Выживать в этих суровых условиях...

Друзья!

Чудеса земли родной!Ханты-Мансийский "Музей природы и человека".
Здесь можно увидеть Духа-покровителя казымских хантов богиню Вут-Ими.Костюм богини состоит из разновековых пластин, которые должны были защитить её от богов других народов.
"Богиня Вут-Ими считается младшей дочерью верховного божества Нуми-Торума. У неё четыре воплощения (обские угры, то есть ханты, вообще считают, что у женщин четыре души). Она может явиться соболем, белогрудой кошкой, уткой, или, как в нашем случае, женщиной. Фигура, одетая в панцирь из серебряных и латунных пластин. Панцирь ей понадобился, когда она была женой ненецкого бога. Ненцы и ханты, как правило, враждовали — враждовали и их боги. Братья мужа задумали убить Вут-Ими, но она сама снесла им головы.
Именно панцирь богини, состоящий из орнаментированных пластин-очелий, — самая интересная в нашем случае часть. Дело в том, что он, как выяснилось, собирался на протяжении нескольких веков — с XV по XIX. Шесть пластин панциря изготовлены в Тобольске или ремесленных центрах севера Западной Сибири в конце XVIII — первой трети XIX вв., и пять — в XV–XVI столетиях. Видимо, богиня изначально была одета в средневековые пластины, но в XIX веке её вооружение решили сделать более роскошным и надели на неё ещё несколько пластин. В итоге богиня стала своеобразным летописцем жизни региона".https://bm.digital/domains/12
Да, сибирские аборигены чтили и чтят  своих БОЖЕСТВЕННЫХ ДУХОВ!
Например, у ямальских ненцев Верховное существо, сотворившее этот мир – это бог Нум. После создания Земли он отдалился от дел, предоставив все духам. К Верховному божеству ненцы обращаются очень редко – только в самых важных случаях. Противостоит Нуму покровитель злых духов нижнего мира Нга. По поверьям, это божество питается кровью и душами умерших. Когда Нга недоволен, он насылает на людей трагедии, бедствия, болезни и смерть.
"По представлениям ненцев, у каждого живого существа, природного явления или объекта есть свой «хозяин» – дух. Все события, происходящие в жизни этого народа, принято связывать с воздействием сверхъестественных сил. Духи делятся на три разряда: приравниваемые к божествам Вэсоко, особопочитаемые Ере' и духи третьего разряда Хэхэ.
Духи-хозяева рек, озёр, ручьёв подчиняются главному хозяину воды – Яв'мал Вэсоко. Могущество духов соответствует величине рек и озёр. В центре Ямала, согласно легенде, живет Илебям'пэртя – бог изобилия. Он дарует людям удачную охоту, охраняет стада от дикого зверя.
Весь животный и растительный мир тундры находится в подчинении хозяина земли – Я'мал Вэсоко. Эти три духа особо почитаемы у ненцев, ведь именно от них зависит благополучие человека.
Обитатели Среднего мира находятся под покровительством Я’ Небя – «Матери Земли» и Я'мал Вэсоко. В этом мире обитают духи-хозяева стихий и явлений природы, семейные и родовые духи.
Одним из важнейших семейных духов считается хозяйка огня – Ту'Хада. Она защищает чум, помогает при родах, отгоняет болезни. В жертву ей приносят самые лакомые кусочки забитого на охоте зверя или ритуального оленя.
Помимо вышеперечисленных, у ненцев есть и домашние духи Мяд’ хэхэ. Например, хозяйка чума – Мяд'пухуця, духи предков – Нгытырма, а хранители постели – Вав’тер.
Помимо богов и духов ненцы верят в существование мистического народа, который живёт под землёй – сихиртя. Это маленькие люди с белыми, как снег, глазами и похожими на туман волосами.
Согласно легенде, этот древний таинственный народ жил на Ямале ещё до прихода ненцев, но ушёл под землю, где и по сей день продолжает пасти уцелевших мамонтов. Под покровом ночи или густого тумана сихиртя изредка выходят на поверхность, и тогда в тундре находят древние украшения или останки мамонтов. Однако встреча с этим народом не сулит людям ничего хорошего. Детям и собакам запрещается рыть землю и осквернять водоёмы, так как это может разозлить подземных жителей, и тогда беды не миновать. Обиженные сихиртя могут утащить к себе под землю ценные для ненцев предметы, оленя и даже маленького ребёнка.
Как мы видим, в основе мировоззрения ненцев лежит культ природы, который выражается в почитании огромного множества духов и божеств. Вера в сверхъестественных существ помогает аборигенам Севера . Могущественные силы природы во главе с духами-хозяевами защищают и приносят удачу, а кочевники с бережной заботой принимают дары этой Земли, чтят духов, совершают обряды жертвоприношения, дабы не разгневать своих покровителей".https://zen.yandex.ru/
...Други!
Увы, нынешнее наступление на Природу нефтяников и газовиков не могут предотвратить,кажется, даже Силы Высшие! Пришельцы вовсю  оскверняют святыни хантов и манси(см. файлы ниже). Да и сами исконные "хозяева" здешней земли уже не так боятся гнева своего грозного Торума!
Вл.Назаров
************
1.Проклятие-золотой бабы

