Переводчик

Мы встретились в кафе, когда он неожиданно позвонил мне, спустя почти 25 лет.

- Привет, дружище! - мой одноклассник и старый приятель Вася за эти годы практически не изменился: та же взъерошенная копна волос, очки дизайна победившего социализма, и едкое, ехидное чувство юмора, служившее ему надёжным щитом от насмешек хулиганья, наряду с моими кулаками и задиристым характером.

- Здравствуй! - ответил Василий, пристально взглянув мне в глаза, словно пытаясь прочесть мысли.
- Как жизнь? Женился? Слышал, айтишничаешь? - я был искренне рад его видеть, моего давнего соперника-шахматиста, - А правильно ты профессию выбрал: мы тогда все куда поступали? Юрфак, экономфак, журфак. А твоя профессия, о-па! "Выстрелила"!
- Да, есть такое, - скромно, без пафоса согласился он, снова словно задумавшись над чем-то.
- Слушай, Иван! - без предисловий взял "быка за рога" мой одноклассник - Ты всегда хорошо относился ко мне, искренне...
- Да ладно! Какие могут быть...
- Подожди! - остановил меня Вася - Не перебивай! Я хочу сказать, что давно знаю тебя, как человека прямого, даже слишком... Ты рубишь с плеча правду-матку, невзирая на лица. Я хочу тебе помочь.
- Ты? Мне?! - сказать, что я был удивлён, это не сказать ничего. Те передряги, из которых я вытаскивал своего приятеля, давно расставили роли в наших отношениях, и роль спасителя от неприятностей была явно моей.

- Да. Понимаешь? Моя фирма выиграла тендер для... ну, не важно, в общем от того заказа остались некоторые наработки, которые я хотел бы пустить в коммерцию, но нужно протестировать.
- Продолжай! - мои обонятельные рецепторы явно сигнализировали о запахе денег.
- Это на основе искусственного интеллекта на платформе IQ-Zed...
- Э-э, стоп-стоп-стоп! Я же тебя не гружу юридической лексикой, хабеас корпус, презумпция правознакомства, двустороняя реституция и всё такое! Вот, и ты меня своим птичьим языком не мучай.
- Да-да, - мягко улыбнулся Василий - Это была разработка по бесконтактной детекции лжи для нужд... ну, ты понимаешь, для чьих нужд. Но мы пошли дальше, чем хотел заказчик. Моя программа не только распознаёт ложь, но и выявляет истинный смысл того, что хотел сказать... э-э, респондент.
- Звучит, честно говоря, фантастически. Мы с тобой, конечно, увлекались фантастикой в детстве: Азимов, Брэдбери, Желязны... Но тут прямо миелофон с Алисой - попытался я отшутиться, так было дико это слышать.
- Миелофон читал мысли. Это невозможно! Пока, невозможно. Принцип действия моего прибора, точнее это программа, не чтение мыслей, а многоуровневая переработка информационного потока от респондента и выдача наиболее вероятного смыслового наполнения.
- Ага! Значит... переводчик со сказанного на то, что имелось в виду на самом деле? - попытался сыронизировать я.
- Ну что-то вроде того. Только анализируется не только вербальный канал, но и интонация, визуальная, ситуационная составляющие и много других входных параметров.
- И что нужно от меня? Опробовать?
- Да. В твоей профессии ты частно сталкиваешься с... м-м-м...
- Неискренностью? - помог я сформулировать этому тугодуму мысль.
- Да. С неискренностью. И... я не тугодум, просто стараюсь точнее формулировки выбирать.

Я точно помнил, что не говорил этого вслух, но мой ясномысленный друг прочитал мои мысли.

