Север-3. Заключение. Ч. I
Как-то по осени возил сына на рыбалку. Пристрастился он капитально к спиннинговой ловле окунишек по выходным, а я, ожидая его в своей «калине», время не терял, перебирая документы из архивных папок историка Сергиенко. А так как в этот период я изучал материалы по «Север-3», то без папки «Жандаев и Помелов» не обошелся, так как стрелок-радист Мукатай Жандаев из 108 ап ДД был участником тех событий, и я пытался найти еще чего-то, помимо его воспоминаний «Записки воздушного стрелка-радиста» и вот… нашел – фотоклон статьи полковника Приезжего под названием «Партийно-политическая работа на оперативном аэродроме» из дивизионной газеты «Красный сокол», которую и приведу чуть погодя.
Когда начал ее читать, то как-то само собой всплыли воспоминания о сентябрьской студенческой повинности, которая как правило была на первом и третьем курсах – сбор урожая на полях закрепленного за институтом совхоза силами студентов. Шел 1976 год.
Длинный коровник, разделенный на две части – женская и мужская половины, приспособленного для временного проживания студентов. В три ряда железные кровати, провисшие и скрипучие от времени, им бы давно в доменные печи Магнитки для следующей «реинкарнации», а тут… студенты, мать их так… Матрацы, набитые натурально колючей соломой, подушки уже давно с слежавшейся в «булыжники» ватой, серые простынки и солдатские одеяла. Умывальники времен войны с подвижным носиком – нажмёшь его снизу ладошкой – вода польется, и все водные утренние процедуры только на улице. А в дали уборная на два отделения с устойчивым, нос прошибающим, характерным душком.
Работали весь световой день и без выходных: картошку, да морковку с утра до вечера собирали. Дойдешь порой до койки, присядешь, ни зомбиящика тебе, ни смартфонов тебе, даже к прессе… советской… полное отвращение, другой то не было. Ребята вокруг гитариста места забивают… концерт ожидают – «…тополя, тополя все в пуху…» четь ли не каждый вечер… бр…
Кормили так, не очень: утром обычно каша, да чай, подслащенный, 105-й номер с куском хлеба, в обед супешник вермишелевый, да хлебная котлета опять-таки под кашу, а на ужин макароны с кусочком минтая с мучной подливкой бледно-розового цвета. И главное, баня общественная деревенская один раз в две недели. Ох, уж…
Мой дружок по даче, там постоянно прописавшись, как-то сообщил, что его женщины – жена и дочь, за летний месяц тратят до 20 кубов питьевой воды, водопровод которой мы вместе прокладывали по улицам дачного поселка для всех желающих эту воду иметь, правда каждый за свой счет.
А тогда осень, полевые условия, весь божий день в земле и баня раз в две недели…
Это наша совковая действительность 70-х, но… мирное небо, ты в полезном деле задействован, тебя испытывают на прочность, ты бытовые неудобства как само собой разумеющимися воспринимаешь, и особо не ропщешь, ибо свет «в конце туннеля» яркий и устойчивый, надежду придающий, в голове то, что в тебя вложили… родители, педагоги, герои славных времен, с которых пример полагалось брать, и… никакого тебе либерализма с западным душком, разлагающего душу юного строителя коммунизма, и по простой причине – источники этому напрочь перекрыты, а будешь их искать, то по головке не погладят…
И так, слово полковнику С. Приезжеву /см. главу «Исповедь комиссара на смертном одре» из раздела» Галерея судеб»/:
«1. ОСОБЕННОСТИ БОЕВОЙ РАБОТЫ НА СЕВЕРЕ
Части Н-ского соединения долгое время работали с оперативных аэродромов на севере. В соединении этот период по праву называется экзаменом на аттестат боевой зрелости. Летный и технический состав, привыкший работать в условиях среднерусской равнины, оказался в условиях сурового Заполярья.
Многими особенностями отличалась обстановка боевой деятельности авиагруппы на севере. Метеорологическая обстановка, обусловленная близостью «кухни погоды», активной ролью теплого течения гольфштрем, большим количеством озер и болот оказалась крайне сложной для боевой работы. Неустойчивость погоды, скоротечное, почти внезапное коренное ее изменение предъявляли серьезнейшие требования летному составу. Только летчики, в совершенстве овладевшие техникой пилотирования в сложных метеоусловиях, а штурманы, мастерски овладевшие компасной и радионавигацией, могли успешно нести боевую работу. Туманы, ливневые снегопады (заряды), обледенение в облаках и на земле — явления частые и наступающие внезапно обязывали командиров неослабно наблюдать за капризами погоды, чтобы своевременно принять меры к безопасному завершению полета.
Кроме того, целый ряд условий крайне ограничивал возможность прогнозирования метеообстановки на рабочее время. Поэтому использование самолета-разведчика погоды не только по маршруту полета к цели, но и в сторону, откуда предполагается ее ухудшение, стало неизбежным для принятия решения командиром.
Пересеченность и малонаселенность местности почти исключали безопасность вынужденных посадок вне аэродрома. Это обязывало подготовку экипажа к полету проводить с особой тщательностью, а на контроль подготовки материальной части направить внимание не только инженерно-технического, но и летного состава.
Аэродромная сеть, терпимая в работе фронтовой авиации, представляла значительные трудности в нашей работе. Отведенные нам аэродромы представляли собой узкие полосы ограниченных размеров. Они, как правило, располагались между сопками высотой 120—150 метров. Взлет и посадка чаще всего происходили с боковым ветром. Сильные ветры, обтекая сопки, образовывали завихрения, отчего создавалась «болтанка», наиболее сильная на высоте 15—35 метров, что было опасным для взлета и посадки. Первое время для облегчения взлета уменьшали бомбовую нагрузку до 800 килограмм, а в бой выпускали лишь после тренировочных вылетов с этих аэродромов.
Аэродромы, находившиеся от линии фронта в нескольких десятках километров, часто блокировались вражескими самолетами-охотниками, что создавало помехи в боевой работе и учебно-тренировочных полетах.
Во весь рост встала забота о людях. Особая экипировка экипажа к полету — лыжи, финские ножи, ручные компасы, спички, карманные электрофонарики, бортпайки, индивидуальные аптечки — все было нужно не только предусмотреть, но и достать, чтобы ими обеспечить. Режим сна и питания, наблюдение за состоянием здоровья и профилактические мероприятия против авитаминоза требовали неослабного внимания медицинских работников.
Наконец, особенностями боевой работы были высокая организованность системы ПВО врага, прикрывавшей порты, железнодорожные узлы, аэродромы и другие военные объекты, в необходимость сухопутным бомбардировщикам летать над морем.
Все эти особенности условий боевой работы обязывали очень и очень многому командиров и политработников. Во-первых, необходимо было довезти до глубокого сознания всю ту ответственность, какая ложилась на каждого воина в этой новой обстановке: во-вторых, требовалось глубоко и до мелочей анализировать каждый боевой вылет, по крупицам накапливать опыт боевой работы и на его основе учить экипажи; в-третьих, управление каждым экипажем, находящимся в воздухе, надо было держать непрерывно в руках командира. Работая на севере, экипажи еще и еще раз убедились в исключительном значении бесперебойной радиосвязи самолетов с землей.
