Ирвин Бусениц. Грех к смерти

ГРЕХ К СМЕРТИ
Ирвин Бусениц (1990)
 
"Грех до смерти" в 1 Иоан.  5:16 вызвал широкую дискуссию. Правильное значение вращается вокруг природы греха и природы упомянутой смерти. Контекст и выбор слов указывают на вывод о том, что человек, "совершающий грех не до смерти", является неспасенным человеком, который исповедует себя верующим, но на самом деле нуждается в спасении. С одной стороны, Иоанн ссылается на того, кто грешит, но не делает этого до такой степени, что ему не может быть дарована вечная жизнь. Апостол призывает к заступнической молитве за такого человека, чтобы Бог даровал ему жизнь вечную. С другой стороны, он утверждает, что если человек грешит до такой степени, что покаяние и прощение невозможны, это будет "до смерти", духовной смерти в том смысле, что его состояние необратимо (ср. Мф 12:31-32).
 
Существует множество различных мнений относительно интерпретации проблемной части, содержащейся в 1 Иоан.5:16, где апостол Иоанн пишет: Если кто-нибудь увидит, что его брат совершает грех, не ведущий к смерти, он должен просить, и Бог даст за него жизнь тем, кто совершает грех, не ведущий к смерти. Есть грех, ведущий к смерти; я не говорю, что он должен просить об этом (1).
Здесь часто упоминаются конкретные грехи, которые заслуживают наказания смертью. Чис. 15:30-31 указывает на то, что тот, кто умышленно и демонстративно грешит, "будет изгнан из среды своего народа". Грех приближения к шатру собрания карался смертью (Чис. 18:22). Пс 19:13 предполагает такое же наказание за самонадеянные грехи (2). В Новом Завете есть аналогичные примеры, наиболее заметными из которых являются Анания и Сапфира (Деян.5:1-10). Другие примеры включают Ирода (Деян. 12) и тех, кто принял Вечерю Господню недостойно (1 Кор. 11).
Однако между другими отрывками и этим есть два заметных различия. Прежде всего, в вышеперечисленных случаях грех, приведший к наказанию, более или менее очевиден; в данном случае он не раскрывается. Во-вторых, точный характер смертного приговора здесь неоднозначен, в то время как в других местах это не так. Таким образом, проблема, с которой мы столкнулись здесь, уникальна.
Два основных вопроса требуют ответа в этом отрывке: (1) Какова природа греха? И (2) Какова природа смерти? Ответы на эти вопросы, по существу, ответят на третий вопрос, а именно: могут ли сегодня христиане совершить такой грех?

Контекст
 
Все 1-е Иоанна сделок с жизненным испытаниям, тесты разработаны, чтобы дать уверенность в спасении верующих (СР. 5:13 С 1:4; 2:12-14) и выявить тех, кто не очень верующих: "Мы должны знать это, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердце Наше" (1 Иоан. 3:19) (3). Тот факт, что кто-то не есть верующий,  не всегда очевиден, а, скорее, упорствр в истине - это испытание, которое в конечном счете отражает реальность  исповедания (4).
В предыдущих стихах (5:14-15) Иоанн говорит о молитве и доверии, которое может иметь верующий в отношении принятия этой молитвы перед Богом и удовлетворения просьбы. В ст.16-17 он дает конкретную иллюстрацию и ограничение, в рамках которых молитва христианина может быть благожелательно и действенно использована, а именно, для спасения брата от смерти. "Сейчас речь идет не просто о прошении, а о ходатайстве. Уверенность в вечной жизни, которой должен наслаждаться христианин (13), не должна приводить его к озабоченности собой и пренебрежению другими. Напротив, он признает свой долг в любви заботиться о нуждающемся брате...  Будущее время, которое он попросит, выражает не приказ писателя, а неизбежную и спонтанную реакцию христианина (5). Таким образом, когда человек приходит к престолу Божьему в молитве, в центре внимания сразу же оказывается положение его брата. Эта связь привела Кэмерона к замечанию: "Наши самые святые часы молитвы и поклонения должны быть отмечены благожелательностью по отношению к нашим братьям" (6).

