История кино. Старик Бронсон на тропе войны

История кино знает множество кинозвезд, которые ярко вспыхнули и быстро погасли. В случае Чарльза Бронсона и вспышка была не мгновенной, растянувшись на 5-6 лет, и гасла его звезда с достоинством, не спеша. В статусе полноценной голливудской звезды Бронсон провел около 15 лет, что не менее поразительно, чем само его появление на голливудском Олимпе, о котором я рассказал в статье «История кино. Как Чарльз Бронсон покорил мир» (http://proza.ru/2021/01/11/1506).


Бронсон на вершине

Начну с того места, на котором я расстался с Чарльзом. На дворе стоял 1974 год: в красавице Праге открылось метро, Голда Меир ушла в отставку, немцы опять победили на чемпионате мира по футболу, но главным событием года стала премьера «Жажды смерти». С июля по декабрь фильм вышел на экраны во всех главных западных странах, за исключением Австралии и Британии, где премьера этого боевика состоялась в январе следующего года. 
 
Чарльз Бронсон в образе архитектора Пола Керси после успеха этого боевика наконец-то стал звездой у себя на родине. Именно в США фильм стал наиболее популярным, что объясняется просто: создатели «Жажды» затронули тему уличной преступности, которая тогда была актуальна для американских крупных городов, а не европейских столиц. Несмотря на традиционные американские ценности, связанные со свободным владением и применением оружия, в мегаполисах США грабители и насильники чувствовали себя крайне вольготно. Рецепт борьбы, предложенный в «Жажде смерти» был прост и полностью соответствовал традициям американцев: если граждане, на которых нападают грабители, станут их отстреливать, то проблема решится сама собой.

Чуть ранее «Жажды смерти» на экраны США и мира вышел еще один фильм Бронсона – «Мистер Маджестик», снятый по рассказу Элмора Леонарда. По сегодняшним временам это не самое увлекательное кино и сейчас его можно порекомендовать только поклонникам Бронсона. Но в то время фильм пользовался успехом у зрителей в США, Франции, Италии и Испании (во Франции на его счету 1 млн зрителей - это больше, чем собрал второй боевик с Клинтом Иствудом про грязного Гарри, и 12-е место среди всех голливудских картин во французском прокате).

1975 год получился столь же удачным для Чарльза, как и предыдущий. В этот год вышли 3 фильма с его участием.

Весной зрители увидели «Побег» Тома Грайза, в котором герой Бронсона занимался спасением из мексиканской тюрьмы невиновного американского бизнесмена. Фильм был основан на реальном побеге американца из мексиканской тюрьмы с использованием вертолета.

Критики негативно отозвались об этом кино, но в прокате США фильм собрал весьма приличные 16 млн долларов (21-е место по итогам года), что было несомненным успехом для достаточно простого боевика, единственным украшением которого был главный герой и незамысловатый юмор. Успеху фильма в американском прокате посодействовала и новаторская промо-кампания студии Colambia, которая выпустила фильм более чем на 1300 экранах сразу в сопровождении интенсивной рекламы. Теплый прием «Побег» встретил и в Европе, особенно в Западной Германии (23-е место в прокате 1975 года).

В сентябре в США состоялась премьера спортивной драмы «Тяжелые времена» режиссера-дебютанта Уолтера Хилла – в этой картине о нелегальных уличных боях 53-летний Бронсон сумел убедительно сыграть бойца, которому по сюжету лет 40. Этот фильм совсем не похож на «Рокки», который выйдет чуть позже - он более камерный, без лишнего пафоса и чрезмерной кровищи, хлещущей на ринг. Фильм не был столь кассовым как «Побег», но затраты на производство окупил.

На Рождество 1975 года в кинотеатрах Америки появился детективный вестерн по роману Алистера Маклина «Перевал Брейкхарт», в котором герой Бронсона расследует аферу с многочисленными убийствами на поезде, преодолевающем перевал.  Снял этот фильм тот же Том Грайз - не очень известный, но опытный профессионал, который большую часть карьеры провел на телевидении.

«Перевал разбитых сердец» в год выхода в США провалился в прокате (в Европе фильм приняли теплее), но сейчас он смотрится лучше «Побега». Годы над ним не властны. Несмотря на несколько скомканную концовку, благодаря Бронсону, добротной детективной истории, хорошим актерам и великолепной музыкальной теме Джерри Голдсмита фильм стал одним из классических в фильмографии Чарльза. 

Нельзя не упомянуть, что во всех трех картинах главные женские роли исполняла жена Бронсона – Джилл Айрленд. Для нее как актрисы этот год тоже выдался лучшим в карьере.

Учитывая, что в 1974 и 1975 году на счету Бронсона было 2 кассовых хита, а 2 картины сделали неплохие сборы, не стоит удивляться, что в середине 70-х он трижды подряд входил в десятку самых кассовых актеров мира по опросам владельцев кинотеатров (в 1975-м году Чарльз оказался на 4-м месте!). Бронсон находился в одной компании с Робертом Редфордом, Клинтом Иствудом, Барброй Стрейзанд, Бертом Рейнольдсом, Полом Ньюманом, Джеком Николсоном и Аль Пачино.
 