Перед одной ночью по данным синоптической карты, кальповкам и воздушной разведки ожидалась хорошая погода как над целью, так и в районе базирования. После вылета самолетов, спустя 2 часа внезапно аэродром начала закрывать низкая облачность, а к моменту возвращения самолетов посадка на этот аэродром оказалась совершенно невозможной. Командир части, собрав данные о погоде на других аэродромах, командой по радио приказал экипажам садиться на запасной аэродром. Посадка всех самолетов была благополучной.
Описанные особенности боевой работы в заполярье обязывали, наконец, держать на высоком уровне организованность, порядок и воинскую дисциплину личного состава, без чего не могло быть выполнено задание, поставленное командованием.
Партийно-политическая работа была полностью направлена на то, чтобы помочь командиру успешно решить все эти задачи и с честью выполнить боевое задание.
2. ИТОГИ РАБОТЫ ГРУППЫ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Итоги деятельности на севере и фактическая роль в боевой жизни соединения теперь тех, кто работал тогда в Заполярье, убедительно говорит, что экзамен выдержан успешно. Свыше тысячи самолетовылетов на боевые задания при минимальных боевых потерях сделала наша группа. Миллионы тонн ценнейших военных грузов доставлены транспортами наших союзников в порты Мурманск и Архангельск, без серьезных потерь. благодаря систематическому воздействию ночными бомбардировками нашей авиагруппы на вражеские аэродромы и северные базы немецких подводных лодок.
Помимо того, что на многие дни прерывалась боевая работа вражеской авиации после наших налетов, бомбардированием уничтожено 11 самолетов противника, 17 складов ГСМ и боеприпасов, 10 аэродромных сооружений, в том числе один барак с людьми и командный пункт на аэродроме, в Н-ском порту потоплены транспорт водоизмещением 2195 тонн и пароход водоизмещением 335 тонн.
Напряженность боевой работы и боевая дружба личного состава, окрепшая в этих условиях, не прошли бесследно для работавших в этой группе. В настоящее время примером боевой выучки, самоотверженности в бою и труде является летно-технический состав, прошедший боевую школу в Заполярье. Такие замечательные летчики, как Иванов, Симаков, Брысев, Новожилов, Лапс, Федоров, Иконников, Шевелев, такие замечательные штурманы, как Коновалов. Владимиров, Прокудин, за свою боевую работу удостоены высшей награды—им присвоено звание Героев Советского Союза. Многие и многие летчики, штурманы, техники, работавшие на севере рядовыми исполнителями, сейчас занимают командно-руководящие посты и являются опорой, золотым фондом частей соединения.
Период работы в Заполярье характерен высоким уровнем партийно-политической работы. Командир одной группы в итоговом приказе писал:
«Партийно-политическая работа в оперативной группе поставлена в соответствии с моими требованиями и полностью отвечает требованиям боевой работы группы. Партийная и комсомольская организации своей работой оказали большую помощь командованию в деле сколачивания крепкого боевого коллектива и успешного выполнения стоявших перед группой задач в сложных условиях полярной ночи».
3. СОДЕРЖАНИЕ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Идейным содержанием партийно-политической работы в группе была пропаганда докладов товарища Сталина и его приказов. Открытые партийные и комсомольские собрания посвящались тому, как лучше помочь каждому офицеру и бойцу понять содержание этих документов и определить свое конкретное участие в выполнении задач, поставленных товарищем Сталиным.
Доклады, политбеседы и собеседования с офицерским и сержантским составом тоже использовались в этих целях. С особой силой убедительности для всего состава группы звучали слова сталинского приказа: «Всему рядовому и сержантскому составу—неустанно совершенствовать свое боевое мастерство, строжайше выполнять требования уставов и наставлений, приказы командиров и начальников, всегда и повсюду соблюдать образцовый порядок, крепкую дисциплину и высокую организованность! (Приказ № 309).
Это сталинское требование — ключ успеха всей боевой работы группы. Важнейшие события внутри СССР, события внешнеполитической жизни изучались личным составом самостоятельно, разъяснялись в политинформациях, политбеседах, лекциях, докладах. В каждом из этих событий личный состав видел растущую мощь социалистической Родины, упрочение ее позиций в международной жизни и неизбежность разгрома врага. Новыми и новыми усилиями в боевой работе отвечали воины на эти события. Летчики одной группы сделали по три вылета в одну ночь в ответ на подвиг частей Красной Армии, ликвидировавших блокаду Ленинграда. В ответ на подвиг Красной Армии, перешедшей границу Румынии. по три вылета за одну ночь сделали летчики другой группы, а некоторые на них — Купцов, Коростылев, Кочнев — еще и с удвоенной бомбовой нагрузкой.
Особенности условий боевой работы и сама боевая работа определили практическое содержание всей партийной работы в группе. Партполитработа в частях, базирующихся не на постоянном, а на оперативном аэродроме, имеет ту особенность, что такие ее разделы, как забота о материально-бытовом обслуживании личного состава, повышение военной и политической бдительности, изучение боевого опыта и помощь командиру в мобилизации всех сил и успешное выполнение боевых заданий, приобретают первостепенное значение, занимают центральна место в работе политработника.
Часть нашей группы столкнулась с большими трудностями: БАО аэродромов, на которые прибыли группы, оказались неподготовленными к обслуживанию наших частей. Батальон аэродромного обслуживании с ведома полковника интендантской службы Орлова отказался не только охранять самолеты, но и подвозить своими силами бомбы, отопление и т. п.
В целях сосредоточения всего внимания командира на руководстве боевой работой, политработники майор Буров, майор Богомазов, майор Вдовин и капитан Мирошников взяли на себя всю тяжесть «увязки» и «согласований» между БАО и частями группы вопросов материально-технического обеспечения боевой работы. Организация дополнительного питания в дни напряженной боевой работы, обеспечение летного состава ручными компасами, организация заготовки дров для общежитий, обеспечение смены белья сержантам, идущим в баню, организация починки обуви, парикмахерской - все это, казалось бы, делом только интендантов, поскольку группа базировалась на оперативном аэродроме и обслуживалась чужим БАО без непосредственного участия политработников, все хозяйственные вопросы не могли быть сдвинуты с места.
Близость линии фронта ежедневный пролет вражеского разведчика над аэродромом, обнаруженная работа вражеской радиостанции на таких волнах, на которых работают наши радиосредства, наконец, слабая изученность окружающего населения — выдвинули с исключительной остротой необходимость повысить военную и политическую бдительность всего личного состава.
Партийным бюро одной группы (парторг старший лейтенант Тихонов) на седьмой день пребывания на оперативном аэродроме вначале на заседании бюро, затем, на партийном и комсомольском собраниях был поставлен на обсуждение вопрос о состоянии военной и политической бдительности в группе. Прения показали исключительную своевременность постановки этого вопроса. О необходимости маскировки и рассредоточения самолетов, о светомаскировке старта и общежитий, о болтунах, разглашающих военную тайну, о бдительности при пользовании радиосредствами в навигации, о нетерпимости недостатков в несении караульной службы и о многом другом говорили выступавшие.
