Зёрна от плевел

Cпособность человека присваивать чужой труд себе, нарекать себя творцом, хотя всё, что ты сделал - так это просто  любовался чужим гением, - удивительна, необъяснима и ужасна. Но ни один зритель не позволит считать себя паразитом и я едва ошибусь, если предположу, что точно также вша мнит себя хозяином большого тела, на котором она и пирует, и испражняется.

Для начала хотелось бы отметить, что за последние 20 лет разговоры о том, является ли окружающий нас мир некоей матрицей, становятся лишь популярнее. Эти разговоры вышли далеко за пределы обывательских бесед в пивнушке или на кухне и переселились в серьёзные полемики учёных и популяризаторов науки. Констатация только этого факта говорит о впечатляющем по своим масштабам и силе феномене, который создали сёстры Вачовски.

Многие считали трилогию законченной. Но ещё большим было количество людей, жаждущих продолжения (особенно если учесть весьма достойные разборы и вскрытия (домыслы) задумок режиссёров фанатами фильма). На фоне бесконечных римейков и множащихся со скоростью рождественских кроликов гораздо менее примечательных кинофраншиз стоит лишь удивляться тому, что четвёртая часть Матрицы вышла так поздно.
Но как только она появилась, как на неё начали выливать ушаты помоев, извергаемых с истовостью католических миссионеров, окружённых языческими нечестивцами. Чего уж греха таить - их гнев имеет под собой основания. Но всё ли так плохо, как они заявляют? Давайте разбираться.

Во первых, идея совместного будущего с машинам, появление вполне логичного симбиоза, который подарит человечеству спасение - это чуть ли не единственный глоток свежего воздуха вокруг бесконечных воплей ужаса, звучащих из уст людей, рьяно предающих современные технологии (вкупе с вакцинацей и обвиняющих главным источником распространения эпидемии технологию 5G) анафеме. Как в это стадо мракобесов затесались люди, доказавшие свою гениальность и словом, и делом, остаётся только догадываться. Но истина непреложна, ибо опирается на наш же опыт: обвинять технологии во всех грехах (будь то ИИ или Big Data), замысливших извести человечество - значит, стать сторонником Нед Луда, обвинявшего ровно в том же самом ("мы потеряем последний кусок хлеба и свободу") первые паровые станки. Народ кстати верил Неду и (как и сегодня) пошёл по кратчайшему пути - начал крушить и ломать первые фабрики, бить управляющих, позволявших себе увольнять с фабрик людей, и так пухнущих с голоду. Народные "гуляния" приобрели такой размах, что пришлось возвращать часть военных, развлекавшихся на очередной войне. Санкций в те времена тогда было поменьше, поэтому большую часть расшалившихся крестьян попросту расстреляли. Те немногие, что выжили, отправились в Австралию (которую в те времена называли "сухой гильотиной").

Люди с пеной у рта кричат о том, что миллионы людей потеряют профессии, что это будет катастрофический кризис, из которого нам уже не вырваться, забывая, что за свою историю мы не раз уже прощались с профессиями, канувшими в лету - это и человек-будильник, и молочник. А для того, чтобы понять, сколько миллионов людей по всему миру работало по профессии машинистка/машинист (человек, печатавший или перепечатывавший документы) можно по старым фильмам. Это была широко распространённая, востребованная профессия в середине ХХ века, насчитывавшая миллионы людей. И тем не менее, после её исчезновения мир не рухнул, не погиб, не погиб, не исчез. Мы даже не заметили кризиса в связи с исчезновением этих бесчисленных легионов - и всё по одной причине: этого кризиса попросту не было. Профессия исчезла, а мы этого даже не заметили.
Также стоит отметить исправление в фильме следующих моментов:
-появление ботов - ну, правда, это ведь очевидно - что вместо двух-трёх агентов удобнее использовать автономных ботов, запускающихся по команде старшей программы (хотя было бы ещё эффективнее вместо ботов держать армию агентов, способных в определённых пределах переписывать Матрицу под себя (как это делал Машинист на своей станции метро). Но тогда не получилось бы построить сюжет фильма).
-порталы - в век Wi-Fi и 4G ныкаться по канализациям ради подключения к телефонной сети - выглядело бы примитивно даже для Нед Луда.
Даже идея преподнести Нео как Томаса Анедрсена - талантливого программиста, который создал крутую видеоигру - даже это достойно похвалы.
Это -  интересные идеи, заслуживающие внимания.
Но они, увы, закончились.
Дальше - грустно.

Как людям удалось убежать от машин? Почему машины воевали между собой, тогда как Главному Компьютеру было достаточно стереть программу? Почему некоторые машины имели воплощение в виде робота? Почему машины не истребили людей? Почему особый код Нео заставлял людей со стандартными химическими реакциями в организме (как и у самого Нео) вырабатывать больше электричества?? Откуда у Тринити такие же способности??? Появление Меровингена походило на фарс из фильмов категории В. Но самым печальным было то, что первые части фильма, отличавшиеся уникальной графикой, до сих пор выглядящей вполне эффектно и действительно интересной операторской работой, смотрятся просто монструозно по сравнению с детской пачкотнёй, которую нам продемонстрировали в четвёртой части. Вместо поиска новых ракурсов камеры нам демонстрировали отсылку к прошлому и тупой копипаст. А графика... Такое ощущение, что её лепил ребёнок дошкольного возраста на б/ушном планшете.

А диалоги... Сухие, примитивные, очень слабо давящие на лирику без всякого, хоть сколько-нибудь сложного подтекста. Сложно ли создать что-то достойное философского рассуждения агента Смита по поводу природы человека? Безусловно! Но уж если решил возродить легендарный фильм, то начало новой франшизы как минимум не должно уступать началу. Публика может принять какое-то количество слабых мест, недочётов. Но тут ключевое слово - умеренность.

Пожалуй, больше всего нареканий к Морфеусу: он представлен в четвёртой части как программа (хотя вместе с тем его статуя стоит в новом городе людей Ио), а не как человек (одна из версий объяснения сюжета матрицы фанатами разборов гласит, что Морфеус как и весь город Зеон - лишь ещё один уровень Матрицы (вот почему Нео смог остановить Охотников)) Возможно нам намекают на то, что через этот ляп нам будет раскрыта главная тайна: Ио - лишь часть Матрицы. Но когда фильм представляет собой нагромождение ошибок, недочётов и попросту халтуры, даже эта идея не внушает никакого доверия к продолжениям, о которых нам, к нашему вящему неудовольствию, жирно намекнули.


Рецензии