Несмотря на то, что удача повернулась к нему лицом, будущее Чарльза как звезды кино было под большим вопросом. Проблемой актера была ограниченность его амплуа. В основном Бронсон играл крутых парней в фильмах, рассчитанных на мужскую аудиторию. И это неслучайно. Именно такие герои больше всего были похожи на самого Чарльза. Бронсон не только на экране, но и в реальной жизни был настоящим олицетворением мужской силы. Как отмечал кинокритик Роджер Эберт, окружающие даже побаивались актера, хотя он никогда не устраивал дебошей и драк. Все это помогало Бронсону выглядеть органичным в образах ковбоев, преступников или полицейских, но мешало ему проявить себя в иных амплуа.

Замкнутость и суровость – плохие помощники для комедийных ролей, поэтому в комедийном жанре Бронсон был чужим, хотя юмор в его некоторых фильмах присутствовал («Красное солнце», «Побег»). Чарльз пытался играть в фильмах о любви, но зрителей эти попытки не впечатлили. В семейном кино Бронсон выглядел бы как Джим Кэрри в роли ковбоя, поэтому ни в одном подобном фильме он так и не принял участия. Из-за ограниченности своего амплуа на экране Бронсону было трудно конкурировать с Полом Ньюманом, Джеком Николсоном или Робертом Редфордом. Более того, даже не самый великий актер Берт Рейнольдс имел преимущество перед Чарльзом, поскольку нравился женщинам и смотрелся естественно в комедиях.

Нельзя не отметить, что Бронсон отсек от себя значительный кусок американской аудитории, когда сыграл архитектора Пола Керси. Дело в том, что его герой в «Жажде смерти» бегал с пистолетом по Нью-Йорку и отстреливал… негров. Да, да! Времена тогда были абсолютно неполиткорректные и в черных преступников можно было стрелять без суда и следствия. Сейчас их даже в официальном порядке судить надо с оглядкой, а уж чтобы слегка придушить на улице – и думать не моги! В 1974 году все было по-другому.  В кино можно было показать правду жизни. Поскольку большую часть уличных преступлений совершали чернокожие, герой Чарльза Бронсона убивал почти исключительно негров. Что, разумеется, не добавило к нему симпатий чернокожего населения. 

Итак, будущее новоиспеченной звезды кино Бронсона было под большим вопросом из-за ограниченности его амплуа. К этому следует прибавить другую проблему: в 1976 году Бронсону стукнуло 55. Его часики явно тикали… Тяжелые времена были не за горами…


Спуск с вершины (1976-1980)

В апреле 1976 года в прокат вышел фильм «От полудня до трех» (1976) сценариста и режиссера Фрэнка Гилроя. Он начинается как вестерн, затем быстро переходит в мелодраму (между героями Чарльза и его жены Джилл Айрленд мгновенно вспыхивает большое чувство), а потом превращается в какой-то водевиль, завершающийся нелепой драмой.   

Отзывы критиков на картину были неоднозначными, а публика отнеслась к фильму без всякого интереса. Бронсон в роли неудачливого героя-любовника людям был не нужен. Тем более, что ближе к середине фильма он ушел на второй план, уступив свое место Джилл Айрленд, которая сыграла непривлекательную роль сумасшедшей вдовы.

«Сент Айвс» (1976) Джей Ли Томпсона – детективный триллер в духе фильмов нуар, вроде «Мальтийского сокола», но в антураже 70-х годов, с их длинными и стильными американскими машинами. Сент Айвс – фамилия главного героя, журналиста и писателя, который попадает в эпицентр какой-то запутанной аферы, с массой трупов. Проблема фильма в том, что сюжет так же загадочен, как в последних фильмах Кристофера Нолана, из-за чего зрителю трудно разобраться в происходящем (я так и не понял, в чем там сыр-бор и даже желания не возникло пересмотреть фильм, чтобы разложить все по полочкам). К тому же лицо Бронсона выглядит каким-то помятым в этом фильме, несмотря на его блестящую физическую форму.
 
Этот детектив стал первым совместным фильмом Бронсона и британского режиссера Томпсона. Несмотря на то, что в прокате фильм не окупился, в будущем этот тандем сделает 8 картин! Забавно, но в «Сент-Айвсе» эпизодическую роль очередного подонка сыграл молодой Джефф Голдблюм. Два года назад - в «Жажде смерти» он принимал участие в убийстве жены героя Бронсона, здесь же попытался разделаться с самим Чарльзом…

1976 год оказался самым неудачным для Бронсона за последние лет десять: с учетом  «Перевала Брейкхарт», который вышел в прокат в самом конце предыдущего года, в его карьере случились три провала подряд. Ничего страшного в этом не было, но дальнейшие события показали, что это отнюдь не случайность. За 4 следующих года (1977-1980) в фильмографии Бронсона не появилось ни одного по-настоящему достойного фильма, который можно было бы поставить в один ряд с «Жаждой смерти» или «Красным солнцем» - я даже не говорю об «Однажды на Диком Западе»...

