ВСЕ О ЛЕВЕ. Лев Давыдович Харитон

                Все о Л е в е

Лев Харитон. Московский русский интеллигент! Этим все сказано. Таких людей уже трудно найти.   В наше время уже не рождаются подобные. Много образованных людей, можно закончить  несколько учебных заведений, но это не значит, что человек стал интеллигентом.  Лева удивительный человек. Порядочность,  скромность, доброта, вежливость, дружелюбие,   приобретается в хорошей, в доброй семье, где уважают друг друга и других людей – это и есть интеллигентность. Родители  были образованные люди: мама Бина Львовна Каплан-Харитон составитель словарей малых народов Российской Федерацией и его папа Давид Харитон - адвокат. Брат - Борис Харитон - адвокат.

       Лева закончил Институт иностранных языков им. Мориса Торез(английский и   
французский языки). Работал  учителем и переводчиком.Занимался переводами для журналов «Советский Союз» и «Спорт в СССР». А так же его увлечение с детства шахматами  стало его второй профессией, и он стал шахматным журналистом и учителем по шахматам.  Встречаясь со знаменитыми великими шахматистами чемпионами Ботвинником, Талям, Смысловым, Петросяном, Корчным, Карповым, Каспаровым и многими другими он описал в своей книге "Мой шахматный мир". Лева перевел на русский книгу Роберта Фишера "Мои 60 памятных партий". Перевел на английский книгу Гарри Каспарова: «Каспаров учит шахматам».
Лев родился в Москве на Арбате, на улице Малая Молчановка 24 февраля 1945 году, в знаменитом роддоме Грауэрмана, который находится прямо напротив дома, где жила их семья. (Кстати,  сказать, в этом роддоме родилось много знаменитых людей). У Левы была удивительная жизнь, нелегкая судьба, он прожил  четыре жизни: в Москве, в Израиле, в Париже, в Нью-Йорке.  Лева кое-что описал  в своих книгах. Уже в преклонном возрасте у Левы вдруг раскрылось поэтический дар. Он выпустил три сборника стихотворений.  Еще изданы четыре книги прекрасных рассказов. На Левины стихи, два брата Виталий и Анатолий Бухманы написали 14 песен.
P.S. Кстате хочу добавить,что Юлий Борисович Харитон (1904-1996)академик ядерной физики и руководитель Всероссийского НИИ ядерного центра в Сарове ("Арзамас-16") был двоюродным братом отца Львы - Давида Харитона.
Мы встретились в феврале 2010, в русском книжном магазине в Манхеттене, где была  презентация Левиной книги "Шопен без выгод", о его дяде знаменитом пианисте  Арнольде Каплане. После выступления я подошла к нему  поблагодарила за интересное выступление и вечер, предложила обменяться  нам книгами. Я подписала свою книгу "Через годы, через расстояния", и вложила свою визитную карточку. Лева подписал свою книгу. Через несколько дней Лева позвонил и сказал, что прочитал мою книгу, и она ему понравилась.  И так началось наше знакомство. Мы стали встречаться. Я познакомилась с его дочерью и сыном, он с моим сыном и внуками.
Лева рассказывал о себе. Меня многое  потрясло в его жизнеописание. Оказалось, Лева жил в Америке нелегально с 1999 года. Когда  он жил с семьей в Париже,  его жена настояла уехать из Франции и переехать в Америку, не понимая,  что их ждет без визы в штатах. Столько   проблем! Работы легально не было: это случайные заработки: сиделкой с беспомощными стариками в госпитале,  или дома, развозить ночами на велосипеде газеты, и прочие. Надо содержать семью, двое маленьких детей. Квартирные условия были ужасные.  И затем развод: жена решила развестись и выйти замуж за гражданина США, что бы получить гражданство.  Лева потерялся. Как  решить эти проблемы? Он не знал, что ему делать. Мне было очень жалко Леву. Хотелось ему помочь. Только женитьба на американской гражданке – был выход из  его положения. И я сделала  ему  предложение: «Давай поженимся». Я была уже вдовой.

