Старый друг

 На фото -  мы с Ренатом в студенческие годы и через полвека во время его приезда ко мне в Лугу.


Старый друг лучше новых двух.
               Русская пословица

                В детстве и юности у всех есть друзья, и каждый из нас для кого-нибудь друг. В младших классах ташкентской школы моим лучшим другом был одноклассник Генка, с которым проводили вместе целые дни. Были дружны мы и с Юлькой, тоже учившимся в нашем классе.

                После переезда на новую квартиру и перевода в другую школу связь с ними была потеряна, а у меня появились новые друзья-одноклассники.  Самым близким другом cтал Ренат. С ним мы позже учились в одной группе в институте, поддерживали связь и позже, хотя работали в разных организациях и жили в разных городах. А тогда мы делали вместе уроки или у нас на улице Гоголя, или у него на Чимкентском тракте, где он жил в большом дворе напротив табачной фабрики. Я хорошо знал его родителей, сестру Лялю. Мы были очень близки и временами неразлучны.

                Почему мы стали близкими друзьями на долгие годы, не знаю. Я помню его всегда жизнерадостным, открытым, благожелательным. Взгляды на жизнь, отношение к людям у нас были близки, но характеры разные, и мало общих увлечений, пожалуй, только борьба, путешествия. При этом путешествиями Ренат увлекся ненадолго благодаря мне, а в борьбе приоритет был у Рената. Ренат – аккуратист, я – человек безалаберный. Возможно, мы дополняли друг друга.

       После окончания школы  Ренат, как и я,  решил учиться по специальности «Геофизические методы поисков и разведки полезных ископаемых» на Горном факультете Средне-Азиатского политехнического института. Вместе ездили на хлопок, на практику в Шураб, в Ангрен, вместе занимались борьбой самбо. Я боролся в полутяжелом весе, а Ренат в средней весовой категории. Он добился в борьбе высоких показателей, был чемпионом Узбекистана по самбо. Он и после окончания института в отличие от меня занимался спортом, был в хорошей физической форме, занимал призовые места в академических спортивных играх.

                На работу мы устроились в разные организации – я в трест Средазцветметразведка, а Ренат в Институт ядерной физики, только что организованный в Ташкенте. Я стал заниматься рудной геофизикой, а Ренат разработкой   ядерно-физических методов анализа минерального сырья. Потом он учился в аспирантуре, в Москве, защитил кандидатскую диссертацию.

          В этот период мы встречались не часто. Бывая в Ташкенте, я заходил к нему,  он навещал меня в поселке Сырдарьинский близ Ленинабада, где располагалась наша экспедиция.  Иногда наши встречи были случайными и неожиданными для обоих. Как-то раз, во время командировки в Москву, иду я по проспекту Горького среди шумной праздной толпы и вдруг слышу: «Толян! Толян!» Кто может звать меня в огромном незнакомом городе? Мало ли здесь других Толянов? Иду, не оглядываюсь, и вдруг кто-то хлопает меня по плечу. Оборачиваюсь - Ренат! Негаданная приятная для обоих встреча.               

              Женился Ренат раньше меня, сразу по окончании  института на выпускнице пединститута Рите, живой, веселой, пышной девушке. Помню, долго они не могли выбрать имя своему первенцу. Решили назвать Алексеем, но тут на одной из тренировок по самбо ( я уже бросил борьбу, а Ренат все еще посещал секцию) тренер говорит одному из ребят, неудачно проведшему приём: «Эх, ты! Ал-л-лёша!». Всё! Для Рената это имя стало неприемлемым.

           Рассорились с Ритой, даже, кажется, разъехались на пару дней. После рождения второго сына Сергея они расстались на много лет. Рита уехала с матерью и детьми в Одессу. Ренат, которому там трудно было найти работу по специальности, остался в Ташкенте.

             Потом он женился на москвичке Вере и перебрался в Москву. Я бывал у них в гостях, раза два ночевал в их всегда прибранной, безукоризненно чистой однокомнатной квартире. В этом отношении Вера даже превосходила любящего порядок и чистоту Рената. И всё же они расстались.

              Ренат, не терявший связи с Ритой и сыновьями, вернулся в старую семью и несколько лет жил в Одессе с Ритой и внучкой Катей, дочерью младшего сына Сергея. Ренат на год старше меня, своё 75-летие он отмечал в 2007 году. По этому случаю, они с Ритой пригласили меня в Одессу, и я, никогда там не бывавший,  решил поехать. Приехал и наш товарищ по институту Георгий с женой.

           Одесса мне понравилась. Французский бульвар, где жил Ренат, и где в маленькой гостинице при стадионе, неподалеку от его дома, остановились мы, напомнил мне старый Ташкент, каким он был до землетрясения 1966 года. С невысокими несовременными домами, трамваем, каштанами, адамовыми деревьями и айлантусами, которые мы в детстве называли «вонючками».

.             Ренат приготовил мне «сюрприз»: оказалось, что перед юбилеем он решил креститься. Связано это было не с внезапным озарением «светом истинной православной веры» и не с длительным изучением Библии или мучительными рассуждениями о смысле жизни, а, скорее всего, с влиянием жены и старшего из сыновей. Все дни, предшествовавшие крещению, Рита убеждала меня креститься вместе с Ренатом, возможно, опасаясь, что тот под моим влиянием в последний момент откажется.

                Я не поддавался, но  и Рената не отговаривал. Пришлось ему креститься одному.  Ренат, казавшийся перед крещением напряженным, озабоченным, успокоился и даже повеселел.

        Познакомился я с сыновьями Рената.  Старшего, Олега, я видел ребенком, но не помнил его. Оба они кончили мореходку, работали в торговом флоте, а теперь имели собственное дело. Юбилейный банкет они организовали в ресторане «Пульчинелла» с итальянской кухней. Мы с Георгием опасались, что будем чувствовать в ресторане, в незнакомой компании, скованно, но там было уютно, по-семейному.

            Через пару лет я снова побывал у Рената в Одессе, на этот раз с дочерью Надей и правнучкой Алиной. Несколько раз Ренат приезжал ко мне, заезжая по дороге в Москву, где у него была однокомнатная квартира на бульваре Тухачевского. Для моей жены Зины его приезд тоже был радостным событием. Она знала Рената еще мальчишкой, жила по соседству.

               С Ритой Ренат вновь расстался. Слишком разные они были по характеру. Он переехал в Москву, где жил теперь его младший сын Сергей. Вероятно, он надеялся также на лучшее, чем в Одессе, медицинское обслуживание. А оно для него стало очень важным. Он терял зрение из-за макулодистрофии глаз  и мучился из-за болей в ногах. Причину болей врачи долго не могли установить,  называя то шпоры, то подагру, то закупорку артерий.

               Поездки ко мне стали для него проблемой, теперь я навещал его в Москве, приезжая туда каждый год на несколько дней. Впервые я побывал у него в 2016 году. Он видел крупные предметы, выходил из дома за покупками в магазин, но там читать ценники не мог, и ему приходилось обращаться за помощью к другим покупателя. Мучили боли в ногах из-за атеросклероза артерий.

            В 2017 году я был у Рената дважды. В мае Сергей с семьей уезжал в Одессу, и я поехал помочь Ренату по хозяйству.  Ренат, которому отрезали часть большого пальца и мизинца, понемногу оправлялся от операции, ходил по квартире без палки, но из дома выходить не решался.

               Второй раз в этом году я поехал в октябре поздравить его с 85 летием. Долго думал, что ему подарить и, в конце концов, мы с дочерью Надей выбрали и заказали в интернете аудиочасы. Подарок оказался очень кстати плохо видящему Ренату. Нажмет кнопку - китаянка сообщает время и температуру. Ренат часто включал часы, только чтобы услышать ее милый голосок.

                Мы вспоминали прошлое, я читал ему свои «Записки деда». У нас с Ренатом близкие взгляды на жизнь, мораль, но политические воззрения, оказалось, различаются. Он не соглашался с моим критическим отношением к нашей российской действительности, с интересом и доверием смотрел телевизионные политические ток-шоу, которые я не переношу.

         Несмотря на операции на сосудах, установку стентов, атеросклероз прогрессировал, приводил к некрозу и отъему пальцев, а потом и ступни.

            Последний раз я был у Рената осенью 2019 года. У него отняли ногу до бедра, и он передвигался по комнате на инвалидной коляске. Каждый день к нему приходила Света, солидная матрона, приехавшая в Россию на заработки из Молдавии. Она пересаживала его с кровати на коляску, готовила обед и прибирала в комнате. Мне надо было подменить ее, поскольку она уезжала на десять дней на родину. Проблема была в том, смогу ли я поднять Рената,  весившего пудов пять, без последствий для своей поясницы.

            Проблему решил сам Ренат. Он научился перебираться с кровати на коляску по сиденью от стула, края которого лежали на кровати и коляске. Нужно было лишь держать коляску, чтобы не откатилась от кровати. Один раз я ее не удержал, и Ренат шлепнулся на пол. К счастью, он сумел взобраться на кровать, и мы повторили процедуру.

           Ренат стойко переносил свалившиеся на него несчастья. Каждое утро он делал зарядку, потом подъезжал к крану на кухне и мылся по пояс холодной водой.
 
            Света в обещанные сроки не вернулась, и мне пришлось сдать билеты и задержаться еще на несколько дней. . Это была последняя встреча со старым верным другом.
                Сергей нашел новую помощницу, уроженку Киргизии, которой поначалу Ренат был очень доволен Я часто звонил ему, мы подолгу разговаривали. Я старался подобрать анекдоты, забавные истории, чтобы развеселить, ободрить его.

              В мае 2020 Ренат перестал отвечать на звонки, и я связался с Сергеем. Выяснилось, что у Рената ковид, он лежит в Коммунарке. Видимо, заразу принесла новая помощница. Потом был инсульт, и 19 мая Ренат скончался. День кремации совпал с назначенной мне консультацией в кардиоцентре им. Алмазова, и я в Москву не поехал. От консультации можно было бы отказаться и перенести ее на другой срок, но видеть Рената неживым было выше моих сил.
            


Рецензии
Мозаика нескольких долгих и непростых жизней и большой цельной дружбы.
Спасибо!
И здоровья на годы.

Борис Миловзоров   21.09.2022 09:08     Заявить о нарушении
Рад, что мой рассказ встретил в вашей душе добрый отклик.Здоровья вам и благополучия

Анатолий Белаш   21.09.2022 15:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.