Эти собрания за весь период работы на севере оказали благотворное влияние.
Караульная служба, вопросы сбережения военной тайны, призывы повышать бдительность находят место в «боевых листках» почти из номера в номер.
Важнейшая задача партийно-политической работы, помощь командиру в мобилизации всех сил на успешное выполнение боевых заданий решалась разнообразными путями. Систематическая и упорная работа парторгов, партбюро и парторганизаций по укреплению передовой роли коммунистов в дисциплине и боевой работе явилась тем главным звеном, которое решало успех этой задачи.
На собраниях партактива, а затем на эскадрильских партийных собраниях коммунисты были не только ознакомлены с обстановкой, но перед ними была поставлена задача: личным примером обеспечивать выполнение боевого задания, своевременно информировать о недостатках, тормозящих боевую работу, всемерно помогать командиру укреплять воинскую дисциплину и порядок в части. Партийные организация справились с этой задачей.
Одна группа состояла из экипажей разных полков. Для удобства управления были созданы эскадрилья, назначены соответствующие командиры и начальники. Но так как назначение носило временный характер (пока существует группа), то создавалась совершенно реальная угроза снижения требовательности к подчиненным и ослабления воспитательной работы с ними.
Партбюро группы правильно определяло, что оно должно наибольшее внимание обратить на укрепление авторитета назначенных начальников, на повышение роли офицерского состава в воспитании подчиненных. На заседании партийного бюро группы с активом был поставлен доклад парторга 2 АЭ старшины Страхалет, об участии коммунистов в воинском воспитании. На заседание, помимо актива пригласили всех коммунистов командиров экипажей и звеньев. Были вскрыты недостатки в воспитательной работе, указывалось, что командиры звеньев и командиры экипажей не заняли еще подобающего им места; лица командира экипажа не чувствуется, вместо управления и уставных воинских взаимоотношений имеет место панибратство.
Было указано на полную безучастность командиров звеньев и командиров экипажей в воспитании технического состава.
Партбюро, оценив работу коммунистов 2 АЭ и дав указания парторгу, приняло решение, касающееся всей группы: подготовить и провести конференцию на тему: «Честь офицера»; провести с офицерским и отдельно с сержантским составом беседы по вопросу — «Начальник и подчиненный»; партийным бюро эскадрилий заслушать доклады коммунистов командиров экипажей о воспитательной работе в экипаже.
Партбюро группы не ограничивалось только этим. Оно помогло парторгам провести заседания партбюро с докладами коммунистов-командиров о воспитательной работе, затем еще раз на своем заседании с приглашением коммунистов командиров экипажей заслушало доклад командира экипажа Сиволобова о его работе с подчиненными. В решении партбюро записало, что «коммунист Сиволобов провел большую работу по сколачиванию экипажа, что он не мирится с недостатками и как результат — экипаж успешно выполнят боевую работу».
Укрепление дисциплины и порядка, повышение организующей роли командных кадров, ровная, но строгая требовательность к подчиненным стояли в центре этих собраний, заседаний. Парторг старший лейтенант Тихонов, уместно напоминал коммунистам слова великого русского полководца Суворова: «В случае оплошности взыскивать и без наказания не оставлять, понеже ничто так людей ко злу не приводит, как слабая команда».
4. БОРЬБА ЗА АВАНГАРДНУЮ РОЛЬ КОММУНИСТОВ
Партийные организации большое внимание уделяли вопросам передовой роли коммунистов в подготовке материальной части к боевым вылетам. Так, в той же группе на заседании партбюро было заслушано сообщение коммуниста-инженера 1 эскадрильи о том, как коммунисты 1 эскадрильи готовят матчасть к боевой работе. На заседание были приглашены коммунисты техники самолетов, спецоборудования и вооружения, а также коммунисты-летчики. На заседании вскрылось, что не все летчики знают порядок эксплуатации самолета и моторов на высотах, при низкой температуре и высокой плотности воздуха, что участились случаи тряски и обрезания моторов на высоте 3500—4000 метров, а инженерно-технический состав еще не нашел причины и способа устранения этого недостатка, что проявляется недооценка со стороны техсостава опасного момента — обледенения самолетов на земле. Своевременная информация парторгом командира группы о вскрытых недостатках в подготовке и эксплуатации матчасти явилась ему весьма ценной помощью. На этом заседании родилась инициатива проведения технической конференции в группе по вопросу: «Эксплуатация матчасти в условиях Заполярья».
Следуя примеру партийного бюро группы, партбюро 1 АЭ заслушало доклад коммуниста техника звена Матвеева о работе на матчасти коммунистов звена. В своем решении партбюро записало: «В основном коммунисты звена работают хорошо, но коммунист Черковский по-прежнему работает с ленцой, не показывает примера своим подчиненным. Офицеры-техники недостаточно требуют от своих подчиненных, часто работа на матчасти проводится без плана». Партбюро постановило: напомнить офицерам-коммунистам, что надо еще больше предъявлять требований к подчиненным, чаще подводить итоги работы звена и разборы, поощрять лучших. В постановлении предупредили тов. Чарковского о том, что если он не изменит своего отношения к работе на матчасти, то о нем будет поставлен вопрос более серьезно.
После заседания партбюро работа в звене значительно улучшилась, и Чарковский стал работать лучше.
В части, где заместителем командира по политчасти майор Вдовин, партийная организация в борьбе за передовую роль коммунистов в боевой работе удачно использовала партийные собрания, на которых на фоне общих итогов боевой работы подробно разбиралась работа коммунистов, назывались фамилии отлично работающих, рассказывалось о путях, которыми они пришли к успехам, назывались фамилии коммунистов, не занимающих передовую роль, с показом их конкретных недостатков. Как правило, в прениях весь огонь направлялся на эту последнюю группу. Затем критика на партсобрании дополнялась разбором персональных дел этих коммунистов на партбюро. Многих коммунистов, сбивавшихся на ошибочный путь, такая критика поправила.
Летчик-коммунист Яценко нерадиво относился к боевой работе, не руководил работой техника. На одном из партийных собраний Яценко был подвергнут большевистской критике, а на заседании партийного бюро он был предупрежден. Тов. Яценко сделал правильный вывод. Он не только исправился, но и занял место в числе передовиков. Теперь он работает заместителем командира эскадрильи, и его грудь украшена орденом Красного знамени и орденом Отечественной войны 1-й степени.
Коммунист техник самолета Асосков халатно относился к работе, по его вине несколько раз самолет не был готов к боевому вылету, над повышением своей квалификации не работал. На партбюро был заслушан доклад Асоскова о его боевой работе. В прениях коммунисты указали на его плохую работу на матчасти, на то, что как специалист он не растет, а отстает от требований обстановки, подчиненными руководит неудовлетворительно. В своем решении партбюро объявило предупреждение Асоскову, поручило члену партбюро Попову проверить устранение Асосковым отмеченных недостатков и доложить на партбюро. Асосков стал работать лучше. За весь остальной период работы в Заполярье его самолет работал безотказно.
