Улыбка подсолнуха. Глава 49

http://proza.ru/2021/12/23/1773

Глава 49

- Венсан, - обратилась к мужу Алла, приехав на выходные домой, - я приняла решение. И хотела бы услышать, что ты думаешь по этому поводу.
- Мне кажется, - обняв со спины, Венсан поцеловал жену в щёку, - я знаю, о чём речь.
- Неужели? - запрокинула голову Алла, пытаясь поймать взгляд мужа.
- Думаю, да.
- Признаешься, если правильно угадал?
- Само собой.
- Так вот, - произнесла Алла, когда они оба уселись на диван, - я решила оставить агрофирму в .....кой области.
- Я так и думал! - воскликнул Венсан. - Понимаю тебя, - горячо продолжил он. - Там всё налажено, обустроено. И тебя стала некоторым образом... угнетать эта стабильность. Я прав?

- Абсолютно, - обрадовалась Алла, что муж выделил главное и не догадался о том, что вдобавок ей потребовалось сделать всё, чтобы не позволить развиться едва зародившейся симпатии, которую она испытывала к Василию. - Именно так! От беспокойства за фирму после ухода папы не осталось и следа. Ты прав. Сейчас там всё функционирует правильно и стабильно. Разумеется, насколько позволяет специфика сельского хозяйства. Кирилл прекрасно справляется. И не только со своими обязанностями. Многое обустроено и поддерживается благодаря ему.
- Да, - подтвердил Венсан, - Макс очень его хвалил. Так ты собираешься назначить Кирилла исполнительным директором?
- Нет, - слегка нахмурилась Алла, - на сей раз ты не угадал. Кирилл очень хорош на своём месте. И важно, что он и сам это понимает. Однажды у нас уже был разговор на эту тему. Он высказался вполне определённо. Поэтому "вакансия" директора остаётся открытой. И, честно говоря, это единственное, что пока удерживает меня в фирме.
- У меня есть идея, - оживился Венсан. - Не знаю, как ты к ней отнесёшься...
- Озвучь! А там посмотрим.

- Как ты смотришь, чтобы назначить директором Дени?
- Твоего сына?! - удивилась Алла.
- Да. Ты против?
- Что ты! Это было бы замечательно! Только, неужели Дени согласится уехать из Франции?
- Он уже, можно сказать, на полпути сюда, - рассмеялся Венсан.
- То есть?
- Когда решился вопрос об организации новых отделений агрохолдинга, я на радостях поделился с Дени.
- Ну, это нормально. И что он?
- Ты не представляешь! Он попросил рассмотреть его кандидатуру на должность управляющего одного из отделений.
- А ты?
- Обещал подумать. Но, честно говоря, был не в восторге. Нет-нет, - сделал протестующий жест ладонями Венсан, - это прекрасно, что Дени стремится к профессиональному росту. Но, ты же понимаешь, я не из тех, кто обучает человека плаванию, скинув его в воду без подготовки.
- Да уж, - со смехом согласилась Алла, - ты предпочитаешь не надеяться на "авось". И, признаю, что мне подобный подход весьма близок, - серьёзно заметила она.
- К тому же, - оживлённо продолжил Венсан, - это будет не совсем корректно по отношению к новой фирме. Хорошо, если у Дени всё сложится. А если нет? Согласись, мы не в праве так рисковать. Так что, думаю, ты прекрасно понимаешь мои сомнения по поводу Дени. Устраивать его заместителем по какому-либо направлению нет никакого смысла.
- Верно, - подтвердила Алла. - В таком случае мы не сможем понять, на что способен сам Дени. Одним словом, ему необходима самостоятельность. Поэтому агрофирма моего отца это лучшее для начала работы Дени в качестве руководителя. Там у него будет прекрасная "страховка" в лице Кирилла.
- Вот-вот. Видишь, как всё удачно складывается. Ты принимаешь управление одним из новых отделений. И появляется прекрасная возможность обустроить Дени. Кстати, он сказал, что намерен приехать сразу с семьёй. Думаю, с жильём не должно возникнуть проблем. На первое время снимут квартиру. Ты ведь поможешь подобрать?
- Венсан, о чём речь?! Пусть живут в моей.
- Спасибо, дорогая! Но это не очень хорошая идея. Видишь ли, у него должна быть ответственность. За собственное жильё в том числе. Он должен понимать, что жильё стоит денег.
- Извини меня! Конечно, ты вправе решать сам, как отец. Но, на мой взгляд, твой сын никогда не был безответственным.
- Тем более. Поэтому и надо, как бы точнее сказать, укреплять это чувство, - улыбнулся Венсан. - Он должен рассчитывать свои доходы. А они у него, как ты понимаешь, будут не сразу.
- Ты не собираешься вводить его в число учредителей?
- Пока нет. Он должен показать себя, зарекомендовать определённым образом. Дорогая моя, - воодушевлённо произнёс Венсан, - я так рад открывающимся для Дени перспективам. Признаюсь, не очень-то по нраву мне была идея поставить сына во главе одного из новых отделений. Должно пройти время, прежде чем он вникнет в специфику ведения агробизнеса в России, поймает суть. Одним словом, научится управлять. Агрофирма твоего отца будет прекрасным плацдармом для Дени. Там всё налажено для стабильной работы. Просто следует быть внимательным, соблюдая баланс новшества и традиции. А со временем посмотрим, способен ли Дени на организацию нового на ровном месте. Ой, кажется, не так выразился! Вот ведь, Макса нет рядом, и некому меня поправить. На пустом месте, - с улыбкой поправился Венсан.
- Не совсем на пустом, согласись, - с улыбкой заметила Алла. - Новые площади это не заброшенные земли.
- Безусловно. Однако многое подлежит пересмотру, реорганизации. Пока я не вижу у Дени потенциала на подобный размах. Между тем, для тебя управление новым отделением это как раз то, что надо. Я правильно угадал? - уточнил Венсан.