Природа греха
 
Были предприняты различные попытки удовлетворительно разрешить трудности, связанные с характером греха. Некоторые из многих толкований включают: 1) грех против Святого Духа, 2) любой большой грех, такой как убийство или прелюбодеяние, 3) отвержение Христа как Мессии, 4) преднамеренные и умышленные грехи, 5) отступничество и 6) грехи после крещения (7). Будут рассмотрены наиболее важные из них.
 
Смертные грехи
 
Римская церковь последовательно утверждает, что "грех до смерти" является тяжким грехом после крещения (8). Этот грех обычно называют "смертным" грехом, по сравнению с менее значительным грехом, который называется "простительным". Хотя эти обозначения конкретно не названы в Писании, утверждается, что различие между двумя типами греха четко подтверждено. В целом, смертными грехами считаются те, которые исключают преступника из Царства (например, Еф 5:5; Гал 5:19-21), а простительными грехами являются те, которые не таковы (например, Иак. 3:2; 1 Иоан. 1:8; Еккл 7:21) (9). Дополнительные доказательства таких различий приводятся Денсом, как цитируют Мак-Клинток и Стронг: "Более того, ясно, - говорит Дэнс  - не только из Божественного сострадания, но и от природы того, что есть простительные, или легкие грехи, с которыми человек может состоять в состоянии благодати и дружбе с Богом, подразумевая, что существует некий грех, в котором человек может быть виновным, не оскорбляя Бога" (10).
Более конкретную основу для этих определений дает Фома Аквинский. Описывая отличия этих двух типов, он объясняет": Различие между простительным и смертным грехом вытекает из разнообразия расстройств, присущих самой концепции греха. Это расстройство двоякое: первое предполагает отказ от самого источника порядка, другое предполагает только отход от второстепенных элементов в этом порядке.... Следовательно, когда душа настолько расстроена грехом, что отворачивается от своей конечной цели, Бога, с которым она соединена милосердием, тогда мы говорим о смертном грехе. Однако, когда это расстройство останавливается на том, чтобы отвернуться от Бога, тогда грех простителен"[11].
 Поэтому простительные грехи не делают человека отступником от Бога; они не приводят к уменьшению освящающей благодати. Хотя они и представляют собой нарушение закона Божьего, они слишком малы и незначительны, чтобы отвлечь человека от его конечной цели - Бога. Смертный грех, с другой стороны, представляет собой деяние, в котором преступник сознательно выбирает "какое-то тварное благо в качестве конечной цели в предпочтении Высшему Благу с последующей потерей освящающей благодати" (12).
Новый Завет учит, что грехи различаются по величине (ср. Мф 10:15; 11:22, 24; Люк 10:12, 14; 12:47, 48). Тем не менее, придерживание такой интерпретации, изложенной Римской церковью, влечет за собой несколько трудностей. Во-первых, определение простительного и смертного является неточным, по существу уничтожая любое реальное различие между ними. Поскольку в их общем определении греха конкретно говорится, что "грех - это преднамеренный и добровольный акт... акт, отмеченный несоответствием закону Божьему"[13], они вынуждены провести некоторые тонкие различия и прийти к выводу, что простительный грех является "несовершенно преднамеренным", в то время как смертный грех является "полностью преднамеренным".[14] Такая терминология делает различие практически незаметным. Более того, это определение несостоятельно в свете некоторых примеров из Священных Писаний. Павел преследовал христиан I века в невежестве (1 Тим 1:13), и все же он называет себя главным из грешников (1 Тим 1:15). Ева была обманута сатаной (1 Тим 2:14), но понесла на себе последствия смертного греха.
Во-вторых, Священное Писание учит, что каждое беззаконие смертельно опасно и подлежит применению Божественного правосудия. Таким образом, Иез 18:20 провозглашает: "Человек, который согрешит, умрет". Точно так же в Рим. 6:23 утверждается: "Возмездие за грех - смерть". Злонамеренная мотивация греха или его отсутствие не имеет значения, как указано в Иак. 2:10: "Ибо всякий, кто соблюдает весь закон и все же спотыкается в одном, становится виновным во всем". С другой стороны, Библия прямо и косвенно заявляет, что ни один грех не является слишком большим, чтобы выйти за рамки Божьего прощения (ср. 1 Тим 1:15).
В-третьих, то, что вид греха не определяет, является ли его наказание временным или вечным, а просто приводит к большим или меньшим наказаниям, иллюстрируется назначенными жертвами Ветхого Завета. Разные грехи требовали разных жертв; тем не менее, "без пролития крови не было прощения" (ср. Евр 9:22). Хотя грехи различаются по степени, сущность греха не меняется.
Классификация грехов, предложенная Римско-католической церковью, не имеет оснований в Священном Писании, ни в 1 Иоанна, ни где-либо еще. Новый Завет не дает прецедентов для такой практики и не гарантирует такого произвольного вывода.

