Размышления после чтения Ольга Андреева Децимы

Только что закончил чтение в «Неве» 11/2021 прозу  Ольги Андреевой «Децимы» - короткие сюжеты и размышления, выстроенные в колонны по десять. Что сразу и привлекло мое внимание.
Потому что: с возрастом краткость, оставаясь сестрой таланта,  становится ещё и любимой женщиной каждого продвинутого читателя. Переход, на мой взгляд, вполне естественный.

«Децимы» - выдержки из дневниковых записей,  прочитанные ещё раз уже в новом времени. У литературных критиков, которые откликнутся на эту прозу, возникнут затруднения: их джокер – лирический герой – здесь отсутствует по определению. Ибо дневник – это часть авторского «я»; легко или тяжело поделиться им с читателями – известно только автору.

Три десятилетия, в которых «дольше века длится день», соединяют упомянутые колонны «децимов» в подобие римских легионов. Легко представить себе беспощадных воинов на наших просторах под знаменами «свободы» и «демократии» с одной стороны, но «испытаний» и «неуверенности в завтрашнем дне» – с другой. Зрелище, что и вспоминать!

Казалось бы отчаяние, жалобы на жизнь, озлобление должны преобладать, но нет. Автор предлагает иную трактовку: «Нет большей пошлости, чем демонстрировать разочарованность, Это твоя вина, если не находишь радости там, куда сам пришел». Собственно, можно назвать это эхом моих собственных воспоминаний.

Любое время интересно в первую очередь подробностями – именно они позволяют читателю на время оторваться от текста, перекинуться словом – другим с ближайшим членом семьи и заметить: «Точно; у нас было то же самое». В смысле – жили такими же заботами, слушали те же новости в ящике, видели наяву. Помнятся: «варианты приватизации, живая речь нищенки в подземном переходе, курсы тибетской медицины, обсуждения типа за кого голосовать ( верно: «голосовать, а не избирать» - в этом наша совковость), переезды с места на место»…
Неизбежный для тех времен вывод: «Это слово Свобода. Меня уверяют, что она у нас появилась. Вранье. Нищета несовместима со свободой».  Автор вновь прав - надо бы нечто резонное возразить, но нечего.

В нулевых  появляются новые темы: дороги, стихи. Стало легче – не хлебом единым  -  и появилась возможность думать о высоком: «Взахлеб рассказываем новости, поражаемся своей близости друг к другу и непохожести на иных – и разлетаемся по своим планетам, обменявшись книжечками стихов». Согласен – для человека пишущего очень важно иметь возможность надписать   сборничек своих стихов и получить взамен чужой с автографом.
Суть нулевых выражена в тремя словами: «Время – деньги – здоровье. Всё конвертируется одно в другое».  Конвертация во всём – куда денешся!

Очень симпатичное откровение: «Я объяснила им, что работать сверхурочно не могу, потому что в свободное время гармонизирую мир. Не могу же я бросить его на произвол судьбы». Здесь присутствует косвенный упрек мне самому – в нулевые меня уже ничто не вынуждало работать сверхурочно. Но  мир я не улучшал, увы!
Выражение «Реальность не соответствует действительности» - разделяю;  постараюсь запомнить для дальнейшего употребления.

Десятые, по воле автора, не ясны в смысле воли и неволи. Хотя и «Пришло время жить настоящим».
В нём, однако, «точки бифуркации превращают жизнь человека во фрактал». В моём понимании эта мудреная фраза обозначает обыкновенную панику.  Кто-то поймет по – другому.
На вопрос «Чем беспочвенники лучше почвенников», могу ответить так: диаспора, как правило, обладает более высокой степенью развития и сплочения, что может раздражать почвенников.
«Современная поэзия боится пафоса» - это правда. Сам сторонюсь пафоса в своих виршах.
А вот с тем, что «Все блогеры экстраверты» соглашусь лишь отчасти – к обществу лучше всего всегда стоять в полоборота.
В заключительные строчки оптимистичны: «Сколько литературных сюжетов возникло из нашей советской нищеты – когда подаренная мелочь, вещь необходимая, дефицитная, обретенная внезапно, становится событием. А потом мы эти вещи перестаем замечать. И слава богу. Мы стали от этого человечнее». Вот тут вопрос: это временно или надолго?  Передаю инициативу Ольге Андреевой. Спасибо ей и желаю  «Децимам» успеха у читателей. Мне они понравились.         


Рецензии