Предъявите ваши документы

В маленьком кафе никогда не бывало много посетителей, однако новую официантку это устраивало. У Лены была одна особенность – она патологически не умела общаться, по крайней мере, сама себя в этом уверила: зажималась, краснела, роняла предметы и даже начинала заикаться. Собственно, и официанткой она решила поработать не столько для подработки во время каникул в институте, сколько чтобы преодолеть свое стеснение.

И она честно пыталась. Повторяя заказ, переспрашивала, изо всех сил улыбалась, вынося клиентам заказанную пиццу или кофе. И день ото дня ее улыбка становилась все естественнее и давалась все легче. К тому же здесь готовили прекрасный, ее любимый молочный коктейль. Когда за столиками под навесом никого не было, она брала бокал, выходила наружу и наслаждалась любимым напитком. Администратор Татьяна не возражала.
Когда наступило окончательно жаркое, настоящее лето, за крайний столик почти каждый день приходил и садился один и тот же человек. Он делал заказ, открывал ноутбук и углублялся в него на несколько часов.
– В игры играет, что ли? – спросила Лена у Татьяны.
– Он работает. Это наша достопримечательность, – охотно объяснила та. – Режиссер сериалов, Аркадий. – Она назвала фамилию.
Режиссер был среднего возраста, худ и длинноволос. Белобрысые его сросшиеся на переносице брови почти лежали на оправе очков. Когда он поднимал голову, чтобы ответить «Да, спасибо, уносите», было понятно, что он никого не видит перед собой, просто реагирует автоматически, а сам находится там – внутри перипетий своих персонажей.
И тут началось. Стоило Лене пройти с подносом мимо Аркадия, как она роняла посуду. Тарелки и пивные бокалы со звоном разлетались по полу, Лена становилась пунцовой и убегала внутрь кафе.
– Опять? – строго спрашивал Денис, второй официант. – Подмети осколки.
– Не могу!
– Почему?
– Ну... Он же смотрит. Нет, я не могу!
Денис брал совок, щетку и шел убирать. Режиссер, кажется, вовсе не замечал, что возле него происходит, а быстро стучал по клавиатуре.
– Ты так без зарплаты останешься, – внушал Денис неловкой официантке. – Рукой бы хоть придерживала, что ли.
Но его советы не помогали. Когда битье посуды повторилось в очередной раз, Денис, дождавшись Лену после работы, напрямик спросил: в чем дело?
Под навесом у кафе не было никого. Капал теплый летний дождик, пахло свежестью и липами, хотя они уже отцвели, и было так тихо и спокойно, что Лена призналась. Тем более что Денис с самого начала работы в кафе девушку опекал: объяснял, что к чему, советовал и помогал. А дело в том, что она, кажется, влюбилась в Аркадия, режиссера. И что теперь с этим делать?
– Он же старше тебя! – удивился Денис. – Неужели у такой симпатичной студентки нет знакомых парней-ровесников?
– Во-первых, я не умею общаться.
– Да? Странно. Вот сейчас ты сидишь передо мной, вся такая свободная и раскованная, попиваешь свой коктейль.
– Но это же ты!
Денис запнулся.
– И потом, было у меня несколько парней. Я пыталась с ними встречаться. Только они почему-то на втором или даже на первом свидании заводили разговоры про секс. Дескать, когда, и зачем тянуть. Я не то чтобы против, но не так же быстро, и не в такой ультимативной форме! А мне говорят: «А тогда зачем все это». Тьфу! И общение заканчивалось, почти не начавшись. И поэтому...
– Понятно. Ты теперь как та пуганая ворона. Только с тобой знакомятся, как ты уже ждешь нескромных предложений.
– Именно. А тут Аркадий, такой... Такой... – Лена восхищенно помахала пальцами в воздухе. – Кстати, что он снимает, ты не знаешь? Я хочу посмотреть!
– Ну ладно, я тебе принесу несколько его сериалов, – пожал плечами Денис. – Насладишься.