- Совершенно верно, - подтвердила Алла. - А то я что-то задержалась в стойле, - рассмеялась она, - как лошадка. Только осталось одно дело, которое мне придётся проконтролировать самой. Тем более, что оно не напрямую касается фирмы.
- Что за дело? - заинтересовался муж.
- Пообещала работникам помочь техникой в очистке реки. Но это будет уже весной.
- Разве для этого обязательно возвращаться? - пожал плечами Венсан.
- Не обязательно, - спокойно согласилась Алла. - Главное, не забыть.
- Озадачь Кирилла Крупенина, - подсказал муж. - Уж он точно не забудет.
- Верно, - обрадовалась Алла. - Тем более, он и сам заинтересован в возрождении реки.

- Я тобой очарован, дорогая, - проникновенно взглянул на жену Венсан.
- Помнится, ты впервые это сказал во время нашего первого свидания.
- И не раз повторял, - напомнил Венсан.
- Разумеется, я помню.
- И не только очарован. Восхищён, влюблён до головокружения. В целом, всё как в первые минуты нашего знакомства. Только намного сильнее. И всё-таки, главное чувство, которое ты всегда у меня вызываешь это очарование.
- Очарованность, - приподняв брови, поправила мужа Алла.
- Пусть так. Я тобой очарован, моя дорогая, - тепло повторил Венсан.

"А моя очарованность Василием растаяла без следа, - подумала Алла. - Да и то сказать, это вовсе не очарованность, а самое настоящее наваждение. Причём минутное. Налетело как ветер весенний и прошло. А вот это очарование - на всю жизнь", - растроганно взглянула на мужа.

***
- Ну, вот вы и дома, - провозгласила Ася, доставив Артёма из больницы в Гудовку.

Ася невольно оговорилась, сказав "вы" вместо "ты", поскольку сзади в автомобиле сидела Дарья. Ася, как и сама Дарья, предполагала, что сегодня девушка останется у Артёма. Он оговорку заметил, слегка нахмурился, но поправлять не стал.