Об этой загадочной святыне народов Севера отказываются говорить и работники Ханты-Мансийского краеведческого музея, где она до недавнего времени хранилась в запасниках, и екатеринбургские реставраторы, ныне восстанавливающие древнюю деревянную скульптуру. Суеверия родились не на пустом месте. С Казымской богиней, которую еще величают Юильским идолом, связано много загадочного и трагического. У оленевода, некогда нашедшего святыню, в течение трех месяцев умерли все восемь детей, а его самого парализовало. Скоропостижно скончались в течение года все члены комиссии, доставлявшие древнюю скульптуру в музей. Местных жителей, которые, вопреки древним запретам, осмелились взглянуть на идола , стали преследовать всяческие беды и несчастья.
Ханты и манси верят, что проклятие Казымской богини в силе до сих пор. И Юильский идол из года в год продолжает пополнять трагический список своих жертв. На болотах гибнут кладоискатели, которые верят, что на одном из островков спрятана копия Казымской богини — Золотая баба.
Юильский идол
О Казымской богине я впервые услышала, побывав в районе нижнего течения Оби. Во время сплава на катамаране в месте впадения речки Казым, в 250 километрах к северу от Ханты-Мансийска, к нам на стоянку пришел местный егерь. Присаживаясь у костра, старик признался, что принял нас за кладоискателей.
— Ищут Золотую бабу? — с иронией, помня о двух недавно показанных по телевидению сериалах про искателей сокровищ, спросили мы егеря.
— Ее самую, — серьезно ответил охотник. — Как только снег сойдет, приезжают, копают на болотах, бывает целыми машинами в трясину уходят, и следа потом не найти. А все началось с Казымской богини...
На карте среди тайги и болот старик показал нам неприметный поселок Юильск, окрестности которого местные народности, ханты и манси, считают святым местом. В 1961 году в одном из амбаров, стоящих на сваях из просмоленной древесины, охотники нашли святыню — Казымскую богиню.
— Дядька мой в то время работал в местном колхозе оленеводом, — говорил, поглаживая бороду, старик. — Про находку он вспоминал с суеверным страхом, только в сильном подпитии. Статуя та была двух метров роста, вся почерневшая от времени. Местные жители в тот лабаз ходить боялись. Согласно преданию хантов, манси и лесных ненцев, всякий, кто потревожит покой богини, именуемой Золотой женщиной или Золотой бабой, поплатится за это здоровьем или даже жизнью. Из Ханты-Мансийска приехала специальная комиссия, только в амбаре вместо золотого идола они обнаружили древнюю деревянную скульптуру, отделанную серебром.
По словам охотника, местные шаманы успели унести и спрятать Золотую бабу. Ученым горожанам досталась лишь ее деревянная копия. Только тот, кто к тому идолу прикоснулся, был проклят.
Взглянув на карту, мы прикинули: до “святого” места — поселка Юильска — оставалось чуть меньше ста километров...
— Казымская богиня, которую у нас называют Сорни-ими, все видит, — между тем тихо говорил пожилой охотник. — Она может явиться вам в облике кошки или вороны, посмотреть на вас глазами зайца или лягушки. А иной раз пройдет мимо вас в образе старухи в собольей накидке, покрытая шелковым платком. Вы и знать не будете, что судьба ваша уже определена...
На речном обрыве среди подступающего темного леса нам стало неуютно... О мифическом северном персонаже — Казымской богине — нам рассказывали потом рыбаки в городке Ванзевате, оленеводы в Казым-Мысе, грузчики в Салехарде. Как выяснили мы в дальнейшем, многочисленные легенды родились отнюдь не на пустом месте.
Покой богини охраняли самострелы
Нам удалось найти старожилов старинного селения Юильск, в окрестностях которого сорок два года назад была найдена Казымская богиня. Татьяна Александровна Молданова — кандидат исторических наук, работает в Научно-исследовательском институте угроведения. Ее муж, Тимофей Алексеевич Молданов, является руководителем Ханты-Мансийского фольклорного фонда при НИИ обско-угорских народов. В 1961 году Татьяне было девять лет.
— Я хорошо помню, какой переполох случился в нашем оленеводческом колхозе им. 1 Мая, когда охотники принесли весть: в одном из дальних просмоленных лабазов стоит святыня, — рассказывает Татьяна. — По описаниям она напоминала знаменитую Золотую бабу. Детворе строго-настрого запретили ходить к тому амбару на сваях. Вокруг него стояли самострелы — луки с натянутой тетивой. Любой, кто перешагнет заветное ограждение, мог оказаться раненным или даже убитым. На общем собрании колхозников было решено передать реликвию в краеведческий музей в Ханты-Мансийске.
По воспоминаниям очевидцев, из города прибыла бригада из семи человек. Колхозники по тропам провели их в лабаз. Каково же было удивление проводников, когда они обнаружили на просмоленном полу вместо недавно стоящего золотого идола деревянную скульптуру, отделанную серебром. Вместе с первоначально найденной реликвией исчез из Юильска и старый шаман со своими помощниками.
— Когда деревянную богиню принесли в село, мы увидели, что она огромного роста, вся сплетена из толстых ветвей, — рассказывает Татьяна. — Ее едва смогли поднять шестеро мужчин. На святыне было надето много шелковых платков, накидок из дорогой парчовой ткани с блестками, ее шею и пояс окутывали меха. Вместе с богиней в лабазе были найдены серебряные портсигары, 96 золотых монет. При описи найденных реликвий присутствовали местные активисты, одной из которых была моя мама Надежда Карповна. Моя бабушка по отцу была очень религиозной. Узнав, что мама посмела прямо смотреть на Казымскую богиню и, более того, трогала ее сакральные вещи, пришла в ужас... Наши предки верили, что святыня обладает мощной энергетикой, и видеть ее без ущерба для здоровья могут только жрецы.
Муж Татьяны, Тимофей Молданов, приходился дальней родней тогдашнему председателю колхоза — Семену Молданову, по инициативе которого и была вывезена с болот Казымская богиня. Он вспоминал, что после того, как приезжие забрали в город деревянного идола и укрывавшие его одежды, в поселке стали происходить странные, труднообъяснимые трагические события. У председателя колхоза было восемь детей. За короткий срок все они умерли. Самого Семена Молданова начали мучить страшные головные боли. Обращался он к разным врачам, в том числе ездил к московским профессорам, но никто не смог поставить ему диагноз. Председатель колхоза был коммунистом, не верил ни в черта, ни в бога. Но в конце концов ярый атеист обратился за помощью к шаману, и тот сказал, что на нем лежит мощное проклятие, снять которое не под силу даже ему. Спустя год председателя парализовало.
Но этим гнев Казымской богини не ограничился. Вскоре в поселке стало известно, что из семерых приезжих членов той памятной комиссии в живых не осталось никого... Их скоропостижную смерть медики списали тогда на последствия разыгравшейся в те годы в Ханты-Мансийском округе эпидемии гриппа.
— Однажды зимой мы узнали, что повесился сын Федора Ивановича Сингетова, который помогал вывозить святыню в город. А потом и в нашу большую семью пришло горе, — говорит Татьяна. — У троих из пятерых повзрослевших братьев и сестер умерли дети. Я считаю, что только смерть папы сняла проклятие Казымской богини. Он ушел в мир иной и искупил сполна все наши грехи.
— Куда могло исчезнуть золотое изваяние Казымской богини? — допытываемся мы у историка.
— Наши юильские старики говорили, что золотую статую шаманы потайными тропами унесли на один из малых островов в окружении болот. Согласно преданиям, там и покоилась Золотая баба. После постройки на Оби мощной гидростанции уровень воды в реке поднялся, и островок тот скрылся под водой.
Еще один старый охотник-манси, Данила Сургучев, говорил сельчанам, что Золотую бабу можно отыскать и ныне, если пройти по топям по едва заметной ворге — оленьей тропе. При этом надо знать особые тайные знаки — катносы — в виде стрелы, перекрещенной двумя другими стрелами.
Статуя немой старухи с сыном и внуком в утробе
То, что Золотая баба существовала, сомнений нет. Свидетельства тому — многочисленные летописи, описывающие святыню. Немецкому дипломату Сигизмунду Герберштейну, побывавшему в Московии в XVI веке, удалось собственными глазами увидеть Золотую бабу, о чем он поведал в своих воспоминаниях. Барону было известно, что малые народы Севера поклоняются языческой богине, которую сами никогда не видели. Дань для идола, которого иначе именовали Золотой бабой, собирали жрецы. У богини было множество имен, но самое распространенное и древнее — это Юмала. Богиня таилась где-то в глухом лесном месте и сторожила несметные сокровища. Вся земля холма, на котором стояла святыня, была покрыта монетами. При приближении к идолу слышался ужасный стонущий вой.
Барону Герберштейну удалось найти Золотую бабу в пещере близ горы Денежкин Камень. Преодолев суеверный страх, он вошел внутрь, и увидел “статую в виде немой старухи, которая держит в утробе сына, и там уже снова виден ребенок, про которого говорят, что он ее внук”. Идол не был немым — он издавал звуки. Баба не то выла, не то кричала. Немецкий писатель и путешественник, которого, впрочем, считали шпионом, полагал, что в теле и голове статуи были сделаны специальные отверстия, благодаря которым ветер порождал звуки, усиливавшиеся пустотами. Эти ухищрения, по мнению Герберштейна, были придуманы жрецами для устрашения людей.
На протяжении 500 лет любознательные люди искали Золотую бабу в районах Северного Урала, в бассейнах Иртыша и Конды, в болотах вокруг Ханты-Мансийска. Старожилы знали от своих предков, что в конце девятнадцатого века на берега Оби прибыли два десятка казаков. Всадники были хорошо вооружены, при себе имели подробнейшую карту, сменных лошадей и оленей. Несмотря на это, ни одному из казаков не удалось вернуться из похода. В 30-х годах сгинул бесследно в топях и отряд НКВД. Золотая баба не досталась ни войскам царской армии, ни диктатуре пролетариата...
Ханты и манси весьма укоризненно смотрят на всех приезжих кладоискателей, а о Золотой бабе и ее деревянной копии лишний раз стараются не упоминать, ибо верят, что проклятие Казымской богини в силе до сих пор.
— Год назад губернатор Александр Филипенко попросил сотрудников краеведческого музея устроить выставку предметов, связанных с Казымской богиней, — рассказывает Татьяна Молданова. — Планировалось показать сакральные покрывала, ритуальные пояса, шапки, рукавицы, которые предназначались для “приклада” к духу. Выставка должна была пройти в Центре искусств. Однако она закрылась, так и не успев принять первых посетителей. Женщины-смотрительницы начали жаловаться на резкое ухудшение самочувствия, болезни близких людей, разлады в семьях. Они пришли ко мне, и мы совместными усилиями написали письмо губернатору с просьбой не открывать выставку, мотивируя это тем, что священные атрибуты не предназначены для глаз посторонних. Сотрудницам музея не поверили, администрация пригласила для их обследования бригаду медиков. Каково же было удивление врачей, когда у всех поголовно смотрительниц, включая и молодых женщин, они зафиксировали повышенное давление. Я сама, как только вошла в один из залов, где должна была вот-вот открыться выставка, ощутила необъяснимую тяжесть и желание поскорее выйти на воздух. На давящую атмосферу жаловались все, кто заходил в музей. Выставку свернули, но неприятности на этом не закончились. Вскоре у директора музея Людмилы Васильевны Степановой внезапно умер муж. Все просто диву давались, совсем не старый мужчина, сильный и здоровый, уснул и не проснулся. Тяжелая болезнь подстерегла и одного из устроителей выставки — научного сотрудника Томского государственного университета. У ученого внезапно обнаружилась астма.
Все наши попытки поговорить с директором Ханты-Мансийского краеведческого музея Степановой оказались тщетными. После смерти мужа она отказывается с кем-либо говорить о Казымской богине.
Сейчас древняя деревянная скульптура находится на реставрации в Екатеринбурге. Между тем сотрудникам Ханты-Мансийского краеведческого музея стоило больших трудов договориться о ее восстановлении. Прежде чем согласиться, реставраторы долго колебались, уж больно много загадочного и трагического связано с именем Казымской богини.
Нам удалось узнать, что Юильского идола восстанавливают в реставрационных мастерских Свердловского областного краеведческого музея.
— Зачем вам надо знать, как проходят реставрационные работы? — гневно вопрошала нас директор мастерских Елена Анатольевна. — Все идет согласно заключенному договору, и посвящать вас в его тонкости я не собираюсь.
— Мы вообще стараемся как можно меньше говорить об этом “экспонате”, — доверительно сообщил нам на следующий день один из реставраторов. — Не стесняясь своих суеверий, прячем скульптуру от глаз посторонних. Мистические истории, связанные со святыней, заставили призадуматься наших самых закоренелых скептиков.
А искатели сокровищ верят, что золотая Казымская богиня существует до сих пор, что она не утонула, а укрывается среди болотистых топей где-то близ поселка Юильск. Ныне с лопатами по его окрестностям ходят и ученые, и бичи, и старатели, и новые русские, и просто авантюристы. Случается, что находят старые капища с бусами и цветными лоскутками, каменных идолов... Один из нефтяных магнатов в прошлом году выделил на поиски статуи богини из золота целую бурильную установку. Два месяца агрегат перевозили с места на место, но Золотая женщина осталась и для нефтяников только мечтой.
https://www.mk.ru/
*****************
2.Золотая Богиня Севера
Что нашел Ермак?