Во всей авиагруппе индивидуальная работа парторгов, членов партбюро, партактива, политработников с отдельными людьми была наиболее эффективным видом борьбы за передовую роль коммунистов в боевой работе.
Закончился боевой день. Командир на разборе дает оценку каждому экипажу, а иногда и каждому его члену. Инженер, штурман, начальник связи дают оценку работы специалистов. Парторг, комсорг, присутствуя при этом, узнают о том, как оценивает работу коммуниста, комсомольца командир и руководители спецслужб. Коммунисты, получившие плохую оценку, непременно будут приглашены на беседу парторгом или членом партбюро, комсомольцы—комсоргом или членами комсомольского бюро. Выясняется причина. Если плохая оценка в результате недоученности, оказывается помощь через специалистов, если же по личной халатности, виновному напоминается требование устава ВКП(б), а комсомольцу - требование устава ВЛКСМ. Нередко командиры эскадрилий сами ставят перед парторгом и комсоргом задачу «заняться» тем или иным коммунистом, комсомольцем. Таким образом летчик комсомолец Милавин, авиамеханик комсомолец Соловьев, стрелок-радист комсомолец Ашкинезер были исправлены, своевременно умело проведенной индивидуальной работой.
Партийные организации систематической информацией о недостатках к боевой работе, о предложениях «рядовых» людей по улучшению работы оказывали большую помощь командиру. Командиры умело использовали в этих целях собрания парторганизаций, комсомольские собрания. Во всех частях и подразделениях группы стало обычным одно собрание в месяц (партийное и комсомольское), с повесткой дня: «Итоги боевой работы за месяц и задачи партийной (комсомольской) организации». Эти собрания в руках командира превратились в могучий рычаг мобилизации личного состава на новые боевые и трудовые подвиги, в неиссякаемый источник разумных предложений по улучшению работы, в неумолимого судью для проявляющих халатность в работе. Из недр партийной массы родилось предложение о проведении конференций по обмену боевым опытом, партийные массы подняли вопрос о технической учебе в свободное от работы время, «рядовые» коммунисты и комсомольцы положили увеличению бомбовой нагрузки на самолете, несмотря на ограниченные размеры аэродрома».
Я научился воспринимать подобную и прочую информацию абсолютно – черно по белому, без оттенков и возглас: «о времена, о нравы!» для меня уже действует, как рабочая схема восприятия той навсегда пролетевшей реальности и с типовой субъективностью того времени. А это позволяет быть уже не сторонним гостем из будущего, а как бы становиться соучастником былого.
Естественно, мне захотелось поближе познакомиться с теми, кого полковник Приезжев и «по головке погладил» и кому «подзатыльник отвесил». И выяснилось, что те, кто в заполярье приезжевскими тумаками хаживал, все с орденами и медалями в результате оказались и, главное в большинстве за ратные деяния свои на Севере! И возникает вопрос – это работа политработников или все же был в этих, слегка оступившихся, стержень идеологический такой раннее заложен, что усомниться в их надежности в борьбе с заклятым врагом значилось бы грехом, а проявление человеческой порочности ими лишь суть обычного природного нутра, что с генами человеку передается, ибо люди они, а не роботы, выкованные режимом. И методы борьба с этими проявлениями тогда была одни – морально задавить, загнать под «плинтус», а коли сам с этим не справляешься, то всегда кому есть этим заняться по статусу.
Вот они – наши Герои:
===Буров Григорий Климентьевич, 1909 г.р., гвардии майор, заместитель командира по политчасти 109 авиационного полка ДД, 48 авиадивизии ДД, участник боев на оз. Хасан с 10.8 по 26.8. 1939 года, где был тяжело ранен, удостоен ордена Красного знамени по указу от 17.11.1939 г. На фронте Отечественной войны с 1 августа 1941 года в должности военного комиссара и заместителя командира авиаэскадрильи по политчасти. С 28.8.1943 года в должности заместителя командира по политчасти 109 ап ДД 48 ад ДД. Полк, в котором работает тов. Буров, с 28.8.1943 г. по настоящее время совершил 1300 боевых вылетов, из них 150 вылетов на разрушение военно-промышленных объектов Финляндии и Норвегии. За это же время 102 человека личного состава за успешное выполнение боевых заданий удостоены правительственными наградами и двум летчикам присвоено звание Героя Советского Союза.
Сам тов. Буров после последней правительственной награды /Орден Красной звезды, указ от 22.2.1942 г. Авт.-сост./ совершил 14 боевых вылетов в качестве стрелка и контролера.
За отличное выполнение заданий командования в деле мобилизации партийно-комсомольской организаций и всего личного состава на успешное выполнение боевых заданий в борьбе против немецких захватчиков по приказу подразделения за №: 665/н от 06.11.1944 награжден орденом Красной Звезды. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 690155, Д.: 7095]
=== Богомазов Степан Васильевич, 1908 г.р., гвардии-майор, заместитель начальника политотдела 48 ад ДД, участвовал в разгроме белофиннов с 12.1939 г. по 3.1940 г., в Отечественной войне участвует с 5 июля 1941 года. Опытный политработник. Много работал в частях, обучая на практике парторгов и комсоргов полков и батальонов партийно-политической работе. Так в ноябре 1943 года им проведено 24 семинара с парторгами и комсоргами подразделений. Большое внимание уделяет идейно-политическому росту личного состава в частях, им лично проведено 45 докладов и бесед на различные политические темы. С 17.1 по 15.4.1944 года тов. Богомазов исполнял должность заместителя командира оперативной группы, базирующейся на Севере, где вполне справлялся с возложенными него обязанностями. Партийно-комсомольские организации были своевременно мобилизованы на лучшие выполнения боевых задач, стоящих перед авиагруппой, личный состав которой совершил 282 успешно выполненных боевых вылетов на военно-промышленные объекты Финляндии и Норвегии. Благодаря правильной постановки партийно-политической работы и своевременному реагированию на культурно-бытовые запросы не было ни одного случая аморальных проступков среди личного состава группы.
За образцовую постановку партийно-политической работы в оперативной группе и проделанную большую работу по обеспечению в выполнении боевых задач частями авиадивизии приказом подразделения за №: 665/н от 06.11.1944 гвардии-майор Богомазов С.В. награжден орденом Отечественной войны II степени. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 690155, Д.: 7095]
=== Вдовин Яков Абрамович, 1910 г.р., майор, заместитель командира по политчасти 108 авиаполка ДД 36 Смоленской ад ДД, участвовал по разгрому белофиннов 1939-1940 гг., за что награжден орденом Красной звезды /21.03.1940/, в борьбе против немецких захватчиков участвует с 13 октября 1941 года. До августа 1943 года работал комиссаром, а затем заместителем командира эскадрильи по политической части.
За образцовое выполнение боевых заданий командования 24.2.42 г. награжден орденом Красной звезды. После награждения эскадрилья под руководством тов. Вдовина совершила 1540 боевых вылетов, участвуя в разгроме вражеских войск и техники на северо-западном, западном и юго-западном фронтах, по уничтожению матчасти самолетов противника в Норвегии, Финляндии, обеспечивая проводку транспортов союзников в наши северные порты /ОГ 36 ад ДД «Север - 1,2», авт.-сост./. Только на военно-промышленные объекты противника в глубоком его тылу эскадрилья совершила 37 успешных боевых вылетов ночью.
