Из застольных воспоминаний авиадиспетчера 1
Ну тогда плесни и себе и мне….
Тут баррель нужен виски или коньяка (водку пусть бомжи приходуют) и ванна солянки…
Я фанат авиации и военной и гражданской. Есть в военных самолетах хищно-звериная красота – догнать и «глаз на попу натянуть» или Дойти, и пару составов "говна" на головы отмерять…
И красота гражданских….
Правильно сказал Туполев – красивый самолет красиво летает…
Красота транспортников….
Она другая. Могучая. Что Ан-12, что Мрия….
Ну так вот. После серии приключений с зелеными погонами я оказался в Казани. Ну пару месяцев на деньгах, заработанных на Дальнем востоке, я еще терпимо себя чувствовал.
А потом как в моем любимом мультике – А Дальше???
Поперся в аэропорт, он тогда на территории города был. Оттуда перенаправили в тот, который новый и за городом. Нахожу нач. службы УВД – не путай с ментами! – Управление воздушным движением…!
Я по пропуску аэропортовскому еще прилично на городском транспорте бесплатно катался – Диспетчер УВД….
Контролеры просто отходили в сторону)))
В общем – с 1го июня я уже был зачислен на должность «диспетчер без действующего свидетельства». Был, понятно, мальчик на подхвате, но…
Я втискивался к действующим диспетчерам.
Время много прошло, срок давности – за борт, поэтому можно и сказать – меня натаскивали.
Говорили какой борт войдет в зону через минуту, почему он так идет на такой высоте, что скажет, что ответить, какие записи произвести…
На «Старте» и «Рулении» меня просто сажали на рабочее место, давали Технологию работы диспетчера Старта или Руления, фразеологию, и….
Давай работай!!!!!
И так 3 месяца… В сентябре отправляют в «грёбаный Курумоч» , «Льбятскую Самару» на курсы авиадиспетчеров, УТО, Учебно-тренировочный отряд – за 8мь месяцев НИКАКОЙ херни типа Истории КПСС, политэкономии… Только - Метеорология, Самолетовождение, Наземные радиотехсредства, Управление воздушным движением, тренажеры….
Честно тебе скажу, как то пришли выпускники ОЛАГА – академии гражданской авиации Ленинградской…
Тупее я не встречал спецов…
Я, после курсов 8ми месячных (нас так и звали – недоноски), знал и умел больше, чем любой индюк с поплавком высшего образования…
Ну так вот – плесни еще
Выпуск, стажировка на Старте, Рулении, допуска сдал. А потом – в АДП пойдешь? Да чего не пойти-то….
Руление – расставляет самолеты по стоянкам. Если ты думаешь это примитивной работой – ты долбоюноша.
Поясняю – борты надо поставить так, что транзитер, тот который дальше пошурует, со стоянки сам вырулил, без буксировщика, размах крыльев, какие к какому борту приспособлены, кого будут сутки, а то и пару разгружать….
Поэтому – не надо примитивизировать работу. Можно ведь борт поставить в Туево-Кукуево, и пущай экипаж пару км пешочком пройдет…
Отстажировался я в АДП Аэродромный Диспетчерский пункт (Экипаж тут окончательное решение на вылет принимал) – это был центральный нервный узел аэропорта – метео, РадиоДоненесения (РД) о времени вылета, посадки… ПДСП (производственно-Диспетчерская служба, но я их подрывно-диверсионной называл) предприятия, а более жестко – Пункт Для Списанных Пилотов – эти понторезы просто ссались брать на себя решение…
Зимой, в декабре, прошел нехилый циклон. Я приехал в ночную смену, медосмотр, инструктаж метео и Руководителя полетов (РП), отпустил диспетчера-сменщика ночевать в гостиницу (смена в в 22, а ему с утра в 8 меня менять), думаю, кемарнуть получится. Ага, хазр (сейчас - по татарски). Наши борты – привязанные с экипажами – все успели вернуться на базу. А вот на запасной (Горький, Самара, Ульяновск, Саратов, Уфа, Ижевск, и прочая мелочь просто утонули в снегу) к нам рухнуло бортов 20-25…..
