Консервная банка

Витька лежал на чердаке и рассуждал о прожитом дне. А день выдался на редкость удачным - у него появился велосипед!
Утром, по пути на рыбалку, он обнаружил его в березняке. Совершенно новый, с блестящими ободами, и даже с насосом на раме, он стоял прислонённый к дереву.
"Грибник, наверное, или травник какой в лесу" - резонно подумал Витёк и продолжил путь к озеру.
Поклёвка была не очень, мальчишка глядел на неподвижный поплавок, а перед глазами всё стоял этот велосипед.
"Эх, мне бы такой!" - подумал он и закинул удочку в другое место, но не удачно -   вскоре крючок за что-то зацепился. "Коряга же там под водой, как это я забыл?" - злился на себя Витёк и зная, что запасного крючка на этот раз у него с собой нет,  всё же так резко потянул удилище, что поплавок с обрывком лески со свистом улетел в камыши.
"Ну, не задалась сегодня рыбалка" - как бы оправдываясь перед кем-то, вслух произнёс Витька и, смотав удочку, споро поспешил по тропинке домой.
Велик, как он втайне и надеялся, по-прежнему стоял на том же месте. Смятение в душе тринадцатилетнего подростка было не долгим - такое вряд ли ещё повторится, а значит он не должен упустить такой счастливый случай.
Нет, Витька не сразу вскочил на седло - он с минуту тренькал звонком, затем, сложив ладони рупором, несколько раз аукнул. Тишина. И вот, когда уже хотел трогаться в путь, то неожиданно босой ногой нащупал какой-то предмет, прикрученный к одной из педалей. Это оказалась обыкновенная консервная банка, вертикально закреплённая за дно проволокой. К чему была эта нехитрая конструкция, мальчишка размышлять не стал и по-быстрому открутив помеху, погнал по тропинке. Велик был удивительно лёгкий на ход и Витька, ликуя от восторга, уже скоро подкатил к заднему двору дома.

И вот он лежал на набитом соломой матрасе и рассуждал о своём поступке. Вернее, искал ему оправдание:
 
- Ну, взял. Не украл же. Завтра ещё перекрашу и велик мой! Попробуй, докажи!. Да любой бы так поступил. Даже мой дед...
Дед? Своего деда, прошедшего всю войну, он очень любил. В их семье так сложилось, что Витькиным воспитанием занимался исключительно дед. Рукастый и смекалистый, он приучал внука к крестьянскому труду, ненавязчиво прививая понятия мужской ответственности и заботы. И теперь Витька пытался представить его на своём месте: вот возбуждённый дед приносит в дом какую-нибудь чужую вещь. Допустим, коромысло. И заговорщически шепчет:
- Глянь, Витёк, что принёс! У колодца кто-то забыл. Ишь, какое ладное - наше будет! Перекрасим только.
 
Нееет! Не похоже на деда совсем. Значит, что-то не то.
- Ладно,- уже засыпая, решил Витька,- завтра ещё подумаю.

