Мизантроп и Рути. Глава 7

                7

Спросил Ицхака назавтра, что произошло, что вчера его не было.

– На Мирон ездили! – похвастался, пребывая в благодушном, чуть восторженном настроении.

– На гору Мирон?

– Ну, да!

– Так корона же! И дороги проверяют.

 Им выдали разрешения на проезд  связанный с работой. По каким–то стандартам подпадали под работы, связанные с экономической безопасностью.

– Это же вера! – выдал будто бы всеми разделяемую аксиому, что религия – важнейшая из потребностей человека, как воздух, еда и вода. Борис же считал, что «Ничто так не разделяет людей, как религии».

– Там что? – спросил, и, видя недоумение, добавил: – Для чего ездили?
– А-а!  Младшему моему Шломи три годика исполнилось. У нас такой обычай ¬– стричь первый раз малыша, когда ему исполнится три года. И если постричь его на горе Мирон возле могилы рабби Шимона Бар Йохайа, то всю жизнь будет ему сопутствовать удача. – Ицхак так быстро произнес имя цадика, что Борис интуитивно переспросил:

–Чья могила?

– Рашби. –«Это сокращение по первым буквам имени, конечно, ты слышал, оно всем известно»

 – Вот, смотри. – Ицхак открыл в телефоне фотографии. На экранчике улыбался малыш с буйными кудряшками под такой же кипой, как у Ицхака – с текстом, идущим по кругу, и с голубой звездой Давида в центре, с надетым на него маленьким белым талитом со свисающими пучками нитей.

– А вот, уже постриженный. – На второй фотографии ребенок в том же обличении лучился улыбкой, и оставленные под кипой пейсы вместо кудрявой копны мозолили чуждым взгляд.

Мысль направилась по привычному маршруту. О том, что в детском отделении любой тоталитарной группы, или секты, будь-то пионерская организация, или гитлерюгенд, детишки торжественно клянутся вслед за взрослыми: «Хочу быть в передовом отряде молодёжи», и клянутся горячо любить своих, и быть похожим в делах и мыслях на своего вождя». И этот парнишка тоже станет создавать форпосты, и уничтожать арабские плантации олив.

«Сегодня в Рамалле ещё родилось восемь террористов» - издавна засевший в Борисе вирус противоречия, вызвал приступ сарказма.

«Обычный ребенок с бесенятами в глазах. И если отбросить обрядные перья и бусы, то смотрится  весьма симпатично, как почти все дети его возраста».

– Симпатичный какой. Это который у тебя?

 – Шломи пятый. Мы уже шестого ждем.

– Ого! Поздравляю! ¬– «Плодитесь, и размножайтесь! Победа в демографической войне будет за нами!».

«Дело то нехитрое. Но кроме, как накормить, и одеть, так ещё и воспитать, и выучить, да подсадить на ветку, чтобы птенец мог свить свое гнездо. Мы с Лилькой когда-то мечтали об трех, да вышло так, что у нас лишь Женька».

– Я сейчас, принести тебе кофе? – спросил Ицхак, намереваясь позавтракать и продолжить рассказ.   


– Я из литваков, – рассказывал, одновременно макая питы в баночку хумуса, а потом, поглощал их одну за другой, и запивал кофе. – Мы не ездим на могилы цадиков.

«Сколько же он мучного ест! Литвак… как?! Они ж харедим (ортодоксальные религиозные евреи), а Ицхак – религиозный поселенец».

Интуитивно Борис вкладывал в слово «поселенец» почти такой же смысл, что вкладывают большинство из израильтян в слово «палестинец», или «араб» – «террорист». Ещё слушал настороженно, но противоречие уже разбудило любопытство, и роились вопросы и фразы для уточнений.

 – Ездят хасиды. Ривка, моя жена – из Вижницких. Для них, хасидов, важно совершать восхождения к цадикам. Вот поехали. Мы в свое время с Ривкой влюбились в друг друга, и это так изменило нашу жизнь. Слышал, как руссиим – (репатрианты из бывшего Советского Союза) – называли харедим машинами для размножения, тупо повторяющими молитвы,  а у нас с Ривкой вспыхнул такой роман!

– Нет, нет! Это…

Ицхак, не слушая, продолжил.