Из личного состава эскадрильи за образцовое выполнение боевых заданий командования было награждено 67 человек.
Лично сам тов. Вдовин после награждения произвел 7 боевых вылетов в качестве воздушного стрелка с летчиками – Нихай, Платоновым, Орловым по ж.-д. узлам: Вязьма, Сычевка, Ржев, Смоленск, Ярцево, воодушевляя своим примером на боевые подвиги личный состав эскадрильи. Лично сбросил 210 тыс. экз. листовок.
В эскадрильи выращены замечательные Сталинские соколы, которые на сегодняшний день имеют от 150 до 220 боевых вылетов каждый – Романов, Платонов, Новожилов, Кириллов, Ванякин, Весновский, Яценко и другие. Наряду с выполнением боевых заданий введено в строй 14 молодых экипажей.
В августе месяце 1943 года тов. Вдовин назначен на должность заместителя командира по политической части полка. За это время, вновь сформированный полк /108 ап ДД, авт.-сост./ совершил 570 ночных боевых вылетов, выполняя боевые задания по переднему краю обороны противника на смоленском направлении, Волховском и Ленинградском фронтах, по политическому центру Финляндии – Хельсинки.
С 9.11.1943 г. тов. Вдовин находится в оперативной группе полка на севере по обеспечению проводки транспортов союзников в наши северные порты.
В организации боевой работы и учебной подготовки тов. Вдовин принимает самое активное участие. На ряду с выполнением боевых задач, по полку за короткий срок обучено и введено в строй 9 молодых экипажей. Боевой и политический опыт умело передает личному составу части, воспитывает его в духе бесстрашия, мужества и героизма. Правильно нацеливает партийно-комсомольские организации на выполнение боевых задач. Проявляет неустанную заботу о нуждах личного состава, его размещения, питания, организации культурного отдыха, как перед боевым вылетом, так и после выполнения боевых заданий.
За последнее время значительно выросли ряды членов и кандидатов партии, членов ВЛКСМ.
Приказом подразделения за №: 158/н от 30.03.1944 награжден орденом Отечественной войны I степени. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 686044, Д.: 3430]
То, что комиссар Вдовин Яков Абрамович когда-то был, я знал с малолетства от отца. Он дал этому человек короткую, но емкую характеристику: «Мужик, что надо». Потом и Мукатай Жандаев это подтвердил. Оказывается, майор Вдовин написал письмо отцу Жандаева в далекий казахский аул и получив от него ответ, дивизию «на уши» поставил в поиске человека, кто бы перевел с казахского на русский. Старый Жандай мог изъяснятся только на казахском… Да разве забыть такое стрелку-радисту Жандаеву? И Михаил Владимиров неоднократно «мочил жилетку слезами» Вдовину, обуреваемый внутренними противоречиями и всегда находил отдушину в задушевных беседах с этим духовником, а рукописное приложение Вдовина к наградному листу на присвоение Владимирову звания «Герой Советского Союза» он хранил, как драгоценную реликвию. «Мужик, что надо» - это про Вдовина Якова Абрамовича.
=== Мирошников Федор Андреевич, 1911 г.р., ст. лейтенант, парторг 42 авиационного Краснознаменного полка Дальнего Действия, участник по разгрому белофиннов в 1940 г, участник Великой Отечественной войны с 13 октября 1941 г. С этого времени работает на партийной работе - секретарем парторганизации полка и его парторгом.
За это время полк совершил более 4200 боевых вылетов на бомбометание по вражеским объектам, сбросив на головы немецких захватчиков более 4300000 кг бомб и более 25000000 листовок на разных языках. Полк принимал участие в защите Москвы, Ленинграда, Сталинграда, громил немцев на Юге, наносил бомбовые удары по Восточной Пруссии, Берлину, Будапешту, участвовал в Орловской операции, в операции по ликвидации Ржевско-Вяземского плацдарма, работал в Заполярье, обеспечивая проводку транспортов союзников в наши северные порты, участвовал в смоленской операции, за что дивизии присвоено наименование «Смоленская». За боевую работу полк награжден орденом Красного знамени. В боях с немецкими захватчиками в парторганизации выросли такие отважные воины, как Герои Советского Союза Бирюков, Васильев, Лапс, Платонов, Коновалов и десятки других коммунистов, награжденных орденами и медалями СССР.
Ведя постоянную партийную работу, тов. Мирошников и сам выполнял боевые задания в качестве воздушного стрелка и контролера штаба. Всего имеет 7 боевых вылетов с боевым налетом 17 часов 16 минут. Летал на боевые задания в составе экипажей: Лапс, Уржунцев, Плющ, Милавин. Боевые задания выполнялись по объектам ж.-д. узлам: Брянск, по аэродромам: Хебуктен, Луостари. Зимой 1943-1944 гг. работал на оперативном аэродроме Ваенга в качестве замкомандира группы по политчасти, где группа совершила более 250 вылетов в интересах Северного Морского Флота.
Являясь партийным руководителем тов. Мирошников отлично руководит работой каждого отдельного коммуниста, обеспечивая его авангардную роль в боевой работе и непримиримо разоблачая зазнаек, людей, халатно относящихся к своим служебным обязанностям. Постоянно заботится о росте партийных рядов за счет лучших, отличившихся в боях летчиков, штурманов, техников, стрелков-радистов и др. Сам лично дисциплинирован, к коммунистам, нарушающим воинскую дисциплину, не примири, не пропускает без партийного воздействия ни одного случая нарушения воинской дисциплины, в особенности, случаев летных происшествий, зазнайства и халатности.
Приказом подразделения за №: 278/н от 20.05.1944 награжден орденом Красной Звезды. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 686044, Д.: 4684]
===Страхолет Николай Митрофанович, 1917 г.р., старшина, начальник связи эскадрильи 455 ап ДД 48 ад ДД 8 ак ДД, участник войны против белофиннов 1939-1940 г., в Отечественной войне против немецких захватчиков участвует с 22.6.1941 года и за этот период совершил 166 боевых вылетов, из них днем 4, на дальние цели 18. В составе АДД 162 ночью. Награжден медалью «За отвагу» /31.12.42 г./ и орденом Красного знамени /5.10.43 г./.
После последней правительственной награды совершил 28 успешно выполненных боевых вылетов ночью. Летал в составе орденоносного экипажа: летчика командира эскадрильи майора Вериженко, награжденного двумя орденами Красного знамени и орденом Отечественной войны I степени, штурмана эскадрильи капитана Шевченко, награжденного дважды орденом Красного знамени и медалью «За отвагу», воздушного стрелка старшины Тубольцева, награжденного орденом Красного знамени и медалью «За отвагу», на разрушение узлов сопротивления и живой силы противника в районе ж.-д. станции Мга. Участвуя в оперативной группе, базирующейся на Севере, с аэродрома Африканда совершил 14 успешно выполненных боевых вылетов, из них два особо успешно. На уничтожение и разрушение аэродромов противника – Луостари 14.12, 28.12.43 г. и Алакуртти 6.3., 11.3.44 г. на собственной территории противника Финляндии и Норвегии.
