СРТ или наброски одного рейса НК

      Рейс всегда начинается с берега. И задолго до отхода судна от причала. Суда ещё промышляют в морях, рыбаки ещё не выполнили взятые на себя обязательства социалистического соревнования по вылову и сдаче рыбы, а в глубинах кабинетов различного ранга и освещения уже рождаются планы и новые обязательства. Начинается всё с фразы: «Ну!». Может быть конечно и с другой, но смысл этот – «Пора!». И пошли потоками рек. Снежными лавинами. Снежком, брошенным из Москвы, по морям и океанам. И летит вниз, увеличиваясь и нарастая бумажная масса указаний, распоряжений, расчётов и пояснений телеграфных распоряжений Министерства рыбной промышленности СССР от различных дат и номеров. Чтобы не запутаться в сетях, спущенных ими же самими.  И в итоге это всё ударяется в конечный исполнительный кабинет. И уже тут рождаются конкретные приказы по конкретному предприятию. Во исполнение…
      О Североморской экспедиции. По Балтийскому государственному рыбопромышленному тресту. Во исполнение. Изменив предыдущие приказы.
      В первую очередь. И это для начальства и остальных – это оклады и штаты. Сохранили предыдущие и вот оно счастье.
      Во вторую это расценки. Их повышают из года в год. На выход пятьдесят четвёртый-пятьдесят пятый командам СРТ за сто килограмм сельди, охлаждённой установили сто сорок рублей, а солёной – сто. На МРТ расценки повыше – рублей на двадцать-двадцать пять.
      В третью это экспедиционное задание по вылову. Для СРТ это две тысячи центнеров. А у МРТ вдвое меньше. А почему в центнерах? Так потому что звучит много. Намного больше чем двадцать тонн. Намного.
      Здесь есть маленькая такая тонкость, как сортность. Введённая для любителей сдать абы что вместо рыбы. И потому если сортность ниже первой, то расценки снижаются существенно. Ну, а если сдавать рыбу сверх задания, то за рыбку предусмотрено платить вдвое больше. Ну, а если что-либо произойдёт и судно не выловит столько сколько запланировано по ситуации не зависящей от команды – то голые оклады и без переработки. Всё предусмотрено справочником по заработной плате и условиям труда Северо-Атлантической экспедиции на пятьдесят четвёртый год. Оклады для одного человека разные. Береговые, за время перехода на промысел и обратно и твёрдая оплата во время промысла. В которых твёрдый оклад в два раза меньше чем во время перехода, а береговой где-то между ними. Тут такая бухгалтерия, что не посвящённый сломает себе не только мозговые извилины…
      Кушать. На судне это коллективное бесплатное питание, и оно идёт по нормам загранплавания. Триста двенадцать рублей пятьдесят копеек в месяц. На человека. Стоимость рациона расписана исходя из средне-поясных цен по областям, краям и республикам и утверждённая приказом Министра рыбной промышленности СССР.  Этим приказом Астраханская область с Калининградской на одном уровне. Верхушку потребности рыбаков возглавляет мясо, хлеб, масло, замыкают чай, мука, соль. Кто-то всё рассчитал и обосновал.
      Это всё обычные будни и приготовления. Они всегда за кадром. Они всегда для посвящённых. Другое дело, когда в «Калининградской правде», да на первой странице в глаза ударит заголовок «На сто тысяч центнеров сельди больше, чем в прошлом году» и дальше мелким шрифтом расшифровка о доблестных посланиях экипажей судов управления экспедиционного флота трудящимся Калининградской области о выполнении и перевыполнении предоктябрьских обязательств. О досрочных выполнениях годовых и квартальных планов. О лучших, более других успешных судовых командах под руководством капитанов Шлюпкина, Воронова, Носаля, Стишко.
      Так нужно. Это ведь предпраздничный подарок стране. К тридцать седьмой годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции. И если получится добыть в штормах ещё тысяч с десять центнеров рыбы, то будет просто замечательно.
