История Поднепровья и рода Беспояско. Глава 1

          ОБРАЩЕНИЕ АВТОРА К ЧИТАТЕЛЮ

          О чём эта книга? Это, наверное, самый коварный вопрос, который Читатель может задать автору после прочтения его произведения. Это почти неприкрытое выражение несогласия с писателем по поводу того, что и как написано.

          Сразу скажу: то, что будет представлено далее, – это родословная книга. Это не повесть и не роман. Это рассказ о происхождении рода реестровых казаков Войска Запорожского – рода Беспояско, а также родственных ему родов: Лысенко, Мартенко, Жежер, Крыштоп, Ракша, Ридченко, Плюшко, Биличенко, Клименко, Максимовых, Грековых ....

          Это рассказ, неразрывно связанный с историей земель Поднепровья, на которых представители поколений рода в течение 480 лет рождались, жили, венчались, заводили детей, воевали, трудились, руководили, созидали, а затем, как и все, умирали. Одно поколение за другим. Одно за другим….

          Сейчас из 13 колена рода и родственных ему фамилий в живых осталось только 7 представителей. Всем за 80, а некоторым и за 90 лет. Долгожители. Белая зависть к их возрасту, жизнелюбию и удачливости. Пережить Великую Отечественную войну, тем более, на захваченных фашистами землях, не всем было дано.

          Это и исследование, и рассказ о том, как это исследование проходило, что удалось найти, а что пока ещё осталось неизвестным. Рассказ, состоящий из небольших зарисовок, выдержек из различных источников, в которых упоминались и прямые предки, и родственники. А ещё в книге много сведений по истории земель Войска Запорожского Городового, о самом войске и о его победах. Много сказано о 1648 – 1649 годах на Поднепровье. Много о реестровых казаках Войска Запорожского (прошу не путать их с запорожцами-сечевиками).

          Это и мысли автора по поводу истории происхождения фамилии Беспояско, которой в 2021 году исполнилось 425 лет. Основанные на многочисленных источниках мысли о связи рода Беспояско с легендарным гайдамацким предводителем Вовгурой Лисом, боярскими родами Смоленщины, известными московскими, малороссийскими и немецкими дворянскими родами, тевтонскими рыцарями.

          Впервые всё или почти всё, что можно узнать о Вовгуре Лисе, собрано в одном тексте.
 
          В книге много сказано о православии и его роли в жизни рода Беспояско и событий на Поднепровье в 16 – 19 веках. Так уж получилось, что обращались предки к епископу Гервасию в 1767 – 1768 годах, когда было совсем невмоготу.
 
          Для любителей обобщать сразу скажу, что в книге бесполезно искать анализ общественного поведения представителей рода на каждом этапе развития государства или изучение их поведенческих черт, направленных на активное отстаивание интересов общества в экономической и духовной сфере. Слова-то какие протокольные. Люди просто жили. Так же как Вы сейчас просто читаете написанное мной. А вокруг них бурлила жизнь, или размеренно текла, или …, да Вы и сами знаете.
 
          Тема Поднепровья сейчас, в декабре 2021 года, когда я пишу эти строки, что называется, на слуху. Могу сразу сказать, что параллелей между 17 – 18 веками и нынешним временем великое множество. Кровь нельзя переформатировать.

          Несколько суховатый научно-публицистический стиль изложения соответствует исследовательскому характеру работы по воссозданию многовековой родословной.
 
          Вот и всё. Родословная книга перед Вами. Я всего лишь предлагаю с ней ознакомиться. Делать это или нет, решать Вам.

          *****

          ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ФАМИЛИЯ БЕСПОЯСКО И КОГДА ОНА ВОЗНИКЛА

          Меня – носителя фамилии, доставшейся мне «с прародителей и родителей», как указывал один из предков в письме епископу Русской православной церкви Переяславскому и Бориспольскому Гервасию еще в 1767 году, – заинтересовал подлинный смысл прозвища Беспояско. Все письменные источники, рассказы и семейные предания о представителях рода Беспояско свидетельствуют о том, что происхождение слова не имеет отношения к неряшливости и бедности.

