Миниатюры в книгу

Миниатюры в КНИГУ


*** *** ***

Еду вчера домой. День погожий, солнечный. Все деревья белые-пушистые, невозможно различить тополя от дубов. Ели - через снег просвечивают изумрудами, берёзки - по стволам в чёрную крапинку - конечно, сразу видно... Нарядное, предрождественское убранство!
Тульские засеки - особенная музыка. Сказочная увертюра. То знак "Осторожно, лось" (может дорогу перейти, и перейдёт! Фарами ослепишь если - растеряется - водителю же и опаснее. Так что - конечно, осторожнее)
Помню, в юности - приезжал ко мне друг, ну ооочень издалека. Совсем мы были молоденькими, я в то время даже удивилась - как это его одного родители отпустили? (меня бы саму без "боя" ни за что не отпустили бы)
И вот. Летом приехал. И говорит: - Это же русская Швейцария!
И правда. Красота. Лучше Швейцарии, потому что родная красота.
Холмы, крутые спуски и подъёмы, леса, опушки, поля, замёрзшие реки и рыбаки возле своих прорубей как пингвины - ловят кайф на морозе.
Когда въезжаешь в Одоев, то сразу после моста через речку Упа начинается "Взлётная полоса" - так назвал её мой сын. Говорит: - Мам, гляди-ка постоянно направо и представь, что мы в самолёте, взлетаем...
И верно. Ощущение такое же: и река, и поле, и деревушки уплывают вниз, плавно, медленно, а потом – увеличивая скорость, словно и вправду мы уже оторвались от Земли.
Ан нет. Посмотришь вперёд: не летим. Едем.
Дорога.
Домой.


 *** *** ***

В детстве я была тщеславной. И именно тщеславие было моим двигателем! А потом оно умерло. Оказалось, что только уснуло... А недавно дало о себе знать. Остановила меня на улице незнакомая женщина (у нас городок небольшой) и призналась, что вырезает из районной газеты мои стихи и склеивает - уже на протяжении многих лет. От умиления я предложила ей книгу - подарить, ну чтобы не склеивать вырезки-то...
"У меня есть все ваши книги! - строго сказала она. - Но тех стихов, что есть в газетах, в книгах нет!" Вот это дааа... А у неё - полное собрание сочинений, получается. Сутки хожу под впечатлением. Вот ведь какие преданные читатели у меня есть! Вот скажите, это пустяк? Или уже разрешается гордиться?

*** *** ***

Летняя. Шестилетней давности... Добрая миниатюра.
 Мой Сергей был жив. С ним катались на трамвайчике.

ПРО МЕЧТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

Сто лет не ездили общественным транспортом. Если быть совсем точной - пять лет, ну вот ни разочку! У себя по Одоеву всё больше пешком ходим: здесь всё близко, в шаговой доступности - это раз, ну и для здоровья полезно - это два. А если куда подальше соберемся - то на машине.
Ну и вот. А вчера так вышло, что по Туле на трамвайчике катались!
Как свалившиеся с Луны, сначала искали терминал, через который купить билетики... Все терминалы на остановке - не те, не о том... Уморились. Трамвай подошел... Оказалось, по-старинке всё! - платить водительнице. 20 рублей.
Всё-превсё приятно удивило. Трамвай чистенький (сразу вспомнился  Шариков "чисто как в трамвае"  ), кондуктора - вообще нет, за рычагами управления - вежливая женщина приятной наружности. Улыбается!
Бабушки на остановках заходят - одна краше другой! В цветных панамах, удобных кедах-сандалях, с вышедшими из моды, но прикольными аксессуарами... Никто никому на ногу не наступил, слова грубого не сказал.
Юноша угловатый с книжкой зашёл... Автора на корешке так и не рассмотрела, сколь не прищуривалась, но не учебник, точно. Художественная книжка...
И Тула похорошела. В Заречье - Храм Сергея Радонежского красавец, а рядом - парк, фонтанчики, цветочки.
Реку по мосту пересекали - пахнуло свежестью июньской в окошко ...Увидела, как пацан чей-то с мороженым прятался от бабушки... 
…И поймала чувство беспечности и мечтательной веселой задумчивости ни о чем, как бывает только в детстве, с пьянящим ощущением - что всё впереди, и жизнь добра к тебе, и сбудутся самые заветные желания.
Да так всё и будет... и было со мной, воплотившись в чудесное настоящее.

*** *** ***

Молюсь сейчас за себя, мужа и сына - сильнейшей молитвой семи Оптинских старцев, а потом - безудержно, отсебятину: "дай, Господи, нашей семье благополучия, укрепи нашу любовь, дай здоровья Сергию года рождения 1968 от Рождества Христова, Фатиньи (Светлане) г р 1970 от Рождества Христова, Ивану, в Крещении Иоану, крещёному 27 июля 2015 года от Рождества Христова....и финансовой независимости..."
...и вдруг на последних двух словах понимаю, что Господь не слышит меня. Не Он придумал финансы, деньги - зло. Это людская придумка. Говорю тогда "Сделай мир без денег..." - и понимаю сердцем, что это невозможно. Ну не может Бог изменить того, что Сам не создавал. Только "создатели" и могут изменить.
А если Он… - ну тогда только всемирный потоп, ноу цивилизейшн и - пожалуйста - без ваших денег, живите, охотьтесь на мамонтов... только так.
И я испуганно завершаю молитву как всегда - своей ли, вычитанной ли, услышанной ли мольбой? : "Господи, благодарю Тебя за всё! укрепи веру мою. Аминь".
*** *** ***
Мне сегодня женщина лет 60-65 сказала: - Светлан, тебе же всего-то 48 лет, девчонка!
На весь день настроение мне сделала.
- Девочка, сколько тебе лет?
- Сорок воооосемь! (и плакать)  ))))

10 декабря 2018 года


*** *** ***

ЧЕРЕЗ ОДНО РУКОПОЖАТИЕ

Вот о чем я вспомнила-то, дорогие мои. Когда я была октябрёнком, к нам в школу приходил дед, друг Ленина. Да-да, друг и соратник. Ему было лет сто, и звали его Иоаким.
 А так как энергии моей хватило бы на подпитку атомной электростанции, и была я и отличницей, и старостой класса - вести встречу с ним и вручать подарок от 2 "А" поручили мне же. И он долго жал и тряс мою детскую руку на прощание... Так что все, кто дотрагивался до моей руки - имейте в виду, что через одно рукопожатие вы рукопожались с Ильичём!
Ну и всё! (А для особо серьёзных и насупленных - это совсем не повод не подавать мне теперь руки. Не виноватая я!)

P.S. О грамматике.
Правда ли, что отчество Ильич в творительном падеже пишется через «ё», если речь о Ленине, и через «о» в остальных случаях?
«Словарь трудностей русского языка», подготовленный профессором Ю.А Бельчиковым и доцентом О.И. Ражевой, отмечает: действительно,  до перестройки, вопреки правилам русского языка, отчество вождя мирового пролетариата писали через «ё» - Ильичём.
О написании Ильичём (о Ленине) вместо полагающегося по Правилам 1956 года Ильичом пишет филолог Бронислава Букчина: «Члены Орфографической комиссии, готовившие Свод правил русской орфографии и пунктуации 1956 года, обратили внимание на то, что форма Ильичём (Лениным), как правило, писалась через «ё» (в частности, такое написание встретилось в одном из писем Н.К. Крупской). Чтобы сохранить орфографическую неприкосновенность Ленина, было принято «устное» исключение: писать, например, Петром Ильичом (Чайковским), но Владимиром Ильичём (Лениным).


Рецензии