История Поднепровья и рода Беспояско. Глава 2

          ГДЕ ПРОЖИВАЛ РОДОНАЧАЛЬНИК – ПЕРВЫЙ НОСИТЕЛЬ ПРОЗВИЩА БЕЗПОЯСКО

          Жил он не в Киеве, не в Белой Церкви и не в Черкассах. Не в Белой Церкви, потому что лишённые сана теряли источник дохода. Нужно было искать другой, уезжать на новое место. Да и от преследования спасаться в других землях. А представители рода Безпояско в Белой Церкви остались.

          Не в Киеве, потому что там большая часть священников сразу приняла униатство. Только по нескольким церквям было вооружённое противостояние православных с униатами. Вплоть до лишения жизни. Имена участников известны. Безпояско среди них нет. Не в Черкассах, потому что униаты туда толком не добрались.

          Корсунь, Городище и Валява отпадают, поскольку необъяснимо проживание носителей прозвища и в Белой Церкви, и в Басани (Старой Басани) одновременно. Зачем из Корсуня и Валявы ехать в Басань, когда есть Канев, Черкассы, Золотоноша и другие города гораздо ближе. Кроме того, Корсунь и Валява находились почти на пути Чёрного шляха.

          Чёрный шлях (чёрная сакма) – это дорога, использовавшаяся крымскими татарами для нападений на земли Поднепровья, Великого княжества Литовского и Польского королевства в 16 – 17 веках. Валява находилась чуть восточнее северной ветви Чёрного шляха.
         
          Путь начинался от перекопского перешейка, проходил через Запорожье и выходил к Чёрному лесу (верховья Ингульца, Ингула, Тясмина). После путь поворачивал на запад и разделялся на две части — северную и южную. От южной ветви почти сразу же отделялся идущий на юг Кучманский шлях, после чего она продолжалась в сторону Шполы, Тального, Умани, Дашева. Северная ветвь проходила вблизи Корсуня, Богуслава, Лысянки, Жашкова, Тетиева. Обе ветви соединялись в районе Липовца, после чего Чёрный шлях продолжался на запад по направлению к Хмельнику, Тернополю и Львову [1].

          Более точное направление Чёрного шляха: Перекоп – Кызы-Кермен (Берислав на Днепре в Херсонской области) – район Старой Сечи (Нововоронцовка) – Кривой Рог – Шевченковское – Жёлтые воды – Александрия – Знаменка – Каменка – Смела – Балаклея – Орловец – Городище – Валява – Корсунь .... Точнее, несколько западнее этого пути.

          Кучманский шлях шёл от Александровки через Новомиргород на Шполу – Тальное – Умань.

          Лучшее представление о татарском загоне (небольшом отряде, отделившемся от главного войска орды) даёт следующее описание Боплана: «Татары привыкли с детства ко всем условиям степной жизни и прекрасно знали степи. За [5 или 6 вёрст] от границы они останавливаются в каком-нибудь скрытном месте и отдыхают там дня два или три. Здесь всё войско разделяется на три части. Две трети образуют главный [отряд], а остальная треть – два крыла, правое и левое. В таком виде войско входит в неприятельскую страну и углубляется в неё на 60 или 80 вёрст, не делая в это время никаких опустошений; только на возвратном пути оба крыла удаляются от своего [отряда] и начинают свою разрушительную деятельность. Они разделяются на несколько небольших отрядов по 500 или 600 человек в каждом, которые рассыпаются по деревням, окружают селения со всех четырёх сторон и, чтобы не ускользнули жители, раскладывают по ночам большие огни, потом грабят, жгут, режут сопротивляющихся, уводят не только мужчин, женщин с грудными младенцами, но и быков, коров, лошадей, овец, коз и пр., а ненавистных им свиней загоняют в овин и поджигают оный с четырёх сторон. Сии отряды не смеют удаляться в сторону далее 8 или 12 вёрст; обременённые добычею, они спешат соединиться с главным войском, которое легко находят часа через четыре, ибо главный [отряд], имея в передней шеренге около 500 коней, растягивается на большое пространство. Как скоро возвращаются грабители – два свежих крыла отделяются направо и налево, грабят и опустошают точно так же, как и первые, потом возвращаются, а вместо них выходят на добычу новые отряды» [2, с. 89 – 90].

