Платошкин о Брежневе и о советском кино
Конечно, всё интересно. Всё, что о Л.И. Брежневе. И вся его биография, вся жизнь это – неотъемлемая частица жизни нашего послевоенного поколения. Как это у гения поэзии: Что пройдёт, то будет мило. Поэтому всё то, что надоедало и раздражало тогда, стало в воспоминаниях радостным и светлым. Ведь именно при нём, а не при Сталине, Советский Союз стал сверхдержавой, претендовавшей на мировое лидерство. Именно к нему на поклон съезжались многочисленные друзья, а враги уважали. Однако в те же годы, которые кто-то не случайно окрестил Застоем, сложилась ситуация, когда все были недовольны всем: достаточно вспомнить злые антисоветские анекдоты. Конечно, больше всего советских людей раздражали дефицит продуктов и товаров и несправедливый доступ к жизненным благам сопровождавшийся привилегиями т.н. Номенклатуры...
Всё это сочеталось каким-то непостижимым образом с недовольством т.н. советской уравниловкой, когда почти каждый считал лично себя чем-то обделённым, что тоже порождало и усиливало подспудное недовольство всех и всем. Творческая и научно-техническая интеллигенция была недовольна цензурой и трудностями в пересечении границы для посещения других стран. Рабочие и служащие были недовольны дефицитом, низкими зарплатами и высокими ценами. Колхозники тоже были чем-то недовольны. И теневые предприниматели мечтали о снятии запретов и ограничений, о немедленной и полной декриминализации частного предпринимательства. Словом, все были недовольны всем, и не было практически никого, кто был бы всем доволен...
Сама Номенклатура переживала морально-политическое разложение, отравляя своими миазмами советский народ. Достаточно напомнить то, что все те, кто числится среди разрушителей СССР, сделали политическую карьеру именно тогда, именно как верные ленинцы, на словах. Советское общество переживало острый идеологический кризис, и это на фоне относительного экономического и финансового благополучия, если верить сводкам ЦСУ СССР. Уже никто не верил в построение Коммунизма. И тогда, когда М.С. Горбачёвым в годы Гласности и Перестройки де-факто была отменена цензура, всё это копившееся недовольство вылилось мутным антисоветским потоком на головы советских людей: мы-то знали, что не все у нас хорошо, но даже не подозревали, что всё настолько плохо...
Отдельно об упомянутых Платошкиным двух советских кинофильмах: о «Белорусском вокзале» и о «Москва слезам не верит». И кратко – роли кинематографа в моральном разложении советского общества. Бесспорно обе киноленты – шедевры. Не об этом речь, не об оценке художественных достоинств, а о том, что возможно ускользнуло от внимания многих людей и требует детального и дотошного исследования, хотя не исключено, что автор ломится в дверь с уже взломанным замком. В «Белорусском вокзале» это эпизод, когда однополчанина усопшего фронтовика принимают за шофера и отправляют на кухню как прислугу. Конечно, это можно как-то объяснить, но разве это не свидетельство общественного расслоения? А кинофильм «Москва слезам не верит» это апофеоз Застоя: героиня это типичная советская лимита с ударением на последнем слоге, приехавшая в столицу и сделавшая там карьеру...
А ведь были советские кинофильмы «Высота», «Девчата», «Королева бензоколонки», где герои это простые рабочие девчата и парни. А в кинокомедии «Карьера Димы Горина» рассказано, как столичный интеллигентный юноша перековывается в матёрого строителя ЛЭП. Их сменило кино совсем другой направленности: «Ирония судьбы...», «Москва слезам не верит», «Курьер» и т.д. Вообще по содержанию советских фильмов можно наглядно проследить нравственную деградацию советского общества: по мере его развития простых рабочих девчат и парней закономерно вытесняла «гнилая» интеллигенция, а следом пошли бандиты и проститутки, теневики и коррупционеры, и это уже в советские времена: «Воры в законе», «Маленькая Вера» и т.д....
И что тут скажешь? С одной стороны, советский кинематограф, впрочем, как и советская литература, был тем зеркалом, которое не виновато в том, что в нём отображается. С другой стороны, нельзя не признавать их влияния на формирование сознания кино- и телезрителей и читателей. В условиях отсутствия Интернета и соцсетей мы были, наверное, последним поколением кинозрителей и читателей, поскольку именно из кинофильмов, книг, газет и журналов мы черпали все свои познания о жизни. Как-то так...
20 - 22 декабря 2021 г.
© Валентин Поляков 2021
Свидетельство о публикации №221122201474