Книга коммунальная квартира города n, глава 7

Влад, Лена и их сын поселились в небольшой комнате недалеко от коммунальной квартиры родителей Влада. Это было, когда закончилась война. Когда Влад вернулся с фронта, они с Леной поженились, особо не устраивая празднества. Лена одела красивое белое платье, единственное праздничное среди остальных, доставшееся ей от матери. Они отпраздновали бракосочетание дома. После войны жизнь была тяжёлой, с одной стороны - враг был побеждён, во владение страны перешли новые территории. С другой стороны - всё испорченное производство стало налаживаться, но это происходило медленно и с трудом. Население уменьшилось, особенно мужское. Браки поощрялись, причём не гражданские, а оформленные официально. Также одобрялось материнство, и девушки, которые дождались своих мужчин, пришедших с фронта, быстро выходили за них замуж и рожали детей.
Влад тогда устроился на работу автомехаником, а Лена работала в продуктовом магазине. Именно поэтому в доме всегда была еда. Лена уходила на работу очень рано, а приходила очень поздно, и всегда захватывала в сумку кое-что из продуктов. Это были изматывающие, сумасшедшие дни. Дома Лена много готовила, для мужа и ребёнка. А Влад, когда приходил с работы, видел перед собой горячий ужин.
Сын Влада и Лены, Май рос активным ребёнком, вполне здоровым, и с самого рождения проявлял хорошие умственные качества, реакцию и сообразительность. Он рано начал говорить и ходить, хорошо знал все песни и считалки, которые пела ему мама. Хорошо решал задачки и головоломки. Именно поэтому он раньше остальных пошёл в детский сад, а затем в школу. Многие родственники отмечали его незаурядные способности, бабушка с дедушкой хвалили и баловали его. Всем было видно, что мальчика ждёт достойное будущее.
Когда родители Мая были заняты работой, с ним проводили время дедушка с бабушкой, а иногда - отец Лены. Они дружили семьями, и часто все вместе ездили в деревню, где у отца Лены был свой дачный участок. Там Май малышом бегал где хотел, нередко забегая на общую улицу, где находились другие дачники. Все соседи были друг с другом знакомы, и нередко жильцы со своих дачных участков окликали мальчика, а тот продолжал бегать, переступая с ноги на ногу мелкими шажочками, одетый в детский комбинезон. Он бегал недалеко от дома, и когда пора было идти домой, дедушка звал его, но обычно Май не слушался, и тогда дедушка выходил ближе к нему и брал на руки, чтобы затем усадить на кухне, накормить кашей и уложить спать.
Одно из воспоминаний детства осталось в памяти мальчика. Он как и обычно гулял недалеко от своего участка, на дороге, покрытой бетонными плитами и щебнем. Был солнечный день, но в воздухе будто была дымка, потому что периодически солнце затягивалось серыми воздушными облаками. Май стоял на месте, иногда присаживался на корточки и разглядывал щебень, выбирая самые крупные камешки, затем бросая их в сторону. Камень со стуком и треском ударялся о другие камни.
Вдруг на горизонте стало видно, как что-то движется всё ближе. Эти предметы занимали всё пространство дороги, и спустя время Маю стало видно, что это велосипедисты. Они приближались, но Май по какой-то причине не уходил с дороги. Велосипедистов было с десяток человек — это была компания ребят школьного возраста. По мере того, как они приближались, стал слышен звук крутящихся колёс. Среди велосипедистов были не только мальчики, но и девочки. Они ехали словно спортсмены на соревновании, очень быстро. Когда они совсем приблизились, а Май находился посередине бетонной дороги, неожиданно девочка на велосипеде, не сворачивая и не увиливая, врезалась в Мая. Девочка упала с велосипеда, а Май почувствовал сильную боль в колене. Он упал и сильно ушиб ногу о бетонную плиту. Все остальные велосипедисты продолжили ехать. Девочка быстро подняла с земли велосипед, и не смотря на Мая быстро села за руль и уехала.
Май пролежал так некоторое время, плача от боли, и затем побежал домой. Дедушка встретил его на пороге, плачущего, с кровоточащей раной на коленке. Он плакал, тем самым жалуясь, но не мог обьяснить что произошло. Дедушка успокаивал: «ну, ну, сейчас всё пройдёт, не плачь..». Уже в доме ему обработали рану зелёнкой, и завязали бинт. Некоторые воспоминания детства запоминаются на всю жизнь, и Май помнил очень четко то происшествие и в зрелом возрасте.