          Обсуждать чужие прозвища желающих много. И ведь напишут же нелепицы и небылицы про «Беспоясые» фамилии, разместят «во всемирной паутине» (в сети интернет), поставят ссылки на маститых учёных и даже постараются закрепить за собой «права» на эти «описания». Толкуют фамилии «в целом», в отрыве от места и времени их происхождения, без учёта рода занятий первых носителей прозвища. За примерами далеко ходить не надо.

          «Скорее всего, фамилии образованы от прозвища бедного человека, не имеющего ни одежды, ни даже пояса. Недаром в старину про бедных людей говорили «и наго, и босо, и без пояса». «Афанасьи беспоясны» дразнят неподпоясанных (тех, кто опояски по рубахе не носят)». В «Толковом словаре живого великорусского языка»          В. И. Даля «Беспоясник» является прозвищем, придуманным раскольниками, считающими смертным грехом молиться без пояска, опущенного ниже пупа. В таком случае прозвище «Беспоясный» мог получить человек, который, не будучи раскольником, жил в их среде или же ушёл из раскола в истинную веру» [1].

          И «Толковый словарь…» В. И. Даля вспомнили, и «Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии» академика С. Б. Веселовского использовали, и «Пословицы русского народа» В. И. Даля привели.

          Но на несколько неудобных вопросов современным «толкователям» будет трудно ответить.

          1) Почему, например, прозвище Беспояско с 17 века и до сих пор такое редкое, а в 18 веке было сосредоточено только в двух сёлах: в Валяве – ныне село в Городищенском районе Черкасской области – и Антиповке – ныне село в Золотоношском районе той же области? Неужели все бедные находились именно там? Ответ очевиден: нет, бедностью это не объяснить.

          2) Если бы это прозвище показывало человека не с лучшей его стороны, то почему от него за несколько веков никто из предков не отказался? Ведь от неблагозвучных прозвищ отказывались ещё в 19 веке. О том, насколько они могли быть непристойными, свидетельствуют записи в метрических тетрадях первой половины 19 века. Видимо, поэтому у некоторых известных киевских руководителей и предпринимателей вышедшие в печати «родословные» не превышают 145 лет (у породистых лошадей и то длиннее). В начале 20 века во время событий 1917 года и последовавшей войны продолжилась повсеместная замена фамилий на более благозвучные по смыслу. Фамилия Беспояско сохранилась неизменной именно потому, что прозвище, послужившее ей основой, не имело неприятного значения.

          3) Почему в 17 и 18 веках на землях Войска Запорожского не наблюдается никаких прозвищ Пояско, Поясенко, Поященко, а есть Безпояско, Безпоясенко и Безпоященко? Потому, что фамилия Пояс и родственные ей фамилии имеют совершенно другую смысловую нагрузку и более позднего происхождения. Среди «Поясовых» много выходцев из земель Речи Посполитой. Фамилия, видимо, связана с неотъемлемой частью повседневной одежды, точнее, с её производством (продажей). То есть, фамилию «Пояс…» определял род занятий, ремесло «родоначальника». На землях нынешних Киевской и Черкасской областей эта фамилия в те времена еще не встречалась. Изготовление и украшение тканых поясов до 19 века относилось к женской внутрисемейной работе, а не к заводскому производству выходцев из польских земель.

          4) Как связано происхождение прозвища Беспояско, которое упоминалось в письменных источниках первой половины 17 века, с расколом русской православной церкви после 1656 года и раскольниками?

