Джованни Пико делла Мирандола

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА».


Этот отец христианского пантеизма заслуживает особого внимания, так как именно с его «Речи о достоинстве человека» гуманизм получил своё название. Я начну с его письма-трактата «О сущем и едином к Анджело Полициано», в котором он объединяет и одновременно опровергает древнегреческих философов в споре о сущем и едином, едва ли не ключевом в античной философии.
Если называть «единым» первоматерию, то ведь её давным-давно уже нет, и она не может называться «сущим». Если называть сущим и единым Бога, что-то там нахватав из Священного Писания, которое так превозносит Мирандола, то ведь Господь назвал Себя «сущим» не в среднем роде, а в мужском, личном в отношении Своего существования в созданном Им мире и Вселенной в смысле Создателя материальной жизни и Зиждителя идей творения. И «единым» Он мог назвать себя в смысле не «объединяющий», а «единственный», что для «православных» христиан было проблемой. Но Мирандола, чьё так осуждаемое им красноречие явно превышает его «верующий разум», находит преобладательный компромисс, и у кого бы вы думали? У Псевдо-Дионисия, неоплатоника, чья поддельность, самозванство и, нужно сказать, насмешничество над христианами давно разоблачены наукой и очевидны для умного читателя.
«Бог ведь, - говорит Дионисий. – зовётся единым, так как Он есть все вещи (!?) в единстве», затем: «Он единым зовётся, так как есть начало всего, что существует, подобно тому как единица есть начало (!)  всех чисел».
Отвлекусь от блестящего Мирандолы и обращу внимание на эту «единицу». Только дурак мог принять у Псевдо счётно-складывательную составляющую «Бога» во всём за истинное отношение  Бога истинного к созидательному введению чисел и счёта как принципа, что, опять же, вызывает сомнения.
Итак, компромисс найден. «Таков ведь Бог, Который есть полнота (!?) всякого бытия (!), Который единственный есть Сам по Себе и единственно от Которого, без посредующего звена, всё (!) достигает (!) бытия».
Вот он, христианский пантеизм!
Конечно, эпигонам нужно было «утрамбовать» и опошлить эту, признаться, не чуждую богословия формулу. Но «гений», умерший знаменательно в 31 год, своё дело сделал!
Свой философско-богословский «триумф» Мирандола увенчивает главой 8, «в которой показано, что эта четверица – то есть сущее, единое, истинное и благое – находится во всех вещах, которые после Бога».
Казалось бы, правдивые доводы: сущее действительно существует, единое действительно едино и отдельно, и истинное истинно потому, что соответствует своей предназначающей идее, и благо, потому что истинно существует и соответствует креационной идее. Но такие построения могут вызвать только смех у философствующего богослова, каким я и являюсь: каждому из перечисленного следует контраргумент и опровержение в реальности. Ну ладно, и Платон, и Мирандола – это некие «идеалисты» от философии, и им «позволительно» говорить о некой математике мироздания. Но это «покрывало Майи» рвётся от простого промаха, недоразумения Мирандолы-христианина и библеиста, которое является краеугольным камнем философии Платона (диалог «Тимей»).  Мирандола не мог не сказать, что вещи (ну ладно, только твари!) созданы Богом по Своему подобию. Это не только противоречит Писанию и самой действительности, но и глупо-безрассудно для богословско-философской дискуссии!
Итак, фиаско, Пико!

Что же он сказал о «достоинстве человека»? Это было раньше, и его вожделение синкретической философии проявило себя в полной мере. Ужас берёт от того, что он говорит! Единственное, что роднит его теорию с каким бы то ни было гуманизмом – это свобода выбора человека, полученная при творении ввиду якобы неопределённости его образа, данного ему Богом при творении. Сказки Мирандолы поражают своим безумием, между тем он имеет довольно последовательную идейную программу: познать природу как «жрец философии», объединяющий все философии и религии, а затем, под руководством теологии (!) отправиться к Богу на Небеса, в вечное блаженство.
Поразительный молодой человек!
Но перед смертью он «поумнел» (смотри «О сущем и едином») и, должно быть, уже шёл за руку с теологией…
Улыбок вам!

А. Михаил. 21 декабря 2021 года.


Рецензии