О МОРЕ, МОРЕ...

               
                Кроткие-  унаследуют Землю! 
                Храбрые  же-  ещё и Море!..

                О Море, море…
               
Это было недавно, это было… в 1982 году.  Время было не совсем спокойное. Где-то с месяц назад, в ноябре, страна попрощалась с Генеральным Секретарём Компартии- Брежневым Л.И., проводив его в последний путь... И, в кремлинской долине, началась настоящая вакханалия, выражающаяся в слишком частой смене Генсеков, каждый раз провожая очередного преставившегося внезапно- в последний путь! Очевидно же- назревал  развал системы. И борьба вышла наружу, и стала заметной широкому кругу. И опять- ПРИЗРАК уже начал бродить по нашим умам... Но страна жила ещё по-инерции, особо не заморачиваясь: кто в данный момент ухватился за РУЛЬ, а кого вынесли вперёд ногами...
 Так вот, прошло уже четыре  года моей морской практики, в Приморском Морском Пароходстве, в Находке, Приморского края.  За это время пришлось решить множество проблем,  возникающих на пути получения права работать в должности электрика, так как документы,  полученные не в специальных морских заведениях  не котировались, хотя все законы электрических цепей не разделялись по применению на морские и береговые.  Да и визу (допуск от первого отдела), для возможности выхода в морские просторы не только каботажного  плавания, но и, что очень важно, выхода  на мировые просторы, необходимо было зарабатывать в течение  одного года.  Это как минимум. Затем, полученную характеристику рассматривал первый отдел КГБ, после чего уже высшие инстанции.  Летом же мы были вовлечены в Арктическую навигацию. Нас с помпой провожали, и мы  отправлялись в арктические порты,  снабжая  энергоносителями (мазут; дизелька; бензин), так как танкера,  на которых мне довелось работать,  были с ледовым подкреплением (ice class),  и могли  ходить по  Арктическим морям без ледокольного сопровождения. И только  под завершение навигации,  когда льды  становились весьма угрожающе плотными,  иногда требовалась  поддержка  ледокольного флота. Эти танкера (типа Самотлор) строились на Финских верфях  (Раума- Репола),  и имели шикарный спортзал,  прекрасную финскую сауну, а  самое важное- мощный главный двигатель (Burmeister and Vine), который имел эконом ход, обычный- крейсерский режим движения и режим экстремальный, при котором мощность возрастала практически в полтора раза, но так как расход топлива тоже возрастал в разы,  применялся  экстремальный  режим исключительно в ледовой блокировке, что позволяло  либо- отступить, либо- проломить ледовый плен.
Но вот в  последнюю арктическую навигацию, нам не повезло с капитаном (был жутко нахрапистый), и мы на ходу напоролись на паковый лёд, повредив корпус первого левого  балластного танка. Конечно, существенно сместив конструкции подкрепления жёсткости: стрингера и флоры. Благо, это произошло уже в конец арктической навигации, остаток груза в грузовых танках (ёмкостях) был незначительный, но из повреждённого балластного танка   вытекла  морская вода балласта  по уровню пробоины.  Это было не критично.  Разумеется, уровняли в обоих балластных танках количество балласта по уровню с уже вытекшим, устранив крен. Выгрузили экстренно остаток груза и пошли в базовый порт-  Находку. Нам быстренько залатали пробоину, и отправили поработать в каботаже, на Магадан и в Петропавловск- Камчатский.  Так как в Москве еще не решили: все за и против, и  пришли к выводу, что сразу после ремонта  танкер должен получить  и пакет документов  и сертификатов подтверждающих качество ремонта и ледовый класс;  Да и срочность сыграли решающую роль:  Япония была самым авторитетным во всех аспектах вариантом. Наш очередной плановый ремонт после Арктической навигации будет осуществлён в  Ономичи, в Японии!  Пришло время решающего события!  Правда, перед тем, как пойти в Настоящий закордон, мы уже целых  два года  стояли на Вьетнамской  линии:  Сайгон (Хошимин) и Хонгай.  Бытовало мнение, мол- Вьетнам не заграница… Зимой мы просто ходили в лето. Тоже- зачётно. Загоревшие были зимой.
 Ремонт за кордоном, приравнивался  с прекрасным временем судьбы!  Командировочные, в размере суточного прожиточного минимума страны.
В Японии, это соответствовало 50 долларам! Если брать из расчёта  22% от моего оклада,  то это получалось примерно моё  валютное обеспечение за месяц. Это, напоминаю, было в 1983 году.  Тогда делали по-хитрому,  оставляли оклад  рублями, и добавляли ежемесячно 22% валютой. Ремонт длился около трёх недель. Получалось не хило.