По легенде, Золотая баба - отлитая из чистого золота фигура обнаженной женщины, около полутора метров высотой. Точное происхождение Бабы неизвестно. Но рассказывают, что когда-то она стояла на берегах Ладожского озера. По самой распространенной версии, это была статуя древнеримской богини Юноны, которую из разграбленного Рима вывезли очередные варвары. Далее как драгоценность Баба передавалась от одних победителей к другим, пока лапу на нее не наложили викинги и не привезли на Ладогу. Но когда это произошло - не ясно. Зато примерно понятно, когда она начала свое путешествие в Сибирь. В X - XI веках на Северо-Западную Русь пришли христианские миссионеры. Почитать нагую женщину, пусть и из золота, в их планы не входило. И местные жрецы волхвы увезли свою святыню. Якобы к собратьям-язычникам на берега Камы. В XIII веке христианство добралось и сюда, крестить пермь и зырян. И опять жрецы отправили Золотую бабу подальше. На этот раз на Урал, к племенам манси. А потом в Сибирь пришли казаки. Идола спрятали от них в секретном капище где-то на Оби. Известно, что сам Ермак Тимофеевич охотился за сим артефактом. В 1552 году один из его отрядов с атаманом Иваном Брязгой во главе захватил одно из хантыйских городищ, куда, как сообщали лазутчики, по поводу какого-то местного праздника шаманы привезли Золотую бабу. Городок сожгли - Бабу не нашли. Ее, по легендам, шаманы сумели укрыть, чтобы потом перенести на самый север в устье Оби. Но по мере распространения христианства артефакт пришлось перепрятывать все дальше на восток. И, по последним сведениям, она якобы надежно укрыта где-то за Енисеем, на Таймыре.
Клады Колчака 

- Таймыр - самый малоизученный регион России, - утверждает генеральный директор норильского книжного издательства «Апекс» и страстный коллекционер тайн и загадок родного края Лариса СТРЮЧКОВА. - Живем мы обособленно от Большой земли. Добраться можно либо морем, либо на самолете. А путешествовать у нас большую часть года можно только на вертолете. Геологи изучили лишь 25 процентов территории Таймыра. А что тогда говорить об историках, археологах, биологах? Никто не знает, какие тайны скрывает наш край.
Загадки возникают чуть ли не на пустом месте. Например, в прошлом году приезжаем в один нганасанский поселок (нганасаны - один из коренных народов Таймыра. - Ред.). И в поселковом совете узнаем, что гостит здесь некий американец Джон, этнограф. Причем приезжает каждое лето чуть ли не с начала 90-х годов. Пошли знакомиться. Американец страшно неприветливым оказался. Наш этнограф попытался разговорить Джона на профессиональные темы. Оказалось, совершенно не сечет Джон. А потом местные спокойно выдали: «Так он за золотом Колчака сюда ездит» (часть исчезнувшего золотого запаса Российской империи, который 1918 году захватили войска адмирала Колчака. - Ред.). Мол, останавливается всегда в одной семье, предки которой вроде бы знали Колчака по его дореволюционным полярным экспедициям.
На Крайнем Севере ходят слухи о диких племенах, живущих по древним обычаям 
В другом поселке видели дольмены, в третьем - чуть ли не бронзовые ворота Александра Македонского, входы в какие-то таинственные пещеры, находили клады старообрядцев, тайные капища, следы каких-то сооружений, вроде бы останки Гипербореи или Ноева ковчега. Большинство легенд наверняка имеют какое-то реальное основание. И простое объяснение. Но подобраться к ним сложно. Нужно ведь куда-то лететь. А час аренды вертолета стоит 100 тысяч рублей. 

