О Святой Ксении он не забывал!

О Святой Ксении он не забывал!

Друзья!

С автором этой статьи я был знаком много лет, даже дружил. С весны до осени ездили с ним на рыбалку на Обь. Ночевали на берегу, у костра. Здесь варили стерляжью уху, если на удочки-донки попадалась эта вкусная  жирная рыба, дававшая золотистый навар. Ароматен был и рыбацкий чай с листьями чёрной смородины, корнями шиповника, обской мятой и иван-чаем. Закаты и рассветы, ночные бдения за удочками, насадка  с фонариком объеденных рыбой червей - всё сливалось в один сплошной праздник.
Летом, в июле, можно было  хорошенько позагорать, искупаться, поплавать на резиновой лодке. Иногда к нам присоединялись Евгений Швецов и другие рыбаки.
Наши ночные разговоры у яркого костра чаще всего были о Петербурге, родном городе Владимира Павловича. Но не забывал он рассказывать интересные байки о своих сплавах на байдарке, о рыбалке, о природе прибалтийского края.
Был ли мой друг верующим? Наверно, да! В глубине своей души, хотя и страдал иногда запоями. Лечился, бросал пить...Но всё же постоянная рыбацкая поллитра на двоих к нашей ухе сгубила  этого, вполне интеллигентного, человека. Так что до сих пор чувствую свою  вину как соучастник греховного занятия, столь широко распространённого и поныне (сам я давно непьющий и вегетарианец).
Посему прошу Ксению Блаженную помочь духу усопшего обрести успокоение в мире загробном. Ведь он так любил Вас, боготворил!
И его статья- подтверждение этому!
Вл.Назаров
***********
БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ


БЛАЖЕННАЯ Ксения, подвижница благочестия, родилась в Санкт-Петербурге между 1719 и 1732 годами. Дата успокоения Ксении Петербургской в точности не известна, когда она умерла - никто не знает, и поэтому по традиции день ее памяти отмечается в день памяти святой Ксении Рымляныни, а именно 6 февраля нового стиля. Умерла Ксения между 1794 и 1806 годами.
У некоторых имен есть «сезонная» популярность. Зимой, например, рождается больше Ксений. В Санкт-Петербурге это имя популярно еще и потому, что, как известно, Ксения Петербургская покровительствует городу и его жителям. На Руси имя инвариантировалось: в простонародии - Аксинья, на Украине - Оксана. Но и для этих имен каноническая церковно-славянская форма все та же - Ксения. У имени есть и родственники. Имя - Поликсения (речевая - Поликсена) с именинами б октября нового стиля, значение этого имени «многогостеприимная». А среди мужчин - Ксенофонт с именинами б февраля н. ст. и со значением «чужеголосый». Для маленьких Ксюш при крещении надо сразу определиться, в память какой именно из Ксений их нарекают.
Пять лет тому назад Патриарх Московский и Всея Руси Алексий отслужил 6 февраля молебен в часовне Ксении Блаженной. «Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною», - сказано в постановлении Поместного Собора 1988 года, причислившего ее к лику святых. С тех пор Митрополит Алексий каждый год 6 февраля приезжал в небольшую часовню на Смоленском кладбище, что находится на Васильевском острове Санкт-Петербурга и примыкает к Малому проспекту острова, «Малая першпектива» прямой линией пронизывает весь Васильевский остров по всей его длине параллельно со Средним и Большим