Вестерн «Белый бизон» (1977) Джей Ли Томпсона вызвал несколько больший интерес у зрителей, чем три последних фильма Чарльза, но это касалось преимущественно Европы (лучший результат картина показала в прокате Германии -  31-е место). В основу фильма была положена странная история наваждения в виде белого бизона, которое преследует героя Дикого Запада Билла Хикока (его сыграл Бронсон). Чтобы избавиться от ночных кошмаров, Хикок отправляется на охоту за страшным зверем… На базе такой истории сделать увлекательный фильм было задачей проблематичной, но дело еще больше осложнилось по причине крайне нереалистичного механического бизона, созданного для фильма. По итогу получилось, что Бронсон сражался с большой рогатой куклой.

«Телефон» Дона Сигела появился в кинотеатрах Америки под Рождество 1977 года. Когда бывшие советские люди познакомились с «Телефоном» где-то в начале 90-х, этот фильм казался окончательно устаревшей клюквой: по сюжету один из чекистов-сталинистов (Д.Плезенс) с помощью телефона будит «спящих» агентов КГБ, которые под гипнозом совершают теракты на территории США. Бронсон в этом фильме играет майора КГБ Григория Борзова, который отправляется в Америку с заданием убить героя Плезенса и предотвратить третью мировую войну (кстати, фамилия Борзов в те годы была крайне популярной русской фамилией, поскольку всего за 5 лет до выхода фильма Валерий Борзов стал двукратным олимпийским чемпионом в спринтерском беге на дистанциях 100 и 200 метров).

Сегодня благодаря гопникам-чекистам во власти тема терактов на территории США вновь в повестке дня. Жизнь показала, что русская гопота – крайне злопамятная и больше всего ненавидит тех, кто ее когда-либо спасал. Но несмотря на то, что «Телефон» сегодня вновь актуален, лучше он от этого не стал. Единственное, в чем состоит значение этой картины для истории кинематографа – это экстравагантный способ совершения терактов, который лег в основу фильма. Позднее его блестяще спародировали в первой части «Голого пистолета».

В том же 1977 году зрители познакомились с еще одним фильмом с участием Бронсона - увлекательным боевиком «Рейд на Энтеббе» Ирвина Кершнера, снятым по горячим событиям, которые произошли летом 1976 года. Тогда мирные палестинцы (и большие друзья СССР) при поддержке нескольких немецких нацистов угнали самолет с израильтянами в Уганду к Иди Амину (тоже большому советскому другу). Вместо того, чтобы по требованию угонщиков самолета освободить в обмен на заложников других мирных палестинцев, томящихся в израильских тюрьмах за террористическую деятельность, подлая израильская военщина вторглась в  суверенную страну Уганду и освободила заложников силой в аэропорту Энтеббе.

Эта блестящая военная операция произвела такой впечатление на публику, что фильмы о рейде на Энтеббе пошли косяком: перед картиной Крешнера в Америке успел выйти телефильм «Победа в Энтеббе» с участием Х.Бергера, Р.Дрейфуса, Б.Ланкастера и Э.Тейлор. Картина Кершнера тоже была снята не на кинопленку, а на видео для ускорения съемок, но, как и «Победа», в ряде стран демонстрировалась в кинотеатрах (в США только по ТВ). Фильм с участием Бронсона получился удачнее «Победы», но конкуренция с ней на пользу «Рейду» не пошла. «Победа» вышла в прокат в Италии, а «Рейд» в это время собирал франки и сантимы во Франции, но на Аппенинах в кинотеатрах не появился.

Нужно также учитывать, что «Рейд» - это «не фильм Бронсона». Чарльз в нем играет одну из главных ролей, но и только. На первом плане в картине – блестящая операция израильтян, а Бронсон в роли генерала Шомрона был нужен как звезда - для привлечения внимания публики.

Следующий фильм Бронсона - боевик «Любовь и пули» (1978) вновь дал возможность актеру составить дуэт со своей женой. В «Белом бизоне» ей просто некого было играть, а в «Телефоне» ей предпочли блеклую Ли Ремик, хотя с этой ролью вполне бы справилась и супруга Чарльза. В «Любви и пулях» Джилл Айрленд сыграла глупую подружку гангстера, которую пытается спасти от наемных убийц полицейский в исполнении Бронсона. Для конца 70-х фильм получился не самым плохим, но и достоинств у него не много. Несколько оживляет стандартные разборки между хорошим копом и плохими парнями место действия – Швейцария, и печальная музыка Лало Шифрина, которая намекает зрителю, что ничем хорошим этот фильм не закончится…