Лена погрузилась в мир иллюзий. Она пересмотрела все, что наваял Аркадий, потом все остальные фильмы, что были у Дениса на съемном диске. И окончательно поняла, что погибла. Теперь она приходила на работу сонная, а в ее рассеянном взгляде, которым она сразу начинала искать человека с ноутбуком за крайним столиком, плавали мелодрамы, фэнтези и фильмы о любви.
– Ты так вообще всю посуду переколотишь, – заметил ей Денис.
– А? – очнулась от грез Лена.
– Горе ты мое. Иди, забери деньги у тех ребят, что уже перекусили. И еще режиссер счет попросил, возьми на кассе, отнеси.
– Ой! – вспыхнула Лена. – Я боюсь.
– Иди, говорю!
Лена, вся дрожа, подошла к режиссеру. Издалека было видно, что Аркадия официантка заинтересовала. Он ее увидел будто впервые, впрочем, это понятно: вечно он сидел, уставившись в свой ноутбук. Он взял кожаный блокнотик с чеком, рассеянно вертя его в руках, а сам смотрел девушке вслед. Потом помахал рукой, подзывая, и о чем-то с ней долго разговаривал.
– Представляешь, – сказала Лена Денису, – я ему призналась, как мне понравилась его последняя работа, а он пригласил меня после работы пройтись!
– Ага, на свидание.
– Нет, чтобы подробнее обсудить его сериал!
В глазах девушки с этого дня появился блеск, а посуду она ронять перестала. Денис вздохнул с облегчением, хотя и посматривал на ее частые подходы к столику Аркадия с некоторой ревностью. Режиссер каждый день ждал Лену после работы, полуобнимал за плечо. А она была совершенно счастлива. Известный, талантливый, внимательный мужчина. И какой интересный собеседник! Когда он рассказывал про одну знаменитую актрису, как она учила роль и на съемочной площадке перепутала две простые фразы, Лена просто покатывалась со смеху.
– И что, так и не смогла произнести?!
– Мы ей на бумаге написали и показывали из-за камеры.
Аркадий открыл Леночке целый мир, неизвестный до сих пор и жгуче интересный. Главное, он не намекал на секс, и раскрепощенная теперь Лена первая его поцеловала. И вскоре шепотом сказала Денису, что они с Аркадием поженятся.
В этот момент парень как раз нес одной рукой поднос с посудой, а второй открывал дверь в кафе. Услышав радостную новость, Денис промахнулся мимо дверной ручки, дверь ударила в поднос, посуда посыпалась на пол.
– Денис, и ты туда же! – укорила его Татьяна. – Безобразие! Бокалов на вас не напасешься.
– Ты чего? – удивленно спросила Лена. Обычно Денис был ловок, как цирковой фокусник.
– Случайно. – Официант торопливо скрылся в кафе. «Наверное, за совком и щеткой пошел», – подумала счастливая девушка.

А потом Аркадий исчез. Несколько дней не приходил.
– Он обещал зайти за мной, – твердила Лена. – Он не мог исчезнуть просто так.
– Может, у него съемки, – хмуро буркнул Денис.
– Да! Точно! Он просто не мог мне сказать, не успел.
Оказывается, Лена не знала ни его адреса, ни номера телефона – ничего. И теперь каждый вечер ждала.
Шли дни, Аркадий не появлялся. Казалось бы, давно можно всё понять, но Лена понимать не хотела. Днем она исправно выполняла свои обязанности, вечером еще долго сидела под навесом среди пустых столиков. Денис иногда приносил ее любимый молочный коктейль, ставил и ничего не говорил. А что тут скажешь? Но однажды он выбежал из кафе и крикнул:
– Лен! Иди скорей смотреть, там Аркадия показывают.
Лена торопливо дописала в блокнотике заказ и устремилась внутрь, к плоскому монитору под потолком кафе. Показывали церемонию награждения деятелей телевидения и кино. Аркадий, весь в цветах, стоял у микрофона и говорил что-то стандартное, а под конец заявил, что благодарит самых близких ему людей – маму, жену и сына.
Лена выбежала из кафе. Под навесом ее не было, Денис нашел девушку в глубине двора. Она рыдала.
– Он ничего не говорил мне про жену и ребенка! – всхлипнула она.
Денис пожал плечами.
– Теперь, считай, сказал.
Лена записывала заказы, приносила посетителям еду и напитки. Эти простые действия каким-то волшебным образом примиряли ее с трагедией. Может, и не все люди коварные обманщики, вот как они ей улыбаются, как благодарят. От того, что она влюбилась и разочаровалась, ничего в мире не изменилось. И ароматный кофе, вкусная пицца с сыром и помидорами и творожный десерт с мороженым по-прежнему пользуются спросом. «А я, – утешала она себя, – посредник между поваром и голодными людьми. Они уходят отсюда довольные, значит, я нужна кому-нибудь и для чего-нибудь».
Жизнь продолжалась. Она всегда продолжается, что бы ни произошло. Денис процитировал Лене такую фразу: «В жизни, в отличие от шахмат, игра продолжается и после мата».
– Да? Интересно. Кто это сказал?
– Айзек Азимов, писатель-фантаст. Он классный, могу книгу принести.
Теперь Денис опекал Лену еще заботливее. И, хотя он не говорил банальных утешений, его внимание было ценнее сотни слов.
– Вот, – сказал он однажды, когда посетителей не было. – Попробуй. – И протянул ей высокий бокал с молочным коктейлем.
Она глотнула, слизнула с губ белую пену.
– О! Какой необычный вкус. Что ты туда добавил?
– Имбирь.
– Надо же! Никогда не думала, что может быть так вкусно. Теперь всегда буду добавлять имбирь. Сам придумал? – спросила она.
– Да. Специально для тебя, – ответил он.
Тут в кафе ввалилась большая компания туристов, и разговор прервался.
А после работы Лена ждала Дениса на улице.
– Пойдем, погуляем.
– Ты приглашаешь меня на свидание? – прищурился он.
– Допустим, приглашаю. Но вначале скажи. – Лена строго посмотрела ему в глаза. – Ты женат?
– Честное слово, нет! – приложил ладони к груди Денис. – Паспорт показать? Только вначале ты должна строго так сказать: «Предъявите ваши документы!»
Прохожие долго смотрели вслед громко хохочущей парочке.


Рецензии