          С одной стороны, ответ «никак» напрашивается сам собой, равно как и неприменимость толкования                В. И. Далем слова «Беспоясник» к объяснению смысла слова «Беспояско». Прозвище возникло до раскола в церкви. Кроме того, каждая буква в слове несёт смысловую нагрузку. Буквы Н в слове «Беспояско» нет. Вариант «Беспоясный» и производные от него неприменимы, поскольку прозвище произошло, скорее, не от слов «поясной» или «поясный», а от другого слова – «поясок». Исходя из правил словообразования, «поясок ниже пупа» должен был привести В. И. Даля скорее к прозвищу «Беспояскин», а не «Беспоясник». Но это обсуждение выходит за рамки происхождения родовой фамилии. Должен уточнить, что при Императрице Екатерине Второй (годы жизни с 2.05.1729 по 6.11.1796) в 1783 году использование слова «раскольник» в печатных изданиях, рукописях и в устной речи попало под запрет. Начиная с 1788 года, вместо этого в речевой оборот введено слово «старообрядцы» [2].

          С другой стороны, увязывание В. И. Далем происхождения прозвища Беспояско или Безпояско с вопросами православия, с обязательной частью одежды православного священника – пояском – заслуживает самого пристального внимания и уважения к создателю «Толкового словаря…». Выражение «без пояска» в русской речи превратилось бы в прозвище «Безпояска». На землях Войска Запорожского население на конце слова в именах произносило и писало букву О вместо А. Соответственно с этим, словосочетание «без пояска» превращалось в прозвище «Безпояско». Достаточно сравнить списки казаков Богдана Хмельницкого (годы жизни с 27.12.1595 по 6.08.1657) из Реестра (списка) 1649 года и списки казаков, присягнувших на верность России вместе с ним в 1654 году [3]. Так, Васко Безпоясенко из полковой сотни Белоцерковского полка (по Реестру 1649 года) превращался в Васка Безпоясенко в Присяге 1654 года Русскому царю Алексею Михайловичу (годы жизни с 29.03.1629 по 8.02.1676) [4]. Таких случаев величайшее множество.

          Уточню, что под землями гетмана (выборного начальника) Войска Запорожского Богдана Хмельницкого понимаются все земли, которые в 1654 году «вовеки» – так записано в Переяславском договоре – вошли в состав Русского царства [5]. Это земли от Житомира до Полтавы, от Чечельника, Брацлава и Винницы до Днепропетровска (Днепра), от Овруча, Чернигова и Стародуба до Запорожья.

          Следующее уточнение касается смысла слова «Беспояско». Слово «пояс» древнерусского происхождения. Пояс – это шнур, ремень, тонкая полоска ткани, используемая для охвата верхней одежды по стану [6]. Замечу, что фамилия Беспояско по происхождению не польская, не татарская, не еврейская, не литовская и не молдавская. Отдельно остановлюсь на слове «поясок». Прежде всего, привлекает внимание его значение как части одежды православного священника, который одевают поверх подрясника при повседневном облачении священника. Если же речь идёт о полном священническом облачении, то поверх подрясника и епитрахили одевается пояс.

          В итоге возникли две версии образования прозвища Безпояско. Первая – из фразы «без пояска», что в поднепровском произнесении и написании даёт прозвище «Безпояско». Вторая – из фразы «без пояса», что, согласно тем же правилам, тоже даёт прозвище «Безпояско».

          Важное уточнение. До 1918 года родовая фамилия записывалась как Безпояско. Декретом Наркомпроса РСФСР от 10 октября 1918 года с 15 октября 1918 года были введены новые правила правописания, согласно п. 5 которых, следует «писать приставки из, воз, вз, раз, роз, низ, без, чрез, через – перед гласными и звонкими согласными через З, но заменять З буквой С перед глухими согласными, в том числе и перед С» [7].

          Таким образом, фамилия Беспояско записана по новым правилам русского языка, фамилия Безпояско – по правилам дореформенным. Это – одна и та же фамилия. Носители этих фамилий принадлежат одному роду.

          Вопросы происхождения и словообразования прозвищ в Поднепровье и на землях Войска Запорожского хорошо изложены в книге Ю. К. Редько, изданной в Киеве в 1966 году [8]. Подробно на этом останавливаться не буду. Отмечу следующее. В ходе работы над родословным древом меня интересовал вопрос: как связаны между собой прозвища Безпояско, Безпоясенко и Безпоященко? Есть связь или нет? А если есть, то какая?