 

Судьба мне преподнесла встречу с Левой и общение с таким изумительным, интересным, интеллигентным человеком.
Нам было вмести хорошо –  мы чувствовали друг друга. У нас была   такое родство, такая близость, такое понимание, о которой я мечтала всю жизнь. Встретились мы, к сожалению, поздно,  в конце    жизненного пути. Нас сближало искусство, поэзия, особенно музыка –  классическая, лирические мелодии. Моцарт, Шопен, Шуберт – наши любимые композиторы, мы могли слушать их  именно вместе, и чувство любви проникало в наши сердца. Часто любили слушать французскую певицу Патриссию Каас, Джо Джостена. Лева знал французский прекрасно. Как ни как он прожил в Париже 10 лет. Я помню, в первый наш вечер Лев читал мне наизусть стихи   Бориса Пастернака. Много своих стихов он посвятил мне.   
               
                Я по тебе сверяю время.
                Я по тебе сверяю жизнь.
                И каждый день, который прожит,
                Зову я именем твоим.
                И снег, который с неба сыплет,
                И дождь льет, как из ведра -
                Они, как добрый знак мой - знаю,
                Что счастье нас с тобою ждет.
                И в просветленье просыпаюсь,
                И засыпаю в тишине.
                К твоим коленям припадаю:
                Спасибо. Ты  явилась мне.
               
Сейчас, я осталась одна, дома все мне напоминает Леву, я чувствую боль, и понимаю,  что потеря невосполнима. Мне очень волнительно  слушать какие-либо мелодии, особенно нам близкие,   видеть его книги, его фотографии – на меня накатывается волна тоски и сердце замирает, и слезы.   Я потеряла любимого человека.  Не с кем  поделиться, поговорить, и я не услышу Левины восторженные слова и его нежное проявление чувств ко мне. Очень трудно описать все, что я переживаю. Потеря невосполнима. Я потеряла любимого человека. Любовь - это потребность касаться человека, положить голову на плечо, взять руку. Просто хочется и всё! И возраст не имеет никакого значения.  Но она – любовь вдохновляет.  Я была счастлива.
       Пустая комната и пустое кресло.
       Так тяжело вынести еще один день.
       Вещи вокруг меня, которые я вижу,
       Напоминают мне о прошлом, о тебе
       И о том, как все это было.

       Я живу от воспоминания к воспоминанию,
       Прошедшими днями,
       Когда наши сердца могли все отдать.
       Я живу от воспоминания к воспоминанию
       Мечтами, которые ты оставил позади,
       Которые продолжают крутиться у меня в голове.
               
       Никогда больше не будет никто таким, как ты.
       Ни с одним я не разделю того, что было у нас.
       А сейчас пришло одиночество,
       Чтобы занять твое место.
       Я закрываю глаза и вижу твое лицо.

"Безысходность — это когда на 40-й день  ты стоишь у могилы и понимаешь, что это не страшный сон, что теперь ты и будешь жить так дальше, только без этого дорогого человека. Ты ничего не можешь изменить, выбор сделан свыше. Вот что такое БЕЗЫСХОДНОСТЬ.
             Это книги, которые  Лев Харитон  написал.
     1. Шопен без выгод
     2. Мой шахматный мир               
     3. Время, которое не вернуть               
     4. И только будущее знает
     5. Визит королевы               
     6. Акцент судьбы 
     7. Сонеты.
  И вот   моя первая книга "ЧЕРЕЗ ГОДЫ, ЧЕРЕЗ РАССТОЯНИЯ"переведена с русского и  вышла на английском в 2020 году.   Я осуществила свое желание. И огромное спасибо  моему второму супругу Льву Харитону. Он успел почти перевести мою повесть, но, внезапно жизнь оборвалась. Это было так неожиданно. Он должен еще было жить, но внезапно – удар «strock».Это инсульт.  В госпитале 18 ноября 2019 году он умер. Мы с ним были вместе  10 лет. Лева удивительный человек."Царство ему небесное"



P.S.
Это ответ на рецензию одного читателя. Ему не понравились эти слова:"Московский Русский интеллигент" Вот его рецензия:

  " Начал читать:
"Московский русский интеллигент! Этим все сказано. Таких людей уже трудно найти. В наше время уже не рождаются подобные."
Это что ж? В холопьей стране, порядками которой были возмущены даже дворяне времён Пушкина, которые нестерпев, устроили декабрьское восстание 1825 года со всеми последующими событиями? Где в 1863 произошло польское восстание, в 1905 кровавое воскресенье, в этой тюрьме народов в какой-то теплице выросло это чудо "московский русский интеллигент"?
Не буду о конкретном человеке, но что она вообще дала России эта интеллигенция? И современное плачевное состояние тоже результат её присутствия в этой стране?"