          Таким образом, возможности уцелеть, находясь на пути татарских загонов (на пути Чёрного шляха), в 16 веке было мало. А к северу от Белой Церкви – гораздо больше.

          Выбор места появления первого Безпояско пал на земли по границе Житомирщины и Киевщины. На бывшие митрополичьи сёла, среди которых Ходорков, Сокольча, Кривое. Остановлюсь на этом подробнее.

          Как записано в «Православной энциклопедии» [3], в 15 – 16 веках в Киеве и окрестностях киевской митрополии принадлежали: Софийская слобода (запустела в конце 16 века), 3 митрополичьи церкви с участками земли (Спаса, св. Никиты и св. Василия, все разрушились к концу 16 века), слобода в нижней части Киева с Воздвиженской церковью, обвалившейся в конце 16 века, урочище Кудрявец с митрополичьим загородным домом, урочище Паньковщина, заднепровские имения Зазимье и Погребы с лесными дачами. За пределами Киева находились имения: Гнилецкая земля с урочищами Глушец, Калиновщина, с Кальным лугом и Куликовским селищем (Гнилецкая земля была предметом спора между митрополичьей кафедрой и Выдубицким монастырём), Правденицкая земля (Мильковщина), селище Халимоновщина по р. Борщаговка (спорные земли с Пустынским монастырём). В Киевском повете (уезде) имелись митрополичьи сёла по реке Вите (Вете): Янковичи, Рославичи (оба села запустели к середине 16 века), Гвоздово, Псютычи, Столпец, Невчолово и Подгарцукица (смежные и спорные с владениями Печерского монастыря). На Вите находились также митрополичьи сёла Куликово, Попадичи, Юрьевичи, Новосёлово и Иванковичи (все запустели к середине столетия). Сохранились село Бышев на реке Лупе, имения по реке Здвиж. Киевская митрополия обладала обширными имениями в Полесье в пределах Житомирского и Овручского поветов (уездов). В окрестностях Радомысля (ныне Радомышль) митрополиты владели имениями Малин, Водотый, Вирлоцы, Потиевка и Толокунь. В Сквирском повете (уезде) находились церковные сёла Сокольча, Ходорков и Кривое, захваченные в конце 16 века польской шляхтой (дворянством). К середине 16 века Киевская митрополия утратила значительную часть своих земель, перешедших к разным панам и земянам (польскому дворянству, владевшему землёй на условиях службы). В 16 веке новые пожертвования Киевской митрополии в Юго-Западной Руси не отмечены, хотя сведения о вкладах и пожалованиях отдельным храмам и монастырям сохранились. Начиная с митрополита Иосифа (Солтана) почти все западнорусские первосвященники в 16 веке жаловались на «кривды, чинимые в церковных имениях» со стороны светских лиц – польского дворянства и представителей власти, многие митрополичьи имения к 70 годам 16 века были захвачены ими [3].

          Село Сокольча расположено на правом берегу реки Унава, на расстоянии 12 вёрст (км) на северо-запад от города Попельня Житомирской области.

          Точная дата основания поселения неизвестна. М. Грушевский приводит источник, которым он пользовался: «Известное нам описание Киевщины, сделанное по смерти Семёна Олельковича, перед татарскими погромами, бросает интересный свет… на здешнее хозяйство.... Далее имеем… Сокольча на Унава, Ходорков и Скочищев на Ирпене.... Осадки си (поселения эти) и другие … – все имеют упоминание о … Витовтовых временах. Это показывает, что имеем здесь дело с осадками (поселениями) старыми, не молодыми, а может и старше времён Витовта (1392 – 1430 годы)». Так писал М. Грушевский в истории казачества [4].
Об этом свидетельствовал «Географический словарь Царства Польского» [5]. Сохранилось первое письменное упоминание об этих поселениях в 1471 году.