          Образование прозвища Безпояско было рассмотрено выше.

          Возможно, что прозвище Безпоясенко образовалось от прозвища Безпоясый, которое, в свою очередь, образовалось от прозвища «без пояса».

          Более вероятен другой вариант, который основан на исследовании Степана Бевзенко. «Суффикс «-енко» в прозвищах уменьшительный, подчёркивающий связь с отцом, что буквально означало «маленький», «молодой человек», «сын». Например, Петренко – сын Петра или Ющенко – сын Юська» [9]. Кстати, Бевз и Бевзенко – это фамилия, носители которой жили в селе Валява Черкасской области.

          Таким образом, сын Безпояско будет записан как Безпоясенко в русском произношении и правописании. В Поднепровье вместо твёрдого «-ско» в фамилии, произносили мягко «-сько», но мягкий знак при написании в 17 веке не использовался. Этот вариант произнесения прозвища – Безпоясько – давал сыну прозвище «Безпоященко», которое в 1780 годах могло записываться как «Безпоясченко». Умирал отец, прозвище сына теряло суффикс «-енко» и превращалось в прозвище Безпояско. С проведением в Российской империи ревизий и оформлением Ревизских сказок (примерно, с 1795 года) написание фамилий стало неизменным. Так Безпояско стали Безпоященко. С середины 19 века (с 1851 года) пошёл обратный процесс. Прозвища были заменены на первоначальные, но с мягким знаком, то есть, на Безпоясько, которые в свою очередь, вернулись к своему первоначальному написанию – Безпояско – с 1877 по 1917 год. Эти выводы – итог изучения метрических тетрадей и исповедных росписей села Валява с 1786 по 1921 год на основе сведений из Государственного архива Черкасской области и Центрального государственного исторического архива в Киеве, а также иных данных, размещённых во «всемирной паутине» (в сети интернет). Данных действительно много. На 1913 год в селе проживало 4974 человека, более 600 семей.

          Из сказанного выше следует, что все Безпояско, Безпоясько, Безпоясенко, Безпоясченко и Безпоященко – представители одного и того же рода Безпояско или Беспояско в современном русском написании.

          И последнее уточнение. Я стараюсь, по возможности, избегать слова «фамилия» и использовать слова «род» или «прозвище». Слово «фамилия» латинского происхождения. В Римской империи оно первоначально обозначало совокупность рабов, принадлежащих одному хозяину [10]. Фамилия в таком понимании – это ответ на всем известные вопросы из фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 год): «Ты чьих будешь?» и «Чей холоп, спрашиваю?». На Руси использовали другое слово – «прозвище». Имя и прозвище в совокупности с именем отца определяло человека. Прозвищами обладали (если, конечно, было за что прозвище давать) и крестьяне, и бояре. Только к 19 веку слово фамилия приобрело более привычное всем значение – это «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени». Но слова «род», то есть «группа людей, возводящих свое происхождение к общему предку-родоначальнику по одной линии», и «прозвище», то есть «дополнительное имя», гораздо точнее по смыслу и приятнее на слух.

          Все представители рода до 20 века всегда были убеждёнными православными. Это подтверждается письменными источниками.

          Рассмотрим вопрос происхождения прозвища Безпояско более подробно. Важно узнать, почему, где и когда возникло это прозвище. И почему этим прозвищем можно гордиться.