      И появится приказ Управляющего БалтГосРыбТрестом Джапаридзе о встрече тридцать седьмой годовщины революции, о крупных успехах страны, о новых производственных достижениях и призывах всех работниках более настойчиво бороться за дальнейшее улучшение производственной деятельности треста, за чёткость и слаженность работы всех звеньев аппарата, обеспечить не только выполнение, но и перевыполнение установленных тресту производственных планов и заданий.
      С очередной победой и домой. К родным, близким, в семьи, в вопросы и ответы, в вопросы без ответов, в быт и рутину суши. У кого-то может и так, а у кого между рейсами неделя – другая. Только стал обращать внимание, что койка не укачивает, а палуба под ногами не качается и снова в очередной путь-дорожку на благо страны и семьи.
      В этот раз решили попробовать по-новому. Промысловый флот УЭЛа раскрепить на пять отрядов, СРТ выделить в оперативную и перспективную разведки и создать в Северной Атлантике и Северном море постоянно действующие отряды. С учётом отсутствия квалифицированных кадров определили возложить обязанности капитан-флагманов на капитанов промысловых судов: СРТ – 4207, СРТ – 134, СРТ – 693, СРТ – 4196, СРТ – 4141, СРТ – 619, СРТ – 4203 - Потаповича А.А., Шухгалтера Л.И., Щеголютина М.Е., Плеханова М., Мельникова Ф.И., Тимофеева В.А., Иванова М.И.. Отрядов решили на пять, а создали семь. А может и все девять. Арифметика простая – статистика дело тонкое. Поймало девять, а поделили на пять. Вот и получится увеличение выловов и планов. Наверх отчитаться. А тут на месте уже сами разберёмся кто и что заработал.
      А в Калининграде на площади Победы скоро открытие цирка. Все следят за рекламой на страницах «Калининградской правды». И на суше и в море. Хотя настоящий цирк это на водных просторах добычи рыбы.
      Когда нет штормов, то это называется везёт. Целый месяц. До этого море немного шалило, трепало. Мяло и плющило. Кому-то повезло. А кому ещё больше. Да и рыба есть. Может не очень хорошо, но всё же лучше, чем ничего.
      Первый груз успешно сдали на «Заполярье». Успешно это значит быстро. Это ещё потому что боцман с «Заполярья». Скажи кому что и в море всё по блату, так уже не смешно. Осталось только с рыбой договориться и вылавливать. По блату, да по звонку. А так получается всё в жизни пропорционально – четыре дня ловили – четверо суток стояли в очереди на сдачу рыбы. А ведь нужно разгрузиться и получить снабжение. Соль да тару. От них ведь всё и зависит. Не будет снабжения, не будет и рыбалки. Если бы с этим было нормально, то план бы делали намного раньше срока. План-то дают в расчёте на то, чтобы рыбу ловили, а на деле больше время убивается в очереди под разгрузку и в ожидании снабжения.
      За восемнадцать дней поймано сто двадцать тонн, а план на рейс триста семьдесят так, что за оставшееся время, до середины января нужно выловить двести пятьдесят тонн. И если будут принимать и общипывать по-божески, что сию задачу выполним.
      Теперь на «Тунгус», потому что «Заполярье» через несколько дней уходит в порт. А от «Тунгуса» радиограмма о том, что бочкотара заканчивается и надо будет её подождать, когда подвезут из порта. А пока работать экономней. Трудно представить какое безобразие. А если уж терпеливые и не кляузные люди собрались написать в «Правду», то это действительно через край. Сюда же шли не загорать, а работать, деньги зарабатывать. В конце концов стране давать продовольствие. Ну, ничего, может быть, скоро это наладится, а пока оче6нь хочется свежей картошки, а не картофельной муки.
      Третий раз идём к базе с грузом. Погоды неопределённые. Море словно замерло перед штормами. Главное, чтобы не застали груженными у баз.