Отступничество

Некоторые авторы предположили, что "грех до смерти" относится к полному отступничеству, примером которого является отречение от веры. Брук, сторонник этой точки зрения, утверждает, что грех заключается в преднамеренном отвержении Христа и Его притязаний, поскольку это "было, вероятно, наиболее заметным в мысли писателя".[15] Утверждается, что это так, очевидно из 1 Иоан. 2:18-19, где сообщается, что лжеучители покинули сообщество верующих [16]
Брук далее объясняет, что, поскольку отступничество проявляется отдельно от какого-либо конкретного греховного деяния, этот вывод согласуется с тем фактом, что здесь не упоминаются конкретные грехи. Он приходит к выводу, что "по мнению автора, любой грех, который включает в себя преднамеренный отказ от притязаний Христа, может быть описан как "грех к смерти"". [17] Ленски согласен с этой оценкой: Поскольку  (зоэ) "жизнь вечная" (ст.13), которая, как мы теперь "имеем", является духовной, "смерть" должна быть ее противоположностью, а именно потерей духовной жизни, которая является духовной смертью. Если мы однажды родились от Бога (2:29; 3:9; 4:7; 5:4, 18) в новую жизнь "смерть" означает, что эта жизнь была потеряна.[18]
Однако главная трудность с этим выводом заключается в том, что Писание нигде не учит, что истинно возрожденный человек может отступить. Этот же автор в своем Евангелии утверждает, что верующий в безопасности (Иоан. 10:28, 29). В другом месте этого Послания он повторяет, что тот, кто рожден от Бога, обычно не грешит (1 Иоанна 3:9; 5:18). Шолер уточняет, Здесь нет никакого упоминания об отступничестве. Это очень ясно сказано в 1 Иоанна 2:19.... После заявления о том, что многие антихристы, уже присутствующие и активные (2:18; ср. 4:1-5), пришли из христианской общины (2:19), утверждение изменено таким образом, чтобы отрицать это. На самом деле антихристы не были из христианской общины, потому что если бы они были, то не покинули бы ее. Тот факт, что антихристы покинули сообщество, был хорошим событием; это убедительно показало, что они никогда не были ее настоящими членами изначально; они были только притворщиками.[19].  На тот факт, что они никогда не были возрождены, также указывает использование Иоанном несовершенного глагола сан (сан, "они были") в 2:19: "Несовершенное время, употребленное дважды, указывает на то, что те, кто уходит, в прошлом не были настоящими христианами. Это согласуется с использованием совершенного времени в послании, чтобы указать, что жизнь человека отражает доказательства того, был он рожден от Бога в прошлом или нет [20].
 Кроме того, предлог ew (eis, "в, в") обычно используется Иоанном, когда речь идет о вступлении в новую жизнь во Христе (Иоан. 5:24; 1 Иоан. 3:14). Такого же предлога можно было бы ожидать, если бы он имел в виду изменение этого действия. Скорее, здесь используется prw (pros, "к, к"), указывающий на движение к. Брук объясняет, что prw унатон (прос.унатон, "к смерти"), конечно, должен обозначать тенденцию в направлении смерти, а не достигнутый результат (21). Отрывки из Иоаннова корпуса, а также множество ссылок за его пределами (ср. Рим 8:29; Фил 1:6; Иуда 1), дают убедительные доказательства того, что настоящий христианин не отступит, но будет упорствовать в вере.