– Мой отец – писец святых текстов, очень уважаемый в общине человек. Он и меня с братьями учил всем премудростям профессии, и почерк для этого у меня самый подходящий. Потихонечку я уже входил в дело, и отец не обижал меня с деньгами. Я их больше всего тратил на музыку. Люблю, как многие, израильские песни, но ещё больше балдею от рок-музыки на хасидские мотивы! Есть несколько групп, в Америке, и в Израиле – просто кайф. Вот послушай!

Ицхак воодушевился, увидев, может быть, впервые Борин интерес.

Он, поднял из командной строки на монитор музыкальный плеер, выбрал на нем песню, стянул с уха и протянул Борису белый эпелевский наушник. Борис, хотя и махал руками, брезгуя и стесняясь, таки взял и сунул его в ухо. «Ничего особого» – и гордо подумал: « В наше время творили Имена: и четверка Битлз, и Ролинг Стоунс и многие-многие другие, а ныне лишь подражатели». Хотя Борис не был ни знатоком музыки, ни любителем, как не был фанатом футбола, а говорил при случаях, что никто из нынешних звезд и близко не сравняется ни с Пеле, ни с Эйсебио. Но Ицхаку покорно махнул головой, как будто понравилось.

– Есть одна группа, наша израильская. Он назвал, но для русскоязычного, название прозвучало нечленораздельно. Вышел диск у них, и мне хотелось ещё. Вышел я на человека, и у него дома, куда пришел купить запись их концерта, я увидал чудо: огненно рыжая, вся конопатая девушка. Она, прежде чем выйти от чужака в другую комнату, заносчиво оглядела меня, с улыбочкой, выдававшей её желания увидеть принца на порше, или на лексусе . У у меня не было ни порше , ни лексуса, но был я совсем не последний парень, и барух аШем, – (слава Богу)  перстом своим  Он указал мне её, и она меня запалила.

Ицхак, уже позавтракав, рассказывал, как выискивал поводы если не познакомиться, то хотя бы встретиться невзначай, как впервые заговорил с Ривкой, как уже вдвоем встречались в глубокой тайне. О том, что Ривка оказалась и начитанной и умной, что, соблюдая самые строгие правила галахи в одежде и прическе, она отдельными штришками умела придать себе особый шарм.

 – Призналась мне в глубокой тайне, про свой бзик: полна она новыми этими веяниями, занесенными в общину извне, от гоев – феминизмом. Оказалось, снюхалась она с этими, с «женщинами Стены», развешивала их пасквили. Я уж слишком влюбился, и не признал сразу это грехом. Молодые всегда восприимчивы к новизне. И сейчас считаю, что у религиозных женщин – тоже есть право на образование, и они могут, как другие, работать вне дома, и не только в семье.  Но оскорблять наши святыни и устои,– чтобы женщины одели талит и кипу и молились у стены Плача, держа в руках свитки Торы…– Ицхак, отрицая, с возмущением махал головой. – Мы не раз ссорились из-за разногласий, Ривка называла их идейными. Но с каждым днем нас все сильнее притягивало друг к другу. Наши родные что-то почуяли. Обе стороны организовали слежку, и в домашних расспросах и судилищах оба мы чистосердечно признались, что не можем жить друг без друга.

У  вас это просто, а у нас тысячу условностей и миллион запретов, и если осудят, то ты изгой. Ты не можешь бросить общину, но община отвергнет тебя.

 «Странно, обычное рядом с Ицхаком клокотание в голове «Чужой, враг, чужой!» сменилось любопытством, и как в клубе кинопутешественников смотришь передачу про быт незнакомого племени. И может быть, впервые со времён короны нечто увлекло».

– И раввин наш, и родители категорически были против:

«Не нужна нам эта шикса!»

 «Да какая же она шикса?! Она же правоверная еврейка!» Я уж как самый большой секрет скрывал её феминистические выходки и взгляды. И про себя был уверен, что справлюсь с Его помощью с Ривкиными глупостями.

«Нет, она – хасидка. Не наша» – всё, упёрлись. У Ривки дома – подобное. Она хорохорилась, но положение её было ещё хуже. Если бы я поддался и бросил бы её, то её раввин, уже рассердившийся на неё, уже никогда не предложил бы ей жениха. Она бы, отвергнутая, осталась бы старой девой, даже если у неё, гораа-здо… – Ицхак восклицанием выделил слово «гораздо» –…больше всех достоинств. Слава Богу, нашелся выход: мы поселимся отдельно где-нибудь в поселении, не рвя связи с родными и исполним мивцу (богоугодное дело) – заселим Землю Обетованную ещё одной частичкой народа Израилева.

