От Мушкино... до Уссури!

Друзья!

Среди энергетиков посёлка Мушкино (ныне-Пойковского) лет тридцать назад я отметил способного литератора- инженера,давнего северянина Сергея Матюша.
Работал он в компании,ставшей потом АО «Тюменьэнерго», крупнейшей в Западной Сибири и второй по величине в Российской Федерации распределительной электросетевой компанией.
Наша справка.
Посёлок городского типа Пойковский входит в состав муниципального образования Нефтеюганский район Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. История посёлка Мушкино (современного Пойковского) начинается с далекого 1964 года, когда в этих местах было открыто Правдинское месторождение. На левом берегу протоки Горная, рядом с прежним хантыйским поселением Мушкино Лемпинского сельсовета, начинали обживаться первые бригады Правдинской конторы бурения, треста «Сургутбурнефть». В 1968 году началась промышленная эксплуатация Правдинского нефтяного месторождения. Первое упоминание о посёлке содержится в материалах протокола заседания исполкома Сургутского районного Совета депутатов трудящихся за № 10 от 14 июня 1967 года. Эту дату принято считать днем образования рабочего посёлка.
Название Пойковскому дала речка Пойк (в переводе с хантыйского языка означает «Осиновая речка»). Она впадает в протоку Большая Юганская, в одну из крупнейших притоков Оби.
Территория, на которой расположен посёлок, представляла собой в большей степени заболоченную равнину. С северной части протекала река Большой Балык, с западной – река Пойк с многочисленными протоками. Климат резко континентальный с продолжительной суровой зимой и коротким летом, в результате чего период навигации очень короткий, а отопительный сезон имеет продолжительный период.
...Таковы сведения, найденные мною в Сети.
Но тогда, тридцать лет назад, несколько раз, осенью и весной, я сам бывал в гостях у пойковских энергетиков с моим другом ленинградцем  Владимиром Павловичем Мурашевым. Собирал на обширном  болоте чёрную смородину, парился в  жаркой финской бане и нырял после неё в мартовский снег.
В те годы и вручил мне свои литературные опусы Сергей Матюш. Один из них я опубликовал в газете "Нефтеюганский рабочий" и сейчас предлагаю его на суд читателей литературных сайтов.

Вл.Назаров
**********
СХВАТКА
Уссурийская трагедия

Вместо предисловия.
Несколько лет назад в одной из центральных газет я прочитал небольшую заметку о необычном случае, происшедшем в Уссурийской тайге,вернее, в её заповеднике.
Местный егерь,обследуя свой участок,обнаружил труп крупного растерзанного зверя и по многочисленным следам восстановил истинную картину происшедшего. Случай показался мне настолько неординарньм,уникальным, что всё это время я вынашивал в себе желание придать той маленькой заметке художественную форму и,по возможности,оправдать виновника трагедии. С каждым годом желание мое росло и вот,наконец, я решился...
 *****************
В это утро солнце не заставило себя ждать. Оно внезапно появилось над тайгой,могучее,ослепительное,предвещая ещё один жаркий последний день таёжного лета. Разномастная,разноголосая жизнь наполняла лес и только на небольшой поляне,сплошь покрытой густой травой и молодой порослью деревцев,было тихо. Его Его можно было бы назвать райским уголком среди всеобщего шума и суеты,если бы не куча разбросанного хвороста и наполовину съеденная туша пятнистого оленя на восточной окраине... Южнее,шагах в пятидесяти от этого места,почти у самого края поляны,скрытый густой порослью, лежал огромный бурый медведь. Голова его покоилась на вытянутых передних лапах,глаза закрыты и, казалось,что он спит,но только настороженно подрагивающие уши говорили о том,что и малейший шорох не укроется от его внимания.
"Бурый” был хозяином  здешней округи,хоть и появился в этих местах совсем недавно,точнее сказать, не появился,а вернулся спустя пять лет...
 В то время он,восьмимесячный любознательный медвежонок,и понятия имел,как жесток мир,который окружал его. Под неусыпным надзором и надёжной защитой своей мамаши,крупной и независимой медведицы,он с восторгом принимал подаренную ему жизнь и довольно успешно усваивал азбуку выживания,которую ежедневно преподавала мать. Жили они в небольшой,но вместительной скальной расселине,приспособленной под берлогу. Там он и появился впервые на свет божий.
К концу сентября ожиревшая медведица всё реже пускалась с ним в дальние путешествия,лень и предстоящая спячка одолевали её.