Как ни странно, но не самые удачные картины с участием Чарльза, которые во второй половине 70-х выходили одна за другой, не отразились на его гонорарах. За «Телефон» и «Любовь и пули» Бронсон получил по 1,5 млн $ зарплаты при бюджете этих картин в 7-8 миллионов. Вполне вероятно, что хотя фильмы Чарльза обычно проваливались в Штатах и не производили фурора в Европе, по суммарным доходам в мире они все-таки отбивали затраты на их производство. К сожалению, найти информацию по мировым сборам фильмов Бронсона невозможно, поэтому остается лишь гадать, почему Чарльзу платили такие деньги… 
 
Чем дальше – тем хуже. Конец 70-х принес новые неудачи. Боевик «Кабобланко» (1979) получился скучным и невнятным, а фильм о проблемах нелегальной иммиграции из Мексики «Пограничная полоса» (1980) больше похож на телевизионную ленту.
Единственное, что стоит упомянуть в связи с «Кабобланко»: в Сети есть информация, что мексиканский городок Барра-де-Навидад, где производились съемки, назвал улицу в честь Чарльза Бронсона. Возможно, что это слухи (или пиар этого городишки), поскольку сегодня такой улицы в городе нет. Хотя есть вариант, что ее переименовали обратно по той причине, что результат не устроил жителей города. Зато до сих пор в городе есть отель «Кабо бланко». У него всего 2 звезды, но какой фильм – такой и отель… 

Нельзя не упомянуть, что в это самое время Чарльз Бронсон получил свою звезду на голливудской Аллее славы (12.10.1980). На пике своего максимального падения… По сути, уже как кинозвезда на пенсии...


Кровавые 80-е. Самый опасный пенсионер в мире.

В 1981 году Бронсону стукнуло 60 лет, и пусть в США выход на пенсию по возрасту не совпадал с пенсионным возрастом в СССР, в реальности в Америке социальное пособие по старости начинали получать даже раньше шестидесяти. Но как бы то ни было, что в США, что в СССР (России) 60-летний мужчина воспринимается окружающими как пенсионер.

Свой юбилей Чарльз отметил выходом в прокат боевика «Смертельная охота», с которого можно отсчитывать новый этап его карьеры. Это хорошее мужское кино, которое заинтересует не только подростков – любителей боевиков. В фильме Бронсон предстал настолько бодрым старичком, что зависть берет. Действие картины происходит в горах Канады и около половины времени фильма герой Чарльза убегает по лесам и горам от команды линчевателей во главе с другим пенсионером – Ли Марвином (он был на 2 года моложе, но выглядел постарше Бронсона). В определенном роде это своеобразный ремейк картины Бронсона «Земля Чато», но более увлекательный и не столь жестокий (хотя трупов плохих парней в нем немало).  В прокате США картина собрала 5 млн долл., что было немного, но в последние годы фильмы Чарльза не достигали и этих результатов («Охота» также неплохо была принята в Испании).

Несмотря на относительную удачу с «Охотой», настоящее возвращение Бронсона на звездный небосклон состоялось лишь с выходом «Жажды смерти-2» (1982). Нельзя в одну реку войти дважды, но можно повторить успех, если есть проверенный рецепт. Архитектор Пол Керси полюбился зрителям, и было логично вновь вернуться к этому герою. Странно, что новой встречи с ним пришлось ждать целых 8 лет. Обычно продолжения популярных фильмов появлялись гораздо быстрее. Первый «Грязный Гарри» вышел в 1971 году, и за следующие 5 лет зрители еще два раза повстречались с Гарри. С 1977-го по 1983 год на экранах появились три «Полицейских и бандита» и три части «Звездных войн». 
 
Столь длительный срок между первой и второй частью франшизы «Жажды смерти», вероятно, объясняется не в последнюю очередь тем, что Бронсон не хотел вновь играть эту роль и трудностями со сценарием. Если подумать, то не очень просто было вновь отправить героя Бронсона на охоту за преступниками, поскольку Пол Керси не был киллером по своей природе. Ему был нужен серьезный повод для того, чтобы выйти на улицы города с пистолетом в руке.

Авторы второй «Жажды» этот повод нашли, но он стал почти полным повторением завязки первого фильма: группа отморозков убивает дочь Пола Керси, что заставляет его опять взяться за оружие. Правда, на этот раз герой Бронсона расправляется не со случайно встреченными преступниками, а с непосредственными виновниками гибели дочери. Оригинальное продолжение первой «Жажды смерти» от ее автора Брайана Гарфилда было другим, но оно не понравилось знаменитым трэш-продюсерам 80-х Менахему Голану и Йораму Глобусу, которые приобрели права на «Жажду смерти» у Дино де Лаурентиса. По их настоянию сценарий был переписан.

В целом фильм получился жестче и слабее первой части франшизы. Первая картина сериала была серьезным высказыванием авторов на злобу дня в рамках зрительского кино, а вторая выглядит как обычная коммерческая поделка, не имеющая никакой художественной ценности. Это кино снималось исключительно ради денег, и эта цель оказалась достигнутой.