- Я не читал твоих мыслей. Спасибо, конечно, за "ясномысленного". Ты их сам выдал, невербально, комплексная реакция речевого, кинестетического аппарата, мимики, общего контекста...
- Так, подожди! Этот приборчик прямо сейчас включён?! - я забеспокоился, хотя особо скрывать мне было нечего.
- Да. Это не приборчик. Это программное обеспечение. В общем, я хочу, чтобы ты протестировал его в условиях повышенной вероятности неискренних ответов и наличия подтекстов. В программе возможны ошибки.
- Как это сделать?
- Загрузи приложение с этой флешки, подключи наушники и тебе понадобятся очки с экшн-камерой. Только учти: это прототип программы, не пытайся копировать, она сотрёт все данные и саму себя тоже.
- А результаты тестирования?
- Я получу в режиме онлайн.
- Вася! Ты охренел?! Какой онлайн?! Это ни личной жизни, ни профессиональной тайны.
- Я буду получать цифровую информацию. Кодировка. "Матрицу" смотрел? Помнишь там зелёненькие цифры? Это будут просто ряды цифр "0" и "1". Никто не лезет в твою личную жизнь, и с клиентами говори без опаски.

Итак, мой друг, айтишник-гений, предложил мне протестировать его новую разработку: программу по чтению невысказанных вероятных мыслей. Звучит фантастически. Так, что там у меня сегодня по расписанию? Утром встреча с представителем потенциального крупного клиента, после обеда судебное заседание по уголовному делу.
Надо сказать, оправу Вася дал мне дурацкую: роговую, старомодную. В этих очках я стал похож на чокнутого профессора, а не на современного адвоката. Хотя моя жена сказала, что я ничего не понимаю в моде, сейчас такие оправы как раз в тренде и смотрится стильно.

Как бы то ни было. Через час у меня встреча. Ресторанчик возле набережной из числа элитных. По утрам, до 12 часов там дают бизнес-завтраки с отличнейшим ценником, а обстановка самая располагающая для деловой встречи с крупным клиентом.

Парковка, как всегда, забита, до ресторана я добрался пешком, запарковавшись за квартал. Встретившая меня хостес, миловидная блондинка, расплылась в дружелюбной улыбке:
- Мы рады видеть Вас! Вам как всегда, столик у окна, с видом на Дон?
"Снова этот пижон припёрся!" - отозвался в моём ухе наушник механическим женским голосом.
Я несколько опешил. Да, программа включена. Диссонанс между тем, что я услышал от хостес и тем, что выдала программа, мягко говоря, вводит в шок.
- Иван Иванович, Вы можете оставить пальто в гардеробе, официант проводит Вас к столику.
"Иди уже, жлоб! Хоть бы раз на чай оставил!"

Пребывая в лёгком шоке, я прошёл к столику. Официант вручил меню.
- У нас сегодня новый средиземноморский завтрак, а также лёгкий завтрак Юго-восточной Азии.
"Короче, всё, что гости не съели после вчерашней пьянки, шеф-повар пустил на бизнес-завтрак" - продублировала программа.
- Кроме того, до 12 часов бесплатная подача вин.
"Эту кислятину давно следовало вылить в канализацию, нормальный человек такое не закажет" - механический, на этот раз мужской голос начинал раздражать и портить настроение.
- Принесите, пожалуйста, "Кавказский завтрак" и заварите чайник травяного чая. Две чашки, я жду человека.
- Конечно! Приятного отдыха в нашем ресторане! - заученно отчеканил официант.
"Как вы меня все достали. Если бы не праздничные чаевые, давно бы уволился" - отозвался искусственный интеллект.
- Как Вас зовут? - по привычке спросил я у официанта.
- Рафаэль.
"Он не может запомнить моё имя уже в десятый раз. Мы для них мебель или говорящие головы, а не люди" - проворчала мне в ухо программа, пока официант удалялся с заказом.

Представитель этой крупной компании явился вовремя, ровно в 11. Лощёный, улыбающийся, самоуверенный, с нелепым платочком в кармане пиджака, совершенно не смотревшимся без галстука.
Мы поздоровались и обменялись формальными любезностями.

