Танки вермахта и РККА

Темы, вроде этой, конечно, всегда неоднозначные, и больше интересны тем, кто любит альтернативную историю. Но не в виде фантазий, а на серьёзном уровне, требующем весьма глубоких знаний истории реальной.

Несмотря на то, что ситуация с бронетанковым вооружением в Советском Союзе и Третьем Рейхе существенно отличалась, в том, что касается данного вопроса — картина схожая.

Как, надеюсь, известно уже, в предвоенные годы танки делились на два основных типа, которые условно можно назвать пехотными и кавалерийскими. Пехотные, в свою очередь делались на танки прорыва — тяжелые машины с сильной бронезащитой и мощным вооружением, но зато маломобильные, и танки сопровождения пехоты — машины более лёгкие, но зато более дешёвые и массовые. На всякий случай напомню, что понятие «сильной бронезащиты» и т.п. являются относительными, и потому танки, считавшиеся тяжёлыми в начале 30-х, по своим параметрам могли сильно не вписываться в параметры того же класса машин для 40-х годов. Самый яркий пример — наш танк Т-28, который до сих пор некоторые авторы упорно относят к средним.

Что касается танков кавалерийских, то их тоже можно поделить на две основных группы. Во-первых, это собственно кавалерийские, крейсерские или (в РККА) оперативные, предназначенные для крупных механизированных соединений. Для которых на первом месте была скорость и запас хода, даже в ущерб бронезащите и вооружению. Во-вторых, это танки разведывательные, которые просто были легче, а стало быть быстрее, и иногда ещё плавающие. Но в целом эти танки можно и не разделять.

В Вермахте к началу Второй Мировой все стоявшие на вооружении танки были кавалерийскими. И если до начала войны теоретически считалось, что эти танки смогут сами себе ещё и прорывать оборону, а потом уже совершать глубокие обходы, то очень быстро выяснилось, что бросать эти машины в атаку на вражескую оборону — самоубийство. И хотя, танковые дивизии Вермахта использовались как ударные соединения, но танки в них применялись в роли штурмовых орудий — выходили на позицию прямого выстрела и вели огонь с предельной дистанции, поддерживая пехоту. А так, чтобы атаковать в чистом поле стройными рядами на наши окопы — это только в кино. Исключения? Были, и много, но исключения только подтверждают правило. И пока не появились на вооружении «Тигры», картина оставалась прежней.

В Красной Армии картина была иная. К началу Второй Мировой войны мы располагали и малыми плавающими танками Т-37 и Т-38, предназначенными для разведки, и оперативными БТ, то бишь кавалерийскими, и общевойсковыми Т-26 для непосредственной поддержки пехоты, и позиционными Т-28, в роли танков прорыва. К началу Великой Отечественной появились новые машины — Т-40 на смену Т-38, Т-34 на смену БТ, Т-50 на смену Т-26 и КВ на смену Т-28. Про Т-34 и КВ всё понятно, Т-40 в своём развитии привёл к Т-60 и Т-70, а вот Т-50 в результате так и не выпускался массово и почти не воевал.

В результате, и Вермахт, и РККА всю войну так и не имели танка непосредственной поддержки пехоты. Танка достаточно дешёвого, чтобы стать действительно массовым и насытить им армию, но при этом способного атаковать обороняющегося противника, прикрывая своей броней пехоту. То есть выполнять ту функцию, для которой изначально танки и создавался. Конечно, для прорыва обороны на ключевых участках у нас были КВ и ИС, а у немцев «Тигр». Но тяжёлые танки — не массовое оружие. А пехота в поддержке нуждается везде. В Красной Армии роль пехотных танков пришлось выполнять «тридцатьчетвёркам» и уж совсем не приспособленным для этого Т-60 и Т-70. У немцев для поддержки пехоты служили штурмовые орудия, но штурмовое орудие — не танк, хоть и очень похоже.

С обеих сторон эту проблему старались решить. В Вермахте, в 41-м году планировалось выпустить несколько сотен (что по их меркам очень много) танков VK 1801 (ставший Panzerkampfwagen I Ausf.F) и VK 1601 (ставший Panzerkampfwagen II Ausf.J), машины очень небольшие, но зато бронирование было 80 мм. В результате выпустили полсотни машин, которые, конечно, просто не оставили следа в истории.

В тот же период немецкие конструкторы вели разработку танков VK 30.01(H) (фирма «Хеншель») и VK 30.01(P) (фирма «Порше»), массой по 30 тонн и с лобовой броней от 50 до 100 мм.

Предполагалось, что они получат название Panzerkampfwagen VI, которое потом перешло к машине совсем другого класса, то есть «Тигру».

Насыщение пехоты Вермахта машинами подобных типов могло бы кардинально изменить ситуацию на поле боя, но, слава богу, немцы так и не освоили их производство. По самым разным причинам, в данном случае и не важно, каким.

На другой стороне фронта тоже решали схожие задачи. Танк КВ, при всех недостатках, свои задачи решал, а потом его сменили ИС-1 и ИС-2. Танк Т-34 в составе танковых корпусов и армий тоже свою работу делал. Но были и танковые части для непосредственной поддержки пехоты, сначала батальоны отдельные, затем полки. Для них бы хорошо подошли танки Т-50, но их не было. Потому вооружали теми же Т-34 и Т-60, затем Т-70.

С весны 1942 года разрабатывался танк КВ-13, который бы как раз на эту роль отлично подошёл бы. Лобовая броня до 120 мм, 76-мм пушка и при этом масса всего около 30 тонн. К сожалению, создать такой танк не получилось.