Хула на Святого Духа

Третья точка зрения предполагает, что Иоанн имеет в виду "непростительный грех", о котором говорится в  Мтф.12. Сотель объясняет: "Это грех, который Иоанн снова и снова ужасающим образом отмечает в нашем Послании, - умышленное отвержение свидетельства Святого Духа об истинной природе и Мессианстве Иисуса, отрицание Христа в Его истинной природе. То, что это грех, который связывает себя с чьим-либо отношением ко Христу, является справедливым выводом из учения ст.12" (22).
Стотт также разделяет эту точку зрения, утверждая, что здесь также упоминается тот, кто изображен в Мтф. 12:31-32 как сознательно и умышленно отвергающий известную истину. "На родном языке Иоанна" он возлюбил тьму больше, чем свет"(Иоан.3.18-21), и вследствие этого он "умрет во грехах своих" (Иоан. 8. 24). Его грех, по сути, заключается в смерти"[23].
Подтверждение этого вывода можно получить главным образом из полемики Иоанна, которая очевидна во всем Послании и особенно в контексте 5-й главы. Апостол часто говорит о необходимости признания и веры в то, что Иисус есть Бог во плоти (1:1-3; 2:22-24; 4:2-3, 15; 5:1). В эттой главе он особо отмечает, как Святой Дух свидетельствует об этом самом факте (5:6-10).[24] Следовательно, продолжает аргумент, комментарии Иоанна относительно свидетельства Духа, возможно, были призваны напомнить о предупреждении против хулы на Святого Духа, записанном у синоптиков.
Такая интерпретация заслуживает всяческих похвал и, безусловно, является возможным решением. Однако у этого представления есть некоторые проблемы. Во-первых, этот отрывок действительно не связан с "непростительным грехом" из Мтф.12. В нем нет конкретных доказательств того, что такая связь была задумана автором [25].
Во-вторых, тот, кто совершил "непростительный грех", не будет считаться "братом" в местном братстве. Умышленный и преднамеренный отказ от работы Святого Духа, как описано в Евангелиях, было бы трудно скрыть. Виновного в подобном вряд ли приняли бы как брата. Такой открытый антагонизм не мог быть замаскирован и остаться незамеченным другими членами братства.

