Съезд НК

      Хотелось застать на берегу начало двадцатого съезда партии, но видимо кому-то необходимо было отрапортовать, что в честь съезда вышло в море много судов. Всё, как всегда. Бегом. Бегом. И бегом. Уже от этого рейс начался неудачно. При проходе канала во льду поломали якорь и из-за погоды двое суток простояли в Балтийске. А при проходе в Зунде затёрло льдами. Сопровождающий океанский буксир «Невель», так и он бедняга выбился из сил. Льды очень тяжёлые, конечно, для наших судов.  А судно дрейфует или правильнее – плывёт куда вынесет.
      Вскоре обнаружилось, что на судне нет воды. Только вчера замеряли воду - было вполне достаточно, а за ночь куда-то вытекла. Весь народ сейчас разгружает трюма, чтобы обнаружить течь в цистернах. Это очень скверно. Воды почти ни у кого нет. Единственная надежда - это то, что «Невель» даст хоть двести тонн. Ну, ничего, не первый раз решать такие ребусы. Что-нибудь придумается.
     Прошло всего пять дней, как капитан из дома, а соскучился уже, как будто не был год. Вот до чего распоясался. А вот ведь в первые годы, было совершенно ни то. Полегче что ли. А сейчас с каждым годом всё больше и больше влюбляется в свою жену. Любовь штука тёмная. И не скажи кому про это – засмеют.
     С начала рейса на судне много организационной работы. Значительная часть экипажа сменилась в порту и поэтому всё вроде идёт по новой. А все новые проблемы, как были старыми, так и остались.
      А рыбалки в этом заплыве нет.
      Квартальный план по управлению не довыполнен на двадцать процентов. Почти на пятнадцать тысяч центнеров меньше необходимого. Сейчас модно сравнивать калининградскую флотилию с Мурманской. Забывая, конечно, что возраст мурманской рыбодобывающей отрасли на сотни лет больше Калининградской, а стало быть и кадры там уже вековые, с династиями и наработками. А в Калининградской жёлторотики, да военные. Но тем не менее на практически равное количество судов Мурманская сельдяная флотилия практически вдвое обходит Калининградскую.
      Но причина скорее всего не в этом, а опять же в организации работы. Это то, о чём говорится из года в год, но ничего не меняется. Достаточно посмотреть сколько судов находится у мурманских баз и у калининградских. У мурманских – одно-два, у калининградских десять – пятнадцать. А то и до двадцати. Так что упорядочить работу плавбаз, бесперебойно снабжать промысел необходимым промвооружением, тарой, солью, продовольствием первостепеннейшая задача руководства, но всё отдано на откуп капитанам плавбаз.
      Да и на берегу, тоже, не всё как хотелось. Если при жизни Сталина всё как-то шло и получалось, а тут словно все ушли в отпуск. Надолго. Наметили в рейс выйти первого, а вышли через две недели. Без спецодежды. Потому что её просто нет. А если есть, то либо на гулливеров, либо на лилипутов. На нормальных рыбаков не делают. А если делают, то качество преужаснейшее. Не выдерживает морских будней. А помимо одежды – то угля нет, то бочкотары, то элементарной соли. А промысловые сети?! Тут даже плачь не плачь – ничего доброго нет и быть не может. На рейс четыре-пять месяцев как минимум нужно сто пятьдесят сетей. А в лучшем случае дают девяносто. Чем рыбу ловить? Чем план давать и победы в соревнованиях? На удочки план давать? Так их тоже не дают. Раньше было, а сейчас…
      А сейчас мы снова толкаемся возле баз.