-2-
В тот страшный день медведица спокойно подрёмывала неподалеку от берлоги,а он,как всегда,резвился возле. Вдруг раздался грозный рык, в воздухе мелькнула полосатая шкура огромного зверя. Медведица успела всё же вскочить. Сильный удар лапы матери отбросил медвежонка далеко прочь. Он кубарем скатился с пригорка и оглушённый застыл в кустарнике. Мгновение,потраченное на спасение своего чада, принесло медведице гибель... Мощное трёхсоткилограммовое тело тигра обрушилось на неё всей тяжестью. Хребет несчастной не выдержал... И всё же в последний миг она сумела извернуться и взмахнуть лапой навстречу врагу. Железные когти её пробороздили кожу лба тигра,оставляя на нём два глубоких памятных следа. Хлынула обильная кровь,заливая тигру глаза, и он уже в отчаянье бросился прочь, не разбирая дороги. А у входа в своё жилище осталась лежать злосчастная медведица. Глаза её были открыты и неподвижны,с застывшим выражением боли и отчаянья...
Он тогда вернулся к матери и провёл рядом с ней всю ночь.Бесцельно тыкался мордочкой в окоченевшее тело, всё ещё на что-то надеясь,а поутру,когда все надежды иссякли,повинуясь чувству безотчетного страха, ушёл навстречу неизвестности...
Много горестей и бед претерпел он с той поры. Такой ласковый и заманчивый мир,под надёжной защитой матери,показал себя теперь совсем с другой стороны. Казалось,что он сотворен только из одних врагов. Никто не принимал его к себе. Даже ближайшие родственники,медведи,и те прогоняли со своих обжитых мест. Несмотря ни на что он выжил,с каждым годом пополняя свой житейский опыт и наливаясь  силой. Врагов становилось  всё меньше и меньше,но и дружбу он не вёл ни с кем.
За последние три года он несколько раз издали из укрытия наблюдал за "полосатыми”. Они казались ему ленивыми увальнями и вместе с тем уверенными в своем могуществе и неоспоримой власти над тайгой.
"Бурый" хорошо помнил,кто виновник его страданий и бед,но подспудное чувство страха заставляло поспешно покидать укрытие всякий раз, как только "полосатые" направлялись в его сторону. Шли годы и чувство страха уступало неуёмной ненависти...
На пятом году жизни у него была своя территория,которую он ревностно охранял,постепенно расширяя её границы. За всё это время он ни разу не был на месте своего рождения,хотя воспоминания о родных местах частенько не давали ему покоя. И вот теперь,когда он превратился в могучего,не знающего врагов зверя,вернулся. За две недели он успел обжить старую родную берлогу,обойти и пометить довольно обширную территорию для своих новых владений.Он был одиноким, упрямым но не кровожадным. И всё же  горе  тому, кто осмеливался посягнуть на его права.питался всем, что было съедобно. Любил рыбу, ягоды. Лакомился муравьями, а иногда, нарушая пост, заготавливал мясо из подвернувшегося незадачливого животного.

Три дня назад он совершенно неожиданно наткнулся на скрытого в густом папоротнике молодого пятнистого оленя, у того,по всей вероятности,была сломана нога. Кое-как тащился он по тайге в поисках своих сородичей. И вот потеряв всякую надежду на спасение, укрывшись  здесь,не имел уже не возможности уйти.Взять его для "Бурого" не составляло труда . Он перетащил добычу в укромное место  неподалеку от берлоги и надёжно, как ему показалось, укрыл хворостом. Вчера,от нечего делать,он решид проверит  кладовую. То, что он там увидел, привело его в ярость. Хворост был разбросан, а его законная добыча  растаскивалась всеми, кому не лень. Такого наглого посягательства на свои права он представить, тем более простить не мог! "Бурый" в гневе забегал по поляне, изрыгая проклятия нарушителю таёжных законов,пока не заметил на песчаном месте, лишённом травы, отпечатки огромных лап. "Бурый" остановился, внимательно осмотрел их. Coмнений не оставалось. Это был один из его заклятых полосатых врагов. Глаза у "Бурого" налились кровью,он взревел и бросился по следу,но вынужден был скоро остановиться. Следы терялись в густой траве,успевшей подняться навстречу солнцу.  Он  постоял в раздумье.  Желание уйти не долго боролось с жаждой неукротимой мести,
Точно определив, откуда может появиться "полосатый",  он выбрал укромное место на полпути к "кладовой" и залёг в засаду. Так прошла половина дня,ночь и наступило утро."Бурый" терпеливо ждал.И только к концу дня,когда казалось,что терпению его вот- вот придёт конец , услышал  неподалеку чьи-то тяжёлые шаги. Невидимый пока зверь шёл уверенно, не таясь. "Бурый" весь собрался, нервная дрожь сотрясала его,шерсть на загривке поднялась дыбом. Еще минута и на поляну вышел "Полосатый'. Это был матёрый,знающий себе цену зверь. Он остановился,принюхался,затем так же спокойно двинулся дальше. Когда их разделяло не больше двадцати метров,"Бурый" чуть выдвинулся впёред и неожиданно встал на пути врага на задние лапы во весь свой громадный рост. "Полосатый" застыл в растерянности,но только на мгновение. Не в его привычках было отступать перед кем бы то ни было,пусть даже и перед этим,мохнатым и двуногим. Неуклюже переваливаясь, "Бурый" медленно приближался... "Полосатый" сжался в комок и вдруг его тело,словно выброшенное метательной машиной, взвилось в воздухе. Расчёт был точен и проверен: всей своей огромной массой свалить противника и тут же пустить в ход страшные клыки...
 Реакция неуклюжего на вид противника была потрясающей. Неуловимым движением он уклонился от несущейся навстречу всесокрушающей массы и сам нанёс первый удар. Он оказался настолько сильным,что тигр перевернулся в воздухе, но уже через секунду был готов к новой атаке. Как истинный боец "Полосатый"оценил противника по достоинству и уже не самонадеянно-опрометчиво, а  расчётливо и с удесятерённой яростью ринулся в бой.