Спустя некоторое время, когда Маю было четыре года, родители оформили его в детский сад. Главной проблемой детских садов послевоенного времени была плохая сохранность старого здания, нехватка мебели, плохая организация на производстве. Но со временем благодаря усилиям работников сада, которые в большинстве своём пришли на работу в сад сразу после войны, все стало налаживаться. Работники сада делали все, чтобы обеспечить воспитанникам счастливое детство - дарили подарки, готовили праздничные обеды, устраивали игровые кружки, ремонтировали, чинили, латали, разукрашивали. Дети в садах всесторонне развивались, хорошо и сытно кушали, играли в игрушки, хоть и было этих игрушек не так много. Но дети каким-то чудесным образом приспосабливались к существующим условиям. Они общались, делили игрушки между собой, и им видимо нравилось питаться тем, что готовила в столовой повариха, что было редкостью среди детей их возраста. Но Май с детства помнил, что воспитанники в том саду всегда были весьма довольны.
С детского сада у Мая осталось не так много воспоминаний. Помнил он мальчика, Костю, который постоянно с ним соперничал. Это соперничество всегда происходило на глазах у остальной группы детей. Однажды они собрались у книжного шкафа, и в группе между собой стали выяснять, кто умеет читать. Май умел, поэтому он вызвался первый, и для доказательства взял с полки книгу «Сказка о золотой рыбке». Но не успел он показать остальным свои умения, как его соперник сказал, что точно читает лучше Мая. Он отнял у Мая из рук книжку, открыл первую страницу и начал пересказывать содержание сказки по своей памяти, будто следя за текстом. Он точно знал содержание сказки, что его спасло, и ему удавалось умело притворяться, но читать он не умел. Май начал возражать, что в тексте говорится совсем не так, и начал старательно называть каждое слово начала сказки, но трофеи уже достались Косте, который, как решили остальные дети, читал намного быстрее, лучше и интереснее, чем Май.
В конце дня, из детского сада забирала Мая его мама. С холодной улицы она заходила в здание, и Май всегда помнил её холодные руки. Перчатки мама почему-то каждый раз не надевала, и когда она встречалась с сыном и обнимала его, Май всегда помнил холод её рук. Часто в течение дня, когда он по ней скучал, а до вечера и её прихода было ещё далеко, Май включал холодную воду в умывальнике и долго держал руки под струей холодной воды, чтобы помнить мамино прикосновение. Многие дети из группы спрашивали его, почему его руки холодные, но он никому не рассказывал.
Помнил ещё Май двух мальчиков-близнецов из своей группы в детском саду. Никто их никогда не различал, а они рассказывали, что различить их можно по родинкам на лице, и ещё что различает с первого взгляда их только мама. Эти близнецы постоянно были вместе, и было странно наблюдать, как хорошо они чувствуют себя рядом друг с другом, и не устают от постоянного пребывания вместе. Наблюдая за ними, Май думал о том, каково бы было, если бы у него был брат или сестра. Но он в семье был один ребёнок, и он часто размышлял, появится ли у него когда-нибудь родственная душа, неважно друг или подруга, с которой он сможет разделить свою жизнь на двоих.
Помнил Май свой выпускной день в детском саду. Все дети были в пестрых костюмах, а на Мае был детский костюм с пиджаком и галстук. На выпускном он читал стихи. Он встал на табурет и вещал стих, написанный специально для праздника, и прочитал он его великолепно. Ему хлопали его родители и родители остальных детей, и Май был горд, что ни разу не запнулся и не забыл слова. Он был в хорошем настроении, но многие на выпускном плакали, особенно девочки. Им было странно и грустно, что этот период жизни заканчивается, и они не догадывались, что будет с ними дальше.
А дальше была школа. Май поступил в первый класс на два года раньше, чем остальные дети, поэтому перед своим первым днём он волновался, что не знает многое из того, что скорее всего знают остальные дети. Больше всего он боялся того, что учитель задаст ему вопрос, на который он не сможет ответить. В этом случае остальные дети подумали бы, что он глупее остальных, и это происшествие отразилось бы на всей последующей учёбе. Родители успокаивали его, что такого точно не будет, что он очень умный, и Май волновался до того момента, как сам не убедился, что он не глупее остальных детей.
В семье долго шли приготовления к первому учебному дню. Были куплены цветы, одежда, тетрадки, ручки, карандаши. У Мая был новый ранец, который теперь он всегда держал при себе. В ясный сентябрьский день у школы проходила линейка с участием нескольких классов. Мама Мая нашла нужный класс, и отвела сына к его учительнице. Та поприветствовала его, и велела примкнуть к другим детям. Все остальные ребята стояли рядом, с цветами и ранцами, и были растеряны и напряжены. Но когда на площадке школы директор начал приветственную речь, всем детям стало спокойнее. Все они, маленькие и низенькие по сравнению со своими учительницами, стояли рядом, а учительницы в свою очередь держали над головой таблички с указанием номера класса и буквы. Когда пришло время, каждый учитель сгруппировал новых школьников, и они друг за другом вошли в здание школы.