На разрушение военных объектов Финляндии г. Оулу 12.2 и 21.2.44 г., Киркенес – 26 и 27.2 44 г. два раза, по аэродрому Тунгозеро 13.2.44 г. два раза и 6.3.44 два раза. Все боевые задания выполнены успешно. Имеет ряд благодарностей от командования. За время пребывания в должности начальника связи отказов и возвращений с боевых заданий по вине радистов не было.
Приказом подразделения за №: 199/н от 17.04.1944 за подвиги от 28.12.1943, 14.12.1943, 06.03.1944, 11.03.1944, 21.02.1944, 12.02.1944, 26.02.1944, 27.02.1944, 06.03.1944, 13.02.1944 награжден орденом Славы III степени. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 686044, Д.: 4022]
===Матвеев Виктор Борисович, 1912 г.р., техник-лейтенант, техник звена 109 ап ДД 48 ад ДД, участник войны против белофиннов 1939-1940 г., участник в Отечественной войне с 22.06.1941 года. За это время обслужил 251 боевой вылет, из них в составе АДД 224 боевых ночных вылета. В оперативной группе, базирующейся на аэродроме Платоновка, обслужил 22 самолетовылетов ночью на уничтожение живой силы и техники противника в районе г. Сталинград. На полный радиус действия самолета Ил-4 по военно-промышленным объектам Германии обслужил 20 боевых вылетов. Восстановил на вынужденных посадках 4 самолета в полевых условиях при отсутствии технических средств, заменил 21 мотор, выработавших моторесурс. С оперативного аэродрома Африканда в 1943-1944 г.г. звено тов. Матвеева обслужило 36 боевых самолетовылетов без единой задержки. Не было ни одного случая невыхода материальной части на боевое задание и возврата с боевого задания по вине технического состава звена. Технический состав звена и лично тов. Матвеев полностью освоил особенности эксплуатации материальной части самолета Ил-4 и мотора М-88б и ремонт в полевых условиях. Как техник звена работу подчиненного технического состава организовать умеет. Среди технического состава пользуется заслуженным авторитетом. Требователен к себе и подчиненным. Приказ по 48 авд ДД за №: 89/н от 26.04.1944 награжден орденом Красной Звезды. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп. 686044, Д.: 4116]
=== Чарковский Анатолий Иванович, 1919 г.р., техник-лейтенант, техник авиационный младший 109 бомбардировочного авиационного Рижского Краснознаменного полка 48 БАД, в Отечественной войне участвовал с 22.6.41 г. За это время обеспечил 334 боевых вылета, восстановил на аэродромах базирования 7 самолетов, поврежденных при выполнении боевых заданий, сменил 28 моторов, выработавших ресурс. Обслужил 21 боевой вылет на полный радиус действия самолета Ил-4. Подготовил одного техника самолета из механиков. Матчасть отказов в работе по его вине не имела. Сэкономил горючего 12000 кг. Много работает над повышением теоретических знаний сам и своих подчиненных и лично показывает образцы подготовки матчасти к боевым вылетам. 6 боевых вылетов обеспечил на бомбардирование г. Берлин. Имеет 4 благодарности от командования. 6.2.44 г. при опробовании моторов к боевым вылетам отказала левая бензопомпа на левом моторе. Тов. Чарковский заменил ее за 1 час 20 минут и самолет выпустил на боевое задание. 5.5.44 г. перед боевым вылетом отказало левое магнето на правом моторе, которое заменил в короткий срок и самолет без опоздания вылетел на боевое задание. 24.3.45 г. при возвращении самолета с боевого задания при посадке загорелся левый мотор, в результате чего сгорел коллектор зажигания. В полевых условиях без съема мотора произвел замену коллектора за 2 дня и самолет был готов выполнять боевые задания. В работе проявляет инициативу и находчивость. Приказом по 48 бад за №: 75/н от 24.05.1945 награжден орденом Красной Звезды. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп. 690306, Д.: 3410]
===Яценко Тимофей Дмитриевич, 1915 г.р., старший лейтенант, командир звена, 108 ап ДД 36 ад ДД, в действующей Красной Армии с апреля месяца 1943 г. Боевые задания выполняет в составе экипажа: штурман-орденоносец Смоляков Николай Николаевич, стрелок-радист орденоносец сержант Шуняев Федор Ильич и воздушный стрелок- медаленосец Слободских Сергей Егорович. Из 70 успешно выполненных боевых вылетов в системе АДД 36 выполнил с оперативного аэродрома в Заполярье в интересах Северного и Карельского фронтов на бомбардирование военно-морских и авиационных баз противника в северной Норвегии и Финляндии – Хебуктен, Киркенес, Луастари, Гаммерфест, Рованиеми укрепрайон Большая Западная Лица.
По неполным данным, подтвержденным другими экипажами и контролерами на боевом счету у экипажа тов. Яценко значится: 2 взрыва большой силы, 1 пожар большой силы, 2 пожара средней и 2 малой силы.
14.2.44 г. в сложных метеоусловиях в бомбардировочном налете 7-ми самолетов на военно-морскую базу противника Гаммерфест, где было потоплено 1 транспорт водоизмещением 2300 тонн, буксирный пароход водоизмещением 500 тонн и поврежден 1 транспорт, что подтверждено агентурными данными.
При налетах на аэродромы и военно-морские базы противника пожарами и взрывами уничтожено: 3 самолета, 2 склада с боеприпасами и 1 склад с горючим.
Произвел 9 успешных боевых вылетов на фотографирование с попутным бомбардированием ж.-д. узла Городок, аэродром Хебуктен, Луостари и опорных пунктов противника на Карельском фронте.
В ночь на 2 апреля 1944 года произвел 2 боевых вылета по аэродромам: Хебуктен и Луостари, которые прикрывались 12-тью прожекторами, огнем 6-ти батарей ЗА и ночными истребителями.
Несмотря на активное противодействие экипаж тов. Яценко точно бомбардировал цель и дважды произвел отличное фотографирование, за что экипаж получил благодарность от командования.
Произвел 5 боевых вылетов на блокировку аэродромов противника.
25 марта 1944 г. блокировал аэродром Хебуктен. Не взирая на интенсивный огонь 5-ти батарей ККЗА в течении 40 минут произвел 3 захода на цель и точно бомбардировал взлетную полосу. В эту ночь авиация противника с аэродрома Хебуктен не действовала.
За успешную боевую работу получил 8 благодарностей командования.
Приказом подразделения за №: 278/н от 20.05.1944 награжден орденом Красного Знамени.