«Жажда смерти-2» стала самым кассовым фильмом Бронсона со времен «Побега» (1975): в кинотеатрах США было собрано 16 млн., в прокате Франции картина заняла 37-е место, а в Германии – 32-е. 16 млн долларов в начале 80-х были большими деньгами, но все же это результат далек от рекордного (в тот год уродец E.T. собрал недавно еще немыслимые 314 млн баксов, но на уродца пускали детей и стариков в маразме, а у «Жажды смерти-2» был рейтинг «дети до 17 лет допускаются только со взрослыми» (R).  Поскольку старички в маразме своих внуков повели на уродца Спилберга, сборы фильма с дедушкой Чарльзом оказались весьма умеренными.

Сейчас это кино выглядит абсолютно устаревшим и примитивным, но по тем временам оно было ничуть не хуже типичной продукции в жанре боевика: «Кобры» с Сильвестром Сталлоне или «Одинокого волка Маккуэйда» с Чаком Норрисом.

Главным результатом успеха «Жажды смерти-2» стало, что Чарльз нашел свой новый образ – брутального пенсионера, с которым никому не стоит связываться. По сути, это было повторением пройденного – Бронсон попросту вернулся к своему главному герою, которого зрители помнили по «Красному солнцу», «Механику», «Хладнокровному убийце», «Жажде смерти» - крутому хорошему парню, который сражается с негодяями и всех побеждает. Во всех перечисленных картинах Чарльз играл того персонажа,  который у зрителя ассоциировался с самим Чарльзом Бронсоном.

Неудачные эксперименты актера во второй половине 70-х со своим амплуа убедили всех (и наверняка в первую очередь самого Чарльза), что с ними пора завязывать. От добра добра не ищут. Бронсон стал играть Бронсона и в шкуре этого героя провел практически все 80-е годы, несмотря на свой солидный возраст для крутого парня. В сравнении с началом 70-х годов изменилось лишь количество фильмов, в которых снимался Чарльз. С конца 70-х и всю первую половину 80-х он работал по щадящему графику: по одной картине в год.

Что удивительно – почти все его фильмы 80-х годов оказались успешными в мировом прокате! Бюджет картин был невелик (большая их часть выпущена компанией «Cannon», которая в тот период принадлежала израильским продюсерам – двоюродным братьям М.Голану и Й.Глобусу), звезды в них не снимались, сюжеты были простые (Бронсон сражается со злодеем), но все эти фильмы были с Чарльзом Бронсоном. И это было главным. Поклонники этого актера быстро разобрались, что отныне Бронсон стал играть «самого себя», и все, кто хотел «сходить на Бронсона» – шли раз в год на его новый фильм в кинотеатры.
 
Стандартный боевик о полицейском (Бронсон) против маньяка «С десяти до полуночи» (1983) с изрядной порцией обнаженки (что было фишкой компании «Cannon») собрал в кинотеатрах США 7 млн $, и неплохо прошел в Европе, окупив свой бюджет.

Еще лучше был принят зрителями более необычный по сюжету «Зло, творимое людьми» (1984), где Чарльз сыграл «механика» на пенсии, который охотится за нацистским врачом-убийцей, прототипом которого стал Йозеф Менгеле. Фильм собрал 13 млн долларов в США, занял 49-е место в прокате Западной Германии и 61-е место во Франции (может показаться, что последний результат – очень слабый, но фильм посмотрели 876 тыс. французов и он привлек больше французских зрителей, чем классика гангстерского кино «Лицо со шрамом» и оскароносный «Слова нежности» с Джеком Николсоном и Ширли Маклейн).

Зрители еще не успели забыть вторую «Жажду смерти», а на экранах в ноябре 1985 года появилась третья. Вторая часть была плоха, но режиссер Майкл Уиннер умудрился сделать следующую еще хуже. На этот раз Пол Керси возвращается в Нью-Йорк, который успел превратиться в настоящую клоаку. По этой причине герой Бронсона вынужден взять на себя функцию городского ассенизатора и почистить город, используя не только пистолет, но и пулемет! По сути, создатели фильма превратили мирного архитектора в Рэмбо, который за несколько месяцев до выхода этого боевика устроил резню во Вьетнаме, что чрезвычайно понравилось зрителям.

