В магическом кругу фонарном ч. III гл. 9

Часть III И ВЕЧНЫЙ БОЙ

Гл. 9. Девочка и Ангел.


...Среди фигурок, каждый час появляющихся из циферблата  на башне муниципалитета, кто ж не видел Ангела? Всякий раз, когда я хожу на площадь, чтобы покормить слетающихся туда голубей, и часы начинают звонить, я жду  - когда Ангел появится после Монаха,Шута и Лютниста. И когда, он выходит, смиренно сложивший руки, с белыми крыльями за спиною и нимбом над головой, я молюсь. Бывает, когда, сидя на скамейке возле фонтана, я крошу сизарям хлеб, он слетает с башни муниципалитета и молча садится рядом. Его никто не видит. Только я. Голуби проходят сквозь его прозрачные босые ноги. Слетающиеся на пиршество воробьи и синицы, порхают у подола его хламиды, и только одна из птах, усевшись на спинку скамьи, вертя головой, имитирует трепыханьями крылышек биение живого сердца Ангела. Недолго он сидит рядом, много у него дел в санаторно-курортном городе. Не так много, конечно, как в те времена, когда в Зеебурге располагался госпиталь - и приходилось возвращать в тела отлетающие души умиравших от ран. Но всё-таки. Одного солнечный удар хватил- и надо приложить к раскалённой голове прохладное крыло. Другой, съезжая на лыжах с горы, ногу повредил -и срочно требуется остановить кровотечение.Третьему стало плохо с сердцем -и необходимо снять спазм чудодейственным прикосновением исцеляющей ладони.Уж кому кому , а нам -медикам доподлинно известно-иной раз  лекарства бессильны, но что-то происходит-и умирающий воскресает. Всё это хлопоты Ангелов. А в том , что они реальны, я могла убедиться не раз.Да и саму-то меня набожные мои родители, видать, не даром назвали Ангелиной. В детстве мне часто снился один и тот же сон. Будто тот ангел в часах это -я. И как только в часовом механизме оживали звенящие молоточки, вслед за Лютнистом я выходила в обличии Ангела из бокового оконца в циферблате, чтобы на радость собравшимся на площади зевакам уберечь и Лютниста, и Шута от топора Палача и косы Костлявой.
 
 Наша многоэтажка располагалась на окраине  Зеебурга, но в центре  старого города и особенно на Площади  Фонтана мы с мамой бывали довольно часто. Вначале, когда она усаживала меня в детскую коляску, чтобы отправиться по магазинам, я просто глазела на все чудеса старой площади, а когда она стала гулять со мной, взяв меня за руку, все эти горгульи с фасада собора, фигурки в часах, причудливая лепнина на фасадах стали занимать меня не меньше чем нарядные глазастые куклы в витринах,благополучно переселявшиеся в  мою детскую.Ночами, когда лунный свет заглядывал в моё окно, среди оживающих кукол я могла увидеть и клыкастую горгулью, и Лютниста, и Шута, и Ангела... Иногда мне казалось, что я внутри часов на башне. Звенели куранты - и я должна была выйти из бокового оконца в циферблате вслед за лютнистом.
  - Проснись!-трясла меня за плечи мама.- Ты ходишь во сне...
Она сняла меня с подоконника.И благо окно было заперто. Последовал курс лечения - и мои сомнамбулические хождения по ночам прекратились. Но однажды...

***

...В  1966 году я служил в ВВС дислоцировавшихся в ГДР советских войск. Мой  МИГ-21 - это чудо тогдашней авиации - был для меня всё равно что космический корабль, на котором хоть завтра можно  отправляться на Луну. Оставалось каких -нибудь три года до высадки Армстронга и Олдрина на Луну, некоторые из ребят с кем я учился в лётном училище, были зачислены в отряд космонавтов,несли службу на Байконуре, и дома, в городке лётчиков недалеко от аэродрома в немецком городе Лерце над столом, за которым делала уроки моя дочь Даша, были развешаны её рисунки с космонавтами на Марсе, нашими штурмующими высоту истребителями и устремляющимися в галактические дали звездолётами. "Ну вот!-говорила жена Мила.- Все девчонки сходят с ума по гэдээровским куклам. А наша Даша- в самолётики играет..."
В самом деле. После того, как я принёс домой предназначенную для разбора учебных полётов  модельку МИГ-21, девочка не выпускала макет истребителя из рук. Удивила она нас с Марией и новой серией рисунков, появившейся после посещения детьми военного городка органного концерта в кирхе. Рядом с космическими кораблями и сверхзвуковыми истребителями стали появляться изображения ангелов и горгулий, между которыми шли настоящие воздушные бои. Перепончатокрылые монстры нападали, но их поражали огненными мечами воины с лебедиными крыльями за плечами в "шлемофонах" нимбов.
-Это что ты нарисовала?- спрашивал я.
- Это -вечный бой!
 