Сразу мысль – эта свора захочет в гостиницу, или в штурманской лясы точить. Как циклональный фронт пойдет по своим делам – они же ко мне припрутся камлать в бубен….
Надыбал пару листов ватмана, начертил табличку – рейс, борт, Командир, стоянка, откуда, куда, где зашхерился….
Со мной работала оператор (РДшки составляла, радиограммы кодированные) метр в прыжке тетенька, как увидела что я творю
– Олежка, я тебя зацелую до обморока…
-Чьего, Иринка?))))
- Ты же все данные свел в кучку, по справочникам не лазить, когда РД составляешь
- Ирин, я люблю себя, поэтому не хочу перегружать свой мозг короткой информацией
- Женщин люби! И почаще…!
Закусывай! Закусывай!
Так вот, борты все попадали к нам, рассовали по стоянкам. И Экипажи ко мне… Направление в гостиницу то я выдавал, что экипажам, что стюрам , ну, бортпроводникам.
Выдаю направление каждому экипажу, на поспать, чтоб «летное» время на запасном не тратить.
Требую – Командиру из гостиницы мне отзвониться лично, сообщить номер, в котором на спине сидят.
А ежели не сообщат – Через дежурную по этажу сам найду, и дежурной скажу повесить на дверь табличку – Не будить до мая месяца. Экипажи поржали, но прониклись…
Снег устал сыпать. С синоптиками по спутниковым картам прикинул где погода начнет и когда очухиваться, ну, и, по табличке – обзвон.
- Рейс такой-то в Ижевск? Командир Зафиздуллин? По прогнозу через 2 часа видимость 1200, нижняя кромка 150, про полосу говорят – отскоблили. Продирайте глазки, вылет ставлю через пару часов. Якши?
-Орлайт! «Антошку» прогреют?
- Прогреют, ежели бортмеха пораньше пнете
Так, постепенно всех запасников начинаем выпроваживать. Работа как работа…
Я ж не знал, что 16 км дороги от Казани до едренопорта замело по уши…
Казанское танковое училище подняли и танковыми скреперами чистили дорогу. А у нас и полоса шершавенькая и на стоянках чистенько.
В 7.30, почти на первом танке, прибывает командир авиапредприятия. Ну и по всем службам – как отработали, проблемы, способы решения… Командир, Зам по летной, еще мелочь из свиты… Ну короче они вваливаются в АДП и видят охерительный наглеж – тишина, диспетчер читает книгу в обложке Воздушный кодекс СССР. Начинают шкрябать меня вопросами – ответ сходу, с легкой ленцой, Уточнение – ответ мгновенный. Между собой что-то обсуждают, я вклиниваюсь с уточнением прогноза и времени вылета…
Хусаинов (командир авиапредприятия) спрашивает у РП (Руководителя полетов)
- А это что за шкет? (я худой был как велик и 19 лет всего)
- Олег Сологуб, в апреле закончил УТО, отстажировался Руление и Старт, забрали в АДП
- УУТООО? Не училище, не академию, а УТОООО?
-Да он как к нам в смену пришел, я в АДП только по графику и заглядываю – тут все как по нотам
Мне так приятственно стало от такой похвалы…
Через 3 месяца меня ИО начальника АДП и поставили.
А всего лишь табличка – кто, где…..
Давай за авиадиспетчеров!
Свидетельство о публикации №221122301844
Ещё хочу! Жду. Кстати, хорошая литературная находка - в виде диалога за столом... Сближает, меду прочим...
Наталья Куфина 24.09.2022 09:07 Заявить о нарушении
Есть в мысленных планах, есть.
Оклемаюсь до конца и выложу
Олег Сологуб 24.09.2022 14:40 Заявить о нарушении