Мой  ответ:
Уважаемый, вы далеко капнули. В стране социализма,в которой за 75 лет образовался "гомосоветикус" - это какое-то новообразование - общество, где   чтобы выжить - надо изворачиваться, защищаться, добывать свое место под солнцем, - появились рвачи, толкачи и жлобы. Это характеристика нашего советского человека и они еще остались, еще живут,  и в России, и в бывших респбликах, и приезжают за рубеж. Слово "жлоб" не перевести на иностранные языки. Обьясните иностранцу или даже своему ребенку: "что это?" Надо пожить в этом обществе.

      Так вот Лев Харитон - не был жлобам. Встречались еще ^порядочные люди. Но вы много таких встречали в своей жизни? Я встретила. Очень интересная и в тоже время трудная выпала ему судьба. Почитайте в интернете о нем и его книги. В моих рассказах я написала о нем. Спасибо за вашу заметку. Будьте здоровы.

               


Рецензии
Светлая память Льву Давыдовичу Харитону! Пусть будет благославенно его имя... С теплом,

Леон Миронов   03.07.2023 14:08     Заявить о нарушении
Большое спасибо. За память о прекрасном человеке о Льве Давыдовиче Харитон.
С уважением. Всего доброго.

Алевтина Игнатьева   04.07.2023 00:28   Заявить о нарушении
Елена Спасибо за ваш отзыв. Как приятно, мы поняли друг друга.С первым мужем прожила аж 55 лет. Он умер 10 лет назад, у нас был сын. Вся жизнь описана в моих книгах. А встреча с Левушкой -это был подарок судьбы. Счастье,когда тебя понимают.
А зачем убирать: РУССКИЙ!!! Я РУССКАЯ и этим горжусь. И никогда не отрекусь. Чегой-то вы так? Я живу в Америке и в городе Джерси Сити (45 лет)и через Гудзон Нью-Йорк. Меня в городе многие люди знают и завут: "Russian Lady". Американцы мало что понимают в происходящем. И где это Украниа?

Алевтина Игнатьева   09.08.2023 00:49   Заявить о нарушении
"Он настоящий московский РУССКИЙ интеллигент" .Таких нет а мире. К интелегенции можно отнести просто всех Российских интеллигентов. Цените их.

Алевтина Игнатьева   09.08.2023 00:55   Заявить о нарушении
Смешно пишет Елена Ткаченко.
У них на Украине давно уже - фашистский режим.
И это очень легко доказать.

Украина получила свою "незалежность" в 1991 году, без единого выстрела, росчерком пера. Вторая по мощности экономика среди всех бывших советских республик, плодороднейшие земли, казалось бы - живи и радуйся Украина!
Мы считали украинцев - братьями и даже в горячечном бреду помыслить не могли, что украинцы превратятся в нацистов и будут страстно желать нам смерти только за то, что мы – русские.
Однако! Уже в 1994 году к нам в Россию приезжают боевики из УНА-УНСО.
Приезжают не как наемники, за деньги!
А добровольно! По велению своих бандеровских сердец!
Чтобы "москалей убивать".
Я их видел, этих бандеровцев-добровольцев и живых и мертвых.
У нас, на Северном Кавказе.

Отсюда вывод:
- нацизм процветал на Украине еще тридцать лет назад,
- Украина превратилась в нацистскую страну,
- Хохлорейх должен быть денацифицирован.
СВО необходима для того, чтобы НИКОГДА больше бандерофашики не приезжали к нам, чтобы нас убивать.

Непонятно мне только одно.
Если мы - русские такие плохие, то на кой чёрт бандерофашики ползают по русскоязычным сайтам и тявкают здесь?
Да еще и на ненавистном им - русском языке.
Ползали бы по своим вукраинским сайтам и писали бы на своей "мове", которая есть ничто иное, как искажённый русский.
С усмешкой. Лис.

Иван Лисс   11.08.2023 17:46   Заявить о нарушении
Аллея ангелов - на которой похоронены детки, убитые бандерофашистами.
Это - факт!
А ваши укропитековские истерики нас мало волнуют.
Хохлорейх должен быть разрушен.

Иван Лисс   11.08.2023 20:51   Заявить о нарушении
И вообще, что таков Вукраина?
Вадим Филипп прав - это просто взбесившаяся ОКРАИНА России, на которой наши доблестные войска сейчас наводят порядок.
С улыбкой. Лис.

Иван Лисс   11.08.2023 20:55   Заявить о нарушении