Это было для Мая ново и необычно. Их класс провели по первому этажу, где на стенах находились яркие плакаты с разной информацией, такой как техника безопасности или оказание первой помощи. Они поднялись на второй этаж, пройдя через решётчатую арку, и оказались в школьном кабинете, где на стенах также находились плакаты, но теперь с рисунками и буквами. Учительница, которая провела детей в здание, была здесь, за столом у первых рядов. Она попросила детей выбрать места, где они будут сидеть теперь на всех уроках, и Май сел в первом ряду.
К облегчению Мая, первые уроки были совсем лёгкими, и он выяснил даже, что знает больше вещей, чем остальные дети. Так началось обучение, и оно Маю очень нравилось. Он делал дома все заданные уроки, и всегда приходил к занятию подготовленным. Каждое утро мама будила его, и он не ленился умыться и одеться, брал со стула собранный ранец и мама отводила его в школу, которая находилась рядом с домом, в пешей доступности.
В школе помимо учебы было много интересных занятий, но они происходили во время перемены. Это были разговоры со сверстниками, постоянные выдумки и игры. Многие дети коллекционировали игрушки, и на перемене могли их проиграть, или наоборот, выиграть новые. Были и опасные игры в ножички, и игры с мячом, такие как вышибалы и горячая картошка. А были обычные игры в салки и прятки. Все они проходили отдельно от девочек, по крайней мере так было в классе Мая, а девочки играли в основном в куклы.
Ближе к старшим классам Май стал нравиться многим девочкам, их настойчивость иногда даже раздражала. И это было неудивительно - он был симпатичный, остроумный и талантливый, с хорошим чувством юмора. Во всех школьных предметах он имел успех, и этим вызывал зависть своих одноклассников-ребят. Несмотря на то, что он общался со многими из них, у Мая были враги, которые завидовали его успехам и втайне желали ему зла. И хотя со стороны другие думали, что у Мая всё идёт отлично, это было далеко не так, и знал об этом только он сам. У Мая по этому поводу были переживания и расстройства, но другим он этого не показывал и не рассказывал ничего родителям. Бывали из ряда вон выходящие вещи, когда около школы, когда Май шёл домой, его подстерегали местные шайки, и порой после школы было страшно идти домой. Эти ребята запугивали Мая и не давали спокойно жить.
Однажды Май подрался. Об этом узнали учителя, и хотели исключить его из школы. Драка произошла с одним из ребят, которые долгое время не давали Маю прохода. Это было в четвёртом классе. Май вспомнил все уроки защиты и нападения, которые объяснял ему дедушка. Когда вся шайка собралась после уроков, Май подрался с одним из них, да так, что у того носом пошла кровь. Был жуткий скандал, и к директору школы пришли родители того мальчика, требуя исключить Мая из школы. Но затем родители Мая очень просили оставить его учиться, и директор согласился, требуя слова от родителей, что такого больше не повторится. С Маем серьезно поговорили, и он пообещал больше не драться. Единственный, кто не высказал недовольства, был дедушка, который гордился, что его наставления не прошли даром.
Однажды Май и его приятель гуляли по улице. Была осень, и она радовала не золотыми листьями, а угнетала затянутым тучами небом и дождем. Вокруг проходили люди, одетые в серые и чёрные пальто. Приятели гуляли по городу, и вдруг увидели у модного заведения в центре города юношей и девушек, которые походили на пришельцев, одетые с иголочки, в пёстрые костюмы, платья. Юноши носили цветастые галстуки и яркие пиджаки, а девушки - пышные юбки, яркие платья, туфли на каблуке. У юношей были прически, намазанные кринолином, и у девушек волосы красиво уложенные. Небо было серое, асфальт мокрым, а яркие наряды молодых людей будто были протестом всему этому. Юноши и девушки были свободны и раскованны, разговаривали очень живо и постоянно смеялись. Таких людей называли «стилягами», и для советских людей они были врагами режима. Они шли против системы, вызывающе одеваясь и протестуя против серости и скуки. Май увидел стиляг в первый раз в жизни, и те ему понравились. Ему нравилось в этом то, что иногда можно выделиться среди остальных, не боясь осуждения окружающих. И обычно за это стоило заплатить высокую цену.