===Асосков Алексей Михайлович, 1912 г.р., техник-лейтенант, 42 ап ДД, участник войны против белофиннов 1939-1940 г., участник в Отечественной войне с октября 1941 года. На Северном фронте /ОГ 36 ад ДД «Север-2»/его самолет совершал по 3-4 боевых вылета за ночь. 5 вылетов подготовил в условиях воздушного нападения противника на аэродром. Материальная часть работала безотказно, содержится в чистоте и боевой готовности, летные экипажи, летающие на самолетах тов. Асоскова, награждены орденами СССР. Тов. Асосков произвел восстановительный ремонт 5 самолетов силами технического экипажа. За отличную подготовку материальной части имеет ряд благодарностей от командования. Работает днем и ночью, не считаясь со временем и личным отдыхом. Пользуется деловым авторитетом. Награжден орденом Красной звезды, наградной документ датирован 23 октября 1942 г. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682525, Д.: 9] За период с 13.10.1941 г. по 9.5.1945 г. обслужил 255 боевых самолетовылетов и 320 учебно-тренировочных полетов по вводу в строй молодых экипажей. За отличную подготовку материальной части к боевым вылетам награжден медалью «За боевые заслуги». Согласно Приказа по 1 гв. бак за №: 42/н от 04.12.1945 Асосков Алексей Михайлович техник-лейтенант 108 бап 36 бад награжден орденом «Отечественной войны II степени». [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 687572, Д.: 1406]
===Милавин Борис Прокопьевич, 1920 г.р., мл. лейтенант, командир звена 42 авиационного Смоленского Краснознаменного полка Дальнего Действия в действующей Красной армии с 24 октября 1942 г. По 30 июля 1944 г. совершил 137 боевых вылетов в системе АДД с общим налетом 537 часов. Боевые задания выполняет в составе экипажа: штурман лейтенант Петренко, стрелок-радист сержант Губарь, воздушный стрелок сержант Примха. 18 боевых вылетов совершил с оперативного аэродрома Ваенга по бомбардированию военных объектов на собственной территории противника: Керкинес, Хебуктен, Луостари. Боевые задания выполнял всегда успешно, что не раз, будучи на Севере, освещалось в газете ВВС СФ «Североморский летчик». Так, 4 марта 1944 года при полете на бомбардировку вражеского аэродрома Хебуктен, который был прикрыт 4-мя батареями ККЗА и до 6 прожекторов противника, тов. Милавин, маневрируя свой самолет, смело зашел к заданной цели, в результате успешного бомбардирования возникло несколько очагов пожара, сопровождающихся сильными взрывами. Предположительно горели ангары и склады противника.
Как примерный летчик в боевой работе, командованием выдвинут на должность командира звена, со своими обязанностями справляется хорошо, проявляя при этом требовательность, организованность и заботу о своих подчиненных.
Техника пилотирования хорошая, летает днем и ночью в сложных метеоусловиях, случаев ориентировок и других летных происшествий не имеет. Летать любит и летает на боевые задания с большим желанием. Политически развит. Приказом подразделения за №: 449/н от 08.08.1944 награжден орденом Красного знамени. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 686044, Д.: 4687]
===Соловьев Тихон Васильевич, 1911 г.р., старший техник-лейтенант, техник авиационного звена 109 ап ДД 18 ад ДД, в Отечественной войне участвует с 22.6.41 г. За это время обеспечил 450 боевых вылета, из них 300 в должности техника авиационного звена, восстановил 7 самолетов на вынужденных посадках и на аэродромах базирования, поврежденных ЗА и истребительной авиацией противника. Под руководством тов. Соловьева заменено 25 моторов, выработавших ресурс. Подготовил 2-х техников самолета из числа авиамехаников и 3 авиамеханика из числа мотористов. Много работает над повышением знаний по специальности среди своих подчиненных.
С ноября 1943 г. по апрель 1944 г. находился в оперативной группе на Севере, с аэродрома Африканда и Подужемье звено тов. Соловьева совершило 34 боевых вылета, не имея ни одного случая невыхода самолетов на боевое задание. Матчасть самолета Ил-4 и мотора М-88б знает отлично, свои знания и боевой опыт умело передает подчиненным. Появляющиеся неисправности под его руководством быстро устраняются и матчасть всегда находится в боевой готовности.
За отличное обеспечение матчасти к боевым вылетам и, за быстрый ввод матчасти в строй приказом 48 авд ДД за №: 253/н от 14.11.1944 был награжден орденом Красной Звезды. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 690155, Д.: 6880]
===Ашкинезер Альфред Яковлевич,1921 г.р., /см. главу «Замолвим слово о фотографе-еврее». Авт.- сост./ сержант, воздушный стрелок 30 гвардейского авиационного Смоленского Краснознаменного полка ДД 48 авиадивизии в действующей Красной Армии находится с 22.6.41 г. Летал в составе экипажа: летчика Головатенко, награжденного орденом Красного знамени и Отечественной войны I степени, летчика Федорова, награжденного орденом Ленина и дважды орденом Красного знамени, летчика Щербина и ст. лейтенанта Десятова.
В настоящее время летает в экипаже командира звена мл. лейтенанта Леонтьева, награжденного орденом Красного знамени, штурмана звена лейтенанта Антонова, награжденного орденом Красного знамени и старшины Сачук, награжденного орденом Отечественной войны II степени и медалью «За Отвагу».
За время Отечественной войны совершил 194 боевых вылета, из них 22 днем. В системе АДД совершил 182 боевых вылетов, из них днем 10 и 172 боевых вылета ночью.
Совершил 9 боевых вылетов на военно-промышленные объекты на собственную территорию противника гг. Кенигсберг - 10.12 и 28.4.43 г., Данциг - 16.4.43 г., Тильзит - 20.4.43 г., 25 и 26.7.44 г., Инстербург - 23 и 28.4.43 г., 27.7.44 г.
65 боевых вылетов совершил на бомбардирование военных объектов в тыл противника в пределах временно оккупированной территории Союза СCP по ж.-д. узлам: Курск, Орел, Смоленск, Колодня, Витебск, Невель, Брянск, Рославль, Дно, Ярцево, Дорогобуж, Жуковка, Псков, Остров, Орша, Гомель, Минск, Опочка, Петсери, Резекне, Двинск, Выборг, Молодечно, Вильно, Лида, Кашадары, Шауляй, по аэродромам: Орел, Сеша, Кленцы, Ольсуфьево, Идрица, Балбасово.
108 боевых валетов совершил по переднему краю обороны противника в пределах армейских тылов в интересах Калининского, Волховского, 1,2 и 3 Белоруского, Прибалтийского и Ленинградского фронтов.
Все боевые задания экипаж выполнял успешно. 5.4.1944 г. при бомбардировании г. Остров экипаж создал 1 большое пожар - задание выполнил успешно, 6.4.1944 г. при бомбардировании ж.-д. узла Резекне экипаж создал 2 пожара. 13.7.44 г. при бомбардировании ж.-д. узла Вильно экипаж создал 2 больших пожара. 26.7.44 г. при бомбардировании ж.-д. узла Тильзит экипаж создал 2 крупных пожара, что подтверждено другими экипажами и контролером.
24.6.44 г. при бомбардировании ж.-д. узла Полоцк на боевом курсе самолет был атакован истребителем противника. Тов. Ашкинезер совместно со стрелком-радистом огнем своих пулеметов отбили атаку истребителя, экипаж задание выполнил успешно и возвратился не свой аэродром без повреждений.
В полете бдительно охраняет свой экипаж от истребителей противнике и о всем замеченном докладывает командиру экипажа. Как воздушный стрелок подготовлен хорошо. Хорошо знает стрелковое вооружение самолета и держит его в образцовом состоянии. Первый внес предложение о постановке дополнительных стекол в кабине Ф-3 для лучшего обзора стрелком.