Несколько лет назад в архиве Октябрьской революции был найден любопытный документ начала 30-х годов: «На Смоленском кладбище сохранилась до сего времени часовня так называемой Ксении Блаженной, которая по распространенному среди некоторого элемента суеверию может удовлетворять обращаемые к ней просьбы. Как видно из имеющихся на стенах надписей и прилагаемых записок, собранных при осмотре часовни, жертвой такого суеверия является главным образом молодежь. Настоящая часовня может служить не только предметом распространения религии, но и пунктом организации и сборищ контрреволюционных, шпионских организаций, ибо в записках трудно разобраться, кто их пишет и что это значит. Весь материал по этому вопросу передан в органы НКВД, а управление благоустройства Ленсовета предлагает немедленно ликвидировать часовню».
Но ее почему-то все же не тронули. Говорят, какое-то время тут лепили бюсты вождей, но будто само небо не позволило надругаться над святыней: бюсты бились, работа не клеилась, вот и покинули часовню горе-скульпторы. И стояла она полуразрушенная, запущенная. А люди все равно приходили, и всегда здесь горела свечечка...
ПЕРВОГО дня открытия часовни настоятелем ее служил отец Виктор Московский. Он и рассказал о Ксении Петербургской.
- Ксения Григорьевна была замужем за полковником Андреем Федоровичем, певчим придворным капеллы при императрице Елизавете Петровне. Жили они на Петербургской стороне, на улице, которая сегодня называется Лахтинской. Андрей Федорович внезапно умер без христианского приготовления, оставив Ксению Григорьевну вдовой в 26 лет. Она раздала все огромное имущество бедным, дом подарила знакомой Параскеве Антоновой и ушла в нищенство и в блаженные - это был ее великий подвиг служению Господу Богу и людям в христианском подвиге юродства (добровольно избранный, особый путь спасения, исполненный истинной мудрости при кажущемся безумии).

В полковничьем костюме мужа пошла скитаться по улицам Петербурга. Люди замечали, что это не просто нищая, потому что подаяние она принимала не от всякого. Называла она себя Андреем Федоровичем. Когда же полковничий мундир износился, она круглый год ходила в лохмотьях и рваных башмаках, подвергаясь нападкам и насмешкам.
45 лет Блаженная Ксения приходила на помощь каждому нуждающемуся. Ее подвиг свидетельствует о полном бескорыстии, доброте, кротости, даре предвидения будущего.
В качестве милостыни она принимала только «царя на коне» (копейка с изображением всадника), но тут же раздавала их бедным.
Изредка Ксения заходила к своим знакомым, обедала, беседовала, затем снова отправлялась странствовать. По ночам шла в поле, где молилась по нескольку часов, кланяясь на все четыре стороны. Пройдя поприще внешнего безумия, очистив душу и сердце от земной суеты, она стяжала у Господа дар прозорливости, благодатной помощи людям.
Ее родственники и друзья созвали консилиум известных врачей, все врачи после осмотра Ксении Блаженной и разговоров с ней единогласно заявили, что она психически совершенно здорова.
