Среди миров близ Царского Села

                Об Анненском и о себе.            


                Среди миров, в мерцании светил
                Одной Звезды я повторяю имя…
                Не потому, чтоб я Её любил,
                А потому, что я томлюсь с другими.
 
                И если мне сомненье тяжело,
                Я у Неё одной ищу ответа,
                Не потому, что от Неё светло,
                А потому, что с Ней не надо света.

                Иннокентий Анненский   
                "Среди миров"

                Ц<арское> С<ело>
                3 апреля 1909 года




                И я одна среди миров
                в той темноте, где мало Света.
                Томлюсь с другими, но без слов.
                Я бессловесна как улов
                не нужный, собранный из Леты.

                И нет разгадки для меня.
                Переросла любовь земную.
                Во мне воздушность от Огня
                стихийного сметёт любую

                тайгу. Безжалостный мой Рок.
                Сомненья тяжкие с оттяжкой
                даруют бесконечный срок
                вписать в Анналы мира тяжбы.

                Плачу, цены не зная, горсть
                созвездий, принятых на Пире,
                где все блаженны как и Гость,
                со мной пришедший из Стихиры.

                У Царскосельских округов,
                где Анненский витает в кронах,
                Зелёных глаз моих оков
                не сбрасывая на Корону.

                Он мне даёт последний шанс,
                любовь не вписывая в Лету,
                преодолеть тот диссонанс,
                что некого любить мне. Эту

                историю Начал веков,
                уже ушедших в Двадцать Первый.
                Великий год, в котором снов
                реалити - не больше нерва.

                Молниесносно его нить
                ведёт Серебряные стрелы
                дорожкой Красной, чтобы влить
                цунами в берега. Запели

                Весной из Третьего Апреля,
                когда шумел Девятый год,
                где стаи рыб поднаторели
                и принесли мирам приплод.

                Где сам Поэт причастен к Свету,
                и эра поступью идёт
                величественной, чтобы спетым
                мной Двадцать Первый вышел год.

                О Новом не пишу пока что.
                Мне Осень трепетно мила.
                Кивают горизонта мачты,
                а мне приносят листьев пачки
                о том, что не ушла Она...

                24 октября 2021 года /С.Водолей/

         
          Здесь обыграна Дата создания стихотворения Иннокентия Анненского.
          Это стихотворение было написано им в 1909 году, незадолго до смерти. Но я пишу своё не незадолго до смерти, а намного задолго до смерти.
          Как часто при жизни поэта далеко не все стихи публикуются, особенно если поэт плодотворен, и его Болдинская осень, как и моя осень под названием: Ассарийская, длится и длится... И никогда не проходит.
          Увидеть Свет стихам это великое счастье для поэта, а стихотворение "Среди миров" вообще при его жизни не публиковалось. Оно вышло в свет только в 1910 году в составе сборника «Кипарисовый ларец», выпущенного сыном Анненского.
          Спасибо его сыну. Спасибо заранее и моим детям и внукам, которые захотят и смогут опубликовать то, что не успею я.
          Если захотят, и если смогут...
          И стихотворение Анненсксого, и моё, только что созданное, нужно рассматривать через призму всей моей поэзии, для которой характерна и крайне глубокая рефлексивность, и декадентские мотивы, преломлённые изощрёнными новшествами поэзии ХХ века, в которых есть оттенки и модерна, и сюрреализма, и все накопления эротической поэзии, так мелодично смыкающиеся с гармоничностью Художника, держащего в руках кисть и рисующего обнажённую Ню, в то время как Модель его, не больше и не меньше, как Анна Ахматова.
 
                "Даруя кистью Модильяни,
                пронзая словом облака,
                мне отдаёшь, что бдит в тумане,
                чего касается рука...

                И послевкусием по бёдрам,
                стекая мёдом слижешь Ночь.
                А утром встанешь словно Федра,
                и приготовить завтрак смочь -

                тебе не в силах. Воздыхания
                уносит трепетный Париж
                в Искусство с трепетом касания,
                куда не долетает стриж.

                А лишь орёл тайгу пророча,
                надмирно простирал крыла,
                сочась и сладко кровоточа,
                куда любовь твоя ушла..."  /С.Водолей/
               
                24 октября 2021 года


          Вспомнилось, как в осенний солнечный день мы с Надеждой Александровной Павлович* возвращались с прогулки по берегу Балтийского моря. Разговаривали обо всём, конечно, и о поэзии. Но в основном говорила она, а я только слушала, с трепетом воспринимала и ловила каждое слово. Речь зашла об Ахматовой, с которой она была близко знакома. И она, как пример высокой Поэзии и высокой Простоты, процитировала строки: "Я на правую руку надела
                перчатку с левой руки." И остановилась, задумавшись...
          "Надо же так сказать," как бы даже позавидовав произнесла она. Я даже помню это место на дороге, где мы тогда остановились. Знаковое место. Когда-то мы с школьными друзьями, не желая расходиться после уроков, шли сюда и часами общались на пригорке, сидя на траве. Мы влюблялись друг в друга детской любовью, дружили, ссорились и мирились, и чувствовали, что жизнь бесконечна!..
          Старая черёмуха, слишком древняя, уже давно спилена, и остались только молодые и уже не очень молодые кусты, всё так же цветущие по весне, душным ароматом возбуждающие проходящих мимо... Нет уже ни Н.А. Павлович, ученицы Александра Блока, любившей его всю жизнь, будучи одной из немногих, вхожих на правах близких в дом Блоков, ни этой черёмухи, которая до сих пор как фантом останавливает меня, когда я бываю там, и что-то продолжает говорить... Но это уже другая история.

