Детство не помнит пасмурных дней часть 5

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ...

Школа в селе — это больше чем школа. Это место, где тебя знают. Помогают. Развлекают и развивают. Да просто любят, наконец. Я застала три школы (вторая была восьмилетняя школа, а третья — двухэтажная деревянная на Советской).

В первый класс я пошла в школу, которая находилась недалеко от реки Антоновки, рядом с районным Домом Культуры.
Училась там два года. Первый и второй класс.

Помню, что перед уроками надо было не опоздать на зарядку. Все ученики выстраивались вдоль всей длины коридора и вслед за дежурным учителем повторяли упражнения.

 На переменках ученики дежурного класса с красными повязками на рукаве, следили строго за порядком. Порядок заключался в том, чтобы сдержать неуёмную энергию школяров. Всякого бегающего следовало остановить и поставить у стенки до конца переменки. Поэтому девочки чинно прохаживались парами-тройками туда и обратно по коридору, а мальчишки стремились на волю. Выбегали на улицу и там выпускали пар. Очень хорошо помню, что были девочки из классов постарше — организаторы досуга на переменках.
Приглашали первоклашек в хороводные игры. До сих пор в памяти:
«Заинька, рви цветочки, серенький, рви цветочки.
Ну-ка, ну-ка, рви цветочки!
Ну-ка, ну-ка, рви цветочки»…
Хоровод идёт с этими словами. А «заинька», следуя словам, производит действие.

 Кстати, потом мне это пригодилось, когда сама стала работать с детьми. В народных играх много смысла.

Учителя моего детства … С каким теплом и благодарностью я вспоминаю их. Пусть в памяти уже не сохранились имена многих. Но общее ощущение тепла и заботы живёт в душе.

Моя первая учительница — Инна Евстигнеевна Холопова. Начало всех начал. Мои первые тетрадочки. Первые буквы. Первые цифры. Нет её уже. Но пока жива я, жива и память о моих первых уроках. И до сих пор в архиве у меня среди реликвий хранится рисунок домика, сделанного мной на самом первом уроке в первом классе. Она сохранила рисунок и подарила, когда закончилась начальная школа.

Владимир Васильевич Пак, учитель математики.
 Учитель он был замечательный. Кореец. Поэтому разговаривал со специфическим акцентом. А я, не очень способная к математике ученица, так внимательно вслушивалась в его произношение, что мимо ушей пролетало то основное, чего ради на уроки ходят ученики. Когда у меня спрашивали, что же я не понимаю? — стыдно было признаться в истинной причине моей неуспеваемости. Я не слушала чему учил Владимир Васильевич, но слышала как он говорит
!
Правда потом, когда в 8 классе пришла новая молодая учительница Колмакова (Кузьмина) Галина Петровна, я удивительным образом начала понимать про все так нелюбимые мной трубы, вливающие и выливающие воду из бассейнов, про пешеходов, идущих навстречу с разной скоростью, и про встречные поезда тоже.

С какой радостью я отозвалась на её письмо, когда она нашла она меня на «Одноклассниках»! Аккуратно, чтобы не ошибиться, она в первом письме спросила: не была ли я той  самой девочкой, самозабвенно увлечённой поэзией?
Ну конечно! Это я! Моя дорогая Галина Петровна, классный руководитель! И настоящий друг.

   Сейчас, когда её уже нет на свете, я просто обязана рассказать об одном эпизоде из наших отношений.
 Когда мои одноклассники на зимних каникулах собрались на экскурсию в Ленинград, мои родители не смогли финансово это поднять. Мы только летом прибыли с Камчатки. Обустраивать своё переселение было трудно. И какая уж тут поездка?

  Я так мечтала о Ленинграде! Ещё там, на Камчатке!
 Письмо Галине Петровна я написала тут же. Можно представить  степень доверия, чтобы ученица захотела посвятить учителя в отчаяние своего состояния,ведь мечта ускользала от меня как мираж...
  Но Галина Петровна присла необходимую сумму. Это были заветные 60 рублей!
  Конечно, постепенно мои родители рассчитались с долгом.
  Как же я была рада нашей встрече в Ярославле спустя много лет! В 2016 году я приехала и мы вместе вспомили одноклассников, учителей, школу. Она рассказала о переменах происшедших на моей малой родине.