Плохих фильмов в карьере Чарльза было немало, но «Жажда смерти-3» стоит особняком. Сценарий Дона Якоби был настолько ужасен, что Бронсон подумывал отказаться от съемок. Но как бы то ни было, в итоге картина оказалась успешна в финансовом плане: только в Штатах кинопрокат принес 16 млн долларов. Интересно, но перед съемками ушлые братья Голан-Глобус хотели заменить Бронсона другой своей звездой - Чаком Норрисом, из-за того, что Чарльз долго торговался за свой гонорар (в итоге стороны сошлись на 1,5 млн баксов)…

В следующем году у 65-летнего Чарльза вышли сразу 3 картины, чего не случалось уже давно. В телевизионном фильме, основанном на реальных событиях – «Акт возмездия», он сыграл непримиримого борца за права шахтеров, который не крушит челюсти и не крошит врагов из пулемета. Казалось, что с подобными ролями он покончил несколько лет назад, но, вероятно, Бронсон решил сняться в этом кино о профсоюзном деятеле по личным причинам: он сам начинал свою трудовую биографию шахтером, и ему была небезразлична судьба Йозефа Яблонски, который был убит вместе с женой и дочерью в 1969 году. Как и Чарльз, Яблонски был выходцем из семьи иммигрантов (Бронсон – из Литвы, а Яблонски из Польши) и с юных лет работал шахтером.

«Акт возмездия» оказался таким «прогрессивным» и разоблачающим загнивающий капитализм, что в 1989 году его закупил загибающийся «передовой» СССР. Это был второй фильм с Бронсоном на советских экранах после «Великолепной семерки». Но эту картину успех обошел стороной – ее просто не заметили. В эпоху расцвета видеосалонов не самый удачный фильм с Бронсоном, в котором он играл кого-то другого, зрителям был не нужен. И не только советским.   

Зато в боевике «Закон Мерфи» Чарльз сыграл типичного, стопроцентного Бронсона. И сюжет этого полицейского фильма оказался на удивление приличным. Сейчас он удивить никого не сможет, но в те годы кино Джей Ли Томпсона смотрелось достаточно свежо. Особенно, если сравнить ее с удручающей «Жажды смерти-3». Бокс-оффис картины в США тоже оказался на уровне: около 10 млн долларов.

Следующий боевик Бронсона с неудачным названием «Убийство» вышел в прокат в самом начале 1987 года. По смыслу фильма напрашивалось другое название – например, «Телохранитель жены президента» или «Защитник первой леди», поскольку Чарльз играл сотрудника секретной службы, который пытается спасти от смерти жену президента. В ее роли снялась Джилл Айрленд, и это был последний совместный фильм четы Бронсонов. И хотя Джилл к этому времени уже несколько лет лечилась от рака груди, в этом фильме она ничуть не напоминала больного человека.

Этот боевик, на мой вкус, поинтереснее «Закона Мерфи» - с одной стороны, «Убийство» - типичный фильм с поздним Бронсоном, у которого весьма простой сюжет, а с другой – в нем нет ничего раздражающего (нет особых сюжетных глупостей, а отрицательные герои – вполне обычные злодеи, а не монстры). Подобные фильмы с участием любимого актера располагают к многократным просмотрам. Тот факт, что у «Убийства» оказались слабые сборы (6 млн долл.), во многом объясняется  расцветом видеопроката в США во второй половине 80-х. «Убийство» - не блокбастер, поэтому его удобнее смотреть у себя дома, по телевизору, что многие и делали (по итогам 1987 года по данным журнала Billboard этот фильм занял 87-е место в американском видеопрокате, а «Закон Мерфи – 70-е).

В связи с «Убийством» нельзя не упомянуть, как создатели решили вопрос с тем, что первые леди – товар штучный. Во время выхода фильма президентом был Рональд Рейган, а первой леди была знаменитая грымза Нэнси. Чтобы сделать фильм правдоподобным, сценаристы просто переместили время действия на пару лет в будущее, в послерейгановские времена, когда в Белый дом должен был прийти новый президент (чтобы зрителю было понятно, о каких временах идет речь, герои пару раз вспоминают добрым словом Нэнси Рейган). Именно жену нового президента спасает бесстрашный герой Бронсона. Забавно, но в реальности после Рейгана президентом стал Буш-младший, а его жену Барбару неоднократно пытался убить Фрэнк Дребин в «Голом пистолете- 2 1/2»… 

Следующим фильмом Чарльза Бронсона после «Убийства» стала «Жажда смерти-4» (1987). На удивление, но у этого кино вполне вменяемый сюжет, в отличие от двух предыдущих частей сериала (и весьма оригинальный для подобного рода боевиков), хотя он снимался теми же продюсерами – Голаном и Глобусом. Это был седьмой совместный фильм Бронсона и режиссера Джей Ли Томпсона. В кинотеатрах Америки «Жажда» собрала не намного больше «Убийства» (6,8 млн долларов), но тоже была успешна в видеопрокате. Кстати, в роли одной из жертв Пола Керси снялся ныне знаменитый «Мачете» - Дэнни Трехо.

В 1988 году Чарльз снялся в 2-х фильмах: первым на экраны вышел детектив «Посланник» смерти», в котором Бронсон-журналист разоблачает преступления хищной корпорации, вращаясь в кругу религиозных фанатиков (эта роль была отходом от амплуа актера в последние годы), а в «Кинджайт: запретные темы» Чарльз исполнил привычную для себя роль брутального полицейского детектива, который расследует сексуальные преступления против несовершеннолетних. Фильмы вполне можно посмотреть и сегодня, но это далеко не шедевры.