Привычный грех

Четвертая возможность заключается в том, что "грех до смерти" относится к тому, кто упорствует в совершении греха. Он обычно практикует грех до такой степени, что его характер и образ жизни в конечном счете показывают другим в местной общине верующих, что он неверующий.
Основная тематическая нить Послания поддерживает это утверждение, ибо истинный верующий не совершает греха (2:1; 3:4, 6, 8, 9). Непосредственный контекст также подтверждает этот вывод, поскольку следующий стих повторяет тот же факт. Это учение не ограничивается Иоанновым корпусом, поскольку такое учение также содержится в Гал 5:21; 6:8; и Рим 6:21-23. Хотя иногда могут быть грехи, жизнь верующего не будет характеризоваться грехом как образом жизни.
Новый Завет в другом месте учит, что безнравственные, алчные, идолопоклонники, злословящие, пьяницы и мошенники не наследуют царства (1 Кор 5:9-13; 6:9-11; Гал 5:19-21; Еф 5:5), ибо их дела-дела плоти (Гал 5:19; так же 1 Пет 4:3-5; 1 Иоанна 3:15; Откр 21:7-8; 22:14-15). Продолжение и привычное стремление к такой деятельности несовместимо с жизнью верующего во Христа. Изолированный поступок не обязательно лишает человека наследства в Царстве Божьем, но постоянная практика подобных действий лишает его этого.
Основная трудность, с которой сталкивается эта точка зрения, заключается в том факте, что в 1 Иоан. 5:16 говорится о грешном "брате". Шолер, например, утверждает, что приведенный выше аргумент "полностью разрушается из-за использования настоящего времени hamartanein в 5:16 в отношении греха верующего, а также использования настоящего времени в 1:8" (26).
Однако ни 1:8, ни 5:16 не дают убедительных доказательств того, что тот, кто грешит, определенно является спасенным человеком. На самом деле, обозначение "брат" может также включать того, кто только исповедовал, но на самом деле не обладает вечной жизнью. О таком брате говорится в 2:9, 11 и 3:15, ибо "тот, кто ненавидит своего брата, до сих пор пребывает во тьме" (ср. 4:20). Нередко Священные Писания обращаются к исповедующим верующим, обращаясь к церкви, например, в 1 Кор 5:11; 2 Кор 11:26; и Гал 2:4. Даже невозрожденные из 1 Иоан. 2:19, скорее всего, назывались братьями (27).
Кроме того, использование причастия настоящего времени действительного залога martnonta (hamartanonta, "грешить"), говорит о том, что Иоанн говорит о неспасенном человеке, а он постоянно использует это в настоящее время для обозначения грехов, которые характеризуют неспасенных (3:4, 6, 8; 5:18)(28) и другие свидетельства. О невозрожденных  в 1 Иоанна говорится в настоящем времени, как любящие мир (2:15), не соблюдающие заповеди (2:4), ненавидящие брата (2:9, 11; 3:10, 14 и след.; 4:8, 20), ходящие во тьме (1:6; 2:12), лгущие (1:6), и отрицающие, что Иисус есть Христос (2:22 и сл.) (29)..
Те, кто придерживается точки зрения "верующего", пытаются обойти это четкое указание, приписывая "однократное событие" пунктуальному действию сослагательного наклонения аориста d (id, "видит"). Но пунктуальное действие аориста не исключает идеи непрерывного, продолжающегося события; оно не может быть ограничено идеей "однократного события/раз навсегда". Прятаться за ширмой "особого случая совершения греха" значительно затеняет и даже сводит на нет очевидную практику Иоанна использовать настоящее время для обозначения продолжающихся, характерных для жизни проблем. Более того, даже если бы "видение" было признано точечным действием, "грешить" здесь все еще явно привычно и постоянно, факт, продемонстрированный повторным использованием Иоанном настоящего активного причастия для обозначения длительного действия. В лучшем случае сослагательное наклонение аориста указывает только на то, что продолжающаяся практика греха на самом деле не наблюдалась на постоянной основе.
В свете приведенных выше доказательств наиболее правдоподобным объяснением греха, ведущего к смерти, является то, что он относится к обычному и постоянному греху исповедующего брата. Апостол, вероятно, не имеет в виду никакого конкретного греха, поскольку причастие настоящего времени, hamartanonta, обозначает не греховное деяние, а продолжающееся состояние.
 
Природа смерти
 
Второй вопрос, который встает перед толкователем в 1 Иоан. 5:16, - это природа смерти, которая является результатом греха, описанного Иоанном. Апостол утверждает, что грех либо не является прегрешением, либо является прегрешением (за танатон, "навстречу, к смерти"). Практически все грамматики и комментаторы утверждают, что prw (pros, "к, к") не обозначает "пока", поскольку в Новом Завете нигде нет этого значения. Скорее, оно обозначает то, что приводит к смерти или стремится к ней. Греческий (марта PRW по unaton, [hamartia плюсы после, "грех к смерти"]) означало бы правильно грех, который , как правило, ведет к смерти;  завершающийся в смерти, для которого смерть наказание или  результат, если только это не прекратится; грех, который, если пустить его на самотек, будет заканчиваться таким образом" (30). Хотя было высказано много различных мнений (31, в основном современные ученые придерживаются двух мнений относительно природы этой смерти.
 
