Единомыслие

Г.Т. Саликов

ЕДИНОМЫСЛИЕ

Единомышленник тот, кто мыслит свободно. То есть, без предрассудков и предвзятостей. Только в состоянии свободы раздумья может и состояться единство. Единомыслие ни в коем случае не одинаковость соображений. Одинаковость может случаться лишь иногда в качестве совпадений. Это как в музыкальном ансамбле, где разные исполнители играют на разных музыкальных инструментах, а также и поют. Здесь непременно царит многоголосие. И оно согласное. Оно и создаёт единство. И все музыканты оказываются единомышленниками, потому что они возделывают общую музыку. А в ней есть импровизация. Достаточно лишь темы, общей заданной темы, о которой идёт беседа. В ансамбле каждый участник солирует, и все вместе выходят на некое «тутти». Причём, каждый исполняет собственную мелодическую ткань, где некоторые ноты действительно иногда и совпадают в унисон.
Бог прост в том понимании, что Он свободен. И душа человека проста, потому что и она такова. Только в свободной душе может оживать многоёмкая мысль, которая, подключаясь к мозгу, трансформируется в определённые словоформы, понятные самому себе и собеседнику. Так единомыслие возможно именно среди людей, верующих в Бога, в Свободу. Мышление, основанное на такой вере, и есть свободное.
Иное мышление, созданное на знании (информации), — предрассудочное и предвзятое. Ведь невозможно знать всё, невозможно быть информированным обо всём. Именно поэтому такой взгляд на мир, тот, что опирается на знание — ущербный. В нём всегда найдутся изъяны. Знание необходимо лишь для того, чтобы избавиться от невежества. Потому-то и хороши слова одного индийского мыслителя, которые излагаю по памяти: «занозой знания извлеки занозу невежества, а затем выкинь обе занозы». Тут-то и приходит свобода всяческих раздумий. Так, и религиозная догма — не шоры, не клетка. Она — результат свободного хода мысли. Догма — не предвзятость, а итог. А значит, — способна быть вехой в потоке мыслей. Вехой, а не препятствием.
Итак, единомыслие это не игра в одну «ду-ду». Это — гармония разных раздумий, основанных на Божественной свободе. Оно поистине обогащённое.
Мысль — не оценка вещей и событий. Она — сама вещь и само событие. Иначе мы бы назвали единомыслие — «единооценкой». Нет, и оценки тоже должны быть разными, ибо свобода как раз и подразумевает разнообразие. И когда единомышленники по-разному оценивают те или иные вещи и события, они тоже оказываются в согласии. На то и единомыслие.
Я знаю, что земля шарообразная, правда, слегка сплюснутая, что она вертится вокруг своей оси да обращается вокруг солнца, подобно иным планетам, что солнце находится в одном из четырёх рукавов спиральной галактики, что галактика вертится вокруг своего ядра, где помещается чёрная дыра, что наша галактика является составной частью галактического скопления, а то в свою очередь вставлено в суперскопление, и тех огромное количество, составляющих нашу вселенную. И я верю, что наличествует бесконечность и вечность, я верю, что есть любовь. И посему я верю в Бога-Творца. И себя считаю человеком творческим.

Могу предъявить одно из своих свободных раздумий. Оно касается Господней молитвы.
«Отче наш». Здесь обращение к Тому, Кому мы обязаны своим существованием.
«Иже еси на небесех». Мы сознаём, что Бог — вне пространства, то есть, вне всякого материального присутствия.
«Да святится имя Твое». Здесь посвящение нас Богу. Мы выражаем посвящение жизни своей Отцу нашему небесному.
«Да приидет царствие Твое». Мы чаем пришествия Божьего миропорядка и сюда, в мир, Им созданный.
«Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». Бог ведь на небесех, вне материально-пространственного обитания. Но когда Он воцарится на земле, то и воля Его окажется та же, что и на небесах. А сие означает царство любви. Если хотите — власть любви. Взамен той, привычной нам власти, что приходит в результате борьбы некоторых людей, на неё претендующих.
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь». То есть, позволь нам не голодать. Причём, голод имеет тут всякое значение, а главное — духовное.
«И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Просто. Не будем мелочиться ради любви.
«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». То есть, останови движение нашей души к соблазну на поступки, ведущие к порче её. И мы просим оградить нас от дьявольского подстрекательства на те самые поступки, что ведут к порче души. Здесь надобно подчеркнуть, что именно здоровыми душами и только таковыми встретим мы пришествие Царствия Небесного.
Это размышление не является толкованием и не претендует на альтернативу известных толкований отцов Церкви. Но оно и не вступает с ними в диссонанс. И это главное. Стало быть, присутствует единомыслие.

20.12.2021


Рецензии