Но, не смотря на то, что мы фактически являли собой  членами экипажа, в борьбу за право  остаться на выход в направлении Японии вступили структуры управы Пароходства  и, начали вытаскивать козыри из-под своего стола…
Когда мы себя  называли- Моряками, они нам напоминали, что мы нанятый ими Плавсостав!  А моряками называли себя, любимых…Так, первой пала буфетчица. Прежнего капитана, который заработал ( и, фактически,  организовал) ремонт, вообще уволили.  На его место  пришёл капитан  Уткин,  который выжидал  удобного случая(?) возглавляя партком пароходства.
Но пришёл не один,  для начала- со своей буфетчицей. Потом начали отправлять в заслуженные отгулы и отпуска уставший плавсостав, заботясь о нашем здоровье!
Дальше- больше.  Я тоже был подвергнут  попытке устранения. Мою фотографию на паспорте моряка  (которые хранились в сейфе у капитана)  пытались открепить (отклеить),  но так и не сумели  преодолеть теснённый  штамп, который создал диффузию.  Выяснилось всё уже на отходе, во время работы комиссии  пограничников, уже после  того, как таможня дала добро.  Погранцы  посовещались, и просто  аккуратно подклеили, выпустив меня из оборота. Ведь в увеличении штампов и специальных  меток всё совпадало. Да и самое фото соответствовало моему оригиналу.
С нами направлялись в ремонт усиленный доп. штат блатных ремонтников, вместе с Главным инженером Пароходства- тогда ещё Бондаренко. Целую неделю мы простояли у причала, ожидая окончательного решения вопроса. И только 3го января 1983 года таки состоялся выход в море. Но, баталии, которые разворачивались вокруг нас, запомнились надолго!  Всё это было бесчеловечно  и мерзко, и жаловаться можно было только в организацию «Спасение на водах», куда мы сдавали пару рублей ежемесячно. Или «общество трезвенников», в которое были прописаны все алкоголики...
У капитана, уволенного на пенсию, нашлась группа поддержки. Звонили из крайкома Приморского края, требовали с угрозами восстановить на прежнее занимаемое место. Его жена была каким-то там мелким клерком. На что им посоветовали, скинуться на ремонт в Японии, из-за халатности Вашего капитана, придётся компенсировать Стране Советов. Ответа не последовало. Могли легко пришить криминал. Но, ведь уволили в связи с выходом на пенсию,  с хорошими премиальными. Правда, без оркестра, почётного караула и  парада. В  недалёком прошлом, он был капитаном первого ранга в ВМФ.  Помнится такой момент:  Мы подходили ко входу в бухту Авача,  Петропавловска- Камчатского,  и нам военный  диспетчер приказал- СТОЯТЬ!  На что, капитан  Поленков Пал Саввыч отреагировал жестко,  как ему показалось:  Якорь Вам в Нос, танкер может остановить только Совет Министров! Я звоню в Москву и продолжаю движение… В этот момент из бухты показалась выходящая, огромных размеров, атомная подводная лодка. Можете позвонить в Москву, Пал Саввыч, ответил диспетчер,  Но, продолжайте стоять, если не хотите чтобы Вас приняла  контрразведка за саботаж.  С виду он производил впечатление грозного;  А тут кок-то скукожился…
Всё  это  было  ещё в преддверии  Нового 1983 Года. Но вот мои позиции в Пароходстве были весьма крепки, как мне казалось.  Однажды,  я был зачислен в Иракский экипаж, как опытный специалист, а не по протеже.  Ну, нас мурыжили проверками всех уровней, мой дедушка оказался пионером революции. Но это мне уже не смогло помочь.  В итоге, нам  предложили  лететь в Югославию, на приёмку нового танкера в Сплит- Бродоградилиште, аж в 1984году. Так, после ввода  войск СССР в Афганистан, Хусейн отказался от наших услуг…не пришлось искать правды  у  замначальника  Пароходства: Шиварков курировал всю эту  эпопею. Потому, и инспектора   ко мне относились  более  трепетно и благосклонно. Ещё, я  правильно понимал, словосочетание:  Надо ждать- слышится слитно, но читать надо тщательно: надо ж дать; это отвечали инспектора, когда претенденты, работающие в каботаже, спрашивали, когда уже будет возможность поработать заграницей... В ПМП было только 30% судов закордонного заплыва. Каботаж был огромный.