Физическая смерть
 
Вероятно, наиболее распространенная интерпретация состоит в том, что смерть относится к физической смерти верующего. Это физическое наказание, которое Бог совершает в результате греха в жизни верующего.   Грех до смерти означает проступок, особенно тяжкое отступление от жизни и силы благочестия, за которое Бог решает наказать временной смертью, в то же время Он проявляет милосердие к кающейся душе...  Грех не до смерти-это любой грех, который Бог не желает таким образом наказывать (32). 
Основной поддержкой этой позиции является толкование слова "брат". "Текст ясен. Это относится к"брату", что никогда не используется в отношении невозрожденных, и определенно заявляет, что христианин может грешить таким образом, что наказание смертью может пасть на него" (33) Таким образом, делается вывод, что, поскольку верующий не может отступить, Иоанн должен говорить о физической смерти, а не о духовной. Однако, как было отмечено ранее, понятие "брат" не может быть настолько ограниченным; скорее, он может иногда использоваться для обозначения того, кто только притворяется верующим, поскольку Иоанн иногда использует этот термин в более универсальном смысле.
Еще одним доказательством, используемым для этой точки зрения, является тот факт, что другие отрывки предполагают, что грех иногда приводит к физической смерти верующего. Наиболее заметный инцидент отмечен в 1 Кор 11:30, где Павел указывает, что недостойное участие в Вечере Господней (11:27) стало причиной того, что "многие из вас умирают" (34). Допускается, что физическая смерть верующего может иметься в виду в 1 Кор 11. Однако это не доказывает, что в 1 Иоан. 5:16 имеется в виду физическая смерть верующего. В дополнение к тому факту, что "ничто в этой части 1 Иоанна не указывает на то, что"грех, ведущий к смерти", должен пониматься как грех, наказываемый смертельной телесной болезнью" (35), и, есть значительные доказательства, свидетельствующие об обратном.
 
Духовная смерть
 
Вторая точка зрения утверждает, что смерть, о которой говорится в 1 Иоан. 5:16, является духовной смертью. Эта интерпретация в первую очередь основана на использовании Джоном zvn (zn, "жизнь") и, для сравнения, unaton (танатон, "смерть"), поскольку эти два являются естественными противоположностями и должны соответствовать, когда находятся в противоположности друг другу. Если речь идет о физической смерти, то жизнь должна быть физической жизнью; и наоборот, если имеется в виду духовная смерть, то жизнь должна быть духовной жизнью. Нельзя это "смешивать и сопоставлять" и при этом сохранять естественное понимание антитезы смерти и жизни в этом отрывке. Если поддерживать соответствие, то сторонники взгляда на физическую смерть сталкиваются с трудностью объяснить, почему следует молиться, чтобы Бог дал грешнику в 5:16а продленную физическую жизнь, когда на самом деле он совершает грех, не приводящий к преждевременной физической смерти.
Прежде всего, следует отметить, что апостол значительно использует biw (bios, "жизнь") (2:16) и cyx (psuch, "жизнь, дыхание") (3:16 дважды) для обозначения физической жизни, но оставляет z для обозначения духовной жизни в другом месте Послания. Номинальная форма используется 11 раз в другом месте (1:1, 2 [дважды]; 2:25; 3:14, 15; 5:11, 12 [дважды], 13, 20), всегда означающее вечную или духовную жизнь. Глагольная форма, зв (за, "Я живу"), используется только один раз (4:9), также с тем же значением. Этот факт убедительно свидетельствует о том, что Иоанн также имеет в виду духовную жизнь в 5:16. Кроме того, эта тенденция характеризует Евангелие от Иоанна, поскольку z, термин, используемый в 5:16, всегда относится к вечной жизни, а глагол za обозначает вечную жизнь во всех случаях, кроме трех (Иоан. 4:50, 51, 53). Хотя Иоанн действительно использует эти термины для обозначения физической жизни в Откровении, преобладающее употребление относится к духовной жизни.
Во-вторых, использование Иоанном танатоса в Послании дает дополнительную поддержку. Помимо его использования во фразах, обсуждаемых в 5:16-17, термин встречается только в 3:14. В этом отрывке Иоанн дважды использует это слово для обозначения духовной смерти: "Мы знаем, что вышли из смерти в жизнь, потому что любим братьев. Тот, кто не любит, пребывает в смерти".
Следовательно, если бы Иоанн в 5:16 имел в виду физическую жизнь, то, скорее всего, он использовал бы один из двух других терминов, которые он использовал ранее для обозначения физической жизни. И, поскольку вполне вероятно, что z относится к духовной жизни, то танатос, следуя его использованию в 3:14, должно иметь отношение к духовной смерти. Считается, что, хотя все люди рождаются духовно мертвыми, они, безусловно, не подтверждаются в этом состоянии. Однако, следуя учению апостола здесь, может наступить время до их физической смерти, когда их состояние станет необратимым, когда Божественное прощение больше не будет доступно им (ср. Матфея 12:31-32) (36).
В-третьих, непосредственный контекст дает важное подтверждение этому выводу, поскольку как до, так и после ст.16 z используется для обозначения вечной духовной жизни (ст.. 11, 12, 13, 20). Кэмерон говорит: "Если бы подразумевался другой вид жизни, было бы естественно ожидать, что он укажет на это с помощью другого слова, в другом месте используемого для обозначения естественной жизни" (37).
 