Многих она предостерегала, предсказывала события. Параскеве Антоновой, которой Ксения отдала свой дом, сказала однажды: «Вот ты сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что Бог тебе сына послал. Иди скорее на Смоленское кладбище». На кладбище толпа окружила сбитую извозчиком беременную женщину, которая разрешилась мальчиком и умерла. Параскеве так и не удалось выяснить, кто были родители. Она усыновила ребенка, дала ему хорошее образование, а он стал видным чиновником и свято почитал свою приёмную мать до смерти.
Матери радовались, если Ксения целовала  дитя, считая, что это принесет ребенку счастие в жизни. Хозяева домов считали за благо, если у них появлялась в доме Ксения, зазывали ее в свои дома, но не к каждому она приходила в гости.
Многие события жизни Ксении связаны с Карповской слободой в Петербурге (прилегала к речке Карповке). На Аптекарском острове жили ее близкие знакомые - Беляевы, служившие в Медицинской канцелярии.
С Петровского времени до начала девятнадцатого века Аптекарский остров даже не входил в состав Петербурга, а был самостоятельной административной единицей со своим смотрителем и печатью. В 1714 году по Указу Петра Первого остров был передан военно-медицинскому ведомству под аптекарский огород для сеяния трав и цветов, и здесь разрешали селиться только аптекарским служителям. Участки для постройки домов разным медицинским чинам раздали недалеко от огорода - вниз по течению речки Карповки.
Солдаты Медицинской коллегии (канцелярии) жили семьями. Один из них Денис Васильевич Беляев (умер в 1755 г.), женатый на Стефаниде Никифоровой, имел несколько детей. Из них Иван, Петр и Евдокия жили рядом, в Карповской слободе, - между Карповкой и Песочной улицей, у Силина моста.
Евдокия Денисовна - одна из самых близких подруг Блаженной Ксении - была замужем за переплетчиком Медицинской канцелярии Адрианом Ивановичем Гайдуковым. Ксения часто заходила в их дом, a иногда и оставалась здесь ночевать. Как-то после обеда, благодаря за хлеб-соль, она сказала хозяйке: «А уточки-то пожалела мне дать; да ты ведь мужа своего боишься. Ох, уж эта мне кобылья голова!» Очень сконфузилась Евдокия Денисовна, так как в печи у нее действительно стояла жареная утка.
С этим же домом связано и такое предсказание Блаженной. «Однажды, встретивши на улице Евдокию Денисовну, Ксения остановила ее и, подавая медный пятак, сказала: «Возьми, возьми пятак, тут царь на коне, пожар потухнет». И что же? Только что вошла на свою улицу Евдокия Денисовна, как увидела, что дом ее загорел-но не успела она добежать до дома, как пламя было потушено.
На месте дома № 25 по набережной реки Карповки (современный адрес) был дом брата Е. Д. Гайдуковой - Ивана Беляева, служившего переплетчиком в Медицинской коллегии. В 1821 году, во времена А. С. Пушкина, он упоминается чиновником 14-го класса, что по табелю о рангах соответствовало чину прапорщика. Жена его, Устинья Михайловна, скончавшаяся в 1846 году, тоже знала Блаженную Ксению. А одна из дочерей, Мария, до. глубокой старости сохранила в памяти рассказы родных о рабе Божией Ксении и 1890 году передала их священнику Дмитрию Булгаковскому, который выпустил книгу о Блаженной Ксении, выдержавшую более десяти изданий.
О Ксении Блаженной на Карповке архивные материалы разыскала сегодня заведующая читальным залом Центрального исторического архива Санкт-Петербурга Наталья Александровна Чекмарева.