      Судно и экипаж работают хорошо, но руководство и организация промысла отвратительны. Снова не хватает бочкотары, а поэтому приходится болтаться в районах стоянки баз по пять суток. По журналам посмотрел и прослезился – за месяц половину времени занимают переходы к базам и от них да ожидание разгрузки и тары. На промысел приходится половина месяца, да и то если нет штормов. Вот тебе и выполняй и перевыполняй планы. А ведь сейчас самое время ловить рыбу. И ведь она ловится. И чтобы в такое время не обеспечивать своевременно суда всем необходимым - это преступление.
      Отправил в порт промысловый отчёт за месяц со своими предложениями, как лучше обустроить организацию добычи. В ответ тишина. Ну, ладно, там разберутся. За время простоев возле баз в ожидании погрузки и разгрузки экипаж подаст в суд и заставит уплатить через суд средний заработок. Вот тогда и будут разворачиваться веселее.
      И снова у баз. «Заполярье», как Бастилия во время штурма. В осаде. Не подступиться. На каждое освобождаемое место устремляются два-три судна. Кто на разгрузку, кто на загрузку. Три дня в очереди на сдачу. Три дня за горючим. Запросили двенадцать тонн, а дали всего шесть. А не нравится, то предлагают подождать танкера из порта. Через недельку. А может и другую. А за продовольствием очередь двадцать восьмая. Это значит дней пять ещё. До выполнения рейсового плана осталось чуть меньше ста тонн. Наверное, чтобы нам было не так скучно ждать на судно привезли киноаппарат и теперь мы смотрим кино и читаем письма из дому. Погоды словно подслушивают наше состояние – начинает довольно ощутимо штормить. По несколько дней. Тут беспокоится нечего - если очень внимательно исполнять свои обязанности ничего плохого не случится. Самое главное – это команда. Будет команда будет и рыбалка, и зарплата, и успех. Но команду пришлось основательно перетрясти. Собирались, как всегда. Внезапно и скоро. Планировали, думали, размышляли, рисовали планы, намечали даты. А пока всё это замышляли, оказалось, что в рейс на промысел необходимо было выйти вчера.  И тут сирены, крики, мат. «Пожарный» выход в море и не менее пожарное формирование экипажа. Тут если хочешь порядка то капитан должен и обязан лично подбирать всех. А когда по блату, знакомству и просто так, то это равносильно к танцам на минном поле.
     Вот сейчас, что получилось? Вышли в море и оказывается один из штурманов в своих должностях не ходил. Третий вообще не был в море. Второй плавал только матросом и сразу после «мамоновской академии» попал на СРТ. Старший помощник плавал третьим штурманом и только год назад, как закончил мореходку. Очень тонизирует. Сейчас уже конечно попроще, но за старпомом приходится многое ещё тянуть самому. С людьми работать не может. А без этого у старпома дело не пойдёт. Теперь матросы. Собрались прожжённые «морские волки» (со стажем от года до трёх), ну и с ними пришлось повозиться, чтобы сбить спесь. Бригадира выгнал, боцмана тоже, третьего штурмана тоже, но всё-таки дело наладил. Теперь уже экипаж сравнительно ничего, а поэтому и плавать стало значительно легче.
      Месяц назад ходили спасать 4209. Его выбросило на скалы. Там, наверное, такая же петрушка с людьми. В море не отправляют, а выгоняют. Слава богу, что все живы.
      Ноябрь на исходе. Взяли большой улов и с шести утра на ногах. На палубе матросам хватит работы ещё часов до двадцати трёх, а ведь завтра с шести опять выбирать сети. Сегодня экипаж так расходился, что взяли обязательство завершить рейсовое задание на полтора месяца раньше срока. Ну что ж, это неплохо. Думаю, что выполним. Особенно после проверки заявлений моряков в Министерство и в трест. О постоянных обсчётах рыбаков при приёмке рыбы. Проверили плавбазу «Балтика», а там на три с половиной тысячи центнеров неучтённой по документам рыбы. Крайним сделали технолога. А ведь настоящих виновных и не заметили. Даже уголовного дела не возбудили. А при таких масштабах безнаказанного хищения и растранжиривания государственных ценностей и говорить не о чем. И ведь это только одна база. А сколько их есть? И ведь это только на виду что лежало. А копанули бы по топливу, продовольствию и прочему, то тогда бы не ахнули, а головы стали бы прятать поглубже в плечи, чтобы не отрубили разом.