И вот, 29 го вечером, возвращаюсь  я из города, а тут целая комиссия ходит по каютам парохода, и даже жаждят  меня. Но как-то  в моё отсутствие не решились что-либо предпринимать. Какой-то капитан-наставник,  со странной фамилией- Дубровский…  Вообще-то, комиссия была представлена высоким уровнем.  Но,  я отъехал-то с разрешения  старшего механика на пару часов. И прибыл, как и обещал,  и без каких- либо продуктов горения, что придавало неправдоподобности  всей картины: на столе моей каюты стояла демонстративно бутылка водки. Хотя, скорее всего- в бутылке находилась вода. Кто ж из падлюк, как правило тупых и жадных отдаст литр водки. Просто удавятся.  Очевидно, была задача  обнаружить очаги распития алкогольных напитков, и срочной замены на своих людей-  бессребреников. Печально, что те кто пытался мне навредить, сами попались,  наверняка. Ведь-  всё зеркально в мире этом… Вот, наконец-то все формальности уже позади, и нас ждёт Япония! До места назначения  нужно пропетлять ещё  трое суток. За это время нужно было,  как следует помыть грузовые танки, отстоять воду и слить допустимую по нормативам, оставив в грязевом танке всю  взвесь. Вода имеет плотность- единица. Плотность же груза, перевозимого нами, имела всегда ниже единицы.  Ну, сообща одолели все предписания.  Прошли  Японское море, затем проливами, и уже во внутреннем Японском море пришли в Ономичи,  зайдя в сам завод- верфь. На следующий день привезли  йены,  и мы вечером вышли в город.  Температура 7 января была пять градусов выше ноля. Что поражало, школьники шли с ранцами в одинаковой униформе и в…шортах. Первым делом мы купили в автомате  пиво  Sapporo.  Потом,   произошёл конфуз: мы  были узнаваемые, конечно.  К нам подошёл старый японец, с  выправкой выдаваемой в нём  офицера, и заговорив ломано по-русски поприветствовал нас словами: Рузки матрозы,здарсвуте! Очевидно, уже все знали, что наш танкер зашёл в ремонт. Далее он выдал, что принадлежал к каким-то важным…заключённым:  А я пастригал лез Рассии десат лет.
Тут наш комиссар: Павлов Михаил Николаевич (первый помощник капитана, на фото в шляпе и плаще) говорит ему, по-русски: А вы говорите по- Японски,  мы понимаем.  Как это было понимать, мы так и не вьехали. Японец постоял молча, пристально рассматривая нас, произнёс: что-то типа «домо аригатто», и удалился. Дальше была  прогулка по вечернему  Ономичи, в поисках мужского туалета. Пиво и холод начали нам прижимать пузыри. Самое смешное, пришлось зайти в бар, в котором  местные  аборигены  внимательно смотрели борьбу ЦУМО.  Жестами красноречиво спросили:  где нам можно избавиться от ненужного балласта, и привлекли всеобщее внимание. Там были свободные места, и бармен подсуетился  усадив нас, подав САКЕ от заведения, и меню. Было тепло и, я бы сказал уютно. Ну САКЕ было не самым плохим  напитком, и под кальмара, который был свежеприготовленный, быстро ушло. Повторять мы не стали. Но когда благополучно возвращались домой,  я  заметил такой себе фруктовый напиток- Такара, в 2х литровой бутылке, за 800йен. Это где-то 8 долларов. Практически  даром за 30 градусов натур-напитка.  На следующий день мы принялись делать шоппинг в супермаркете, ведь  все  наши  родственники  очень  могли  обидеться,  что  мы  будем  возвращаться  домой  с  пустыми  руками.  И на обратном пути  спонтанно  вышли  на  эту лавку!  Но продавца пришлось приглашать, так как время уже было  позднее; всего-то 8м вечера.  Япошка спустился со второго этажа  где, очевидно,  проживал  и увидев нас показал было  на табличку, где на японском были каракули иероглифов. Вот, надо же придумать себе письменность…Жаль к ним, почему-то,  не дошёл  Кирилл мефодий- сеятель  знаний. Мы же в ответ  хором  произнесли:  КАНИТИВА (здравствуйте), и  предложили по- хорошему, продать нам Такару,  показывали на двухлитровую бутыль  со  словами : ИКАРА_ДЕСКУ (сколько  стоит)?  Продавец оказался очень сообразительным,  всё понял с полуслова. Он получил свой гешефт, мы тоже поимели, что пожелали. На этом и разошлись,  произнеся  на  прощание:  КАМПАСИ_МАСЁ  ( Оказалось, что  мы  предложили  выпить). Не  сделали  и  десяти  шагов, как Японамать появился в дверях магазина с коробкой в одной руке, и махая  нам другой, что-то выкрикивал.  Мы поняли так, что кто-то из нас троих  не полностью рассчитался,  либо- переплатил,  что  ещё  хуже. Вернувшись   были приятно удивлены:  в качестве презента нам вручили три хрустальных бокала. Это  потом  мы
 узнали,  что  означали  слова  сказанные  нами  на  прощание.  Возможно,  с  нами  хотели  закрепить  Мир  и  Дружбу,  что  не  смогли  сделать  по  Дипломатическим  каналам!..  На выходные нам предстояла поездка в Мемориал Мира_ Атомной бомбардировки, в Хиросиму…


Рецензии