Но главная загадка нашего Таймыра - конечно, удивительное плато Путорана. За его исследование толком еще никто и не брался. Говорят, что Золотая баба как раз где-то там спрятана. И охраняют ее «дикие» эвенки. 

- Что значит «дикие»? 

- Нигде не учтены, нигде не прописаны. Паспортов у них нет и не было. Ни советских, ни российских. Ведут традиционный образ жизни. Ходят слухи, что такие народы еще остались. Тайга большая, всех не пересчитаешь... 

Затерянный мир 

Плато Путорана возвышается над окрестной лесотундрой, как письменный стол, стоящий в абсолютно пустой комнате. Это вулканическое горное плато, кое-где возвышающееся над окружающей равниной на 1700 метров - подняться сюда можно только по нескольким неприметным тропам. Здесь расположен самый высокий в России водопад - 101 метр. А вода в местных озерах, которых здесь 25 тысяч, в полтора раза чище, чем в Байкале. На плато зверя и рыбы невидимо. А вот людей нет. Кроме нескольких сотрудников организованного здесь одного из самых больших в России заповедников - «Путоранского». Главный старожил из них - директор Владимир ЛАРИН: он здесь работает с момента создания заповедника, с 1988 года. 

- Район действительно абсолютно неизученный. Территория - два миллиона гектаров, 2/3 Франции. Плюс еще полтора миллиона гектаров буферной охранной зоны. Тут еще остались места, куда не ступала нога европейца. 

- Почему-то хочется сравнить этот край с «затерянным миром» Конан Дойла. Может, тут и животных можно встретить, которые вымершими считаются, например, мамонта? 

- Живого, увы, нет. Но если их когда-нибудь клонируют, а это, я надеюсь, случится в ближайшем будущем, то лучшего места для них, чем плато Путорана, не найти. А более мелкие животные... Открыты два вида пищух (мелкие млекопитающие из отряда зайцеобразных). Лично мне посчастливилось добавить в животный мир плато класс земноводных - сибирского углозуба. 

- А про Золотую бабу слышали? Говорят, ее многие здесь ищут... 
- Ищут. Но не многие. Сюда же добраться неимоверно трудно. Найдут ли нет, не знаю. Сюда бы археологическую экспедицию хорошую. Раньше здесь народ жил. Говорят, когда-то жестко местные роды воевали за эти места: эвенки, нганасаны, якуты с долганами. Постоянно что-то находим: древние капища, следы стоянок, старинных идолов деревянных - тут рай для археологов. Ситуация на Путоране точно такая же, как в допетровские времена, когда Сибирь еще толком и не изучали. Я не сомневаюсь, что Путораны удивят нас не раз. И будут удивлять весь XXI век. 

- А почему люди сейчас не селятся? Для коренных народов это запретное место? 

- Нет, отходят они от прежнего образа жизни, не кочуют. В сам заповедник уже давно не забираются. Только в буферной зоне два общинно-родовых хозяйства осталось. Впрочем, порой какие-то старики с небольшим аргишем (стадо оленей. - Ред.) забредают. Зачем - не знаю. Поживут немного и опять пропадают. Думаю, по «местам боевой славы» проходят. Прежнюю жизнь вспоминают... 

Почему прячутся «дикие» эвенки? 

Владимир Ларин о кочевых родах «диких» эвенков ничего не слышал. Зато много информации о них собрал норильский писатель и путешественник, автор книги «Неведомый Норильск» Вадим ДЕНИСОВ: 

- В сердце плато Путорана и на южных его окраинах, как утверждают старожилы, вполне можно встретить мифических «диких» эвенков, не приписанных ни к какому поселку, не известных ни одной заготовочной организации или паспортному столу. Согласно слухам они десятилетиями живут, не входя в контакт с цивилизацией. И встреча с ними в глубинах путоранских отрогов крайне нежелательна. 

Есть запись разговора 1981 года со старым эвенком Пахомом Капитоновичем Елагиром, который поведал о пещерах, расположенных в одном из ущелий плато. Мол, там и жили какие-то «дикие люди». Впрочем, в путоранских горах пещер нет, не то строение, скорее речь идет о гротах. Но все равно интересно, поскольку в легендах о Золотой бабе говорится, что она якобы и кроется в пещере. 

А последний случай на эту тему вроде бы произошел в том же 1981 году. Об этом редко проговариваются, но все же бывает. Некий молодой охотник из озорства начал палить в летящий самолет из ружья и даже попал. Летчики пожаловались куда надо. И прокуратура потребовала арестовать нарушителя. Но виновник инцидента как в воду канул. Тогда люди говорили, что он ушел к «диким». 

- Все же зачем людям, если они чисты перед законом, прятаться от цивилизации? Ведь кое-какие блага она все-таки несет? 

- Местные племена часто воевали между собой. Победители сгоняли с понравившихся пастбищ побежденных. Целыми родами прятались в тайге или тундре от набегов воинственных якутов, потом и от русских казаков. А последние бегства племен, я думаю, связаны с восстаниями 30-х годов прошлого века при организации колхозов и в период раскулачивания. Ну и, конечно, переселения, связанные с ядерными взрывами на Новой Земле. Радиоактивные осадки летели в сторону Таймыра, и траектория их, возможно, проходила над поселками эвенков. По слухам, часть одного племени, отправленная на новое место жительства в поселок Ессей, до пункта назначения не дошла, пропав в Путоранах. 

- Неужели «диких», если они все же существуют, так сложно обнаружить? 

- В Путоранах, в средней и южной части, тем более в южных предгорьях, можно спокойно спрятать несколько мотострелковых дивизий - и никто не заметит. Да и кто их будет искать? Государство? Слухи о «диких» ходят уже очень давно. И часть из них связывают как раз с некими эвенками, отправившимися в добровольное изгнание с культовой целью - хранить Золотую бабу. 

Есть тут одна загадка, которой я могу дать лишь собственное предположение. 

В 1549 году австрийский барон Сигизмунд фон Герберштейн, незадолго до этого побывавший в Московии, выпустил книгу 
«Записки о московитских делах» с приложенной к ней картой нашей страны. 

В легендах северных народов сохранилось описание того, как в XVII веке от Оби до Енисея прошел сильный военный отряд хантов. В войске были одни мужчины. Но они не вели боевых действий, не обращали внимания на местных жителей, двигались вперед с какой-то неведомой целью. А перейдя Енисей как раз в районе Путорана, остановились и остались жить, набрав женщин из местных племен. Если предположить, что именно они, ханты, спасали от казаков Золотую бабу, то они же и исхитрились спрятать реликвию где-то в укромных уголках плато. Но как они могли это сделать, не имея горного опыта, не зная территории? Чужой, кстати, - здесь хозяйничали эвенки. Такое можно было сделать только в тандеме. Лишь эвенки могли быть проводниками, помощниками и подсказчиками. 

Норильские исследователи считают, что сегодня именно «дикие» эвенки держат в строжайшей тайне место, где спрятана Золотая баба. Возможно, при этом они даже не сознают насколько ценна эта реликвия.

