Неожиданная встреча с Александрой Николаевной Пахм

    Я была в поисках работы для родителей. Мне только-только исполнилось 20 лет.  И вот уже в поезде случайно встретился мужчина средних лет, который  держал путь в Усть-Илим. Он обрисовал перспективу будущего молодого города, в котором бы я оказалась восьмой женщиной. Калачами и манной он не обещал, лишь заверил меня в принятии на работу разнорабочей.  Этот попутчик был с пересадкой почему-то только до Тайшета. Ах, если бы знать таёжную карту, где расположился этот никому неведомый будущий Усть-Илимск. И почему этому бы мужчине не подсказать как добираться до Усть-Илимска. По всей вероятности не дошло до того разговора, как добираться, так как он неожиданно вышел из вагона Он на поезде до  железнодорожной ст. Анзёби доехал, А дальше либо попутным грузовым транспортом, либо Самолётом. Ан-2 летал от молодого города Братска до Невона всего два рейса Братск-Невон, и Невон -Братск.
 
    Очень редко  набирал лётчик пассажиров на третий рейс. Стоимость билета 3 рубля за расстояние в 250 километров. Невон - это длинная  расположившаяся колхозная деревня вдоль берега Ангары. Я взяла путь по не знанию железной дорогой до ст. Хребтовая.
Представляете, как было одной добираться до места назначения? По рассказам некоторых немного знающих путешественников. До ст. Хребтовая добралась на поезде- лесовозе между вагонами. Обходчик поездов подкинул навильник соломы. Так посоветовал проводник, иначе до Усть-Илимска никак.
На ст. Хребтовой тишина. Одни лишь бродили по маленькому убогому вокзалу бывшие свежеиспечённые из не столь отдалённых мест молодые и не очень джентльмены, желающие оказать любые услуги.

    Привязался ко мне молодой наголо остриженный. Я не знала куда от него спрятаться. Про туалет на вокзале надо забыть.  Особенно в ночное время. Страху натерпелась выше темени. И тут пришла ко мне мысль затолкать записку в окошечко кассиру. Я в ней объяснила свою ситуацию. Записку хотел вырвать у меня из рук молодой  человек.

    Вдруг я слышу, это произошло ближе к утру.  Она зачитала мой псевдоним. Я немедленно бросилась к двери кассы. Зэк тоже за мной рванулся, но кассир успела закрыться на крючок, а через полчаса подъехал на  мотоцикле «Урал» муж кассира. Как она объяснила, что вызвала на помощь по телефону домой. Тем самым я  была  вне опасности. Таким способом я почти  была в аэропорту Илимска. Однако,  мне надо было переплывать глубоководную и строптивую реку Илим, потому что аэропорт находился на противоположном берегу, где паромщиком служил на собственном стружке пожилой мужчина. За перевоз он брал либо бутылку, или рубль. Я ему отдала последний рубль, не заметив того, что он уже был пьян.
   - Ты, посиди трохи. Я мигом и исчез за тальником. Я думала, что пропал мой паромщик. Ан нет. Появился навеселе. Но кто бы мог подумать, что до такой степени? Я с радостью села в стружок. Он хотел было достать бутылку из-под кормы, как наш стружок перевернулся. Старик барахтался, как-то пытался спастись, но на глазах ушёл на дно. Я к моему счастью или к сожалению ещё какое-то время плыла к берегу аэропорта. Шли люди на работу, увидели меня беспомощную помогли вскарабкаться на бережок. Узелок с одеждой от меня уплыл, «в швейцарском банке лишь к счастью остался паспорт изрядно подмоченный.

    Время  тянулось до вечера. Борт проводница объявила последний рейс, в котором я вымокшая до ниточки благополучно долетела до Невона и притом бесплатно к сочувствующей и потерпевшей.

    В Невоне  встретила проводница. В её обязанность входила встретить и проводить последний рейс двух местного самолёта. Расспросила  меня куда откуда, сожалеющей, взявшаяся за голову обеими руками, поохала. Сходила домой принесла халат свой, хлеба, бутылку молока, кусок стерляди. Показала где туалет. Я сходила. Вернулась проводница, не помню, как звать её объяснила с улыбочкой
   - Я тебя закрою на замок. Поспишь до утра на моей постели, я принесу тебе ватное одеяло. Согреешься под ним, а утром чуть свет тебя брат Алёша, проводит до Усть-Илимска. Здесь транспорт не ходит, поэтому придётся топать пешочком  7 километров. Очень жутко было  одной в вокзале да ещё без света. Утром она пригласила к завтраку.  Поели, и пошли каждый по своему назначенному пути.
Без трудовой книжки мне было стыдно приходить и объяснять о своём ЧП в Илимске.
   -Ну, тогда вот твоё новое поприще. – указал мне на пекарню. - Точно примут. –Успокоил меня незнакомый парень Алексей
   - Я в деревне на всю геологию пекла пышные хлебы. Думаю, что не подведу.
Зашла в пекарню новую только, отстроенную

   Встретили с приятным любопытством. Задали несколько вопросов. Ответила. Однако. Не могла ответить при каких градусах должна быть вода для опары
   - У меня градусников не было. Я примитивным способом измеряю температуру. Суну локоть в воду, почувствую тепло парного молочка, вот и замешиваю тесто.
   - Ну, что девчата принимаем девку?
Все разом подняли руки,  за принятие меня в коллектив.
   - У вас можно позаимствовать кусочек хлеба? А то угостили стерлядкой, а без хлеба никак.
   - Нюрча, принеси-ка хлеба да посвежее
   - Кисловатый немного. Такой хлеб населением не одобряется. А кваску не найдётся?
   - Ишь, ты, хлеб кисловатый,  может ещё и с сахарком?!
   - А как же, для случайного, да ещё такого хорошего пекаря как не найти?!
Так началась моя трудовая деятельность с пекарни без единого замечания, наоборот премировали грамотой и денежным пособием к 8 марта в 10 рублей.