          Поселения Ходорков, Кривое и Сокольча издавна одному из киевских монастырей «три бочки мёда давали», «с давних лет лежали в запустении». Вероятнее всего, они были уничтожены татарами, и как «пустые посёлки» попали в собственность Киевского замка.

          Киевский замок был построен в 14 веке на горе Киселёвке, впоследствии названной по нему Замковой. Это местопребывание киевского князя Владимира Ольгердовича в 1362 – 1394 годах, его сына Олелько (1440 – 1455 годы) и внука Семёна (1455 – 1470 годы). Во времена Владимира Ольгердовича в замке действовал монетный двор. В 1471 году, после упразднения поляками Киевского княжества, в Киевском замке размещались киевские воеводы, в том числе, Дмитрий Путятич (в 1492 – 1505 годах), Константин Острожский (в 1559 – 1608 годах) и Станислав Жолкевский (в 1608 – 1620 годах).

          Важными историческими событиями, связанными с Киевским замком, были две осады со стороны крымских татар: в 1416 году (город был осаждён татарами под начальством Эдигея (или Едигея, годы жизни 1352 – 1419), взят, ограблен, сожжены церкви; татары удалились, уведя несколько тысяч жителей в полон, замком им овладеть не удалось) и в 1482 году. В период расцвета (в 1552 году) в замке располагались три православные и одна католическая церкви. В 1592 и 1596 годах замок был на непродолжительное время захвачен повстанцами К. Косинского и С. Наливайко.

          В люстрации (ревизии, описи имущества) 1545 года о сёлах Кривое, Ходорков и Сокольча сказано, что они «запустели от давных лет». Однако «в древнем описании замечено в селе Сокольча 20 человек и 5 новых».

          В начале 17 века Сокольча упоминается как часть Паволоцких имений князя Романа Ружинского, которые после его смерти унаследовала его жена Софья (см. «Географический словарь Царства Польского») [6].

          Это тот самый Роман Ружинский, который не позднее 1605 года отрёкся от православной (с рождения) веры и перешёл в римско-католическую. Это Роман Кирикович Наримонтович-Ружинский (годы жизни с 1575 по 18.04.1610) — полководец Речи Посполитой, князь, сын гетмана (военачальника) Кирилла (Кирика) Ружинского, гетман войск Лжедмитрия Второго, недруг православия и Русского царства.

          С 1600 года он воевал под предводительством польского коронного гетмана (полководца) Станислава Жолкевского. В 1607 году принимал участие в битве под Гузовым (Польша), сражался за короля Сигизмунда Третьего с рокошанами Миколая Зебжидовского. Для справки: рокош (бунт, мятеж) – официальное (разрешённое законом) восстание против короля, на которое имело право польское дворянство во имя защиты своих прав и свобод (см. статью «Рокош» в «Википедии»).

          В начале 1608 года Роман Ружинский с небольшим отрядом гусар покинул войско короля и, одолжив денег у краковского воеводы М. Зебжидовского (около 60 тысяч злотых под залог своих земель), собрал войско для похода против Русского царства. Прибыл в лагерь Лжедмитрия Второго, совершил переворот, отстранив от должности полководца Николая Меховецкого, стал полководцем войск самозванца. Как полководец, он вёл переговоры с Русским царём; одержал несколько значительных побед над московскими войсками. Так, 10 – 11 мая под городом Болхов разгромил московское войско князя Дмитрия Шуйского (годы жизни с 1560 по 1612). Отмечу, что Дмитрий был сыном князя Ивана Андреевича Шуйского (суздальская ветвь Рюриковичей). В 1572 году отец женил его на дочке Малюты Скуратова, Екатерине. После воцарения своего старшего брата Василия Четвёртого Шуйского (годы жизни с 22.09.1552 по 12.09.1612), не имевшего детей, Дмитрий считался наследником престола.

          28 июня 1608 года армия Романа Ружинского разбила войско московского князя Василия Масальского на Ходынке, взяла в плен князя Масальского и захватила большой обоз. Ружинский способствовал женитьбе Лжедмитрия Второго на Марине Мнишек. После распада Тушинского лагеря решил присоединиться к армии короля Сигизмунда Третьего. Умер под Москвой (Иосифо-Волоколамский монастырь, село Теряево, Волоколамский район) от болезни. Об этом писал В. Н. Татищев в четвёртой части «Истории Российской» [7].