Золотая баба: 100 великих сокровищ и история длиною более 1000 лет

Золотая Баба — одно из «Ста великих сокровищ» в истории человечества (серия «100 Великих»). Другие её имена: Золотая Владычица — Сорни Най, хантыйская богиня Калтась, Юмала, Гуаньинь, Злата Майя, Речная богиня. И как сказано выше, в сердцах древних славян она находит отклик как Золотая Богородица.

Наиболее поздние упоминания о Золотой Бабе относятся, по преданиям, к стране Обдорской — Белогорью. Согласно одним источникам последний раз святыню видели в 1930-х годах в тайном святилище кызымских ханов — в бассейне реки Обь. По другой информации — также в Югории, но 30 лет спустя, т.е. в 1961 году.

«Первые упоминания о загадочной Золотой бабе, которую позже историки будут отождествлять с угро-финской богиней Юмалой, можно обнаружить в исландских и скандинавских странах. По крайней мере, полученная викингами информация о ней заставляла их на протяжении трехсот лет — с 800-х по 1100-е — каждое столетие совершать набеги на Биармию, так они называли территорию нынешней северо-восточной части России. Однако им каждый раз приходилось возвращаться без добычи — местные жители успевали спрятать свое сокровище и, наученные горьким опытом, переправлять его все дальше на восток. Так с берегов Северной Двины за несколько столетий Золотая баба перекочевала за Урал» — такие данные о «миграции» Золотой бабы на Восток приводит Татьяна Самойлова, в одноименной статье «Золотая Баба».
Ещё в 10 веке о Золотом идоле ведал знаменитый скандинавский викинг-разбойник с характерным прозвищем Торир Собака, ходивший в эти годы в поход на Белое море и Северную Двину. По его словам, богиня сидела в глухом лесу на кургане, держа на коленях большую чашу. Вокруг громоздились сокровища, а земля кургана была смешана с монетами. Вот именно эти дары Богине не давали покоя алчным разбойникам, не говоря уже о том, что сама Богиня была, по легендам, сделанным из золота изваянием в человеческий рост, что, в не меньшей мере, волновало умы охотников за удачей.

Златовласая пророчица: поющие гусли и благословение жертвующим от сердца и души

Подобные же описания Златовласой богини относятся и к более поздним датам. «Подле Золотой Бабы всегда лежало множество гуслей и других музыкальных орудий, которые непрерывно наигрывали сами собой — то тихонько, то чуть громче. По их звуку жрецы предсказывали будущее, ибо Золотая Баба почиталась доброй пророчицей. Почтение к ней было так велико, что никто не осмеливался пройти мимо статуи, не принеся хоть малой жертвы, ну а если вовсе ничего не имел, то вырывал из платья своего нить или волос с головы, подносил это Золотой Бабе, кланялся в землю — и тем надеялся ее умилостивить. Вообще же в жертву ей приносили соболей да куниц, одевали ее в их шкуры. Даже чужестранцы, верившие в иных богов, не скупились для нее на золото, серебро и меха, ибо не принесший жертвы Золотой Бабе непременно должен был заблудиться в пути». А ведь путь, обращу внимание, можно воспринимать не только как конкретную дорогу, но и как жизненный путь.

В Сибирской летописи, повествующей о приключениях Богдана Брязгина, ближайшего друга и соратника Ермака, Золотая баба описывается так: «богыне древней; нага с сыном на стуле сидящая; приемлюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле, а еже кто по обету не даст, мучит и томит; а хто принесет жалеючи к ней, тот пред ней пад умрет…».

Как видим, почти тысячу лет насчитывает история Золотой богини и все эти 10 веков её золото и мистика будоражили умы современников. За ней гонялись разбойники и казаки, её прятали в лесах и болотах, её выкупали после краж, её увозили на Восток и на Север в годы гонений на языческих идолов.
Надо сказать, что сами народы ханты и манси, которые якобы не знают о Золотой бабе (так утверждает некоторое чиновное окружение, отвечающее за Югорский губернаторский пиар) получили первую «мировую» известность благодаря именно этой Золотой Женщине. В 1549 г. барон Зигмунд фон Герберштейн — посол Австрии в Москве издал книгу «Записки о московитских делах». К книге прилагалась и составленная им карта Московии или иначе Великой Татарии. Одной из достопримечательностей карты, тотчас привлекавшей внимание, было изображение женщины, сопровождаемое надписью латинскими буквами: SLATA ВАВА. Располагалось оно на карте неподалеку от того места, где река Обь впадала в Ледовитый океан. (из статьи «Кто же она такая Золотая Баба?»).

Австрийский посол не один год посвятил изучению истории Золотой женщины. Он долго добивался встречи с Семеном Курбским — одним из предводителей московской рати, посланной на завоевание Югорской земли и многие часы беседовал с ним, изучая легенды народов ханты и манси. После этих бесед на иностранной карте в районе современных Югры и Ямала появился первый объект «Золотая баба».

Сегодня Северной Юноне (это ещё одно имя Богини) также, как и много лет назад, посвящают все новые и новые книги. Одна из них «Сказ про Гончара и «Золотую бабу» Вадима Панова. В аннотации к своему новому произведению Вадим Панов говорит: «Кто-то называл ее Богиней, кто-то — Золотой Бабой, но все жаждали встречи с ней, стремясь прикоснуться к Тайне. В непроходимых таежных дебрях ее искали посланцы Ивана Грозного, белые атаманы и красные комиссары, агенты спецслужб и тысячи безвестных охотников за удачей. Многие века пропадали без вести авантюристы, осмелившиеся прикоснуться к тайне золотого изваяния Великой Матери, но она открывалась лишь тем, кого выбирала сама…».

В своей книге, аннотация к которой процитирована выше, Вадим Панов, по сути, «дописывает» историю Золотой Богини, относящуюся к нашему веку: «А в начале. Третьего тысячелетия случилось то, что ранее казалось невозможным — Золотая Женщина покинула свое древнее убежище и очутилась в одном из самых циничных и совсем не волшебных городов мира — в Москве…». Как видим, зачарованный Золотой Богиней автор развивает теперь уже выдуманную им историю, «в которой причудливо переплелись судьбы множества людей — от сыщиков экстра-класса до простых олигархов, от мистической хозяйки Москвы — до шаманов, приоткрылись многие тайны далекого и близкого прошлого, а главное, оказалось, что волшебниками не рождаются, ими становятся. Вернее, не волшебниками — Искусниками».

Золотой Богине посвящена и книга Василия Дворцова «Terra Обдория», удостоенная премии Алексея Толстого. В основе книги — приключения молодых людей, путешествующих по Сибири в поисках языческого идола, их невольное участие в шаманском обряде, охота на гигантскую щуку, война с колдуньей .

Легенды о Золотой Богине занимали умы не только писателей и фантастов, но также историков, археологов и просто фанатов этого Золотого Богородичного образа. Во всех работах названных авторов, много внимания уделяется описанию самой богини и поиску аналогий с другими древними женскими божествами, музыкальной гармонии Золотой Владычицы, путям её передвижения с Запада на Восток, связанной с ней мистикой и реальными историями тех, в чей судьбе, так или иначе, была встреча с Золотой богиней тишины и покоя. Весьма интересно и все то, что происходит вокруг этой Золотой женщины в сегодняшние дни.
Угро-финская богиня, древнеславянская Богородица или предтеча воплощения Будды?

В семьях хантов и манси до сих пор сохраняется культ почитания Казымской богини, или Золотой бабы. Фигурки божества принято укрывать от посторонних глаз в потаенных местах. Доподлинный облик богини неизвестен.