Дисциплинирован недостаточно. В 1943 году и в начале 1944 года имел 3 самовольной отлучки из расположения гарнизона и 2 нарушения внутренней и караульной службы, за что имеет взыскание в общей сложности 25 суток ареста.
За последние 5 месяцев тов. Ашкинезер резко улучшил свою дисциплину и исправился. Имеет 3 благодарности за отличное выполнение боевых заданий командования. После всех нарушений совершив 65 боевых вылетов. В бой идёт о большем желанием и ненавистью к врагу. Политически развит. Идеологически выдержан, моральна устойчив.
Делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и Социалистической Родине предан.
За успешное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные мужество и отвагу приказом 48 авд ДД за №: 214/н от 16.09.1944 за подвиги от 10.04.1943, 12.04.1943, 28.04.1943, 16.04.1943, 20.04.1943, 25.07.1944, 26.07.1944, 23.04.1943, 28.04.1943, 27.07.1944, 05.04.1944, 06.04.1944, 18.07.1944, 24.06.1944 награжден орденом Красной Звезды». [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 690155, Д.: 7099]
***
Интересно еще то, что внимательный читатель, когда знакомился с дневником штурмана Владимирова из 108 ап ДД, будущего Героя Советского Союза, должен заметить, сколько раз Михаил Григорьевич описывает коллективные «попойки» совместно с руководством дивизии. Несколько раз! О чем это говорит? Я лишь скажу об одной стороне этого «непристойного» явления – командиры понимали, что психика «идущих на смерть» в каждый боевой вылет требует разрядки, и пусть разряжаются, но под их чутким контролем! Одним словом – «делу время, а потехе час». Но свободного времени у «подопечных» быть не должно! Заполнить его должны политработники… мероприятиями, способствующих поднятию значимости «подопечного» в глазах ему подобных.
А если политработники и «обработанные ими подопечные» промашку давали от своей «нерадивости», то получается, как обычно тогда, следующее:
Из приказа оперативной группы 36 авиационной Смоленской дивизии Дальнего Действия за № 9/с от 12 апреля 1944 г., Губа Грязная:
ДИСЦИПЛИНА
Дисциплина личного состава на всём протяжении работы оперативной группы оставалась самым отсталым участком боевой подготовки частей, особо среди сержантского и офицерского состава технической службы. Имелись случаи азартный картёжные игры, среди сержантского состава нарушение и плохое несение караульной службы, кражи спирта из антиобледенительной системы самолётов, организация пьянок с дебошем и стрельбой (воздушные стрелки Кокса и Крыжановский в пьяном виде устроили дебош, побили офицеры ВВС СФ и выстрелили из личного оружия, ранили последнего), выменивали на похищенный спирт комбинезоны, унты, перчатки и др., техническим составом, нарушение офицерской этики в клубах и других общественных местах, рукоприкладство к подчинённым и многое другое.
Все эти столь безобразные и недопустимые явление среди личного состава происходили в результате слабой воспитательный работы и низкой требовательности со стороны офицерского состава, часто сами нарушающие воинскую дисциплину (пьянки Жилунова с переломом ноги), командиры звеньев и экипажей не занимались воспитанием своих подчинённых, не чувствовали ответственности за их поступки и поведение.
Личный состав части имеет:
а/ Поощрений - 42 АКП – 62; 108 АП- 160.
б/ Взыскании - 42 АКП - 38. 108 АП - 47.
Из приказа оперативной группы 48 авиадивизии Дальнего Действия за № 5 от 3 февраля 1944 г., Африканда.
«ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
Состояние воинской дисциплины среди личного состава стоит не на должной высоте, этому свидетельствует большое количество дисциплинарных проступков. За период с 25 октября 43 по 1 февраля 44 года имеем:
Поощрений: 109 АП - 15; 455 АП -26; Итого - 41.
Взыскании: 109 АП - 16; 455 АП -12; Итого - 28.
Командиры экипажей и командиры звеньев по прежнему воспитательной работы, дисциплинарной практикой занимались недостаточно. Примером этого может служить экипаж младшего лейтенанта Потапова. За период работы в составе оперативной группы его экипаж получил 7 взысканий, что соответствует 42,7 % общего количества взысканий, имеющихся в 109 АП. В сумме же всей они составляют 33 суток ареста. Сам же командир экипажа не взысканий, ни поощрений не объявлял. Характерно то, что взыскания, наложенные большей своей частью за нарушение уставных положений и за нерадивое отношение к своим служебным обязанностям.
Из приказа оперативной группы 48 авиадивизии Дальнего Действия за №07 от 5 апреля 1944 г. Африканда.
ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
Состояние воинской дисциплины личного состава группы продолжает оставаться не на должной высоте, несмотря на то, что по сравнению с предыдущим периодом взыскания значительно уменьшились. За период с 1 февраля 44 по 31 марта 44 имеем поощрений 129, взысканий 11 Командиры экипажей и командиры звеньев по прежнему воспитательной работой и дисциплинарной практикой занимаются недостаточно. Характерно то, что за истекший период только один командир экипажа, младший лейтенант Символов объявил своим подчинённым 4 благодарности, остальные же никакого участия в дисциплинарной практике не принимают, несмотря на то, что до сих пор имеют место нарушения уставных положений их подчинёнными и своих служебных обязанностей».
Однако, как указывает в приказе командир ОГ 48 АД ДД Герой Советского Союза подполковник Щелкунов:
«ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Партийно-политическая работа в оперативной группе поставлена в соответствии моих требований и полностью отвечает требованиям боевой работы группы. Партийная и Комсомольская организации своевременно мобилизовали коммунистов, комсомольцев и весь личный состав на выполнение поставленной боевой задачи перед группой в условиях севера, добиваясь авангардной роли коммунистов в вопросах боевой работы, укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка. За этот период проведены партийно-политические мероприятия: партсобраний - 4 с вопросами: задачи коммунистов в боевые работе, подготовка материальной части, укрепление воинской дисциплины; проведены доклады и лекции для офицерского состава на военные и международные темы, офицерские собрания, ежедневные беседы, проведённые партактивом и агитаторами, и организация культурного отдыха личного состава. Большая работа проведена по вовлечению лучших боевых людей в ряды большевистской партии. За этот период парторганизация выросла на 28 человек. Партийная и комсомольская организации своей практической работой оказали большую помощь командованию в деле сколачивания крепкого боевого коллектива и успешного выполнения, стоящих перед группой задач в сложных условиях полярной ночи. [ЦАМО, Ф.: 20535, Оп.: 1, Д.: 7]
Выходит, что мало было тогда экипажу слиться со своим Ил-4 в единое целое, чтобы задачу боевую выполнить и живыми остаться, нужно и свои души подчинить единой цели – взять и ПОБЕДИТЬ, следуя лозунгу – «Наше дело правое, враг будет разбит, Победа будет за нами…». Для этого политработники духовные жилы из «подопечных» драли и себя не жалели… О времена, о нравы…
Свидетельство о публикации №221122301634