. Одно время их отстреливали едва ли не ежедневно, причем отстреливали не ограбленные клиенты, а их же коллеги - банкиры.
Банковский капитал образовывался не из добытых мозолем банкира денег, чаще всего банк возникал из воровского общака.
Можно ли прожить без банка?
Это смотря без какого, одно дело банк, который финансирует социальные и производственные программы, и совсем другое банк, который финансирует войну например.

Андрей Бухаров   22.12.2021 18:48   Заявить о нарушении
Переходить на натуральный обмен, обменивая средства, растущие в огороде, на предметы первой необходимости, ту же туалетную бумагу, необходимую для комфортного употребления средств из огорода, в 21 веке несколько поздно уже. Так что приходиться пользоваться деньгами, а значит и банками, как стеклянными (хотя можно использовать матрасы), так и коммерческими), в которых их нужно хранить.

Александр Жданов 2   22.12.2021 20:24   Заявить о нарушении
Банки, как и бандитов при капитализме, не выбирают. Нужно возвращаться в СССР. Там народ сам устанавливал свои банки. А зажравшихся банкиров отправлял бесплатно в турпоездки в Сибирь, по системе "всё включено" на 10 лет без права переписки.

Александр Жданов 2   22.12.2021 20:29   Заявить о нарушении
Учителя то как раз и пашут и сеют, разумное доброе и вечное, а врачи, спасая жизнь, те вообще ковыряются в таких местах, куда простой смертный соваться побрезгует.

Банкиры же знай проценты накручивают, да штрафы с зазевавшихся граждан тянут. Опять же чтобы заплатить хотя бы один рубль за что нибудь в банке, надо заплатить 60 копеек комиссии банку.

Андрей Бухаров   22.12.2021 21:01   Заявить о нарушении
Чернечик в своем амплуа, за печенька старается...

Андрей Бухаров   22.12.2021 21:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.