- Спасибо! - чуть хрипло кивнул Асе, выбираясь следом из машины.
- Ну, всё, пока ребята! - попрощалась Ася. - Выздоравливай! - помахала ладонью Артёму, с печальной улыбкой стоявшему перед калиткой с несколькими пакетами в обеих руках.

Дарья, как и Артём, нагруженная пакетами с гостинцами, терпеливо ждала. С одной стороны, она порадовалась, что Ася поспешила уехать. Однако с другой, ей хотелось ясности в поведении Артёма. Дарья предпочла бы услышать от Аси предложение помочь втащить гостинцы в дом. И стало бы всё понятно, если бы Артём отказался, желая остаться вдвоём с Дарьей.

Единственным чувством, которое испытывал Артём, была досада. Раздражение на Асю, поспешившую уехать.

"Могла бы подбросить Дашу к родителям, - думал Артём, пропустив Дарью вперёд и медленно продвигаясь вслед за ней к дому. - А то умчалась. Тоже мне! Чего, спрашивается, добивается? Хочет свести меня с бывшей женой? Или боится, что я опять заговорю о чувствах? И что теперь делать? Выставить Дашу будет очень уж грубо. И оставаться с ней я не хочу. Сказать, будто устал после больницы? Может, поймёт? И сама свалит..."

- Открыто, - растерянно произнесла ступившая на крыльцо Дарья, вдобавок обратив внимание на свет, горевший в крохотной веранде.
- Что за..., - в последний момент проглотил бранное слово Артём. - Погоди-ка, - плечом отстранив от входа Дарью, он первым ступил в дом. - Гляну, кто там...

- Тёмочка, - обернулась от кухонного стола стройная миловидная женщина, пятидесяти лет. - Тёмочка, - шагнула навстречу, лаская Артёма взглядом повлажневших тёмно-карих глаз, под изогнутыми бровями. - Тёмочка..., сынок, - приблизившись вплотную, вновь повторила она.

Подняв руки, несмело коснулась ладонями плеч сына.

- Мама, - сделал неловкое движение руками Артём, испытывая желание обнять посетительницу, и одновременно, не решаясь опустить на пол пакеты с гостинцами, трогательно приготовленными забиравшими его из больницы женщинами. - Ты как здесь?
- Мне Таня сказала, - слегка отстранившись, отёрла тыльной стороной ладони выкатившиеся слёзы мать. - Подружка Дашина, - кивнула в сторону оторопевшей за спиной сына Дарьи. - Я к ней сегодня на маникюр... Вот она мне и... Ой, да что же вы?! Ставьте пакеты! Давайте, за стол! Я тут наготовила... Ну, что успела, - смущённо улыбнулась она. - Что же ты не сказал мне, сынок? - мягко укорила, помогая сыну пристраивать содержимое пакетов.
- Да всё нормально, мам, - обрёл наконец присутствие духа Артём, крайне довольный появлением матери. - Видишь, выписался уже. А не говорил, потому что не хотел беспокоить...
- Ну, ты даёшь, - по-свойски укорила мать. - Вот как ты к матери...
- Да ладно тебе, - улыбнулся Артём. - Чего бы ты зря моталась в райцентр? Со здоровьем всё нормально. А так меня там закормили, - снисходительно кивнул он в сторону Дарьи. - И Даша, и Ася, и Веня с Анелей приходили. В палате один. Даже поделиться не с кем...

- Ой, Дашенька, - спохватилась Зоя, - давайте-ка, руки мойте с Тёмой и за стол! Покормлю вас, да надо на последний автобус успеть.
- Ты не останешься? - с откровенной обидой произнёс Артём, уколов сердце Дарьи. - К Пашке надо? Один дома? - спросил он про сводного брата.
- Нет, с ним Сергей. Просто я не собралась как следует, - торопливо принялась оправдываться Зоя. - Продуктов накупила, а себе даже халатик не взяла, - слукавила она, отчаянно надеясь, что у сына возобновятся отношения с бывшей женой, к которой во время их брака с Артёмом мать относилась с большой симпатией и очень сожалела о расставании.

