Учитель в России кто это?

Свои мысли я изложил здесь:

Споры и скандалы, связанные с проблемами школьного образования, не утихают уже много лет. Спорят о разном. Нужно или не нужно отменить ЕГЭ? Как должен учитель одеваться? Насколько объективны оценки? Хороши или плохи учебники? Сколько нужно платить учителям?

Все это важно. И очень актуально. Однако мне кажется, что основной проблемой современного этапа функционирования школьного образования в России является низкий статус учителя в обществе. Попробуем разобраться.

Среднее образование – вещь обязательная. По крайней мере основное среднее образование, которое заканчивается в 9-м классе. Поэтому школа для семей с детьми является очень важной составляющей жизни на протяжении почти десятилетия. Отношения в связке ученик–родитель–учитель исключительно важны для большинства граждан. Особенно если учесть еще бабушек и дедушек.

Казалось бы, управление такой системой не очень сложное. Ученик учится, учитель учит, родители контролируют. Но на практике это не так. Есть несколько объективных причин, которые затрудняют процесс школьного образования.

Во-первых, в школу приходят дети с разными способностями и различными навыками. Кого-то готовят к школе с 3–5 лет. Кого-то не готовят. Кто-то плохо знает русский язык (не секрет, что в российских школах сегодня немало детей трудовых мигрантов). А программа одна для всех. Учитель ориентируется на среднего ученика. А родители сильных и слабых учеников недовольны. Первые тем, что ребенку скучно, а вторые тем, что ребенку сложно.

Во-вторых, в школу приходят дети из разных семей. Дети профессора, повара и проститутки могут учиться в одном классе. Дети алкоголиков, наркоманов, уголовников тоже учатся в этом классе. И привносят в класс свой колорит. Дети состоятельных родителей тоже здесь. Кроме, может быть, детей очень состоятельных родителей.

Неровный в социальном отношении класс – очень большая проблема для учителя. Учитель на уроке должен бы быть величеством, лидером, главным. Но это не так. И маргиналы, и богатенькие детки часто показывают учителю, где его реальное место. А если учитель начинает борьбу, то дети через своих родителей переводят эту борьбу в плоскость, где у учителя нет шансов.

На учителей поступают тонны жалоб. Далеко не всегда объективных. Яжемамы и яжепапы пишут всюду, не покладая рук. И несутся в школу на разборку. Редкий директор школы встанет на сторону учителя. Хотя бы потому, что самого директора легко могут уволить. Без объяснения причин. Таковы правила игры. Дитя может все. Учитель почти ничего.

Таким образом, объективно складывается ситуация, что учитель в обществе отнюдь не величество, а, напротив, ничтожество. В учителя могут плюнуть в буквальном смысле слова. Учителя могут оскорбить матерно. Учителя могут даже ударить. Учитель не может ничего. И какой авторитет у такого человека, презираемого и учениками, и родителями, и чиновниками от образования? О последних – особый разговор.

Мне странно, что некоторые чиновники, ни дня не проработавшие в школе, учат учителей, как надо учить. Но это наша реальность. Учитель сегодня не герой, а раб на галерах, получающий удар хлыстом за каждую провинность, которую заметит надзирающий орган. И это третья причина, по которой у нас учителей так мало уважают. Забитые и затравленные, замученные нехваткой времени и денег, понуро бредут учителя на свои уроки и пытаются сеять разумное, доброе, вечное. Но не всегда получается.

Подведу итог. Разруха не в министерствах и ведомствах. Разруха в головах. Можно отменить ЕГЭ. Можно упразднить Рособрнадзор. Можно разделить министерства (как уже было) и можно слить их снова. Но эти и любые другие административные действия вряд ли приведут к результату, пока сами граждане не научатся уважать учителей и не научат этому своих детей. Это проблема общества. И только обществу под силу ее решить.


Рецензии
Абсолютно права поговорка про то, что рыба гниет с головы. Так что не учителя виноваты в плачевном состоянии школьного (да и любого другого) образования, а те головы, которые командуют нашим образованием, не советуясь с народом и не задумываясь о последствиях навязанных извне непродуманных реформ.
С уважением,

Николай Елисеев   08.01.2022 12:46     Заявить о нарушении
Именно не советуясь с народом.

Игорь Аглицкий   08.01.2022 13:42   Заявить о нарушении
Здравствуйте. Я бывшая учительница из глубинки, ныне пенсионерка. В школе проработала с 1970 по 2014 годы. Поделюсь некоторыми своими мыслями о проблемах нашего школьного образования. 1. Академия педнаук, учёное сообщество. Я была и наблюдательницей, и участницей постоянных научных экспериментов, где и учителя, и ученики были в роли подопытных кроликов. Отчего это? По-моему, от избытка докторов педнаук (качество их деятельности под ?), ведь свои разработки они испытывали в практике школы. 2. Вузовская подготовка учителей тоже проблема. 3. Школьные учебники. Не знаю, каковы они сейчас, но в моё время в ряде учебников нарушался принцип их доступности для школьников. 4. Сотовые телефоны. Зачем детям мыслить над предоставляемыми учителем или учебником вопросами, если всё можно найти в интернете? 5... Спасибо, что прочли.

Надежда Шишмарёва   27.01.2022 09:20   Заявить о нарушении
Надежда, дело не только в науке. Науки сейчас реальной немного. Вот чиновники на практике внедряют что попало. И это не очень стимулирует людей в профессию.

Игорь Аглицкий   27.01.2022 21:53   Заявить о нарушении
С Вашим высказыванием по поводу чиновников я согласна. Работал ли кто из нынешних чиновников в школе, прежде чем стать им? Если кто и поработал, то постарался побыстрее уйти из этих "окопов". Зарплата-то скорее всего несравнима. Хотя сельские учителя сейчас неплохо получают, но там опять же условия проживания...

Надежда Шишмарёва   30.01.2022 11:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.