          Село Ходорков расположено на обоих берегах реки Ирпень в 22 верстах (км) на северо-запад от города Попельня Житомирской области. И. Железняк в книге «Названия населённых пунктов Киевщины (Исторический взгляд)» [8], указывает, что название Ходорков отчётливо «антропонимного» происхождения. «Ходор» – это народная форма имени Фёдор.

          Точное время основания Ходоркова неизвестно. Видимо, как и для Сокольчи, это вторая половина 14 века. Первое письменное упоминание – 1471 год. В 1505 – 1507 годах Ходорков пострадал от опустошительных нападений крымских татар. Народные легенды рассказывают о самоотверженной борьбе местных жителей с ними. Во время битвы в 1527 году отряд из 2500 казаков отбил нападение 43-тысячного татарского войска. Свидетельством этого являются земляные укрепления, которые сохранились там и поныне. Такова легенда.

          В 70 годах 15 века после очередных нападений татар в Ходоркове осталось только семь человек, которые несли службу, и восьмой атаман, что ими командовал (см. Махорин Г. Л. «Край над Унавой») [9].

          В 1553 году Фридрих Глебович, князь Пронский, чернобыльский государь, два те «пустые посёлка» Ходорков и Кривое и земли над реками Ирпенем и Вилей в уезде Киевском Киевского воеводства, предоставил Фёдору Тишине, боярину киевскому. Польский король Сигизмунд Второй Август 19 декабря 1554 года в особом послании о пожаловании подтвердил это предоставление. В послании говорилось, что «два посёлка предоставляются ему, его жене и потомству в наследственное владение за заслуги в Киеве с условием, чтобы они хозяйственную и военную службу на уровне с остальной шляхтой несли» [5].

          Определённые права на эти земли, возможно, имели также представители рода Абдул-Почапских, которые еще в 1598 и 1600 годах доказывали, что Тишины как будто отобрали вилейскую округу и там заложили Ходорков и село Липки. Кроме того, киевские митрополиты жаловались на Тишину относительно постройки Ходоркова и села Кривое на принадлежащих им землях [5].

          Фёдор Тишина стал основателем рода Тишев-Быковских в Ходоркове. С того времени род Тишев в этих местах широко разросся и расселился. Семейные владения рода включали Кривое, Скочище, Быков и другие поселения, которые располагались вокруг Ходоркова.

          Вскоре Ходорков получает статус городка. Он довольно быстро развивался, ведь через Житомир, Котельную, Ходорков и Фастов на Киев и далее на Левобережье проходил так называемый Волынский или Котелянский торговый путь.

          Сам городок с тех времён делился на Новый и Старый городки. Здесь был возведён деревянный оборонительный замок. Ведь, несмотря на то, что Ходорков лежал в стороне от Чёрного шляха, он и окружающие поселения время от времени страдали от татарских нападений. Были в Ходоркове две церкви: одна в Старом городке, вторая – в Новом [5]. После подписания Люблинской унии 1569 года Ходорков оказывается в составе Речи Посполитой.

          В начале и середине 16 века крестьянство Правобережья в поисках свободы от притеснений господ переселялось на свободные земли Левобережья. Польский исследователь конца 19 века А. Яблоновский, ссылаясь на решения Люблинского суда, которые касались дел о крестьянах-беглецах, показывает, что беглецы из Ходоркова направлялись в Бобровицы, Быков, Басань (за 230 с лишним вёрст). Во второй половине 16 века казаки, беглые крестьяне и ремесленники из Ходоркова, Ржищева, и других городов и сел Правобережья отстроили Барышевку. Владельцем Ходоркова в 1581 году значился Александр Тишина.

          Жители Ходоркова и окрестностей быстро пополняли казацкие ряды. Так, в 1584 году упоминается ходорковец Григорий Степанович Дублянский [10]. Ходорковцы также принимали участие в казацко-крестьянских восстаниях конца 16 века под предводительством Криштофа Косинского и Северина Наливайко. Да и сама земля Ходорковщины нередко становилась местом военных действий. В 1596 году городок упоминается в письме полководца Станислава Жолкевского к Великому коронному гетману (высшему военачальнику, полководцу) Яну Замойскому, когда они вели борьбу с казацко-крестьянскими отрядами Матфея Шаули и Северина Наливайко [9].