- Извините, - подала наконец голос Дарья. - Это мне пора.
- Дашенька, - залепетала Зоя, - как же ужин... обед? Столько всего...
- Спасибо, тёть Зоя! Но я правда своим обещала. А то третью неделю в отпуске, а у родителей ни разу не была. Не получалось... Пойду...
- Даша..., - протянула руки в сторону бывшей снохи Зоя. - Тёма..., - беспомощно повернулась она к сыну, безмолвно умоляя взглядом задержать Дарью.
- Даш, ну, правда, поужинаем, - благосклонно предложил Артём, - а потом я тебя к родителям провожу.
- Не стоит, Тём, - криво улыбнулась Дарья. - Лучше отдыхай, выздоравливай как следует! И... береги себя! До свидания, тёть Зоя! - из последних душевных сил покивала напоследок бывшей свекрови.

- Тёмочка, - едва слышно произнесла Зоя, когда они с Артёмом пили чай после ужина, - прости меня, сынок! Как-то нелепо всё получилось...
- Жалеешь, - усмехнулся Артём, - что вкусно накормила сына.
- Да что ты, - встрепенулась мать, едва не расплескав чай. - Тём, - жалко улыбнулась она, - я не об этом.
- Я же пошутил.
- Ну вот, - обрадовалась Зоя, - а я не поняла. Редко видимся. Ты к нам давным-давно не заглядывал. А мы и вовсе все вместе никогда тут не были.
- Когда мне, мам? - миролюбиво сказал Артём. - На работу рано встаю. А в выходные хочется отоспаться. Да и Серёга твой, небось, так же. Вернётся с поездки, да пару дней отсыпается. Я ж помню, сам гонял на дальняк.

- Это я, Тём, виновата. Закрутилась там со своими. То Пашку надо подтянуть по урокам, то Сергею в поездку еды наготовить. Только всё равно, - вздохнула Зоя, - могла бы почуять материнским сердцем, что с тобой непорядок. А вот нет. Царапнуло однажды что-то, да я отмахнулась. Подумала, что с тобой может случиться. Позвонила и то по голосу не поняла. Ты сказал, будто разбудила, я и поверила. А теперь вот приехала, как снег на голову, да всё и разрушила.
- Ничего ты не разрушила, мам, - уверенно сказал Артём.
- Ну как же, - снова с жалкой улыбкой заговорила мать. - С Дашей-то у вас вроде снова завязываться началось...
- Ничего у нас не началось, - перебил Артём. - В больницу приходила, спасибо ей!
- Спасибо, конечно! - горячо подхватила Зоя. - Так она вроде и раньше к тебе приезжала... Танюша говорила..., - смущённо добавила она.
- Может, и приезжала, только я её не звал, и на ночь мы не оставались.
- А может, и зря, сынок? Пять лет уж прошло, как развелись. У Даши никого нет, да и ты один. Оба повзрослели. Сошлись бы, да и жили-поживали.
- ... детей наживали, - с ухмылкой продолжил Артём.
- А что же, и детей надо. Вон Нелечка с Веней женятся...
- Флаг им в руки! Поглядим, что через некоторое время будет.
- Всё у них нормально будет, - уверенно подтвердила Зоя. - Венины родители отлично живут. Значит, и у молодых всё будет замечательно.

- Ну-ну, - недоверчиво покрутил головой Артём. - А с Дашей у нас, мам, ничего уже не получится.
- Да почему, Тём?! Расстались вы, можно сказать, мирно. Друг друга не обижали, не гуляли. Если претензии какие и были, так, я думаю, всё давно забылось.
- Да не в претензиях дело, - скривился Артём. - Просто переросли мы друг друга, что ли.
- Как это, переросли? Не понимаю, - забеспокоилась мать. - Разлюбили это понятно, а переросли...
- У вас, у женщин, одна любовь на уме, - усмехнулся Артём.
- Что значит, на уме? Да как же жить-то вместе без любви?
- Отстойно так жить, мам, согласен. Только и одной любви мало.
- Это смотря что ты понимаешь под любовью, - пылко возразила мать. - Ты ведь рассуждаешь как мужчина. И под любовью имеешь в виду влечение. Так ведь?
- Да чего без толку копаться в этих понятиях, - отмахнулся Артём.
- Чтобы понять, почему вы с Дашей не можете начать заново. Если, как ты говоришь, вы переросли друг друга, стало быть, оба выросли. Правильно я понимаю?
- Ну, в целом, да, - понуро согласился Артём.
- А в частности? Поконкретнее можешь сказать, о чём речь.