- Как перелёт? - спросил я.
- Отлично! Пересадка в Москве задержалась из-за погоды.
"Шеф послал меня в этот Мухосранск. Рекомендовали его, блин! Теперь приходится любезничать с местным пижоном" - мой ассистент выдавал перевод без запинки, монотонным голосом.
- Я, наверное, оторвал Вас от дел? Представляю, объём работы юридического департамента такой крупной компании.
- Нет, почему? Это тоже наша работа. Арбитраж мы ведём сами, а вот с уголовными делами нужны специалисты Вашего профиля - вежливо отозвался мой визави.
"Да ты, адвокатишка, даже представить себе не можешь, что значит руководить юридическим департаментом в 50 рыл. Сочувствует он, психолог хренов" - я уже начал входить во вкус, шикарная программа однако. Молоток, Вася!

- Игорь Александрович, - сказал я - пока мы не позавтракаем, никаких дел! Вы знаете, все заведения, что находятся севернее Ростова, по-моему скромному мнению, совершенно не умеют готовить еду. Закажите вот это, - я ткнул в меню - если Вам не понравится, готов оплатить не только заказ, но и Ваш перелёт.

После завтрака руководитель правового департамента заметно подобрел и мы приступили к обсуждению дела. Васин ассистент-переводчик услужливо переводил с этикетно-официального на реальный. Мы пришли к общему знаменателю с инхаусом по всем вопросам. И только при обсуждении размера гонорара толмач мне выдал по секрету: "Да ты охренел! Это моя полуторагодовая зарплата!" Впрочем, подпись на соглашении стоит, я довольный еду в суд, а Игорь Александрович летит домой, и, надо отметить, не за мой счёт - не подвёл таки шеф-повар.

Привычная судебная суета успокаивала своей обыденностью. Вот молодые юристки (возможно студентки) наверное в сотый раз заверяют своих доверителей, что всё должно сложиться в их пользу - они одеты торжественно, судебное заседание для них - это событие.
Нарушители-административщики смотрятся печально: грязная одежда, лица, измождённые долгим по их меркам отсутствием алкоголя с явными следами общения с сотрудниками полиции, выражение лиц философское, даже стоическое. Держитесь, ребята! Как говаривал Соломон, и это пройдёт.
Вечно недовольные и гомонящие пенсионерки - им должны все, от пристава до президента. Их драгоценнейшее время жизни, отпущенное и на сериалы и кошек, смеет отнимать какой-то там судья - всё это в разных вариациях они передают в эфир.
Вот и коллеги-адвокаты. Их сразу видно по скучающему виду, судебные заседания для них давно привычная рутина. Лёгкие взаимные кивки обозначили узнавание и приветствия.

Мой клиент - мошенник. Нет, он не просто обвиняется в мошенничестве, он именно мошенник. Кому, как не мне это знать? А вот задача моя - убедить суд в обратном, чтобы выглядело всё правдоподобно.

Проходя через пристава и рамку металлодетектора мой цифровой толмач молчал. Ни пристав, ни металлодетектор не натолкнули программу на какие-нибудь мысли и их переводы.
А вот секретарь судебного заседания побудил живой отклик васиного ноу-хау:
- Уголовное дело по обвинению Иванова, судья Рябинин, кто явился?
"Хоть бы не пришли, я сегодня хотела отпроситься пораньше".
- Здравствуйте! Мы явились. Это Иванов, а я - его адвокат.
- Проходите во второй зал, мы ждём прокурора, он освободится в первом зале. Ордер в заседании - это она на протянутый мной ордер адвоката.
"Сколько можно этим адвокатам объяснять элементарные вещи?!" - удивлялся в моём ухе переводчик.

- А мне меру пресечения не поменяют? - беспокоился Иванов пока мы устраивались за столом стороны защиты.
"Хоть бы раз прямо ответил! Всё юлит, чёртов лойер!" - параллельно выдавал текст толмач.
- Вряд ли... Домашний арест - достаточно строгая мера пресечения. Фактов нарушения ведь не зафиксировано? - привычно-неопределённо парировал я.