- А, вот ты где затаился, - дед вошёл в сарай, когда Витька размешивал загустевшую от времени синюю краску с олифой, - Дай-ка покурю тут, присяду в тенёчке. Жара такая с утра.
На удивление дед ничего не спросил о невесть откуда появившемся велосипеде. Он присел на чурку и, закурив самокрутку, вдруг сказал:
- Вот, какая, Витёк, история однажды у меня на фронте случилась. Нашёл я в окопе зажигалку.
Из бойцов кто-то обронил. Хорошая такая, немецкая. Трофейная, явно. И так она мне приглянулась, что я не стал расспрашивать товарищей - мол, не терял ли кто? Прибрал к рукам, короче. И вот как-то идёт бой - вялый такой. Постреливаем одиночными из окопов по немцам, а они по нам. Вдруг из другого конца траншеи, пригнувшись, подбегает ко мне боец и просит прикурить. Зажигалку, - жалуется, - потерял где-то.
Я без задней мысли протягиваю ему свою недавнюю находку. Товарищ повертел её в руках, прикурил. Потом посмотрел мне в глаза и, чувствую - что-то сказать хочет.
Но он, сделав пару затяжек, похлопал меня по плечу, улыбнулся и побежал на позицию. Да вот только не добежал. Немецкий снайпер всё-таки улучил момент.
Вот я до сих пор и мучаюсь думкой - а будь у него зажигалка, то не бежал бы солдатик ко мне и, глядишь, жив бы остался. И почему он не забрал у меня свою потерю? Ведь, по глазам было видно - признал вещицу! Может, смерть свою скорую почуял, да решил мне на память зажигалку оставить? Или в назидание?
Это я к чему тебе, Витёк, рассказал - найденное добра не приносит. Нашёл - не торопись присваивать, поищи растеряшу. Дед встал, и уже выходя из сарая, как бы между прочим, сказал:
- Хороший велосипед. На одну пенсию, небось, не купишь. Я днями на деревне конюха Василия повстречал. Тоже велосипед купил. А вчера вечером жалуется : уже утерял. Поехал, говорит, на счёт грибов разведать, а велик пока к берёзке притулил. Ходил, ходил, да чуток заблукал - памяти-то ничего не осталось после контузии. Пока вышел из лесу, а конь-то мой железный - тю-тю! Новый хозяин, видать, лучше кормит!

Витька приподнял голову:
- Дед Василий? Так он же одноногий! Как он на велике-то?
- Как... Коленка-то цела, нога гнётся - освоил! Банку только к педали приторочил, чтобы протезный набалдашник в неё вставлять - и вперёд! Ну, ладно, Витёк, по двору управляться надо... Пойду!
 
Потрясённый новостью, Витька не замечал, как краска тонкой струйкой стекает с кисти на босую ногу.
Перед глазами у него стоял старый конюх дед Всилий. Любимец детворы. Фронтовик, потерявший на войне ногу. "За мою жизнь воевал ведь тоже... А я у него велосипед... Как я не мог сообразить про эту банку на педали!" - Витька ещё долго сидел и размышлял: то о рассказе деда про зажигалку, то о велосипеде, но он уже точно знал, как поступит дальше.
 
Когда он керосином смывал несколько мазков свежей краски, которые только и успел нанести, в сарай вновь заглянул дед и протянул пустую консервную банку:
- На вот... должна подойти...


Рецензии
Рассказ неплохой, но заставляет задуматься над личностью этого деда.То "возбуждённый дед приносит в дом какую-нибудь чужую вещь. Допустим, коромысло. И заговорчески шепчет:
- Глянь, Витёк, у колодца кто-то забыл. Ишь, какое ладное - наше будет! Перекрасим только." Судя по тексту коромысло было не единственным предметом, обретенным таким способом этим странным дедом. Имел ли право после этого дед поучать своего внука да еще приводя примеры из фронтовых будней? И почему бы внуку не упрекнуть деда вопросом: но ты же дед сам коромысло-то украл, да еще и следы этого воровства учил заметать. В общем не очень приятный такой момент в характере вашего деда.
И еще, есть большие сомнения что езда с культей на велосипеде если и возможна с банкой или без банки, то лишь на ровной асфальтовой дороге. По лесной тропе или вовсе по лесу проехать даже без культи на здоровых ногах на велосипеде - это проблема!

Александр Кузнецов 9   22.02.2022 20:09     Заявить о нарушении
Эх, Александр! После беглого, поверхостного прочтения зчем комментировать?
Деда с, якобы ворованным коромыслом, внук представлял просто, ища опровдание своему поступку - там же предельно ясно написано! А езда на велосипеде с протезом - это я взял из личной практики. В саму чащу, безусловно, не проехать, поэтому у меня в миниатюре велик остался у дерева. Как вы читали?

Анатолий Енин   24.02.2022 14:24   Заявить о нарушении
Думаю ревнует Кузнецов 9. Рассказы то у вас похожи по стилю, слезу вышибают у пожилых.

Анатолий Петров 51   02.04.2022 09:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.