          Тесная связь рода Безпояско с православием неслучайна. Наиболее подходящим объяснением происхождения прозвища Безпояско мне представляются действия, связанные с лишением священнослужителя сана, то есть, с извержением из сана. Такую точку зрения на происхождение прозвища Беспояско я встречал в обсуждениях родословного сообщества.  Я стал искать письменные источники, подтверждающие священничество родоначальника. Ведь такое событие могло быть отражено в церковных записях до 1649 года, могло попасть в летописные источники, если событие было важным или являлось частью более значительных событий. Ловушкой для исследователя на этом пути мог стать (и, забегая вперёд, скажу, что стал) размах исторического события, участником которого стал родоначальник – первый носитель прозвища Безпояско. Это событие затмило собой историю жизни и борьбы за веру православного священника. Следствием этого стало новое прозвище родоначальника, которое скрыло предыдущее.

          Извержение из священного чина (лишение сана) – это лишение клирика (диакона, священника или епископа) его духовного сана, то есть степени священства. Осуществляется высшими органами церковно-судебной власти в связи с совершением духовным лицом деяний или выражением взглядов, несовместимых с вероучением или грубо нарушающих церковное право. Его не следует смешивать с иным прещением (наказанием), то есть, временным запрещением в священнослужении, которое может применяться единолично правящим епископом в отношении церковного служителя, относящегося к его епархии.

          Извержение священнослужителя из сана как действие знаменовалось расстрижением. Этот обряд состоял в том, что по прочтении изверженному лицу указа о присуждении его к лишению духовного сана, с него снимали усвоенные этому сану одежды – рясу, подрясник, камилавку, клобук и так далее, остригали у него волосы на голове и бороду, облачали в простое мирское платье и отнимали «ставленую грамоту» (свидетельство о рукоположении в священство) [11]. Обратите внимание на то, что снятие подрясника невозможно без снятия пояса (пояска).

          Все, изложенное выше, свидетельствует о том, что извержение из сана священника из глухой деревни – это событие, скорее всего, невозможное. Значит, речь может идти о священнике городском или из большого села.

          Возможная принадлежность священника не к православной, а к римско-католической церкви не рассматривается. Представители рода в 17 и 18 веках – это воинственные православные, казаки, ярые противники униатской церкви. Действия униатов, как причина возникновения прозвища Безпояско, представляются самым привлекательным направлением поиска.

          Старообрядцев в период до 1649 года также не преследовали. Происхождение прозвища Безпояско со старообрядчеством не связано. Об этом шла речь выше.

          Повторюсь, что в землях Русского царства, включая присоединённый Великий Новгород, на Дону, а впоследствии и на территории Таврической губернии (причерноморских земель) священников не «распоясывали», а «расстригали». Там везде встречаются фамилии Растрига, Распоп и др. Так что Черниговские земли (и земли к северу от них), Стародубские, Полтавские (и к востоку от них), Гадячские и Лубенские земли как место происхождения прозвища исключаются.

          Остаются земли между Диким полем, Русским царством и, собственно, Польским королевством, то есть, земли бывшего Великого княжества Литовского. Наиболее вероятно, что это земли Киевской митрополии, скорее Киевской епархии.

          Если речь идёт об униатах, то по линии Могилёв – Новоград-Волынский – Винница православие сразу пало под натиском униатов.

          На землях Киевской митрополии к востоку от Днепра у униатов с распространением власти греко-католической церкви на эти земли ничего не получилось. Их туда не пустили. Таким образом, Борисполь, Переяслав, Золотоноша исключаются.

          Остаются земли между Житомиром, Киевом, Черкассами и Уманью с городом Белая Церковь на пересечении основных дорог, которые рассматриваются как возможное место проживания родоначальника и место происхождения прозвища Безпояско.

          В 1649 году десятки тысяч казаков не имели прозвищ, то есть, ничем не выделялись. Но в Басанской сотне Переяславского полка казаковал Фёдор Безпояско. В Гелмязовской сотне того же полка числились Лесько (Елисей) Безпоященко и Грицко Безпоясенко. В полковой сотне Белоцерковского полка – Васко Безпоясенко, а к Чечельницкой сотне Брацлавского полка был приписан Улас (Власий) Безпоященко. Почему к этому времени уже был выделен прозвищем Безпояско и его потомки? Видимо, потому, что предок совершил ПОСТУПОК. Такой ПОСТУПОК, о котором потомки помнят и носят прозвище с гордостью. Так что это был за ПОСТУПОК?