Как пишет в своей статье Татьяна Самойлова «По одним сведениям, это стоящая женская статуя, а то и вовсе изображение Минервы с копьем в руке, по другим — сидящая одетая или обнаженная женщина с ребенком на руках. И размеры у нее в разных свидетельствах разные: от среднестатистической женщины в натуральную величину до «на аршин выше самого здорового мужика». Нетрудно подсчитать, что в таком случае, если статуя цельнолитая, ее вес будет достигать трех тонн со всеми вытекающими отсюда последствиями для транспортировки по бездорожью, болотам и тайге».

Австрийский посол С. Герберштейн, нанесший знак Золотой бабы на составленную им карту, записал, что, по слухам, за Уралом стоит большой идол Золотая Баба в виде женщины, которая носит в утробе сына. Упоминает он и о каких-то трубах, окружающих святилище идола и звучащих сами по себе.

В других описаниях, она не только носит в утробе сына, но вообще создана по типу матрешки: т.е. мать, сын, внук. Таким образом, в целом Род (Семью) символизирует эта Богиня Рожанница.

В иных свидетельствах, богиня устроена как колокол и способна улавливать малейшие вибрации и звуки.

Один из современных энтузиастов-исследователей легенд о Золотой бабе Лев Теплов высказал любопытное предположение, что «Золотую бабу унесли из горящего разграбленного Рима и это была золотая античная статуя». Итальянцы также считали, что Золотую Бабу вывезли из Рима угры, которые в союзе с готами разрушили Римскую империю, а Золотая Баба — это будто бы статуя Юноны. Об этом говорится в исследованиях Н.Ионовой, описанных в статье «Странствия Золотой бабы».
У вогуличей Золотая Баба называлась Калтась. В представлениях манси Калтась — Жена или Сестра верховного бога Нуми-торума.У Калтась есть две Сестры: Хотал-Эква — Богиня солнца, и Най-Эква — Богиня огня. Отождествление данной мансийской Богини («Куальтыссан-торум» в старых источниках) с легендарным идолом «Золотая Баба» стало возможным благодаря прямому переводу ее эпитета «сорни» («золотая»), прилагаемого к её имени. В фольклоре манси Калтась сближается с утренней зарей. Одна из ипостасей Калтась в мансиийском фольклоре — красивая молодая Женщина. Когда золотая Калтась распускает Свои волосы, «они развеваются как семикратная Обь вместе с устьем, из кос расходится дневной свет, и в них возникает лунный свет». В мифологии манси коса божества (как Женская, так и мужская) — олицетворение устойчивой связи между разными сферами жизни.

Однако директор Березовского научного фольклорного фонда Любовь Кошлатова предостерегает относительно путаницы Золотой бабы и Калтась (Калташ). Она обращает внимание, что Калтащ, по легенде является сестрой Золотой бабы. «Святым местом богини Калтащ является село Калтысинские Юрты в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа, но это другая богиня» — на это обратила внимание музейный работник.

Существуют и иные представления о внешнем виде Золотой Бабы. Например, те исследователи, которые придерживались мнения, что Золотая Баба — это тибетская богиня бессмертия ГуаньИнь, предпочитали ее изображение, где она выражает извечную суть бодхисатвы (буквально — «существо, стремящееся к просветлению») Авалокитешвары, одного из высших существ, достойных со временем достичь степени Будды («Кто же она такая Золотая Баба?»).

Судя по гуслям и «функциям» (Рожанница, Богиня Макошь) северная Золотая баба, действительно имеет много общего с Сарасвати — Женской ипостасью Бога Брахмы и богиней мудрости. Считается, что Сва дарует своё покровительство тем, кто стремится постигнуть Творца Вселенной. В иконографии Сарасвати двумя руками играет на древнейшем музыкальном инструменте Вине — индийской лютне. Это показывает, что истинно знающие учителя настраивают ум и интеллект ищущего ученика и извлекают из него музыку жизни. Если ум не «настроен», то доминирует умственное возбуждение и дисгармония с миром.

Возвращение Золотой Бабы и Возвращение Золотого Будды

Итак, Золотая Баба, вероятнее всего, «в одном из своих воплощений» — тибетская богиня бессмертия, выражающая извечную суть бодхисатвы (буквально — «существо, стремящееся к просветлению»), одного из высших существ, достойных со временем достичь степени Будды.

В таком случае, само присутствие Золотой бабы в Тюменской области (Регионе 72) указывает на прямую связь «Региона 72» с Тибетом.

В этой связи читаются иначе и слова Тибетского лидера Далай-Ламы, произнесенные им в начале декабря 2007 года, когда он не только призвал верующих молиться за то, чтобы его следующее воплощение произошло в России, но и заявил «что в следующем воплощении может быть женщиной.

Учитывая при этом, что согласно буддийским канонам, Далай-лама считается воплощением Будды, получается, что Будда воплотится в женщине, живущей в России и идущей по пути просветления.

Через несколько дней Далай-лама выступил с другим сенсационным заявлением: «Сначала он сообщил, что вопреки традиции укажет своего преемника еще до своей смерти, а потом решил провести референдум о том, стоит ли ему вообще перерождаться. Если большинство проголосует «против», то, по словам тибетского лидера, он готов прервать шестисотлетнюю традицию реинкарнации Далай-лам»

Таким образом, Далай-Лама может указать свою преемницу в России уже в этом веке.

Возможно, он знает намного больше, чем мы, и всего лишь предвосхищает то, что должно сбыться по пророчествам, в частности, предсказаниям, о Богородичном пути России.

Публикуя 18 декабря 2007 года статью «Пророчества о России, имени Правителя и Регионе 72: Династия 33 РА возрождается в династии 72 РА», я упоминала о том, что Тюменская область оказалась в фокусе внимания тех, кто исследует историю скифов и сарматов, а также древние пророчества, именно в связи со знаками Богородицы, которым отмечен наш регион. Ведь по чудесному стечению обстоятельств Тюменская область отмечена числом 72, а 72 согласно древнему учению Каббала — это число Бога творящего. Под Богом, творящим, в данном случае, подразумевается Царица Небес (Богородица), отображением которой и является число 72».

С учетом новой информации получается, что заявления Далай-Ламы о женщине преемнике и новом воплощении Будды в России, идет и в русле пророчеств о России, и в русле исследований по истории скифов и сарматов о династии 72 - РА.

Остается вопрос: «Как эта «Женщина-Преемник Будды» соотносится с православием?».

Мне думается православие лучше, чем мы знает о том, как это будет. Ведь не случайно , Директор программ Всемирного русского народного собора Роман Силантьев., прибывший в гости к Далай — Ламе, передал личное послание главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. И после встречи сделал заявление: «Священноначалие Русской Православной Церкви с уважением относится к Его Святейшеству и радо было бы с ним встретиться».

В декабре 2007 года мне представилась возможность посетить временную экспозицию «Возвращении Будды» в Эрмитаже. Обратила внимание на положение рук Будды. А чуть позже, в других залах, заметила небольшую статуэтку Христа (Скандинавия 9—10 век?). И, что удивительно, этот скандинавский Христос «ровесник» Золотой бабы держал руки точно также как Будда … Похоже, между ними намного больше общего, чем нам было известно раньше…

Итак, нас, возможно, ждет Возвращение Будды в женском образе…

Золотая Богиня «оживает» в России, с одной стороны, в сенсационных заявлениях Далай-Ламы, с другой стороны в фантастике Вадима Панова, превращаясь в Хозяйку Москвы…
 
Золотая Богиня не жалует югорские власти

В 2001 году в статье «Заклятие Золотой бабы» Василий Дятлов рассказал загадочную историю о реставрации статуи легендарной Казымской Богини, часть которой я привожу ниже.