- Поконкретнее? - слегка озлобленно уточнил Артём. - Да, мы выросли, но в разном направлении. Даше по-прежнему нужны деньги. Я не спорю, теперь она, как говорится, не ждёт милости от природы, то бишь, от мужчины. Сама учится по своей специальности. Сертификаты разные получает. Работу присматривает с перспективой.
- Разве это плохо? Как ни крути, Тём, но без денег в жизни никуда. Вы молодые. И покушать повкуснее приятно, и нарядиться хочется, и съездить куда-нибудь отдохнуть.
- Вот, - разгорячился Артём, - вот предел ваших мечтаний!
- Тём, ну я о самом насущном говорю. А ведь есть же ещё цели в жизни. Дети, например. Разве не благая цель?
- А дети что? Скажи мне, для чего их растить? Чтобы, как и мы, стремились повкуснее пожрать, прикупить шмоток и смотаться куда-нибудь в "турецию".
- Тём, - произнесла Зоя, скрывая изумление, настигшее после слов сына, - помимо Турции много других стран есть. Мир посмотреть можно. Разве это не цель?
- Это всё материальное! Как ты не понимаешь?! А должна быть цель... глобальная, что-ли. Ну, типа, знаешь, приносить какую-то пользу... Открытие там какое-то сделать, или на работе что-то такое создать... опять же, глобальное. То, что пользу принесёт.
- А какую пользу, Тём? Если, скажем, урожай добротный вырастить, так цель какая, опять же, накормить людей.
- Во-о-от! Накормить, а не напичкать разными добавками. Ценить настоящее, понимаешь? А не подменять вкусы подсластителями и усилителями.
- Ты и вправду вырос, сынок, - тепло произнесла Зоя. - С хорошими умными людьми общаешься: с директором своим, с Асей.

Со своей женской мудростью Зоя поняла, что наибольшее влияние на сына оказала именно Ася Липовских, которую она знала по рассказам её подруги Светланы. Однако развивать эту тему с сыном Зоя не стала, предусмотрительно упомянув прежде всего начальника Артёма.

- Так, может, тебе с Дашей почаще видеться? - осторожно предложила мать. - Никто ж не говорит, что надо сразу сходиться. Выберетесь куда-нибудь в выходной, поговорите подольше. Глядишь, и Даша предстанет в другом свете. А, Тём? Может и возродится у вас. Как считаешь?
- Нет, мам, - твёрдо ответил Артём. - Бесполезно это. Не получится у нас ничего. Разные мы с ней. И всегда по-разному на жизнь смотрели. Потому и не получилось у нас ничего... с самого начала.


http://proza.ru/2021/12/24/1819


Фото автора.


Рецензии
Да,Татьяна! Когда нет любви к человеку, тогда замечаешь только его недостатки, как Тёма у Даши. Была бы у него любовь к ней, тогда бы совсем по иному отзывался о ней.Он не виноват. Любовь рассудком не измерить.Она или есть, или нет. А вот к Асе у него возникло настоящее чувство.Рассуждения матери о Даше ничего уже изменить не смогут.Понравилось, что Алла осудила себя за увлечённость другим мужчиной и по достоинству оценила любовь мужа к ней. Очень интересная глава о чувствах людей.
Жму на зелёную. Продолжу чтение.
Новых Вам произведений и успехов.
С уважением. Галина.

Галина Гостева   13.03.2024 08:02     Заявить о нарушении
Благодарю, Галина, за исключительное понимание и чудесное восприятие этой главы и произведения в целом!
С признательностью и уважением,
Татьяна

Богатова Татьяна   13.03.2024 22:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.