После «Кинджайт», который снимался во второй половине 1988 года, Бронсон по факту ушел из кино, поскольку хотел больше времени проводить со своей женой Джилл, которая боролась с раком. 18 мая 1990 года в возрасте всего 54 лет Джилл Айрленд умерла. После ее ухода из жизни было похоже, что приближающийся к своему 70-летию Чарльз больше в кино не вернется. Как показало будущее, его роман с кинематографом через некоторое время возобновился, но длительный отдых актера подвел определенную черту под карьерой Бронсона. 

Несмотря на свои 67 лет, Бронсон уходил из кино в статусе актуальной кинозвезды, а почти все его фильмы в 80-е годы были коммерческими проектами, которые держались исключительно на его звездном имени. В 90-е все будет уже по-другому, но об этом речь впереди. В данном случае уместнее сравнить положение Бронсона в звездной иерархии в прошедшее десятилетие с той ситуацией, которая была в середине 70-х.

В 70-е годы Бронсон был общепризнанной звездой мирового кино, ничем не уступающей Шону Коннери или Аль Пачино. Где-то к середине 80-х Чарльз остался звездой только в жанре боевиков. Диапазон его ролей, по сути, свелся лишь к «роли Бронсона», а зрительская аудитория его фильмов стала исключительно мужской.

В рамках этого жанра тоже существовала своя иерархия. № 1 среди крутых парней в первой половине 80-х по-прежнему был Клинт Иствуд, который стал настоящим преемником Джона Уэйна в американском кино. В самом конце 60-х годов Клинт вошел в число самых популярных актеров Америки и сохранял свое место на вершине голливудского Олимпа около 20 лет, но после выхода «Непрощенного» неожиданно обернулся ведущим режиссером мирового кино, и последние десятилетия воспринимается именно в этом качестве, хотя Иствуд в первую очередь это образцовый ковбой и культовый Грязный Гарри.

Другой крупной звездой боевиков в 80-е стал Сильвестр Сталлоне, чей герой Джон Рэмбо стал такой же известной фигурой мирового кино, как и Рокки Бальбоа, рожденный тем же Сталлоне чуть ранее. К середине 80-х годов взобрался на мировой звездный Олимп культурист Арнольд Шварценеггер, а ближе к концу десятилетия Мел Гибсон и Брюс Уиллис.

Если все упростить, то в 80-е годы была большая тройка «крутых парней»: Иствуд – Сталлоне – Шварценеггер, а Чарльз Бронсон со своим коллегой по компании «Кэннон» Чаком Норрисом выглядывали из-за их широких спин. Старина Чак в те годы был парнем в самом расцвете сил и считался главным голливудским каратистом (Стивен Сигал и Жан-Клод ван Дамм станут звездами чуть позже). Фильмы-каратэ в те годы переживали настоящий взлет, и некоторые боевики Норриса («Сила одиночки», «Октагон», «Без вести пропавшие», «Отряд «Дельта») собирали кассу даже чуть больше, чем фильмы Бронсона.   

Как бы то ни было, но положение Бронсона среди других звезд жанра было исключительным. Иствуд был моложе Чарльза почти на 9 лет, Норрис на 19, Сталлоне на 25, Арнольд на 26. Кроме этого, у каждого из конкурентов Бронсона были определенные козыри, привлекающие к ним внимание молодой аудитории – основной для этого жанра: Иствуд имел репутацию непревзойденного стрелка и крутого копа, которую он заработал в фильмах Серджо Леоне и киносериале о Грязном Гарри, Сталлоне и Шварц были культуристами, а Норрис – чемпионом по каратэ (хотя в реальности крупных соревнований Чак не выигрывал). 

А чем привлекал внимание зрителей Чарльз? Тем, что и после 60 лет остался Бронсоном. Практически тем же крутым парнем, который был на экранах в 50-е, 60-е и 70-е годы. На него смотрели как на человека, над которым не властно время. Он стал настоящим образцом для более молодых зрителей, как надо правильно стареть: если следить за собой и поддерживать отменную физическую форму, то и в 65 лет ты будешь органично смотреться с автоматом наперевес. А уж с пистолетом тем более.   


Чарльз Бронсон в СССР и России

Во времена моей небурной молодости, которая пришлась на последние годы жизни СССР, неотъемлемым атрибутом жизни каждого городского подростка стали видеосалоны. В конце 80-х система кинопроката быстро умирала, но благодаря видеосалонам подрастающее поколение стало смотреть гораздо больше зарубежных фильмов, чем это было до перестройки. Главным блюдом, которое подавали в видеосалонах, было американское кино, основными посетителями этих заведений – мужчины (молодые), а самыми большими звездами видеосалонов, которые делали кассу, - герои боевиков, включая Бронсона. Именно этих героев было мало в советском кино, но их нехватку быстро ликвидировали предприимчивые дельцы видеорынка.