С некоторых пор мне стали сниться и грезиться наяву сюжеты этих картинок.В момент преодоления звукового барьера, в полной тишине я вдруг начинал слышать звуки органа. Мне казалось, я сижу не под стеклянным фонарём кабины  машины омываемой через бесчисленные патрубки антифризом в леденящем холоде стратосферы, а за клавиатурой органа. Стрелки, цифры и деления приборов превращались в линейки нотного стана и подвижные, струящиеся ноты органной фуги. От прокалывающего высоту конуса воздухозаборника до выбрасывающего огненную реактивную струю сопла двигателя самолёт превращался в многоголосую музыку. Вот тогда и появлялся сопровождающий машину Ангел. Некоторое время он летел рядом. Но потом он "вселялся" в самолёт и было понятно, что его меч-это ракеты под крыльями. А его крылья -это стреловидные, прижатые к фюзеляжу треугольники. Я делал вираж, но не смотря на то что клавиатура органа исчезала и перед глазами опять маячили приборы панели управления, "стряхнуть" это видение не удавалось. Оно истаивало лишь тогда, когда я возвращался в дозвуковой режим...
 
...Ребятам-сослуживцам, которые в это время бурно обсуждали и наблюдаемые американцами НЛО, и события со сбитыми нашими ракетами во Въетнаме "Фантомами", я ничего не говорил про своего Ангела.Среди легенд Второй мировой бродила между нами и история о том, что Дрезден англичане с американцами разбомбили из-за того, что где-то в подземельях под ним нацисты прятали своё "оружие  возмездия" -летающие тарелки. Это ещё было до того как наши СУ-25 , не вступая в бой,с успехом уходили от ракет над Синайским полуостровом. И мне , выпускнику Каранаульского лётного училища, капитану Алексею Журавлёву, предстояло одному из первых осваивать приёмы ухода от провокаций. 

 Часто, пролетая вдоль пограничной черты, я мог видеть натовского лётчика через фонарь кабины - и он показывал мне безымянный палец.На что я мысленно складывал свою пятерню в русский кукишь.Но только мысленно.Чтобы быть политкорректным. Каждый из нас прекрасно отдавал себе отчёт, что в этот момент мы  движемся светящимися точками на радарах ракетных установок , нацеленных в небо по обе стороны границы, что в боксах ГСВГ и на натовских базах по первой команде готовы взреветь моторами танки, что у пехоты полны подсумки магазинами с патронами.И если все это придет в движение - будет не до шуток. И всё-таки эта война нервов продолжалась. Неудивительно, что десятилетия спустя дававшие интервью, служившие на натовских аэродромах лётчики, сплошь рассказывали о наблюдавшихся ими неопознанных летающих объектах, светящихся сущностях и другой мистике. Нервы у них были на пределе. Но во время прохождения службы они предпочитали об этом помалкивать, опасаясь быть отстранёнными от полётов в связи с психическими растройствами. Я тоже не торопился кого-либо оповестить о своих снах,видениях и грёзах наяву.
   
 И всё же не очень то хотелось, чтобы мне, что называется"снесло крышу". Над было дать своей нервной системе передышку. И при первой же возможности я отправился "на грязи" в Зеебург.Пройти медосмотр. Отдохнуть. Подлечиться.
Постукивания по колену резиновым молоточком, заглядывания в рот, прослушивания стетоскопом и кардиограмма не показали никаких отклонений от нормы.
-Лёгкие чистые! - констатировал терапевт, разглядывая рентгеновский снимок.- Правда, вот здесь над головой что-то вроде нимба при проявлении плёнки появилось и лопатки у вас не совсем стандартной формы. И вот в этом месте , видите- как бы два крыла по бокам засветились. То ли фотоплёнка некачественная, то ли что-то с проявителем последнее время. Эзотерики бы сказали - проявилось астральное тело, аура засветила плёнку-или ещё какую-нибудь чепуху придумали.-усмехнулся эскулап. -Ну да раз крылья даже рентген показывает-вполне годны к полётам, товарищ капитан...
 Март уже опушил каштаны зеленью. Вот-вот они должны были зажечь белые свечи соцветий. Ярко блистало солнце. Я возвращался с процедур через новый, заставленный  многоэтажками, микрорайон.Было жарко и , сняв шинель, я нёс её на руке. Поравнявшись со сгрудившимися у фасада многоэтажки её жильцами, я поднял голову и увидел стоящую в окне шестого этажа девочку. Мне показалось-это моя Даша! Не сегодняшняя, а ещё той поры, когда ей было лет пять. В следующее мгновение девочка сделала шаг за край подоконника -и полетела вниз. Уши резанул визг стоявшей передо мной женщины. Оттолкнув её я мгновенно развернул шинель и сделав из неё "колыбельку", готов был поймать летящего вниз ребёнка...