          Сначала посмотрим на условия, в которых разворачивались эти события. Земли, на которых жили предки, подвергались различным напастям каждые 3 – 5 лет:
          1569 – 1576 годы – голод,
          1570 – 1571 годы – неурожай, поздние заморозки,
          1572 год – мор,
          1573 год – нашествие татар,
          1577 год – нашествие татар,
          1579 год – «дожди все лето не переставали»,
          1582 год – нашествие татар,
          1584 год – нашествие татар,
          1585 год – засуха и неурожай, нашествие татар,
          1591 год – голод,
          1596 – 1600 годы – гонения на православных,
          1596 год – казацкие волнения,
          1598 год – захват поляками православной собственности.
          В Киевской летописи, составленной в конце первой четверти 17 столетия, записано: «В году 1598 штось было домы, костёлы, вежи, церкви попереписовало над домнимание польское» [12].
          1599 – 1600 годы – мор,
          1603 год – нашествие саранчи.

          В 1569 году была подписана Люблинская уния. Великое княжество Литовское вошло в состав Речи Посполитой. Южные земли княжества, включая Волынь и Киев, отошли к полякам.

          Приведённое ниже краткое изложение «страстей униатских» основывается на работе доктора церковной истории В. И. Петрушко «Курс лекций по истории Русской церкви» [13].

          23.12.1595 года в Риме был подписан акт (договор) о присоединении православных митрополий Речи Посполитой, в т. ч. Киевской митрополии, к Римско-католической церкви.

          9(19).10.1596 года договор о присоединении был утверждён в Бресте на униатском соборе. Там православный (от Константинопольской патриархии) митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (это полное название) Михаил (Рогоза) подписал Брестскую унию. Период его правления (27.07.1589 – 1599 годы) стал последним православным и первым униатским для Киевской епархии, к которой относились и земли черкасские – Черкащина.

          Следующим униатским митрополитом стал Ипатий (Поцей). В его правление (26.09.1599 – 18.12.1613 годы) были предприняты основные гонения на православие на всей территории митрополии, включая Киевскую епархию.

          После принятия унии Польский король Сигизмунд Третий (годы жизни с 20.06.1566 по 30.04.1632) издал указ: всем православным грекам (имея в виду, прежде всего, священнослужителей), не являющимся его подданными, покинуть земли польского королевства. Не признававших унию священнослужителей изгоняли и заменяли униатами. Православные храмы передавались в аренду иудеям, которые взимали плату за совершение богослужений….

          В 1596 году митрополит Михаил (Рогоза) предал анафеме (проклятию, отлучению от церкви) и лишил сана двух епископов, а также ЛИШИЛ САНА ВСЕХ подвластных ему СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ, ОТКАЗЫВАЮЩИХСЯ ПРИЗНАТЬ УНИЮ. Вот оно – извержение из сана! Сразу! Всех, кто не признал униатскую власть! И в городах, и в сёлах, и в деревнях! Без соблюдения долгих прилюдных обрядов. Вот оно – распоясание непокорных униатам православных священников! Но только непокорных. В этом же 1596 году подавляющая часть священнослужителей Киевской (западнорусской) митрополии приняли унию [14].

          Замечу, что слово «распоясался» совершенно неприменимо к толкованию произошедшего и происхождению родового прозвища. Не «распоясался», а «распоясали», оставили «без пояса». Кто распоясал? Униаты. Почему распоясали? Потому что православный священник оказался стоек в вере.

          В 1596 году никаких других митрополий кроме Львовской, Луцкой, Могилёвско-Мстислав-Оршанской рядом с Киевской на запад от Днепра нет, но они тоже стали униатскими. На восток поблизости тоже ничего нет. Черниговскую православную епархию возродили только в 1649 году. Переяславскую позже – в 1700 году. На сотни вёрст вокруг нет свободных православных приходов, куда мог бы пойти служить священник, и нет православной церковной власти, которая назначила бы его на православное служение. Киевскую православную епархию возродили в 1620 году. Видимо, первый носитель прозвища Безпояско до этого времени не дожил….