   Но через три месяца новая пекарня сгорела до тла, восстановлению не подлежала. Привозили хлеб с г. Братска.

   Нас, пекарей расформировали кого куда. Я попала в бригаду Владимира Таланова на основные сооружения будущей ГЭС штукатуром –маляром по 4 разряду через месяц. Жизнь потекла своим ручейком. Написала родителям в Мурму, о том что здесь добывают за ночь по 10-8 ведер рыбы ельца и другую рыбку хариус.  Это было в середине  лета 1965 года.

   И, по всей вероятности, родители спали и видели как я дам им вызов к себе на новое ПМЖ. Однако, я их к себе не вызывала, так как мне на стройке сказали: «Пожилой возраст не приветствуется, трудновато будет с оформлением» 1965 год. Был чудесный жаркий день. Молодёжь в лёгких рубашках  Отлогий берег  Ангары под кучерявыми луговыми травами ,  с высокими зарослями кустов черёмухи, рябины. А на крутом берегу выше отлого берега, за пекарней, то и дело шныряют тяжёлые грузовые самосвалы с породой для отсыпки дорог будущего города Усть-Илимска.

   На Усть-Илимск приплыла на самом комфортном транспорте, на самоходной  барже. Пахмутова Александра Николаевна везла с собой подарок, музыкальный инструмент, пианино для молодёжи в клуб. Она также прибыла с отчётом творческой программы.
Первым вопросом  Пахмутовой  Александрой Николаевной, был задан вопрос:
    - Вас комары ещё не съели в футболках без накомарников?  Ничем не занятая молодёжь сидела подле своих насиженных мест, палаток, у которых в руках были музыкальные инструменты, семиструнные гитары, балалайки.  Молодёжь их называла бабалайками. И даже рядом стоял барабан, изрядно поношенный.
  - Ребята, надо бы как-то соорудить небольшую концертную площадку. Как вы думаете получится это сделать?
  - Да запросто! Ну-ка, сбегай к малышу, у него сегодня выходной, машину он отремонтировал. - Распорядился один из ребят. - Моя техника самосвал, а у него бортовая ЗИЛ-157, можно ещё организовать второй автомобиль.
  - Нет, ребятки одного автомобиля достаточно.  Нам нужно только для исполнителей песен, а танцевать мы будем на зелёном ковре. Александра выглядела такой юной милой ласковой и приветливой девочкой. Между собой мы спорили, сколько же ей лет? И сошлись на том, что она только-только со школьной скамьи, либо какого-то музыкального училища.

   Когда устроили площадку, она сверху задавала множество вопросов, о быте в палатках, не холодно ли спать зимой в них особенно у кого маленькие детки, какое у нас обеспечение. Мы отвечали:
   - Жаловаться на что-либо грешно. Зимой мы по очереди топим буржуйку.
   - Что это за буржуйка?
   - Двухсотлитровая бочка из-под бензина.
   - А как у вас со снабжением обстоят дела?
   - Товар и продукты всё в норме. Скромный был задан вопрос:
   - А как зарплата, всех устраивает?
   - На первых порах обижаться пока не на что. Сауну заменяет общественная баня.
   – Сказал  за всех бригадир строителей СМУ-1.
   – А главное молодёжь у нас трудовая с огромным энтузиазмом. Романтики и не пьющая золотая, обижаться  не приходится

   Я стою напротив  кузова автомобиля,  площадка кузова была устроена под концертную площадку, по её предложению  мною было исполнено множество песен, такая как  про Усть-Илимск.
  - Кто знает песню о Свердловске, что на Урале расположен. Кто-то из вас был в Свердловске? Парней с десяток ответили, что, именно, они из Свердловска.
Вместо того, чтобы ответить для подтверждения . Я тут же её запела.   « Если вы не бывали в Свердловске, приглашаем вас в гости и ждём».

   А, Пахмутова обрадовалась, и не медленно  распорядилась отдать корзинку с конфетами «Весна» И подарила красивую картину. Так в этом году я познакомилась с композитором А. Пахмутовой и Ю. Ким.

   А в это время меня выкрикивают в толпе слушающих.
   - Валентина, к тебе родители приехали вместе с Александрой Пахмутовой на одном корабле! Корабль судоходства на Ангаре называлась баржой. На этом корабле Александра Николаевна привезла с собой пианино для молодёжи Усть-Илимска.

   В начале нашей встречи молодыми композиторами были исполнены песни Юлия Ким. Там на севере, там на сейнере рыба кит-кит под гитару, слова и музыка самого автора Ю. Ким   Встреча оказалась такой насыщенной, что казалось то, что случилось со мной в дороге между двумя вагонами  железной, дороги, на соломе, в течение двух суток и приставшим ко мне бывшего заключённого и с перевёрнутой лодкой паромщика всё перечеркнуло напрочь навсегда. Как говорят за всё надо платить, искусство требует жертв. И кажется, если бы я взяла курс на Усть-Илимск,  тем направлением, что поехал первейший мой попутчик, то вряд ли бы мне удостоился тот случай, познакомиться с А.Н. Пахмутовой, так как  билеты на поезд от железно дорожной станции Тайшет до Анзёби достать  было не возможно. Я очень довольная встречей с Александрой Николаевной Пахмутовой.

  Александра Николаевна Пахмутова тоже осталась довольна встречей со строителями и жителями города Усть-Илимска. После концерта была приглашена в палатку на обед. Она была поражена обилием праздничного застолья.


Рецензии