«К екатеринбургским реставраторам обратились сотрудники Ханты-Мансийского краеведческого музея с заурядной, казалось бы, просьбой: восстановить древнюю деревянную скульптуру, найденную сорок лет назад в районе поселка Юильск. Но прежде чем согласиться, екатеринбуржцы долго колебались: двухметровая, почерневшая от времени статуя изображала легендарную Казымскую богиню — божество хантов и манси, с именем которой связано много загадочного и трагического. Согласно преданию всякий, кто потревожит покой богини, может поплатиться за это жизнью и здоровьем. Факт остается фактом: все попытки использовать «юильского идола» в «просветительско-атеистических целях» заканчивались такими странными историями, которые заставили призадуматься даже закоренелых скептиков. Именно поэтому екатеринбургские реставраторы, не стесняясь своих суеверий, прятали изваяние от глаз посторонних, стараясь как можно меньше говорить об этом «экспонате».

Многие верят, что проклятие Казымской богини в силе до сих пор. За год до написания статьи Василием Дятловым, в Ханты-Мансийске в местном краеведческом музее по личной просьбе губернатора Александра Филипенко была устроена выставка предметов, связанных с Казымской богиней. Выставка закрылась, так и не успев принять первых посетителей. Смотрительницы начали жаловаться друг другу на резкое ухудшение самочувствия, разлады в семьях, а потому решили написать письмо губернатору с просьбой не открывать выставку. Женщинам не поверили, прислали бригаду медиков, которые, осмотрев их, зафиксировали у всех повышенное давление. Все, кто в те дни заходил в здание музея, сразу начинали ощущать необъяснимую тяжесть и желание поскорее выйти на воздух. Выставку свернули, но неприятности не закончились…» Проблемы начались у самих устроителей выставки…

Гнев потревоженной Богини

Как уже замечено выше, ханты и манси верят, что Казымская богиня — иногда ее называют Золотой женщиной или Золотой бабой — определяет судьбу человека. По преданию, «постоянным местом жительства» Золотой бабы являются окрестности поселка Юильск в верховье реки Казым, что примерно в 270 километрах к северу от Ханты-Мансийска.

Легенда гласит, что где-то среди болотистых топей спрятана статуя Казымской богини, сделанная из чистого золота. Золотую бабу искали давно и продолжают искать до сих пор. И всегда эти поиски сопровождались событиями, смахивающими на мистику. Так, во второй половине XVIII века в нижнее Приобье на поиски золотого изваяния отправилась экспедиция казаков. Около двух десятков вооруженных всадников со сменными лошадьми и оленями пропали бесследно.
Вопрос о Золотой бабе очень интересовал чекистов. В частности, в 1933 году компетентные органы получили информацию, что ее скрывают ханты, проживающие по правому притоку Нижней Оби — реке Казым. К тайному капищу была отправлена оперативная группа, но взбунтовавшиеся охотники убили чекистов, после чего карательный отряд перестрелял почти всех местных мужчин, а у оставшихся отобрал ружья, чем обрек общину на голодную смерть. Святилище разорили, однако идол Золотой бабы обнаружен так и не был.

«Наконец в 1961 году статуя, напоминающая по описаниям Золотую бабу, была найдена в одном из лабазов (амбар на сваях из просмоленной древесины) близ поселка Юильск. Тогда это были земли колхоза имени 1 Мая. Председатель колхоза Семен Молданов распорядился передать находку в Ханты-Мансийский краеведческий музей. Из города прибыла бригада из семи человек. Они вошли в лабаз, но обнаружили там не золотого идола, а деревянного, отделанного серебром. Именно с того времени начинают происходить труднообъяснимые события, которые сами местные жители объясняют гневом потревоженной богини. Вот что рассказывает руководитель Ханты-Мансийского фольклорного фонда при НИИ обско-угорских народов Тимофей Молданов, дальний родственник Семена Молданова: «Приезжие решили забрать с собой деревянного идола и укрывавшие его одежды. Все это было благополучно доставлено в город, но затем начало происходить следующее. Все семеро приезжавших скончались друг за другом в течение трех месяцев. Та же участь постигла их детей и внуков. Их роды вообще перестали существовать. Но этим гнев Казымской богини не ограничился. У председателя колхоза было восемь детей. Все они также умерли за очень короткий срок. Сам же он три года страдал разными болезнями. Обращался к разным врачам, в том числе и московским, но никто не смог определить причину его недугов. Ярый атеист, он, в конце концов, обратился за помощью к знахарке, и та сказала, что на нем лежит мощное проклятие. Спустя какое-то время председателя парализовало».

Между тем история Золотой бабы обрастает все новыми легендами. Говорят, что в юильском лабазе в 1961 году действительно хранилось золотое изваяние Казымской богини, но перед приездом музейщиков его заменили на деревянное. Золотую же статую перепрятали в надежном месте. Кое-кто из местных утверждает, что среди болот в окрестностях Юильска был маленький незаметный островок, на который чужому не попасть. Там, мол, и покоилась Золотая баба. А потом якобы, после постройки на Оби мощной гидростанции, уровень воды поднялся, и островок тот скрылся под водой. По крайней мере, всем пришлым людям рассказывают именно такую версию событий, чтобы поменьше интересовались судьбой Золотой бабы. Когда мы спросили Тимофея Молданова, что он думает обо всем этом, он ответил: «Мы как без Бога остались, но не чувствуем этого. Для нас Казымская богиня все равно существует».

Скитания Золотой Бабы

Надо сказать, что многие века прятали Золотую женщину не только от разбойников и алчущих её богатств. Ряд исследователей считает, что её перемещение на Восток было связано с христианизацией и сопутствующим ему движением, так называемых, идолоборцев (борцов с идолами). Ведь, богиня по описаниям, была «лесным идолом», т.е. внехрамовым. Хотя имеются и другие источники, в которых это её уединенное и «лесное» существование рассматривается как временное.

Как пишет в своей статье исследователь Н.Ионина «С тех пор как известия о Золотой Бабе стали широко распространяться, ее помещали на картах Московии англичане А. Дженкинсон и А. Вид. А. Дженкинсон, например, на своей карте сделал такую надпись: «… Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать и куда перекочевывать, и идол (удивительное дело!) дает вопрошающим ответы, и предсказания точно сбываются».

Писал о Золотой Бабе и поляк М. Меховский в своем «Трактате о двух Сарматиях»: «За областью, называемой Вяткой, по дороге в Скифию, стоит большой идол Золотая Баба...

Особенностью всех упомянутых выше карт являлось следующее обстоятельство: чем позднее карта, тем дальше на Восток отодвигалась Золотая Баба. Может быть, первоначально ей поклонялись только в новгородских и пермских краях, а потом — в связи с христианизацией этих мест — ее перенесли за Урал».

Одним из первых упоминаний на Руси о Золотой Бабе является русская летопись от 1398 года, сообщающая о кончине Стефана Пермского. Летописец отмечает, что святитель жил среди язычников: «Сей научи Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Золотой Бабе». Вслед за Стефаном шли стрельцы и разрушали языческие святилища пермяков, а на их месте ставили церкви.