          Гонениями на православных священнослужителей (священников, монахов и пр.) за отказ признавать Брестскую унию занимались отступники из Киевской митрополии и новопришедшие польские землевладельцы. На Житомирщине это проявилось в полной мере, что видно на примере истории митрополичьих сел (Киевской митрополии) Ходорков, Кривое и Сокольча. Жителям и священникам этих сел пришлось туго.

          Не признавая власть униатов и польских панов, жители Житомирщины по Волынскому тракту (дороге) через Киев уезжали на восток в Басань или на юго-восток в Белую Церковь и дальше до Корсунских земель, если было к кому.

          В какое именно время в промежутке с октября 1596 года по 1599 год включительно был насильно лишён прихода и сана и покинул насиженные земли первый носитель прозвища Безпояско, я пока не знаю.

          *****

          ИСТОЧНИКИ:

1. Что означает фамилия Беспоясный: история и происхождение фамилии [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://names.neolove.ru/last_names/1/be/bespojasnyjj

2. Старообрядчество [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Старообрядчество

3. Реестра всего Войска Запорожского после Зборовского договора с королём Польским Яном Казимиром, составленные 1649 года, октября 16 дня, и изданные по подлиннику В. М. Бодянским. [Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете, 1874 г. кн. 2 и 3] – Москва : «Издание Императорскаго Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете», 1875. – 341 с.

4. Переписные книги приведённым к присяге в верности государю царю Алексею Михайловичу Белоцерковского полка шляхте, мещанам и казакам через стольника Лопухина // РГАДА. Ф. 124 «Малоросские дела». Оп. 1. Л. 20об. 13 января 1654 года. – 1 – 216 л.л.; Присяжні книги 1654 р. Білоцерківський та Ніжинський полки [Текст] / упоряд. Ю. Мицик, М. Кравець. – К. : [б. в.], 2003. – 350 с.

5. Мартовские статьи [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мартовские_статьи

6. Пояс [Электронный ресурс Интернет]. Этимологический словарь Семёнова. URL: https://gufo.me/dict/semenov/пояс

7. Декрет Наркомпроса РСФСР, СНК РСФСР от 10.10.1918 «О введении новой орфографии» [Электронный ресурс Интернет].     URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ Декрет_Наркомпроса_РСФСР,_СНК_РСФСР_от_10.10.1918_ «О_введении_новой_орфографии»

8. Редько Ю. К. Сучаснi українські прізвища. – Київ : «Наук. думка», 1966. – 214 с.

9. В чем секрет фамилий на «-енко» [Электронный ресурс Интернет]. URL:  https://cyrillitsa.ru/past/48729 -v-chem-sekret-familiy-na-enko

10. Фамилия [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фамилия

11. Расстрижение [Электронный ресурс Интернет]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. URL: https://gufo.me/dict/brockhaus/Расстрижение
 
12. Киевская летопись (1241 – 1621). Сборник летописей, относящихся к истории Южной и Западной Руси, изданный Комиссией для разбора древних актов, состоящей при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе / [авт. предисл. Антонович В. Б.]. – Киев : «Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого», 1888. – 322 с.

13. Православие в Западной Руси после заключения Брестской унии [Электронный ресурс Интернет].
Петрушко В. И. Курс лекций по истории Русской Церкви. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ kurs-lektsij-po-istorii-russkoj-tserkvi/5_1

14. Борьба униатов и православных [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Борьба_униатов_и_православных


Рецензии
Хвала Вам!
Блестящее изложение и Ваш стиль...и позиция...

Виталий Нейман   06.01.2023 01:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Виталий, за щедрую похвалу!
С уважением,
Дмитрий Беспояско.

Дмитрий Беспояско   06.01.2023 06:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.