Помню добрейшую Матрёну Дмитриевну Каратаевскую. Она открывала для нас тайны географии. Ботаника, биология — в привычном она раскрывала необычное.


На пришкольном участке шла всегда серьёзная селекционно-опытная работа. Эту традицию заложил один из директоров школы Василий Семёнович(?) Миронов. Он был не только учителем биологии, но и просветителем. Помню его статью в районной газете «Шампиньоны на Камчатке». Из неё мы узнали, что те самые «поганки», что изобильно нарастали на компостных грядках в огороде — самые что ни на есть деликатесные грибы! Шампиньоны!

Осенью, примерно через 2–3 недели после начала учебного года, в школьном коридоре появлялась выставка.
    Всякие капусты! Удивительные сорта. Как красиво звучало их название: «Кольраби», «Краснокочанная», «Белокачанная». А какова по размеру? Огромные!

  Картошка тоже разных сортов и тоже таких размеров, что 9–8 штук наполняли ведро.

  Морковки — красавицы, и тупенькие и  острые, клином. Тоже внушительных размеров!
Были кукуруза, подсолнухи. Зерновые снопики золотились в сторонке, снабжённые табличками — рожь, овёс, безостая пшеница. Кто и сколько нарастил в перерасчёте на центнеры с гектара.

Вручали грамоты за экспериментальные достижения.
 Устраивали конкурсы выпечки.
 Мы в 5 классе победили со своим тортом по категории «вкус», а оформление подкачало. У нас был только синий крем! У одноклассницы дома только такой краситель был. Мы синего крема намешали целый тазик! Я потом лет 20 смотреть на масляный крем не могла, не то что есть!

Молодая учительница Нина Николаевна Горбатова приобщала к закономерностям физики. Михаил Петрович Горбатюк, ставший  вскоре её мужем, приехал в Мильково по распределению. Сейчас, уже поседевшие ученики, с благодарностью вспоминают уроки физкультуры, переходившие в досуг, в образ жизни, наконец!

По вечерам в школьном коридоре был слышен перестук теннисных ракеток с мячами. В спортивном зале шли волейбольные или баскетбольные баталии. Местные мальчишки были готовы дневать и ночевать рядом с ним. Спорт был искренне любим. Чтобы профилонить урок физкультуры? — о том и речи быть не могло! Зимой — лыжи. В тёплое время — лёгкая атлетика. Сильные спортивные традиции у мильковчан заложены ещё со школьной поры. Я хочу отметить, что мои односельчане были инициаторами сельских Олимпийских игр. И успешно соревновались на своих стадионах. И нынче в Мильково ,а не в областном городе появился первый Физкультурно Оздоровительный Комплекс - ФОК "СОКОЛ" с бассейном.


Зато все гуманитарные предметы были в круге моих интересов. Историю преподавала молодая учительница из Москвы Нина Константиновна Медведева (Карпова). Она же давала уроки английского.

Глубокие воспоминания не только у моих одноклассников по восьмому классу (1966–1967 учебный год), но и у более младших, остались от литературных вечеров, подготовленных Зиной Машихиной.
Она закончила обучение в Москве и стала в нашей школе библиотекарем. Библиотеки, как таковой, не было — стояли в коридоре пара шкафов с книгами. Но Зина нас всех увлекла литературой. Она вообще была человеком очень талантливым, творческим.

Вначале познакомила с творчеством Сергея Есенина. Каждый желающий мог выучить всё, что ему понравилось из Есенина.
     Мы учились непростому искусству мелодекламации.
 Тогда многим мальчишкам и девчонкам открылась прекрасная музыка Сен-Санса, Чайковского, Вивальди…

Помнится,мы пригласили своих родителей в школу.
Поставили для них стулья.
Напротив — столы, за которыми сидели чтецы.
 Свет был погашен. И только возле читающего загоралась настольная лампа.
Звучала музыка и наши голоса. На белой стене, через диаскоп, проявлялась картинка, усиливая эффект слова и звука…


Когда я стала взрослой, жила уже в Ленинграде, довелось мне что-то искать в маминых документах. Среди всех этих ценных и нужных бумаг попался мне «Пригласительный билет» на этот литературный вечер. Кусочек в четверть альбомного листа, сложенный пополам и подписанный от руки кем-то из учителей. Мама им дорожила…

Тогда мы на репетициях выучили репертуар каждого участника — от пятиклашки до восьмиклассника. Я и по сей день помню очень много стихотворений С.А. Есенина.