В послании митрополита Симона пермякам в 1510 году, тем не менее, упоминалось о продолжающемся злостном поклонении местных племен «Золотому Идолу».

Легенда о Золотой бабе, очевидно, не давала покоя и дружинникам Ермака во время знаменитого похода за Урал. Вот что сообщает Сибирская Кунгурская/ летопись С.Ремезова. 5 марта 1582 года Ермак послал отряд под началом атамана Ивана Брязги вниз по Иртышу. Дойдя до с.Белогорье на р. Оби ниже устья Иртыша, отряд штурмом взял городище Нимъян, в котором казацкий лазутчик видел моленье Золотой бабе. После взятия городка, несмотря на упорные поиски, казаки её не нашли.

Шли века, православие все глубже проникало в Сибирь. В 1657 году на Конде был основан Кондинский монастырь как центр борьбы с язычеством. Всюду разыскивали, изымали, безжалостно сжигали «шайтанов» — деревянных кукол, божков в мехах. Но снова и снова шли в Тобольскую консисторию жалобы священников, что их прихожане, выйдя из церкви, несут подарки своим «шайтанам». А «Инструкция Кондинской миссии», составленная незадолго до революции 1917 года, требует от миссионеров найти, наконец, богопротивного идола — Золотую бабу, которой поклоняются местные жители…(Из статьи «Золотая баба: легенды и были»).

Во исполнение этих указаний православный миссионер Григорий Новицкий, проповедовавший в начале XVIII века христианское учение остякам, пытался найти спрятанную статую и уничтожить ее, но сделать это ему не удалось. Он смог собрать лишь много ценных сведений: как о самом кумире, так и тайном святилище, в котором хранилась Золотая Баба. Трудно сказать, откуда узнал разжалованный полковник, а потом миссионер Григорий Новицкий, что Золотая баба находится в районе р. Конды. В 1712 году он начал энергично её разыскивать. Девять лет скитался по Конде. И, вероятно, не подозревал, что за ним из-за дремучих елей следят чьи-то зоркие глаза. Наверняка он был близко от места, где хранилось божество, так как его убили люди, оберегающие святыню. И осталась в ризнице митрополита недописанной книга г. Новицкого «Описание о народе остяцком».

Среди тайной переписки Тобольской консистории также хранится донос, датированный 1757 годом, на крещёных хантов — Сергея Шергу, Ивана Колываева и Алексея Пангля из Шаплинских юрт. В доносе говорилось, что они приносили жертвы тщательно скрываемому идолу — «шайтану». Были они своеобразными уполномоченными по сбору дани для Золотой бабы.

Судя по информации статьи Татьяны Самойловой «Поиски Золотой Бабы продолжаются до сих пор. Летом 1990 года этнографическая экспедиция Института мировой литературы РАН побывала в Ханты-Мансийском автономном округе, где, по преданиям, до сих пор живут тайные жрецы богини, обеспечивающие сохранность статуи. Сдержанный, по крайней мере, официально, интерес к поискам Золотой Бабы проявляет и «Космопоиск». Во всяком случае, ее руководитель Вадим Чернобров лишь коротко сообщает об экспедиции 2003 года и намекает, что поиск будет продолжен.

Гнев Золотой Бабы в отношении тех, кто вынудил её скитаться не одно столетие, как показано выше, не заставил себя ждать. Ведь Золоту бабу манси и ханты называли самым сильным идолом, однако остается вопрос о том, была ли она языческим идолом…
 
Чью Богиню прячут ханты и манси?

В своем исследовании Н.Ионина задается вопросом: «Так какое же божество олицетворяет Золотая Баба? Некоторые ученые предполагают, что так могли называть золотую (или позолоченную) Мадонну с младенцем, которую завезли в пермскую землю, а оттуда она попала в Западную Сибирь…. При этом возражения, будто скульптурные изображения Мадонны «никогда не вывозились из церквей» ряд авторов считает неубедительным. По той простой причине, что в истории известны многократные набеги хантов и манси на пермские земли, когда разорялись села и посады, и вывозилась бытовая и церковная утварь. Таким образом, эти племена были знакомы с христианским богом еще задолго до похода в Сибирь Ермака. Упоминавшаяся выше Сибирская летопись свидетельствует, что ермаковские казаки с удивлением узнали, что ханты нередко используют в качестве священных идолов христианские изображения.

Исследователи образа Богини считают, что «это скульптурное изображение высокой художественной пробы, роднящей его с произведениями эпохи эллинизма. По крайней мере, ни в одном из описаний Золотой Бабы ни слова не говорится о ее уродстве; наоборот, все источники в один голос подчеркивают изящество и красоту кумира.
 открыть спойлер
Не подтверждает ли это взгляды тех исследователей, которые считают, что родиной Золотой Бабы является не земля древней Перми, а некая другая, где художественные каноны были прямо противоположны вкусам и представлениям югорских мастеров.

На этом основании среди фанатов Богини выделяются и те, кто склоняется к версии о её проиндоевропейском происхождении, о гипотезе родины индоевропейцев в Западной Сибири, о Гиперборее и культах рождённых этой культурой».

Однако существует гипотеза и о том, что среди современных жителей югорских и ямальских земель также есть потомки тех самых гиперборейцев, которые частично перекочевали в Индию.

В таком случае народы ханты и манси поклоняются как раз своей Богине, вернувшейся к ним несколько столетий назад в индоевропейском образе после долгих скитаний.

К такому же выводу склоняется В. Нейман, поддерживающий версию о том, что Золотая Баба — это статуя бодхисатвы Авалокитешвары. Как пишет Н.Ионина: «Он выдвигает очень любопытную гипотезу о том, что арии пришли в Центральную Азию 7-8 тысяч лет назад с погибших арктических островов. Может быть, впоследствии кто-то из их потомков в поисках своей далекой прародины отправился назад на север и взял с собой Золотую Бабу... Статую, которая тогда еще напоминала незабытую богиню жителей Арктики, а затем стала святыней угров.

Общие гиперборейские корни Богини и современных жителей Белогорья объясняют, в таком случае, и факт самопожертвования, на который пошли хранители Золотой бабы, спрятавшие её, а потом убившие самих себя. Об этом факте, в частности, также говорится в статье Н.Иониной: «В 1981 году в местах, близких к истокам Северной Сосьвы, побывал пермский кинооператор М.А. Заплатан, рассказавший впоследствии о встречах с местными старожилами. Один старый манси говорил ему, что в горы ходить нельзя, ибо там находится Сар-ни-Эква («Золотая Женщина»): «Вам ее не найти. Ее куда-то утащили наши старики, а потом убили сами себя».

Существует легенда и о слепом старце Савве. Ослеплен же он был по той причине, что видел то (в частности, Богиню и путь к ней), чего не должен был больше увидеть. Ведь в Югорский период жизни Богини «в изгнании и в подполье» к ней не допускались даже местные князья. Только жрецы, да лазутчики видели её. Но жрецы убивали себя сами, а лазутчиков убивали хранители Золовласой богини.

И коль скоро так мистически и не редко трагически развивалась история, наверное, теперь, действительно, лишь только Далай-Ламе дано увидеть эту Золотую Богиню и её реальное женское воплощение в XXI веке.
https://www.mir-esoterici.ru/
***************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
22 декабря 2021 года


Рецензии