- Здравствуйте, Иван Иванович! - я повернулся к говорившему и одновременно услышал:
"Снова этот пижон-умник!"
Хм... почему все меня мысленно окрестили пижоном? Костюм и галстук? Запонки вроде только на вечерние мероприятия... Я невольно покосился на своё отражение в стекле кабины-стакана для арестованных.
- Здравствуйте, Пётр Фёдорович! - мой давний матёрый оппонент, зампрокурора района. В советские времена был даже прокурором, но не тех поддержал во времена путча и ГКЧП, за что его с должности и сняли. Однако, в кадровый голод девяностых взяли обратно с отметкой в личном деле: выше зампрокурора района ему теперь не прыгнуть.
- Я смотрю, гособвинение подтягивает тяжёлую артиллерию? - это был не сильно завуалированный комплимент моему визави, тот расплылся в довольной усмешке - Не поможет! Мой клиент абсолютно невиновен! - безапелляционно в шуточном тоне заявил я, но настроение прокурору всё же испортил.

Судья Рябинин слыл среди адвокатов деспотом: перебивал, кричал, отказывал в малейших просьбах. Впрочем несколько адвокатов знали, что после отмены нескольких решений или серьёзной жалобы в квалификационную коллегию судей, он становится... ну если не мягче, то несколько тактичнее. Этих адвокатов он, нет, не уважает, скорее отмечает как достойных диалога. В квалификацию я не писал, а вот три решения в апелляции отменили.

- Слушается уголовное дело по статье 159 часть 4 Уголовного кодекса...

Переводчик мой безмолствовал. Видимо, автоматизм, с которым зачитывались установочные данные дела, не имели никакого подтекста.

- Подсудимый, встаньте! Вы признаёте себя виновным! - судейская интонация, казалось, не допускала иных ответов, кроме согласия.
"Ну, давай! Что там тебе этот стряпчий недоделанный насоветовал?" - отрапортовал искусственный интеллект.
- Нет, Ваша честь! Не признаю! - подзащитного я подготовил давно и контролировать его ответы не было надобности.
"Ага, щас! Я так тебе и признался!" - синхронный перевод вещал почище Гоблина-Пучкова, разве что безэмоционально, как голосовой помощник Алиса или Сири, только мальчик.

- В каком порядке гособвинение предлагает исследовать доказательства? - судья что-то чёркал на листочке, не отрывая взгляда от стола.
"Какой, нахрен, порядок исследования?! Лучше б в особом порядке рассмотрели - уже б свои 4 года общего получил и гуляй дальше" - несмотря на видимое спокойствие судьи, подёргивание авторучкой как маятником выдавало его нетерпение.

- Обвинение предлагает допросить потерпевших, свидетелей обвинения по списку в обвинительном заключении, затем перейти к оглашению письменных доказательств, после чего допросить подсудимого и свидетелей защиты, если таковые будут заявлены - бубнил прокурор, -  Некоторые из потерпевших заявили о нежелании участвовать в судебных заседаниях, их показания можно будет огласить.
"Хрена с два с этим адвокатом мы в два месяца уложимся! Вечно выпендривается перед клиентами, правозащитничек!" - программа давала неплохой контент, который хоть и диссонировал со сказанным, зато прекрасно вписывался в моё собственное видение ситуации.

- Защита?
- Ваша честь, защита в принципе не против такого порядка исследования доказательств, однако с некоторыми "ремарками". Мой подзащитный желал бы дать показания в самом начале судебного следствия, оглашать показания не явившихся потерпевших и свидетелей мы не согласны, у нас масса вопросов к ним. И желательно гособвинителю уточнить какие именно письменные доказательства он желает исследовать.
- Я понял Вас, адвокат - сказал судья.
"Встряли таки мы в дело с этим павлином! Минимум на полгода" - подублировал его переводчик.

"Нет, всё же мне определённо надо пересмотреть свой гардероб" - подумал я.

Возвращаясь домой, я чувствовал себя как после двухнедельной командировки. Информационный поток от людей, с которыми я контактировал удвоился, утроился и мой мозг был перегружен до предела.

- Здравствуй, солнышко! - обнял я свою жену.
- Привет, любимый! Как дела на работе?

Переводчик молчал. Возможно потому, что именно это и имелось в виду. Возможно потому, что перед тем, как войти, я отключил приложение - сил слышать правду почти не было. Пусть сегодня всё будет без подтекста...

Ростов-на-Дону, 21 декабря 2021


Рецензии