После мы читали Лермонтова, инсценировали «Моцарта и Сальери» Пушкина и показывали в клубе.
Уже не припомню кому досталась роль Моцарта. А Сальери изобразил Володя Плотников (Поликарпович). Очень вдохновенно!


Для сельских ребятишек школа была притягательным центром. Но если вдуматься, сколько же времени отнимали учителя у своих семей, когда занимались такими проектами?
   А помощь отстающим? Учителя совершенно бескорыстно тратили личное время на то, чтобы посеять «доброе, вечное» в тугодумные головушки. Даже летом отрывались от огородных дел, чтобы вытянуть ученика, хотя можно было оставить на второй год.
 Была организована в помощь отстающим шефская работа. Лучшие ученики приходили домой к слабым, чтобы проконтролировать приготовление уроков. Разъяснить дополнительно тему урока. У меня тоже был подшефный по русскому языку — Коля Альмешов.
  Уж какая из меня была "учительница" - Бог весть! Но он точно старался сделать уроки к моему приходу. А ошибки исправляли вместе,


Я вспомнила нашу школу
И парты ,чёрные, старые.
С подножкой, и с крышкой тяжёлой.
Громоздкие и усталые.

На лавках, со спинкой прочной,
Широких, будто качели,
Чинно, по двое в рядочек,
Мы в форме школьной сидели.

Там ямка была- для чернильницы.
И пальцы у всех фиолетовые!-
Скрипели пёрышком " звёздочка,
И отмывались лишь летом.

У всех в деревянном пенале
Ластик и ручка лежали.
Для чистоты ячейки,
Туда "перочистку" клали.

Полвека с тех пор мелькнуло....
Как мамонты, парты вымерли.
Но в памяти школьные годы,
Как тряпочкой доску, - не вытерли.

А школа уже выглядит иначе. Да их там две. Больших и современных. Но представьте, традиции там хранят бережно.


 Продолжение дальше будет.(на фото я крайняя слева)
Приглашаю продолжить
http://proza.ru/2021/12/24/1988


Рецензии
Галина, с удовольствием прочитала ваши воспоминания о школе. Конечно, вспомнились и свои школьные годы. Но, к сожалению, такого тепла, дружелюбия и радостных событий в моей памяти нет. Я училась примерно в то же время, как и вы, но сравнивать вашу школьную жизнь и мою невозможно. А ведь это был Ленинград! Увы, почему-то вдали от центральных городов было дружнее, веселее и душевнее.
Всего доброго!

Светлана Шаляпина   02.02.2024 00:16     Заявить о нарушении
Светлана, мне очень приятно, что мои публикации Вас привлекли. Да еще и потянули ниточку из своего прошлого.
Моя близкая подруга, коренная ленинградка,тоже не могла вспомнить ничего подобного.
Видимо недостаток культурных объектов генерирует потребность созидать прекрасное самостоятельно.
Нынче летом я побывала на Малой родине. Как там активны и творчески наполнены жители. И дети( меня пригласили в детскую библиотеку) и взрослые- я побывала в сельском краеведческом музее, наполнение которого меня удивило, нет, восхитило!
Это и археология, и этнография, история быта, флора и фауна, живопись и прикладное искусство! Для музея местная администрация построила двухэтажное здание. За недостатком времени я не посетила частный музей который создал местный ветеринар. Там собраны чучела всех животных района. От мышонка до медведя и лося. От воробушка до глухаря и белоплечего орлана! А еще и этнографическое стойбище. Кстати, это все нововведения уже последних десятилетий.
Детей активно приобщают ко всему, что раздвигает горизонты культуры. Традиции живут и совершенствуются.
Всегда с теплом и уважением к Вам
Галина

Галина Санарова   04.02.2024 12:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.