Парадоксальная история православной Руси
Все-таки православная Русь - парадоксальная страна. Вот взять старообрядцев. Они - это своего рода «русская контрреформация». Ведь их пафос – это протест против реформ патриарха Никона (они даже православных РПЦ называют «никонианами» по аналогии с «лютеранами» и «цвинглианами», отпавшими от католицизма, - как будто есть какое-то «никонианское реформированное вероучение», отличное от общеправославного!). Но в том-то и дело, что реформы Никона, как бы к ним ни относиться, – это совершенно не реформация в европейском духе, т.к. догматы православия остались неизменными, и речь шла в основном только о не таких уж значительных изменениях в богослужебных книгах. Т.е. Никон – это реформация без реформации, а старообрядцы – это контрреформация без реформации. И при этом старообрядчество - контрреформация без контрреформации, - потому что оно само оказалось реформацией. Отсюда убеждение, что антихрист уже пришел (только вместо Папы патриарх Никон). Отсюда отрицание таинств и Церкви в традиционном для православного учения виде – у беспоповцев. Отсюда и многочисленные толки, и акцент на моральной строгости. Иными словами, старообрядчество – это такой православный протестантизм, восточное пуританство. Недаром же трудовую этику старообрядцев С.Н. Булгаков сравнивал с пуританской. Но если и считать старообрядцев «русской реформацией», то, в отличие от западной, она не делает акцент на новых догматах в противовес прежним, не отвергает «старые обряды», а, наоборот, превозносит их. Т.е. вместо «культа нового» здесь «культ древнего». Выходит, и здесь мы видим «реформацию без реформации». Воистину, православная Русь – парадоксальная страна
Свидетельство о публикации №221122200855
Ольга Туроверова 23.08.2023 05:03 Заявить о нарушении