      До возвращения домой осталось дней сорок. А в ночь с двадцать четвёртого по двадцать восьмое попали в небольшой штормишко. А когда всё закончилось в два дня взяли хорошие уловы. До рейсового задания осталось двенадцать тонн, а годовой план уже завершили. Это уже совсем пустяки. На вечернем радиосовещании доложил, что заполнен рыбой под завязку и сейчас уже на переходе к базе. Ну и что, что нужно поймать до полных трюмов одну треть. Зато пока подойдём очередь уже и подойдёт. Но видимо хитрых евреев, как Левинтас, тут пруд пруди и потому на утро назначена проверка трюмов, на предмет заполняемости. Ночь пришлось попыхтеть и заставить бочками люки в грузовые трюмы. Проверили. Согласились, что ловить не куда и убыли. И всё на свои места. Плюс добрали сети и как очень хорошие ребята побежали на выгрузку.
      Всегда считалось, что снаряд не попадает в одну и ту же воронку. Так нет же, попал. СРТ-186 затонул. Разбило о камни Фарерских островов. Причина, думается, та же – люди, набранные абы как, без подготовки и опыта. Ну и, наверное, то что сртшки просто не оборудованы (или не отремонтированы) для работы в таких условиях. А ещё очень много судов переделанных и приспособленных для лова. А кто переделывает? Простые работяги. Всё по старинке, по похожести, да на глазок. И ещё на русский «Авось пронесёт». Ну, и должно быть – элементарная усталость. Шторма-то совсем не детские. Бывают неделями душу выматывают. Плюс морозы да ветры.
      Но это всё хвосты. Если начать с начала, то во главе всех неприятностей стоит его величество ПЛАН! Победителей никогда не судят. Если дал план, то молодец, дал два плана - герой. Не будет плана – шкуру спустят. И не одну. А если что-либо случится, и нарушишь статистику по аварийности, то будешь сидеть в забытьи на каком-нибудь металлоломе в болоте до пенсии. Без премиальных и зарплаты. Пока не сопьёшься с горя, глядя на более удачливых в рыбалке.
     Команды на СРТшках по своему направлению и составу напоминают хорошую разношёрстную пиратскую компанию. Основная задача, которой – добыча. Тут никого подгонять не надо – все работают на результат. Будет рыба, значит ехать на трёх такси домой. Нет, так и на автобусе, по темноте, сгодится. И главное это удача. Первая удача – это нормальное, целое судно. Вторая – удачливый капитан. Пусть с Мамоновскими курсами «Выстрел», пусть без образования, но удачливый. С нюхом на рыбу и чуйкой на неприятности. Без этой чуйки на море делать нечего. Из навигационных приборов – компас, да обороты двигателя. Сравнить американский ЭК-20 с кофеваркой… Тут в гальюн во время шторма не сходить. Из дырки может припечатать к потолку вместе с твоими потребностями – не выплывешь. Комфорт…
     Ладно я, Мишка Суханов и другие ребята, которые уже имеют опыт на военном флоте - тут есть такие капитаны, которые даже швартоваться-то толком не умеют. Они пытаются носом зайти на разгрузку! Словно отрабатывают водный таран. Да и с другой стороны – приходишь на разгрузку с полными трюмами, да не выбранной сетью – чтобы побольше сдать, а там кидает так, что не до рыбы, уцелеть бы. Возвращаешься домой, а корпуса судов словно кувалдометрами плющили. Шлюпки в щепы. Хотя сами суда выносливые к морю. На моём даже паруса есть, на всякий случай, и для экономии. Но в шторм без двигателя – труба или добрый старый сахалинский Амба. Спастись трудно.
      Пора домой.
      Хоть на день…


Рецензии