«И придет Машиах!!! Мессианство». – Равнодушно, как профессор на консилиуме, по симптомам Борис поставил диагноз.

– Отец, обсудил этот план с раввином и получил его поддержку. Наш раввин связался вначале с раввином Ривки, а потом оба – с равом Хаимом Друкманом, чтобы нас приняла община в поселении. После свадьбы, мы с Ривкой переселились в караван на новом совсем месте. Все, хорошо, только вот раввины запретили мне стать писцом. Стал я недостаточно благочестив для этой профессии.  Закончил  я «Кампус хареди» и, вот, здесь оказался. Всё, что с нами случалось, делалось по Его предписанию, и барух аШем, жизнь удалась.

– А Ривка сейчас как?.. Э-ээ. Она до сих пор – феминистка?

– С нами, вот, восходила на Мирон. Обычно, только мужчины с сыновьями.  Раз уж, мы любим друг друга, то Он позволил. Дома всё вместе, и дела и праздники и воспитание.

– Она работает?

– Да. Занимается в Иерусалиме  с детьми с особыми потребностями. Мы же познакомились, когда училась в колледже. Там и заразилась этим феминизмом.

– Знаешь, завидую людям, считающим, что у них жизнь получилась.

– А ты недоволен?!
– Э-эму… Жизнь настолько многообразная. И всегда какие-то сегодняшние проблемы заслоняют картину в целом. А потом…

«У нас твердо засело с Союза ленинское определение классов: «большие группы людей, различающиеся по отношению… месту и т.д.». К счастью, память сама отфильтровывает ненужное. Но привычка сортировать и разделять укоренилась. Вот и считал Ицхака прежде всего классово чуждым, с антагонизмами между нами, а оказался он нормальным, со своей дорогой. А столько лет избегали мы друг друга.

Не скажешь же, что не бывает счастья без уверенности в себе, что не ощущаю внутреннее спокойствие. Что, как будто, вечно плетешься в пробке и прилипаешь к впереди идущей машине, чтобы какой-нибудь козел даже не норовил влезть перед тобой. Кажется, уже пожил, и мог бы по классику, равнодушно принимать хвалу и клевету, однако по-прежнему переживаю и остался стесненным, на коротком поводке от обстоятельств. К тому же страна такая тесная – слишком, слишком многое в ней происходит и случается. Чаще всего от мессианской уверенности в собственной непогрешимости и местном искривлении пространства, и искривлении на Земле Обетованной  изученных, или принятых людьми законов. Кажется, причем здесь страна? Но я уже пережил распад одной страны, и поэтому рассматриваю большей частью фатальные сценарии»

– Мы пережили распад страны, и поменяли,… приехали сюда. – Ухватился Борис за мелькнувшую мысль.

– Так хорошо же! Все евреи должны собраться здесь. – Звучит, как аксиома. Вера – это набор аксиом.  Жизнь, сложенная из аксиом, гораздо проще и понятнее.
Замолчали, работали, глядя в свои компьютеры. Оживлением разнеслись по офису приветствия из комнат инженеров – пришла Рути…

Последняя глава: http://proza.ru/2021/12/23/264


Рецензии
Михаил, как оказывается бывает сложно создать пару в Израиле при определенных обстоятельствах.
Нужно очень сильно хотеть быть вместе с полюбившимся тебе человеком, чтобы преодолеть все препятствия.

А мы вот в юности зачастую и не имея внешних препятствий не могли сохранить любовь.
Знаю по себе.

Интересно пишете, с удовольствием читаю.

Саша Щедрый   05.12.2024 22:15     Заявить о нарушении
Саша, я очень рад твоей щедрой рецензии. Мой герой - весьма в годах. Но отсветы любви сохраняют ему жизнеощущение. Любовь - чувство совсем не географическое. Почти одинаково проявляется везде, и среди демократов, и среди Z-патриотов. А если, что-то не сохранили, разбили - кто не ошибается. Если бы можно было всегда стелить перед собой коврик, сотканный из мудрости, вот бы тогда такой жизнь скучной была! Чего сейчас всем нам не хватает. Спасибо большое, Михаил

Михаил Древин   06.12.2024 20:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.