Май с приятелем остановились, и удивленно рассматривали этих людей. Они были свободными в своём поведении, раскрепощенными и уверенными. Их речь лилась, они разговаривали друг с другом, словно общались с самого детства и знали привычки и взгляды людей рядом с собой. В речи они использовали умные и модные фразы и слова. Весь этот эффект дополняло то, что внешний вид соответствовал их поведению. Весь образ был тщательно продуман, и видно было, что на подготовку внешнего вида у таких людей уходит много сил и времени. Стояли молодые люди около модного в то время заведения, хотя неизвестно было, располагают ли они такими средствами, чтобы заходить внутрь, а если располагают, то откуда эти средства берут. Хотя эти серые люди, которые шли мимо, могли хотеть вести себя также, они не решались. Возможно, некоторые считали это глупостями, которыми нужно было переболеть в детстве. А возможно кто-то боялся осуждения старших.
- У френдов айзы горят, - неожиданно сказал один из парней-стиляг, заметив Мая и приятеля.
- Видно, полис его повинтил, - ответил другой, и они засмеялись. 
Май не понял ни слова из этих двух фраз, и в целом, когда два приятеля продолжили говорить, их речь была похожа на скороговорочный поток, доступный только для них двоих. Май и приятель быстро ушли из того места. Приятель неодобрительно отозвался о стилягах, но эти пёстрые ребята остались в памяти Мая, а потом он видел таких не раз. Ему было интересно смотреть на людей, которые отличаются от серой массы, которая присутствовала повсюду, куда ни взглянешь.
Вся жизнь юноши проходила уныло и однообразно. Это было даже когда у Мая пошли средние классы школы. На одном из уроков Май узнал от учителя о поговорке, гласящей, что рыба в маленьком пруду не растёт в размерах, потому что этот пруд мал для неё. Если рыбу поместить в океан, она вырастет очень большой. Также чувствовал себя Май: небольшой город, в котором он жил, не соответствовал его амбициям. Он делал все задаваемые уроки, постоянно общался с другими школьниками, но так жить ему было скучно.
Средние классы в школе прошли спокойно. Май как и раньше продолжал делать уроки, и отлично отвечал на занятиях. Со временем отношения со сверстниками стали натянутыми, и мало с кем можно было интересно поговорить. Со средних классов Май загорелся идеей переехать в более крупный город. В старших классах он решил поступать в институт в Москве. Он долго изучал информацию о поступлении, готовился к устному экзамену. Родители нашли для него учителя из института, в который Май собирался поступать.
Май готовился к серьёзной самостоятельной жизни. В Москве будет тяжело, и никого из близких рядом в трудную минуту не окажется. Он отдавал себе в этом отчёт. Май поднакопил денег и поехал в столицу. Поначалу было тяжело найти жилье, но все же спустя время он снял угол в коммунальной квартире, и стал ходить на занятия к преподавателю. Первое его впечатление о Москве возникло когда он только сошёл с поезда, на вокзале. Всюду мчались к поездам прохожие, гудели поезда, и это напоминало огромный водоворот посреди глубокого моря. Май поначалу абсолютно растерялся, но все же стал пробираться через указатели к метро. В метро люди продолжали спешить, и никто и не собирался пропустить остальных вперёд. Тогда Май пытался вклиниться в этот косяк прохожих, и это прошло достаточно успешно. Так он весь день ездил по разным адресам в поисках жилья. К вечеру угол в коммуналке был найден. С удивлением для себя Май заметил, что ему нравится это постоянное и каждодневное соревнование во время поездок на метро. Впоследствии он стал ездить в подземке каждый день, стал подробнее изучать схему, карты и лучше узнавать город. Каждая такая поездка была испытанием, и он успешно с ней справлялся.
Когда все приготовления в виде жилья были сделаны, Май мог наслаждаться видами Москвы. Он поехал в самый центр города, и долго гулял по Красной площади, разглядывая Храм и Кремлевскую стену. Оглядываясь по сторонам, на достопримечательности и вечно спешащих куда-то москвичей, Май подумал о том, что Москву хвалят не зря, и она действительно прекрасна. Но, конечно, временами было очень тяжело. Москва не уставала наказывать его и истязать, было много испытаний в этом большом городе, который не отвечал на любовь взаимностью.
Когда все институтские приготовления были улажены, Май мог делать всё, что хотел. Он читал новые книги, смотрел современные фильмы, слушал необычную музыку. Здесь, в столице, жизнь кипела вовсю, затягивая в свой водоворот. И Маю нравилось быть туда затянутым. Он стал ходить по музеям, ходил в центральную библиотеку, и много ходил по городу, любуясь видами.
Позже он поступил в институт, как и планировал, и когда он учился на первом курсе, в один день, зимой, выдался тёплый денёк. Снег немного подтаял, а в небе ярко светило солнце. И неизвестно было по сводке погоды, сохранится ли тепло и на следующий день, или продолжится зима. Это было время оттепели.


Рецензии