***
...Я как раз торопилась из аптеки к гостинице "Рапунцель", где мы остановились с мужем и подругой. И я увидела совершенно невероятное -как только ноги девочки оторвались от подоконника - от башни на горе метнулся силуэт Ангела и, когда ребёнок был уж на уровне второго этажа, крылатый спаситель подхватил ребёнка -и неспешно опустил на шинель.  Я совершенно забыла о том, что у мужа раскалывается от головной боли голова - и зачем я здесь. К спасителю и спасённой стекались люди. Все радовались счастливой развязке. Появилась мама с хозяйственной сумкой. Вся в слезах , она тискала девочку. Та даже не плакала и , как видно, боялась, что мама будет её отчитывать. Мужчина с погонами капитана и с "крылышками" в петлицах  в одной руке держал шинель-спасительницу, в другой хозяйственную сумку  с торчащей из неё палкой "докторской" колбасы и бутылкой молока...Вернувшись в гостиницу, я вытряхнула из склянки в ладонь обезбаливающее и, рассказывая о случившемся,но умолчав об Ангеле, набирала в стакан воду из крана. Ну и Ангел некоторое время ещё парил над собравшимися вокруг Девочки, её мамы и военного, затем взмахнул крыльями -и каково ж было моё удивление, когда он вплыл в открытое окно гостиницы и, склонившись над мужем, лежащим на койке с мокрым полотенцем на лбу, приложил к его голове ладонь.
 Я протянула мужу таблетку и стакан с водой.
- Не надо! Уже всё прошло!- сбросил он со лба полотенце...
 
***

Мы снимали фильм к 70-летию ГСВГ и 30-летю вывода войск из Германии под названием "Ангел спаситель". Уже имеющуюся нарезку ты намеревалась дополнить постановочными кадрами и мультипликацией в стилистике компьютерной графики. Ты хотела углубить вполне документальный сюжет постановочными эпизодами. К фотографиям газет времён, предшествовавших выводу ЗГВ из Германии в 1993 году, на первых полосах которых поседевший капитан-лётчик встречался с улыбчивой молодой женщиной, ты хотела дополнить ретроспективные кадры. А именно. Май. 1945 год. Зеебург после бомбёжки англичанами. Руины. В окне полуразрушенного здания стоит девочка. Вот - вот она шагнёт в бездну. Но с вылетевшего из-за кучи щебни танка спрыгивает бравый пехотинец-и развернув шинель ловит девочку, словно мячик в бейсбольную перчатку. Кто он -этот пехотинец? Оказывается -это Билл Хопкинс, чемпион бейсбольной команды Бостонского колледжа! Он пересёк линию фронта, оседлал союзническую "тридцатьчетвёрку" -и уже готов был плюхнуться в освежающие воды Шварцензее.А тут -такое! И по старой привычке бейсболиста о "ловит мяч". И  само - собой в кадре должен мелькнуть крылатый нимбоносец.Ангел-спаситель. На мгновение. Чтобы не утяжелять сюжета.

 Муниципалитет пошёл навстречу, возведя декорацию за половинный бюджет. Манекен девочки был настолько реалистичным, что даже как-то не по себе было, стоя на лестнице по ту сторону декорации, спихивать его из окна. Курт ругался , требуя снова и снова повторять эту манипуляцию. Гутаперчивой девочке было хоть бы что. Зато я, снуя туда-сюда обливался потом. Экипированный американским пехотинцем мой оператор Клим уже который раз спрыгивал с брони и подставлял шинелку. У него уже не получалось сохранять серьёзную мину. И ты бесилась. В который раз надо было спускать при помощи крана на верёвках Ангела -из санаторных волонтёров. Он роптал и готов был послать нас с нашим фильмом куда подальше.
- Мы что снимаем!-злился Курт.-Документальный фильм или "День святого Иоргена" Феллини?Может хватит? Остальное дотянем с помощью компьютерной графики.
- Это Будет выламываться из общей стилистики. Не мультфильм всё -таки, а документалистика. Да и съёмки сделанные Григорием и Климом в Каранауле не очень будут сочетаться с мультипликацией. Там -то девочка в окне брошенных казарм чересчур уж реалистичная получилась...
-Да! И явившийся из иконы соседней , возвращённой епархии церкви, ангел вовремя подоспел, чтобы явившийся на руины экс-курсант подхватил на руки бросившуюся вниз без парашюта девочку, на поверку оказавшуюся его женой.Да и прыгала-то она с первого этажа. - ёрничал Курт. И в нём я узнал Шута из часов на муниципалитете... l
________

* В основу сюжета этой главы положен реальный случай, произошедший 13 марта в 1966 году, в Магдебурге  на Ernst-Reuter-Allee. Советский лётчик спас выпавшую из окна девочку, поймав её  шинелью.
 


Рецензии
Отдельно-стоящая повесть! Хотя и продолжение романа....Всё свежо, светло и - без оскомин. Сюжет, по-прежнему, захватывающий и легкочитаемый! Благодарю, Юрий Николаевич, за "полёты во сне и - наяву"! С уважением,

Владимир Тимкин 2   08.01.2022 13:31     Заявить о нарушении
Надо на концовку пришпандорить хоть то , что уже есть.

Юрий Николаевич Горбачев 2   08.01.2022 13:40   Заявить о нарушении