Похоже, что этот класс танков оказался наиболее сложным для конструкторов. Оно и понятно, потому что идеальные средние варианты всегда самые сложные — нужно сразу решать несколько противоположных проблем. Создать тяжёлый или наоборот, лёгкий танк можно. А вот сделать так, чтобы он был по массе и стоимости, почти как лёгкий, а по вооружению и бронезащите лишь немногим легче тяжелого, и при этом не получился сложнее и дороже — это как раз самое трудное. И мало кому удавалось. Тем более, что развитие технологий шло вперёд, и уже вскоре удалось создать машины универсальные, которые сразу решали большинство задач.

Танки о которых пойдёт речь ниже, собственного названия не получили, но неофициально их назвали «Маленькими Тиграми».

Речь не про две мелкосерийных машины, а про целые класс танков, самый массовый в 30-е годы, которого в Вермахте так и не было. Речь про танки непосредственного сопровождения пехоты.

Перед Второй Мировой войной танки этого типа считалось необходимым иметь во всех странах (в Германии тоже). Но при этом единодушии, имелось два разных, можно сказать и совершенно противоположных взгляда, на то, каким этот танк должен быть.

С одной стороны, предлагался легкий, очень простой в производстве и дешевый танк, которым можно было сравнительно легко насытить армию, и обеспечить пехоту броней. Однако, с другой стороны, вполне справедливо было мнение о том, что танки, следующие в порядках пехоты, которые призваны прикрывать бойцов своей броней от вражеских стрелков и пулемётчиков, должны иметь достаточно толстую броню. Такого взгляда придерживались во Франции, Великобритании, и, как мы увидим, в Германии. Ставку на лёгкие пехотные танки сделали в СССР, где произвели перед войной более одиннадцати тысяч Т-26.

Что касается Вермахта, то там вообще сделали ставку на танки кавалерийские. Что совсем не значит, будто немецкое командование не понимало необходимости создания и других типов боевых машин.

Заказ на разработку танков непосредственного сопровождения пехоты для немецкой армии был дан после Польской компании. В декабре 1939 года две фирмы начали работу над проектами сразу двух танков этого типа.

Один из них получил обозначение VK 18.01, которое позже превратилось в Panzerkampfwagen I Ausf.F. С состоявшими уже на вооружении легкими танками Pz.Kpfw.I, новая машина не имела ничего общего. Индекс «единички» был для неё выбран из того, что вооружался новый танк также двумя пулемётами винтовочного калибра. Исходя из той же логики, машина VK 16.01, получила название Panzerkampfwagen II Ausf.J, единственное, что связывало её с «двойкой» — это 20-мм пушка.

У обеих машин была нелегкая судьба, работу то прекращали, то снова возобновляли. Часто пишут, что против этих танков выступали военные, которым нужны были кавалерийские танки. Это не совсем так: военным были нужны танки всякие. Но промышленность, даже после того, как на Гитлера «стала работать вся Европа», не способна была удовлетворить даже самые скромные запросы немецких военных в танках. И не только в танках. Так что приходилось выбирать что-то одно.

Захват нескольких сотен французских пехотных танков вроде бы должен был решить вопрос с машинами сопровождения пехоты. Поскольку большинство трофейных французских машин таковыми и являлись. Но из нескольких тысяч трофейных танков французской армии, Вермахт использовал лишь десятки, да и то на самых второстепенных направлениях, и потому, что больше уж совсем ничего не было.

Летом пехотные танки Вермахта уже пошли на испытания. Потребность в подобных машинах показывает уже то, что ещё в ходе испытаний, был дан заказ на их серийное производство.

В январе 1941 года планировалось произвести 10 машин Pz.Kpfw.I Ausf.F, в феврале — 25, в март — 50, в апреле — 140, в мае — 250, и на этом не останавливаться. По танку Pz.Kpfw.II Ausf.J была заказана серия в 339 машин. По немецким масштабам это очень даже много. Но на испытаниях у обеих танков нашлось немало проблем, в результате работы затянулись, и в серию они пошли много позже, в 1942 году. Pz.Kpfw.I Ausf.F выпустили всего тридцать, а Pz.Kpfw.II Ausf.J и того меньше — двадцать два. К тому времени уже многое изменилось.

В частности, задачу сопровождения пехоты на поле боя взяли на себя штурмовые орудия. Хотя их назначение и применение не имела ничего общего с танками, но… В Вермахте они заняли эту нишу.

А вот если бы тысяча таких танков оказались у Вермахта летом 1941 года, то они бы сильно усложнили жизнь Красной Армии. Этими машинами можно было укомплектовать почти два десятка отдельных танковых батальонов, что существенно усилило пробивную силу немецкой пехоты.

Pz.Kpfw.I Ausf.F при массе в 21 тонну, имел 80-мм лобовую броню. Советским пушкам с такой было бы сложно справится. Вооружение было слабовато, всего два пулемёта, но для пехотного танка бы могло хватить. Скорость по шоссе 18-25 км/час была по немецким меркам слишком мала, но для пехотного танка такой вполне достаточно: ему же вместе с пехотой двигаться.

Трехместный Pz.Kpfw.II Ausf.J весил 18 тонн, броню лобовую так же имел в 80 мм, но вооружен был лучше, кроме пулемёта ещё и 20-мм пушка. И скорость повыше, целых 30 км/час.

Нам остается только радоваться, что немецкие инженеры не смогли сходу довести эти машины до ума и запустить в серию. Может быть, к лету вооружить достаточно подразделений и не успели бы, но если представить их к началу битвы за Москву, то бед они могли бы натворить. Там как раз очень немцам нужны были танки, броню которых и «сорокапятки» не брали, и ПТР.


Рецензии