Я уже упоминал, что единственным фильмом, по которому Чарльза Бронсона знали в СССР, была «Великолепная семерка». Там он сыграл стопроцентного Бронсона. И почти все хиты видеосалонов с его участием лишь развивали этот образ. Поскольку к моменту зарождения видеосалонной культуры фильмография Чарльза в основном сформировалась, на советских зрителей почти одномоментно обрушились его главные хиты и известные боевики («Жажда смерти», «Однажды на Диком Западе», «Красное солнце», «Механик» и еще около десятка фильмов).

С одной стороны, это способствовало большой популярности Чарльза Бронсона среди аудитории видеосалонов – на рубеже десятилетий, когда наши видеосалоны кормили своих зрителей не текущим кинорепертуаром Голливуда, а его стратегическими запасами, Чарльз совершенно точно входил в Топ-10 главных киновезд, вместе с Брюсом Ли, Клинтом Иствудом, Шварцем, Сталлоне, Чаком Норрисом, Мелом Гибсоном, Эдди Мерфи, Джеки Чаном, Стивеном Сигалом…

С другой стороны, значительную часть этих фильмов все-таки составляли боевики родом из 80-х, простые как макароны по-флотски (поскольку эти фильмы после кинопроката все выходили на видео, а более ранние фильмы не всегда). По этой причине представление о Бронсоне у советских зрителей в конце 80-х – начале 90-х сложилось не совсем адекватное действительности. О его месте на кино-Олимпе в 70-е мы не знали, а роли Чарльза образца 80-х и отсутствие на его счету больших хитов в те годы (о чем мы знали по журналу «Видео-Асс») характеризовали его лишь как звезду боевиков – вроде Чака Норриса, Стивена Сигала и Жан-Клода Ван Дамма, а не настоящего голливудского небожителя, вроде Клинта Иствуда. По-настоящему я осознал, что один из любимейших актеров моей юности в свое время был большой голивудской звездой, только недавно -  работая над биографическими статьями о Бронсоне. 


Финал карьеры

После смерти жены Чарльз не хотел возвращаться в кинематограф, и актеру Шону Пенну пришлось потратить много сил, чтобы уговорить его сыграть отца двух главных героев в своем режиссерском дебюте – «Индеец-беглец» (1991). Роль у Чарльза в этой фестивальной драме небольшая и не имеет ничего общего с типичными его появлениями в кино. Возвращение Бронсона в кино отметила кинообщественность, но не публика, поскольку в широкий прокат этот фильм не выходил.

В дальнейшем Чарльз стал регулярно появляться в кино, но большая часть его фильмов в 90-е – это телевизионные проекты. Из его последних работ лишь одна является типичной ролью Бронсона: в последней «Жажде смерти» (5 часть, 1994) актер вновь сыграл озверевшего мстителя Пола Керси, который на этот раз расправляется  с жестокой бандой, убившей очередную подругу его героя (женам и дамам сердца этого архитектора катастрофически не везло!). Это был последний фильм 72-летнего Бронсона в кинотеатральном прокате, но отнюдь не последний, где он сыграл роль крутого парня.

Финальными работами Бронсона в кино стали 3 части «Семьи полицейских» - достаточно качественных телевизионных детективов, в которых герой Чарльза является главой семьи, в которой несколько отпрысков пошли по его стопам. В определенном роде этот сериал стал продолжением ТВ-фильма «Донато и дочь» (1993), где отец - полицейский (Бронсон) и дочь - прокурор (Дана Дилэйни) вместе ловят маньяка и решают семейные проблемы. Все эти семейно-полицейские фильмы стали достойным завершением карьеры Чарльза в кино.

Третья часть «Семьи полицейских» была снята в 1998 году, и после нее 77-летний Чарльз Бронсон наконец-то ушел на пенсию. В 2002 году появилась информация, что актеру диагностировали болезнь Альцгеймера, но в следующем году он умер от пневмонии, за несколько месяцев до своего 82-летия. Это печальное событие, как ни странно, было хорошим выходом из безвыходной ситуации. Напомню, что другой актер (и президент США) Рональд Рейган прожил после постановки аналогичного диагноза 10 лет, перестав появляться на публике задолго до смерти, поскольку его семья не хотела, чтобы люди запомнили бывшего президента в образе овоща. К счастью, в случае Бронсона болезнь не успела превратить этого сильного мужчину в человека, не узнающего родных и близких.

В некоторых случаях тянуть с уходом из жизни действительно не стоит. Особенно это касается актеров, которые на самом деле не умирают как простые смертные. Вот и сейчас, спустя почти 2 десятилетия после своей физической кончины Чарльз Бронсон живее всех живых. Достаточно лишь поставить диск с его фильмом, и он придет в ваш дом с пистолетом, чтобы вновь перестрелять всех негодяев, которых встретит в вашем телевизоре.


Рецензии