          В 1606 году о Ходоркове говорится в связи с побегом подданных Александра Тишины-Быковского из городка Ходорков и села Кривое в городок Коробов под Брацлавом и в городок Погребище под Винницей. Возможно, что тем же путём на земли Брацлавского полка попал Улас (Власий) Безпоященко или, скорее, его отец.

          Жители Ходоркова принимали участие в казацко-крестьянском восстании 1618 года, которое охватило Киевщину и Волынь. Восставшие крестьяне уничтожали помещичьи имения, расправлялись с ненавистным польским дворянством, объявляли себя вольными казаками и вливались в казацкие отряды. На землях Белоцерковского полка восстание возглавил паволоцкий сотник Григорий Краснопёрка, паволоцкий есаул Фёдор и атаман с Котельной. Восстание молниеносно ширилось и уже в середине лета охватило города Фастов, Кодня, Лещин, Паволочь, Ходорков, Коростышев, Радомышль. На июль месяц это был отряд повстанцев из 2000 человек [11].

          Большие бедствия принесла Ходоркову междоусобная борьба польских дворянских родов. Род Тишев значительно увеличился. Его многочисленные представители постоянно судились и враждовали между собой за право владения Ходорковскими поместьями. Часто дело доходило до вооружённых столкновений, во время которых дворянские отряды не раз (в 1588, 1606, 1618 и 1635 годах) нападали на жителей городка и окрестных деревень, убивали и грабили их. Об этом свидетельствуют не только судебные решения, но и польский летописец Иоаким Ерлич, написавший «Летописец, или Хроники разных дел и событий», сестра которого Татьяна была замужем за Иеремией Тишиной, наследником Ходоркова [5].

          Может быть, местом служения первого представителя фамилии Безпояско было какое-то другое село на Житомирщине, но то, что именно там могли разворачиваться события, связанные с лишением прихода и сана, совершенно очевидно.

          Судите сами:
          – и противостояние землевладельцев православию и Русскому царству помыслами и делами,
          – и выяснение отношений между собственниками по поводу владения землями,
          – и враждебные действия новых землевладельцев, их беззаконие,
          – и грубое насаждение униатства,
          – и предательство Киевской митрополии на всех уровнях,
          – и слабость защитников веры; волнения усилились только в ответ на вооружённый повсеместный захват земель Житомирщины и Киевщины польским дворянством в 1598 году,
          – и нахождение этих земель на богатом Волынском тракте (дороге).

          Кроме того, в пользу такого предположения свидетельствуют письменные источники 16 – 17 веков об исходе населения этих сел по Волынскому шляху в Басань за 230 вёрст (км). Для сравнения, от Ходоркова до Белой Церкви 92 версты (км). Туда, видимо, к родне уехал один из старших сыновей распоясанного священника. Сам родоначальник, получивший прозвище «Безпояско», возможно, с семьёй уехал в Басань (Старую Басань).

          Такой подход задаёт новое направление поиска предков на временной промежуток с 1362 года, когда земли по границе Житомирщины и Киевщины после победы князя Ольгерда над татарами в битве на Синих Водах окончательно перешли под власть Великого княжества Литовского, по 1598 – 1599 годы. Поиск предыдущего, старого прозвища и его носителей, поиск старых корней – это работа с церковными киевскими, новогрудскими, польскими, литовскими и московскими (РГАДА) хранилищами письменных источников. Возможность найти старые «корни» мала, но она выше возможности отыскать пропавшие в войнах второй половины 17 века реестры казаков, созданные до 1649 года, и, прежде всего, реестр 1625 года.