Заключение
 
Апостол Иоанн, по-видимому, имеет в виду неспасенного человека, который исповедует себя верующим, но на самом деле нуждается в спасении. С одной стороны, Иоанн описывает человека, который грешит, но не делает этого до такой степени, что ему невозможно получить вечную жизнь; он еще не пришел к тому момену, где возможность божественного прощения была отменена. В таких случаях, в результате ходатайственной молитвы "брата", Бог даровал бы духовную жизнь. С другой стороны, апостол утверждает, что если человек совершает грех до такой степени, что покаяние и прощение невозможны, это было бы духовной смертью "до смерти", духовной смертью в том смысле, что его состояние необратимо (ср. Мтф. 12:31-32). Таким образом, грех может быть совершен христианином, когда "христианин" используется в более широком смысле для обозначения тех, чье христианство является всего лишь вопросом исповедения, но это невозможно, если "христианин" означает того, кто действительно был возрожден.
Ясно, что "брат" в Писании обычно относится к спасенному человеку, но использование Иоанном этого термина подразумевает, что в некоторых случаях будет разница между тем, что исповедуется, и тем, что на самом деле истинно. Кроме того, опыт наглядно продемонстрировал силу Божью возрождать самых нечестивых из грешников, и поэтому верующему следует быть осторожным, чтобы не судить о статусе другого слишком быстро. Тем не менее, Иоанн утверждает, что обычная практика греха указывает на духовное состояние человека (ср. Гал 5:21). Следовательно, в то время как верующий должен молиться за этого грешного брата, пока Бог не откроет иное, Иоанн напоминает ему, что действенность его молитвы не может распространяться на этого человека и что доверие верующего не должно уменьшаться таким образом.
Это не является продолжением римско-католической доктрины о смертном грехе, следствием которого является духовная смерть (если только она не будет отменена в течение этой жизни через исповедь и покаяние или после этой жизни, находясь в чистилище, усилиями родственников, все еще живых). Напротив, автор лишь утверждает, что, в соответствии с темой Иоанна, постоянный грех в жизни любого, кто заявляет, что спасен, указывает на то, что он не спасен, и что конечным результатом этого является духовная смерть. Хотя деяния греха не приводят к духовной смерти (человек рождается духовно мертвым), привычная практика греха может привести к необратимому состоянию, состоянию, в котором прощение больше не будет доступно. Однако это ограничение касается только неверующего, поскольку полное прощение верующего было обеспечено смертью Христа на Голгофе.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии