Почему душа бессмертна?

«Мы смотрим не на видимое,
но на невидимое,
ибо видимое временно,
а невидимое вечно»
(2Кор.4:18).

Если наш мозг — это интерфейс между материальным и идеальным, то сознание — это процесс взаимодействия материального и идеального (явлений и сведений о них.)
Следовательно, сознание — самое ценное для человека, ибо никто не согласился бы жить вечно, если вся его вечная жизнь протекала бы в бессознательном состоянии, пусть он был бы при этом накормлен, одет и окружен заботой окружающих.

Но биологи почему-то заявляют, что главная цель человека, как и любого биологического существа — выживание, хотя эта цель заведомо недостижима и противостоит человеческой натуре, культуре и практике, показывающей, что ценности и идеалы, принятые его сознанием, зачастую дороже жизни. Поэтому о главном и ценнейшем даре многие вообще забывают: политики, экономисты, эффективные менеджеры, в лучшем случае, стремятся обеспечить комфортную жизнь телу человека, но не его душе.

Система не может познать своё собственное устройство, если не поднимется на следующий уровень. Невозможно познать то, что сложнее нас. Познавая самого себя,  мы тем самым усложняемся. Поэтому мы никогда не сможем познать себя. Природа познаваема. Наше тело — часть природы. Наша плоть может быть познана нами. Следовательно, мы сложнее её. А это значит, что наше тело — не мы, а только познаваемая часть нас. Насколько это может служить доказательством существования души, судить нам самим.

Объективные методы исследований, с помощью которых картируют мозг — энцефалограммы, эмиссионно-позитронная томография и магнитный резонанс, наглядно демонстрируют, что в мозгу душевно больных пациентов, страдающих галлюцинациями, действительно происходит обработка зрительной, слуховой и обонятельной информации.
То есть человек с галлюцинацией актуально видит и слышит то, на что его мозг стандартно реагирует, поскольку приборы тем временем фиксируют обработку сенсорных сигналов именно так, как если бы они поступали извне организма.

Данный факт косвенно свидетельствует о том, что душа этих людей в момент галлюцинаций пребывает в каком-то ином мире, который не менее реален, чем воспринимаемый обычно.
Другими словами, шизофрения - аномальная способность человеческой души пребывать одновременно в двух различных мирах, актуальность которых зависит только от её выбора. Именно от выбора души, а не от выбора мозга, которому абсолютно без разницы, что находится вне его пределов. Он работает не с цветом и звуком, а только с биоэлектрическими импульсами.

Вишенка на торте: термины «душевная болезнь» и «душевнобольной» в 2003 г. были подвергнуты критике Европейским судом по правам человека против Российской Федерации по причине того, что они «не поддаются точному определению». А в Международной классификации болезней (МКБ-10) теперь вместо термина «психическая болезнь» употребляется термин «психическое расстройство».

Теперь немного логики. Например, 2х2=4 есть информация. Если завтра все записи c этой информацией исчезнут, исчезнет ли сама информация? Если все круглые предметы исчезнут, исчезнет ли сама идея круга? Если все атомы исчезнут, исчезнет ли идея атома? И далее поднимаясь выше — если исчезнут планеты и звезды, исчезнет ли идея планет и звезд?

Если прежде горшка была идея горшка; прежде вселенной существовала идея вселенной; прежде самолета была идея самолета, значит — информация не зависит от своих носителей. До любого материального объекта существовала идея горшка, вселенной и самолета. Нельзя помыслить возникновение самолета, горшка или вселенной прежде идеи.

Платон говорил о мире идей, проекции которых образуют материальный мир. Это похоже на правду. Идея — это структурированная информация. Она как алфавит, из которого возникают слова и предложения, и по ним строится материальное воплощение тех или иных образов. Ведь в переводе с латинского «информация» – это введение в форму. Поэтому информация — суть стройматериал. Идея — конкретный чертеж объекта.

Взаимодействие между объектами, в процессе которого один приобретает некоторую субстанцию, а другой ее не теряет, называется информационным взаимодействием. При этом передаваемая субстанция называется информацией.

Когда вы сообщаете ребёнку о том, что 2х2=4, у него возникает эта информация, а у вас она НЕ ИСЧЕЗАЕТ. Тот, кто знаком с сутью фундаментальных законов сохранения вещества и энергии, согласится — налицо их прямое нарушение, наглядно свидетельствующее о нематериальности информации. Итак, уже на самых простых примерах мы наблюдаем фиаско вульгарного материализма.

Этот факт ярко иллюстрируют слова святителя Григория Богослова (325-389 гг. н.э.): "Единое Божество и Единую Силу, Которая обретается в Трех единично и объемлет Трех раздельно без различия в сущностях или естествах, НЕ ВОЗРАСТАЕТ И НЕ УМАЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ ПРИБАВЛЕНИЯ И УБАВЛЕНИЯ, повсюду равна, повсюду та же, как единая красота и единое величие неба".

Поэтому совершенно ясно, что прежде, чем мы совершим какой-то поступок, то есть приведем в движение нашу плоть, в нас должно возникнуть желание совершить этот поступок или же осознание необходимости его совершить. Но и желание, и осознание - суть духовные категории, значит, наше идеальное (нематериальное) управляет нашим материальным, то есть плотью. Что же первично – управляющее или управляемое?

Любой объект состоит из образующих его частей. При этом он обладает качеством, которого нет у образующих его элементов. Когда элементы собраны вместе, качество возникает. Когда лежат отдельно, качество исчезает. Сваленные горой детали автомобиля не образуют автомобиля. Собранные детали образуют автомобиль - новое качество и сущность.

Любой химический элемент имеет определенные качества. Эти качества не присутствует в его составных элементах, но появляются при соединении этих элементов. Любое качество в прямом смысле возникает из ниоткуда. Сущности автомобиля нет ни в одной его части, но совокупность этих частей рождает эту сущность. Этот эффект демонстрирует нематериальную сущность информации. Она не имеет никакого качества, но при этом является причиной всех качеств. Недаром Аристотель говорил: «целое больше, чем сумма его частей».

Природа нашего мира имеет информационную сущность. Все, что нас окружает: весь видимый и невидимый мир — информация в том или ином виде. Дух творит себе формы: пространственно-временная материально-энергетическая вселенная есть информация, «закрученная» в энергию и далее в материю. Ее отражение наблюдается в известных и неизвестных нам законах физики.

Что есть законы физики, мы о том понятия не имеем. Их считают постоянными силами, но из чего следует такой вывод, никто толком не может обосновать. Так же легко можно предположить обратное. Информация — абсолютное бытие. Отсутствие информации — абсолютное небытие. Это две онтологические противоположности, составляющие при этом единое целое.

Термин «душа» в философском контексте допустимо использовать, как обозначение тотальной совокупности любых субъективных явлений, т.е. всего того, что непосредственно, без всякого вывода, «дано» познающему субъекту, переживается им в той или иной форме - как чувственной, так и внечувственной.

Непосредственная очевидность существования «метафизического» «Я» проистекает уже из того факта, что поток сознания может прерываться, временно «уничтожая» «эмпирическое» «Я», а затем восстанавливаться без потери себетождественности этого «Я». Здесь имеются в виду состояния обратимой комы после удара по темечку, наркоза, сна без сновидений. Поэтому «Я» - это эмпирический факт, с которым необходимо считаться независимо от каких-либо теоретических соображений.

В этих состояниях «эмпирическое» «Я» - в виде «потока сознания» - отсутствует, но нельзя утверждать, что данное конкретное «Я» вовсе перестало существовать. Ведь если бы «Я» полностью исчезало вместе с исчезновением «потока переживаний», то каким образом оно могло бы возродиться как «то же самое Я» после выхода из состояния субъективного небытия?

Связь смысла и чувственности в нашей душе - это связь потенциального и актуального, возможного и действительного. Чувственный образ, с этой точки зрения, - есть актуализированный смысл, т.е. смысл, соединенный с пространством, временем и качественностью - которые в совокупности составляют форму актуального бытия.

Бессмертие «Я» вытекает уже из самой возможности помыслить «Я» как тождественную себе во времени сущность. Идея тождественного во времени «Я» осмысленна лишь в том случае, если это «Я» обладает сверхвременной природой.

Если же «Я» локально во времени, т.е. если мы существуем только «здесь и сейчас», то не существует никакого мыслимого способа удостовериться в собственной себетождественности в различные моменты времени. Идея тождества «Я», в таком случае, - это нечто фиктивное, некий фантом, - нечто, не имеющее под собой какого-либо онтологического основания.

Душа, понимаемая как уникальное, всегда тождественное себе содержание с необходимостью «виртуально» включает в себя не только «действительное», но и «возможное» прошлое и будущее данного субъекта. Только с этих позиций мы можем мыслить «Я» как нечто одновременно самотождественное и содержательное - как некое дорефлексивное «знание знающее себя».

Отказ же от содержательности «Я» - немедленно влечет переход на позиции «трансцендентной» теории «Я» и делает какую-либо содержательную, осмысленную идею «Я» в принципе невозможной. Таким образом, сохранить своё «Я» как нечто реальное и себетождественное можно лишь признав его сверхвременную природу - помыслив «Я» как сверхвременное содержание, единый смысл, пронзающий (или, вернее сказать, объемлющий) время.

Сверхвременность - это синоним бессмертия. Смерть - является событием во времени. То, что объемлет время, не захвачено потоком времени - не может умереть.

Как отмечал А. Шопенгауэр: «...смерть не может уничтожить большего, чем дано было рождением, - следовательно, не может она уничтожить того, благодаря чему только и стало возможным самое рождение». Бог познается лишь через непосредственный контакт с ним, который осуществляется в нашей душе. Иной формы богопознания и быть не может - ведь наш опыт - это опыт жизни нашей души. То, что никак не соприкасается с нашей душой, - не может быть и предметом нашего опыта.

Сама способность оценивать длительные временные интервалы, выходящие за пределы непосредственно чувственно переживаемого, говорит о том, что наша душа в той или иной форме имеет доступ не только к настоящему, но и к прошлому, а также, отчасти и к будущему. Иначе было бы не понятно как вообще возможна идея прошлого и идея будущего, а также не понятно, как мы способны воспринимать течение времени. 

Если бы мы  всегда пребывали лишь исключительно только в настоящем, то мы и знали бы только одно настоящее и не могли бы уловить движение собственной души во времени - ведь последнее предполагает возможность каким-то образом соотносить разделенные во времени события, сопоставлять их непосредственно друг с другом.

Иными словами, «Я» имманентно (тождественно) содержанию психической жизни субъекта. В таком случае тождество «Я»  предполагает неизменность содержания нашей душевной жизни. В самом деле, если я - это и есть  моя душа, то это означает, я тождественен всякому собственному переживанию - ощущению, образу, представлению, смыслу, волению, аффекту. Следовательно,  если я вижу стол - это означает, что я и есть в данный момент времени этот видимый мною стол (или, точнее, я есть переживаемый мною «образ стола»). Я есть в буквальном смысле все то, что я вижу, слышу, о чем я думаю и т.д.

Мое подлинное, метафизическое «Я» - это не то, что я представляю собой «сейчас» (то, что я чувствую, переживаю в данный момент) и даже не то, что чем я действительно  являлся ранее (вся временная последовательность моих переживаний), а есть и мое прошлое, и настоящее, и будущее. Причем  не только действительное, но и возможное настоящее, прошлое и будущее.

Присутствие в душе Абсолюта означает, что наша душа, наше «Я» - есть нечто бесконечное, обладающее неизмеримой глубиной, бесконечным, ничем не ограниченным содержанием. Можно сказать, что наше «Я» - есть бесконечный «резервуар» знания, содержит в себе бесконечную по объему информацию.  Никакое конечное и, вместе с тем, полное описание содержания нашей души в таком случае невозможно. 

Отсюда, как уже отмечалось, вытекает принципиальная невозможность компьютерной имитации конкретной человеческой личности. Невозможно «переселить» конкретное «Я» в компьютер - как это некоторые энтузиасты себе воображают. Такой метод «достижения бессмертия души» - абсолютно исключается - именно в силу бесконечности содержания, составляющего наше «Я».

В самом деле, если бы это было достижимо, то это привело бы к парадоксальной возможности «размножить» собственное «Я» - например,  запустив  полное описание собственной личности сразу в несколько компьютеров. Но это абсурдно - ибо противоречит сущностной единичности «Я».  Мое «Я» может существовать лишь «в одном экземпляре». Оно не может быть каким-либо образом «скопировано» или «клонировано». Уже отсюда следует бесконечность  содержания моего «Я» - ведь только бесконечное содержание не может быть «скопировано», размножено.

Наличие Абсолюта в душе означает, что наша личность, индивидуальность никоим образом не может быть ограничена, втиснута в какие-то рамки. «Я» всегда больше любого своего частного определения, всегда  способно дистанцироваться от любого своего оконченного образа. Также, как программа не оказывает никакого действия на физическое устройство компьютера, так и тело никак не влияет на саму духовную субстанцию – Абсолютное «Я». Душа не есть функция тела (скорее наоборот, тело – есть функция души) и, следовательно, разрушение тела не влечет разрушения сознания.

Плоская фигура и линия не тождественны, — но коррелятивно взаимосвязаны. Таким же образом «коррелятивно» связаны мозг и сознание. Сознание не тождественно мозгу, не есть часть мозга и не есть продукт мозга. Мозг также не является продуктом или частью индивидуального сознания. Мозг и эмпирическое сознание связаны коррелятивно в силу того, что порождаются единым актом самоограничения Абсолютного бытия. Тот акт, который творит эмпирическую личность, одновременно творит и коррелятивный этой личности «мир природных явлений» — как систему ограничений, делающую эту личность чем-то приватным и вполне определенным.

Свойства и качества души человека, согласно православной доктрине:

Самостоятельна, целостна(неразделима на части: ум, чувство и волю), нематериальна, бестелесна, обладает свободой воли, деятельна, не имеет пола и не является двуполой, бессмертна по благодати Божьей, сотворена из ничего, разумна, обладает самосознанием.                               

Следующий логический довод состоит в том, что понятие "время" определяется как: "сравнительная, количественно измеряемая характеристика длительности протекания процессов в изменяющейся материальной системе, расположенной в пространстве". Если мы уберём для фактор "материя", то фактор "время" автоматически исчезает для нематериальной субстанции под названием душа, из чего опять же следует её вечность.

Разумность души подтверждает тот факт, что разум даже логически не может являться атрибутом материи — недаром учёные называют наш мозг "интерфейсом между идеальным и материальным".

И в самом деле, сложно представить себе, что атомы, молекулы или сложные их совокупности, даже в огромном количестве, соединенные мириадами  синаптических связей, сами по себе, могут продуцировать "креатив" в виде мысли, идеи и тут же адекватно их интерпретировать (осознавать). Нобелевский лауреат, нейрофизиолог Джон Экклз прямо говорит о невозможности объяснить феномен сознания функцией мозга в своей книге "Тайна человека", написанной совместно с нейрохирургом Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций(!) на мозге, а так же в книге "Как личность управляет своим мозгом".

Похоже, что бытие нашей души не особо зависит от материального субстрата, ибо она не является его неотъемлемой частью, как информация не является частью компьютера, не включённого в «одухотворяющую» его электрическую сеть.

Живой организм отличается от такого же, только что умершего, лишь одним ключевым свойством - управляющими информационными процессами, а химической и физической разницы до момента начала распада органики между ними нет - все элементы одинаковы.

Видимо, загробная жизнь отличается от жизни земной, прежде всего  субъективным впечатлением о месте локализации сознания. Что при "этой" жизни - информационная "картинка", что при "той" - она же, но только со своей "неземной" спецификой - без материальных носителей.

Если немного заклубиться в "матчасть", даже не имея специального образования, логично предположить, что все наши представления об окружающем мире, по ощущениям, сосредоточены в сильно затемнённой, в прямом и переносном смысле области – головном мозге: биоэлектрические импульсы от глаз, ушей, рецепторов обоняния, вкуса и прочей перцепции, поступают по «проводам» в виде нервных клеток в ответственные за их обработку зоны нашего главного органа.

Самих же глаз, ушей и ноздрей, как таковых, у мозга нет: пользуясь компьютерной метафорой - это лишь «устройства ввода-вывода» информации, которые посредством "электрических проводников" - нейронов (например, посредством зрительного нерва) соединены с "центральным процессором" и прочими функциональными зонами мозга.

Таким образом всё, что попадает в поле нашего зрения, слуха, обоняния и осязания, для мозга, сводится ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО к электро-информационной картинке «на маленьком экране» в темноте черепной коробки. Никаких иных способов интерпретации окружающей объективной реальности у нас не существует, что подтверждает  известная концепция, под названием "солипсизм": https://www.youtube.com/watch?v=JjmlTy91JFA&t=4s

Как видим, большинство аргументов, свидетельствующих о бессмертии нашей вечной души, находятся на поверхности, прямо или косвенно подтверждаются эмпирическим опытом и научными исследованиями. А все попытки материалистов, которые они пытаются использовать для опровержения этого факта, логически приводят к обратному эффекту: приписываемые материи атрибуты не имеют определенного атеистического содержания. Эти атрибуты напрямую заимствованы из религиозных представлений, в силу чего сам материалистический атеизм может быть рассмотрен как одна из форм языческой религиозной философии.

При этом вершиной религиозных представлений о материи становится приписывание ей способности к творческому целеполаганию и целеосуществлению. Эти представления выглядят абсурдно, поскольку безличное, лишенное ума и воли, материальное бытие по своим существенным характеристикам не способно к созданию прекрасного и гармоничного мироздания, увенчанного разумным и творческим существом – человеком.

Наделение безличной, аморфной и хаотической материи творческими способностями есть возврат к тривиальным языческим мифам, не знающим единого личного Бога. В примитивных языческих мифах мир, состоящий из людей и богов, также зарождался «сам собой» из первобытных стихий.

"Атеистический материализм делает важное открытие: идол состоит из материи, он есть материя. Материя есть истинно-сущее и истинно-ценное. Она заменяет прежнее божество, она есть подлинный «вседержитель, творец неба и земли», она объемлет и создает все существующее… Последовательный атеизм не удается: он переходит в атеистическую религию, ибо человек всегда что-либо признает истинно-сущим и истинно-ценным.

Материя становится Абсолютом и вступает на место Божества. Вместо Бога Отца, творящего мир, получается «великая-матерь» – материя, рождающая все существующее, потому что все вообще развивается из нее" (Б.П. Вышеславцев).

Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит, не сердечная мышца – душа болит. (диакон Андрей)

«Береги душу, брат –
это единственное твоё
сокровище, больше ничего
тебе не принадлежит».
(Св. Николай Сербский)



Литература:

1. https://vk.com/projecti

2. Православная энциклопедия "Азбука веры" - https://azbyka.ru/dusha

3. Джон К. Экклс, "Как личность контролирует свой мозг" , Берлин: Springer-Verlag, 1994. ISBN 3-540-56290-7

4. Симфония по творениям святителя Григория Богослова / Москва : Даръ, 2008. - 608 с.; ISBN 978-5-485-00194-0

5. https://azbyka.ru/ateizm

6. Е.М. ИВАНОВ, "Человек и Абсолют", Философское введение в религиозную антропологию.


Рецензии
Бессмертьем дышит только аппетит
Слепой души, уверовавшей в чудо.
Какой закон природы запретит
Воображать ей благ небесных блюда?

Могли б в ней алчность знанья усыпить,
Но путь прозренья чужд душе,влюблённой
В Волшебный Дух, что рад рабам служить
Отцом-Любовью с лестных мифов трона.

22 июля 2023 года

Эльвира Константиновна Сазонова   22.07.2023 08:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.