          Одно можно сказать точно: отец первого носителя прозвища Безпояско имел прямое отношение к православной церкви, иначе его сын не стал бы священником. Это означает, что в церковных источниках, скорее всего, Киевской митрополии могут быть письменные свидетельства о нём. Исходя из этого, его следует отнести к первому колену рода. Что касается даты рождения, то её можно отнести к периоду до 1542 года. Его сын родился не позднее 1562 года. Стал священником в Ходоркове (или одном из близлежащих митрополичьих сел на границе Житомирщины и Киевщины) после 1585 года (после нашествия татар), но до 1596 года – года принятия Брестской унии. Не предал православную веру. Получил прозвище Безпояско.

          Все выше изложенное и привело к выводу, что род Безпояско (Беспояско) может насчитывать не менее 480 лет. Прозвищу «Безпояско» в 2021 году исполнилось 425 лет, а первому письменному упоминанию прозвища в широко известном и многократно проверенном источнике исполнилось 372 года. О каком же источнике и о каких временах идёт речь?

          *****

          ИСТОЧНИКИ:

1. Санин Г.А. Отношения Украины и России с Крымским ханством в середине XVII века. – М.: «Наука», 1987.           – 271 с.

2. Очерк колиивщины по неизданным и изданным документам 1768 и ближайших годов / Сост. Я. Шульгин.
– Киев : «Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого», 1890.  – 209 с. – С. 89 – 90.

3. Киевская епархия [Электронный ресурс Интернет]. Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия.  URL: http://m.pravenc.ru/text/1684527

4. Грушевський М. С. Історія Української козаччини // Вітчизна, 1989. – № 1. – С. 182.

5. Chodorkоw // Slownik geograficzny Krоlestwa Polskiego i innych krajow slowianskich. – Warszawa : Druk «Wieku», 1880. – Т. I. – S. 608 — 610; – Т. XV. – cz. 1. – S. 313.

6. Sokolcza // Slownik geograficzny Krоlestwa Polskiego i innych krajow slowianskich. – Warszawa : Druk «Wieku», 1890. Tom XI – Szlubowska Wola. – 960 s.

7. История Российская с самых древнейших времён, неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым // Татищев В. Н. Собрание сочинений. В 8 т. М. – Л., «Наука», 1962 – 1979 (переиздание: М., Ладомир. 1994), 1966. – Т. 6. – Ч. 4. – С. 438.

8. Назви населенних пунктiв Київщини (Iсторичний погляд) [Электронный ресурс Интернет]. Ірина Желєзняк. URL: http://kulturamovy.univ.kiev.ua/ KM/pdfs/Magazine51-12.pdf

9. Махорін Г. Л., Оленська І. С. Край над Унавою. – Житомир : Волинь, 2006. – 183 с.

10. Кривошея В. В. Генеалогія українського козацтва. Білоцерківський полк. – К.: ВД «Стилос», 2002. – 183 с.

11. Паволоч: 500 років в ліку писаного віку / Автор-упорядник В. П. Бленда. – Киев, 2009.


Рецензии
Много копнули, Дмитрий, Вы наверняка должны, думаю, где-то преподавать историю, такие познания невозможно копить только для себя?..

Габдель Махмут   21.10.2022 16:42     Заявить о нарушении
Нет, Махмут Касимович (если не ошибаюсь в Имени-Отчестве), это мой личный интерес, никак не связанный с работой. Тем, что узнал сам, делюсь с читателями сайта ПРОЗА.РУ.
Образование гуманитарное, социологическое.
Писать начал, можно сказать, случайно. Собрал материал по истории рода и стало жалко, что он пропадёт. Начал оформлять в виде глав очерка. А дальше пошло-поехало. Получилась книга.
Надеюсь, она не разочарует известного писателя.
С уважением и благодарностью,
Дмитрий Беспояско.

Дмитрий Беспояско   21.10.2022 17:24   Заявить о нарушении
Раз так, Дмитрий, "делиться надо" знаниями-то! Вам и карты в руки с таким багажом - проситесь в какой нибудь вуз, где "не пропадет ваш скорбный труд", даже и диссертацию защитите, станете известным историком, доктором наук! Ей богу!

Габдель Махмут   21.10.2022 17:36   Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова!
С уважением,
Дмитрий Беспояско.

Дмитрий Беспояско   21.10.2022 18:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.