НАД могилой Ксении Блаженной в прошлом веке была построена небольшая каменная часовенка. А в 1902 году освящена нынешняя, размерами побольше прежней, возведенная по проекту архитектора А. Всеславина. Часовня относится к приходу Церкви иконы Смоленской Божией Матери, расположенной на территории Смоленского кладбища. В настоящее время перед часовней прямо под открыть!м небом люди зажигают свечи, оставляют записки Блаженной с просьбой помолиться о близких...
Диакон Церкви Смоленской иконы Божией Матери о. Александр говорит о том, что на Камской улице, 20, прилегаю- Г" щей к Смоленскому кладбищу, можно подробно узнать об истории святынь кладбища, в том числе о Ксении Блаженной и часовне, поставленной в ее честь.
Сейчас жизнь прихода ожила: действует Воскресная школа для детей, священники и верующие опекают больницу № 1 на Васильевском острове на Большом проспекте (бывшая им. Ленина), не забывают о делах милосердия и благотворительности.
«В этот день - день памяти покровительницы Санкт-Петербурга святой Блаженной Ксении Петербургской хочется поздравить не только жителей города, но и всех верующих России», - сказал отец Виктор.
Пять лет назад с Духовной академией на Обводном канале, 15, открылась первая в России церковная благотворительная больница святой Блаженной Ксении Петербургской. Сегодня она уже заняла свое особое место в городской жизни Петербурга.
«Не приведи, Господи!» - наверняка думали вы, если когда-нибудь приходили к умирающему старику в больницу, где в палате не совсем чисто и дурной запах, а у медсестры не всегда выпросишь тепленького чайку для больного... «Не приведи, Господи!» - если видели молчаливых стариков в домах престарелых, их потухший, бессмысленный взгляд.
Здесь же, в больнице Ксении Блаженной, словно есть какая-то загадка. Ведь и больные - тяжелые, пожилые, много лежачих. А в скромных палатах чисто и уютно. Несмотря на все свои тяжкие недуги, старушки будто особенные какие-то: мягкие, улыбчивые... Едва кто-то из них попытается встать с кровати - рядом оказывается сестричка.
Эта больница, рассчитанная пока на 42 места, церковно-государственная, государство финансирует ее по минимальной шкале, как любое другое медицинское учреждение. А Церковь собирает средства на улучшение питания больных, благоустройство здания, на лекарства и оборудование. В фонд больницы Ксении Блаженной поступают пожертвования, деньги от продажи церковной литературы, помощь зарубежных христиан.
В год здесь пролечивается более 200 человек. В одной из комнат устроена маленькая часовенка. Конечно, люди тут в основном православные, но были и католики, лютеране, иудеи, и атеисты - тоже.
... Когда-то в Петербурге было около 70 церковных больниц и десятки богаделен. Пока же маленькая больница святой Блаженной Ксении не в силах вместить и сотой доли нуждающихся в заботе и уходе.
Первая церковная больница святой Блаженной Ксении Петербургской - оазис добра и любви. Это совсем не богадельня, американцы подарили больничные кровати, немцы - микроавтобус, холодильники, медикаменты, присылают продукты питания.
Больница - церковная, и пациенты здесь в основном верующие - одинокие, престарелые, малоимущие, их направляют сюда настоятели петербургских храмов. Большинство сотрудников, особенно санитарок, тоже верующие, настоящие сестры милосердия. Здесь проводят службы, исполняют церковные обряды, делают все, что прибавляет сил и физических, и духовных.
, «Молись и трудись» - таков девиз зарегистрированного два года назад христианского благотворительного общества «Душепопечение» во имя святой Блаженной Ксении Петербургской.
Однако действовать оно начало еще задолго до регистрации.
- Мы разработали несколько программ, - рассказывает председатель общества протоиерей Владимир Сорокин. - Во-первых, ищем возможность материально помочь нашим духовным школам. Будем также участвовать в религиозно-нравственном воспитании и просвещении молодежи, открывать целую сеть школ, детских садов и приютов. Во-вторых, серьезно занимаемся медицинскими проблемами. Уже создан международный Центр церковной медицины имени Ксении Блаженной.
Среди других программ - помощь осужденным. Недавнее открытие храма в колонии усиленного режима в Металлострое, например, стало возможным не без участия «Душепопечения». Разработаны планы издательской и хозяйственной деятельности, от которых уже идет финансовая отдача.
Среди членов «Душепопечения» есть иконописцы. Они пишут образа не только для храмов, но и на заказ. Кроме того, общество развивает межцерковные связи - с католиками, лютеранами, баптистами. Американские христиане разместили на территории Лавры небольшую пекарню, работающую на нужды больницы и духовных школ, а оставшаяся часть продукции
Как только появилось это общество, сюда стали обращаться родственники репрессированного духовенства. Кто-то с просьбой о содействии в розыске архивных материалов, а кто-то с просьбой и мольбой о помощи.
В планах - не только помощь престарелым, больным, малоимущим, униженным, но и забота о духовной жизни православной молодежи и мирян. Для молодых - летние лагеря отдыха, курсы по обучению благотворительной деятельности. Замыслы общества Блаженной Ксении большие, и уже многое сделано и многое делается. В уставе общества сказано: для того, чтобы стать членом общества, надо быть крещеным, активно участвовать в литургической жизни Церкви, иметь благословение духовника и рассматривать свою деятельность как церковное служение, усердно выполнять возлагаемые послушания. Конечно, это труд, который далеко |не каждому под силу. Но, в конце концов, как сказано в Евангелии: «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
Святая Ксения Блаженная и сегодня творит добро людям нуждающимся, одиноким, престарелым, малоимущим и обиженным.
Мама моя, уже пожилая женщина, живет рядом с Большим проспектом Васильевского острова. Ее дом находится в 10 - 15 I минутах ходьбы до Смоленского кладбища, и она часто ходит в часовню Ксении Блаженной на церковные Богослужения и часто мыслию своею обращается к святой Ксении. Мне она говорит о том, что Ксения помогает ей жить в почтенном возрасте.
Я же пишу из Нефтеюганска в письме маме: «Поклонись, пожалуйста, от моего имени святым мощам Блаженной Ксении Петербургской».

В. МУРАШЕВ.
Газета "Нефтеюганский рабочий"
1995 год.


Рецензии