      Получили газеты, в том числе «Маяк». Там опубликовано объявление о том, чтобы все получили облигации за пятьдесят пятый год до пятнадцатого мая. Помимо газет, в которых ничего нет, что-то получил парторг. Быстро собрал коммунистов на собрание. Думали за хорошее, а он довёл до нас выступление Хрущёва. На съезде. Про Сталина. Слов нет и сказать нечего. Парторг успокаивает, говорит, что не надо поддаваться панике, скоро всё станет на свои места, а сам взгляд прячет. Читает аж заикается: «…чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения её в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие бога», «нужно решительно, раз и навсегда развенчать культ личности», «осудить и искоренить», «полностью восстановить ленинские принципы советского социалистического демократизма, выраженные в Конституции Советского Союза, вести борьбу против произвола лиц, злоупотребляющих властью. Необходимо до конца исправить нарушения революционной социалистической законности, которые накопились за длительный период в результате отрицательных последствий культа личности»…
      Кого искоренять? Куда рассматривать? Кто чуждый? Сталин!? Это того, кто дал детство, образование, Победу?! Переписать историю?! Создаётся впечатление, что парторг сам не знает, что говорит. Как-то сразу подорвали веру во вчера и в завтра. Лучше бы совсем ничего не говорил. Придём в порт, там уже всё ясно будет. Но в голове каша. Что-то странное происходит в Москве.
      В это время нужно на берег. Начал переписываться со Студеницким по поводу замены или подмены. Радиограммами. Пожалуй, притти раньше срока не получится, но надежда ещё есть.
     С рыбой очень плохо. Неприглядно у всего флота. Всю дорогу шторма и холодные северные ветры. С начала апреля по сей день весь флот таскает пустые сети. Утешительного мало и на будущее. В общем и целом, рейс очень скверный. Как начался, так и ползёт.  Поэтому надо менять место работы. Либо на рефрижераторы, либо в Морагенства. И там, и там в рейсе не более месяца. К базам ходим очень редко – нет рыбалки, нет рыбы, нет писем…
      Один плюс во всей этой безобразии - подготовка к сдаче экзаменов на штурмана дальнего плавания. Приходит время, когда это уже необходимо сделать. Военное образование хорошо, но как говорит мама: «Диплом за спиной не носить».
     Рыба идёт очень плохо. Погоды держатся штормовые. По сути дела, в такое время в море делать нечего, т.к. заработать, конечно, ничего не удастся. Словно Атлантика возмутилась решениям съезда. Да и люди шепчутся по углам. Всё идёт в разнайт…
      Тут смотрел за морем, благо время есть, и увидел то, о чём слышал ещё на Сахалине, от старого шамана айни. Только тогда значения не придал и даже забыл, а тут всплыло. Не надо было конечно никому говорить, но вчера имел беседу с одним товарищем… рассказал ему, о наблюдениях. О том, что иногда в море попадаешь в яму. Обычную яму только в море. А иногда на гору. И то что при этом время словно замирает. Вокруг. Он рассмеялся и назвал меня выдумщиком. Хорошо не сказал, что допился до белых чёртиков. А я видел и чувствовал это несколько раз во время службы на Востоке. Вроде океан должен быть ровным, а он бывает очень разным. Не совсем гладким. Особенно это видно во время полного штиля. И ямы, и горки. Вроде визуально их нет, а вот тело чувствует… Было бы раз, то ничего, а такое есть и тут… На Сахалине об этом знает, наверное, каждый ребёнок, а все вокруг делают вид, что ничего такого нет. Как и то что, по словам айни, в океане живут волны, убивающие моряков. Среди тишины и спокойствия поднимаются из глубин, рвут на части корабли и возвращаются в свой подводный дом. Может это и не так, но только куда пропадают, бесследно, целые вереницы судов? Выдумки?! Жаль не хватает образования чтобы понять почему судно, находясь на ровной поверхности, в полный штиль, с выключенными двигателями имеет скорость и направление?! Можно списать на течения, но их тоже порой не бывает. Понаблюдать бы да понять: почему так?
      А сейчас пора домой.
      Послушать и узнать, что же там на съезде произошло. Не может же парторг нам врать. Безбожно…


Рецензии