Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

    Печальное зрелище представляет наше современное общество. В нем не находится ни великодушных стремлений, ни правосудия, ни простоты, ни чести, словом, — ничего, свидетельствующего о здравом и естественном развитии нравственных сил… Разврат общества столь велик, что понятия о чести, о справедливости считаются или слабостью, или признаком сентиментальной восторженности… А образованность наша — одно лицемерие… Зачем заботиться о приобретении познаний, когда наша жизнь и капиталистический строй в противоборстве со всеми идеями и истинами, когда всякое покушение осуществить какую-нибудь мысль о справедливости, о добре, о пользе общественной клеймится, как наивная глупость? Везде только выгода, стеснения и ограничения, — нигде нет простора богатому русскому духу. Когда же этому конец? А только тогда, когда мы всех будем любить… «Ведь в каждом живет хороший человек, только нужно уметь его найти. Так. Бесконечная доброта  – это религия будущего и доброта деятельная, а не отвлеченная. Так, так… сейчас человек хуже зверя, а будет время, когда он сделается лучше»
(Д. Н. Мамин-Сибиряк., «Любовь куклы»).

    Помню блаженственные вечера, когда отделавшись от всяких дел, я ложился на кровать, подкладывал под голову подушку и с жадностью начинал читать Дмитрия Мамина-Сибиряка. Как нравились мне его емкие рассказы и громадные романы о Урале, как легко и с глубоким участием я видел все те картины, образы, которые писатель точно рисовал передо мною и с какою искреннею любовью к людям, каким благородным сочувствием, пониманием ко всему живому, доброму и прекрасному проникалась моя душа после прочтения!

  «Мысли так и роились в голове, а вместе с тем душой овладело какое-то необыкновенно хорошее и доброе чувство, точно начинаешь жить снова… Именно здесь, в лесу, вы чувствуете, что в вас затихает и боль, и невзгоды, и заботы, сменяясь свежим и светлым чувством жизни»
(Д. Н. Мамин-Сибиряк., «Лес»).

    А для меня Лесом являются произведения Мамина-Сибиряка. Богатый мир царил в Лесу, и в этом мире неустанно совершалось безмолвное творчество природы, внимательно созерцался быт сибирских людей, их непростых судеб и историй, ярко и тяжко строилась жизнь золотого Урала XIX века и весь этот мир русского духа с глубиной великого таланта Дмитрий Мамин-Сибиряк передавал читателю, словно своему близкому товарищу.
    Однажды, когда у меня ничего путного не получалось и мне было особенно печально, в голове теснилось жуткое сознание о том, что, возможно, всё моё стремление к литературе было ложным и неправильным. Эта мысль терзала меня днями и ночами. И тогда Мамин-Сибиряк сказал мне удивительную вещь:
— Читайте больше книг и живите своей жизнью. И всегда относите свои произведения в печать. Писателю необходимо видеть свои сочинения в печати, всё равно что человеку посмотреть иногда на себя в зеркало.
    Ведь печальное зрелище представляет человек, который никогда не смотрит на себя в зеркало, не читает книг и не живёт своей жизнью.
    И верьте в слово, в живое и могучее слово, которое нельзя бросать на ветер, потому что оно кровно срослось со своим внутренним содержанием, то есть вами. И тогда получится у вас блестящий результат, точно будет он настоящей наградой за ваши старания.


Рецензии