Закипела небывалая,невиданная доселе битва... Молнией метался по поляне "Бурый”,тараном рвался к победе "Полосатый’. В ход пускалось всё:стальные когти,алмазные по крепости клыки и могучие лапы. Борьба шла насмерть, и поэтому не было слышно ни устрашающих,ни победных рыков:только сдавленные хрипы,удары и треск сломанных под тяжёлыми тушами молодых деревьев.
Уже больше часа шла схватка непримиримых врагов,а перевеса ни на чьей стороне не было... Ловкость и мужество "Бурого" приводили "Полосатого" в яростное отчаянье. Кровь противников, смешиваясь,заливала истерзанную поляну. Силы обоих были на исходе...
И,тогда,выбрав момент,"Полосатый" решил нанести последний,решающий удар. Собрав остатки сил,он кинулся на "Бурого" и опрокинул его. То,что произошло затем,не поддается описанию. "Бурый" стремительно распрямил сжатые задние лапы,подбросил противника в воздух и одновременно "провёл" по мелькнувшему над ним брюху "Полосатого" ещё не повреждённой правой передней лапой. Железные когти, словно нож,вспороли живую, плоть... "Полосатый" мешком упал на землю и чутьем опытного бойца понял,что побеждён и сейчас погибнет. Силы оставляли его с каждой минутой и он,никогда ещё до этого не покидавший поле брани без окончательной победы,пополз, припадая к земле,оставляя кровавый след,в заросли,подальше от этого проклятого места...
"Бурый" очнулся. С усилием,пошатываясь, встал и огляделся. Врага рядом не было и только широкая полоса крови отчетливо указывала его путь.
Совсем недалеко уполз смертельно израненный тигр и когда услышал позади себя шум,понял,что это означает... Сил у него хватило лишь на то, чтобы повернуться навстречу врагу. Настоящий боец должен встречать смерть глаза в глаза...
"Бурый" подошёл совсем близко и на миг остановился,примеряясь.Вид его был страшен. От прежнего могучего красавца-медведя не осталось ничего. Вырванная шкура грязными клочьями свисала с боков и спины, обнажая красновато-тёмное живое мясо. И весь он был залит своей и чужой кровью. Единственный уцелевший левый глаз его горел ненавистью.
Последний бросок стоил ему остатка сил и он долго лежал рядом с поверженным врагом...
 Солнце коснулось верхушек деревьев,когда "Бурый", прилагая невероятное усилие,встал и не оглядываясь,припадая на поврежденные лапы и часто вздрагивая всем своим израненным телом,скрылся в тайге...
 А на том месте,откуда он ушёл,остался лежать бывший властелин тайги... Истерзанное его тело было теперь жалким и беспомощным. Только в застывших, неподвижных глазах,устремленных вслед победителю, не было ни страха, ни покорности судьбе...
- 4 -

Внезапно налетел ветер. Зашумели,засудачили деревья о небывалом в их бытность случае,молодые деревца будто в траурном оцепенении склонили свои головы над неподвижным зверем...
А ветер между тем крепчал.Подоспели тёмные тучи и хлынул всеочищающий ливень. Потоки воды смывали следы кровавого побоища на поляне. Холодеющий труп тигра очищался,будто готовясь к погребению,а на голове его среди множества свежих ран отчетливо проступали два старых рваных рубца, идущих через весь лоб, до самых глаз...

С.Матюш
1990 год.


Рецензии