Синицы

               
               
                Рассказ
               
                Я лежал на диване и, ни о чем не думая, смотрел, напротив, на застекленный оконный проем с дверью на балкон. Стрелки часов двигались к четырем пополудни, но свет включать было рано. Через окно седьмого этажа видел хмурое, низкое небо. Преимущественно сине- фиолетового цвета. И между двумя верхушками берез, а они уже доставали окна девятого этажа, видел на горизонте, почти над ровной черной полоской леса, узкую щель еще яркого чистого неба. Изредка мои пассивные наблюдения прерывала коротенькая дробь-постукивание, будто кто-то робко стучался. Звук был не громкий, но и не надо было прислушиваться.
               Мысли мои каким-то невероятным образом перенеслись лет на тридцать назад, когда вот таким же декабрьским  днем  и в это же время стоял я с товарищем в курилке и смотрели в окно. День отходил ко сну. Отчетливо помню, что Эдик сказал: «Вот и зимнее солнцестояние. Теперь минуты побегут к свету, и будет веселее. У нас  с тобой тоже, вроде, как середина… Только у нас время в другую сторону пойдет», - и бросив бычок в урну, ушел. Эдик умер, а ему не было и шестидесяти. Глядя на его могучую фигуру я всегда думал, что он будет жить долго, тем более, что то был спокойный, добрый и отзывчивый человек. На похоронах в голове крутились тогда брошенные им слова о нашей середине. Тогда мне было под сорок, он - чуть старше.
            Тем временем постукивания продолжались. Я, не вставая с дивана, внимательно смотрел на балкон, ожидая увидеть там синицу. За эту осень, начиная с октября,  уже две синицы находили где-то щель в нижней части балкона, которую я сам очень давно обил вагонкой. Я даже помню, что на одном из торцев балкона была узкая высотой до метра, щель, которую я все собирался заделать, но потом просто заткнул полоской поролона. На балконе было много нужных вещей, а свободного пространства – мало. Здесь были коробки и ящики с инструментом, удочки и в зависимости от времени года - то зимние, то летние колеса авто.
            Всякий раз, освобождая пойманную на балконе синицу я, прежде чем отпустить ее, подносил к своему лицу и говорил следующее: «Если ты знаешь вход на балкон, почему не найдешь его снова, ведь он же и выход. И еще: «У меня на балконе нет съестного, а на улице еще тепло и корма хватает!» Но каждая гостья металась от одного конца балкона в другой и, натыкаясь на стекло, зло кричала и в определенный момент, скользя по нему, попадала между стеклом и каким-нибудь предметом, где я и ловил ее. Выпустив на волю вторую пленницу, я подумал, что, конечно же, птицы разные. Но одно их объединяло точно: когда я зажимал пойманную птицу в ладони, у нее часто билось сердечко, как маленький молоточек. И еще: каждая обязательно в момент зажатия ощутимо кусала мой палец своим клювиком и одинаково радостно, но коротко пропев, улетала. А я, открыв окно, отпускал ее, говоря: «Лети с Богом!» Мои ощущения, когда я держал в руке птицу, очень хорошо помнит моя ладонь. Я даже рассматривал те ее, места, куда отзывались сердечные биения птиц.
                Сегодняшняя синичка была меньше предшествующих и не покушалась на мои  пальцы. Да и сердечко ее моя ладонь не почувствовала. И вообще, она была вежливая и не металась по балкону, а спрятавшись за шторкой прижукла там, изредка выводя короткую и негромкую дробь; откройте, мол. Спасите меня. Очевидно, еще не взрослая. Маленькая и худенькая. Может, была голодна?.. - так как всего за день погода с нуля градусов опустилась до минус 17градусов. Створка окна примерзла и я с трудом одной рукой, другой держа синицу, открыл  ее. «Лети с Богом!» Синица коротко пропела и улетела между верхушек двух берез в направлении, где еще была видна уже совсем узкая полоска светлого неба.
              Закончив писать около пяти вечера, посмотрел в окно. Совершенно темно. Везде горели огни. Вдруг голову проткнула мысль: как хрупка в этом мире жизнь всякого живого существа. Отчетливо предстали картинки детей Донбасса, детей на польско-белорусской границе.

P.S. Обычно не проставляю дату написания, а сегодня понравилось сочетание цифр: зимнее солнцестояние в18.59 – самый короткий день и самая длинная ночь.

21.12.21.                Виктор Попов               
               


Рецензии