          Пессимистичность просвечивает в стихотворении «Среди миров». Она выражается такими словами: "томлюсь", "сомненье тяжело", "не надо света"... А последняя фраза            
                "И если мне сомненье тяжело,
                Я у Нее одной ищу ответа,
                Не потому, что от Нее светло,
                А потому, что с Ней не надо света." /И. Анненский/

наиболее полно характеризует лирическое наследие Анненского в свете идеи потери Бога. В этом плане символично и название самого сборника «Кипарисовый ларец», в составе которого вышло стихотворение «Среди миров».
          Кипарис в символистической традиции понимался как Дерево Скорби.
          Лирический герой поэзии Анненского, как и мой лирический герой последнего времени не верит в возможность благополучия человека. Эта тема проявляется в основных мотивах поэзии автора: тоски, смерти, одиночества, раздвоенности мира... Даже любви не по силам внести Гармонию в человеческое существование, а тем более отсутствие любви, помните?

                "Мне некого любить. Я не люблю." /С.Водолей/

          Ибо и лирический герой Анненского, и моя героиня признают только возвышенное чувство, а оно — невозможно в реалиях жизни.
          Объединяя нас в нечто одно, Единое, можно сказать, что именно такую возвышенную, одухотворенную любовь мы возводим в область "миров" и "светил". Это безупречное чувство мы именуем Звездой.
          Значимость образа подчеркивается строчным написанием первой буквы: "Звезды", "Ее", "с Ней" и так далее. Вообще все главные мотивы моей лирики естественно выделяются строчным употреблением первых букв. У Анненского достаточно вспомнить написание слов "Тоска" или "Совесть" в стихотворениях "Тоска возврата", "К портрету Достоевского". В моих стихах с некоторых пор я не могу слово Свет написать с маленькой буквы, как и названия Времён Года, и даже Месяца и много другого... Звезда, о которой пишет Анненский, становится для лирического героя последним пристанищем во множестве миров, а для меня, не могу не вспомнить один из моих любимейших фильмов "Безымянная звезда" с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским в главной роли, где главный герой - учитель астрономии открыл новую невидимую Звезду, находящуюся вблизи Веги, и назвавшую её по имени возлюбленной, Мона. Потрясающий фильм, где в маленьком городке сосредоточении обывательской жизни, где все жители тайно и в глубине подсознания мечтают уехать в огромный мир, где всё "вертится" как в "Покровских воротах". Ещё вспоминаю свою первую подборку стихов, принесённую в мае 2005-го годуа в редакцию литературного журнала "Даугава" к главному редактору отдела поэзии, известному поэту Леониду Черевичнику, который прочитав мои стихи, в качестве резюме сказал: "Слишком много звёзд!", что понимать можно было двояко. Но я тогда решила срочно уменьшить количество звёзд в своих стихах, и стала избегать этого слова. Но это тоже отдельный рассказ... Разве не символично?!

           Свет необязательно должен пониматься как энергия, делающая окружающий мир видимым. Свет может быть и светом Истины, высших Знаний, ответов на вопросы. На такое толкование слова указывает и фраза "сомненье тяжело", а иногда оно и невыносимо!..

                "Свет Истины горит во мне.
                Её сияние достойно
                любых невидимых планет,
                и тех, что видим. Непристойно
                не отделяя ДухоПлоть,
                хотим стоять и так, и эдак.
                Двух берегов беря в щепоть,-
                как дважды в реку входит плоть,
                и сферу неба Духа эго."         /С.Водолей/

           Даже Эдуард Лимонов, недавно ушедший от нас, совмещавший в себе в полной мере и революционную, социальную, земную жизнь, и любовь в собственном преломлении и понимании, так как не смог найти ту, Единственную, сколько бы ни искал, Незнакомку "по Блоку", ещё в юности, по его словам, так развратившего плоть души, и литературную, высшую сферу Познания, где как в стихах, так и в прозе он пытался ответить на Главные Вопросы мироздания и любого думающего человека, но так и не ответил до конца. Но зато имел своё понимание бога и объяснил существование человека на земле по-своему и весьма неожиданно, но, на мой взгляд, очень даже правдоподобно в своей книге "Ереси".
           При этом автор Анненский признается, что высшая любовь не даст ответов на его сомнение ("Не потому что от нее светло"), но она способна подарить поэту и его герою наиболее гармоничное для них состояние, когда "не надо света". В моём понимании, когда есть Свет в Себе, и ты черпаешь из него и продолжаешь длить его сияние...

           Стихотворение может быть написано ямбом или хореем, а напористость могут смягчить женские рифмы, чередующиеся с мужскими. Но отрицательный синтаксический параллелизм ("не потому ... а потому") прочно связывает воедино две строфы стихотворения. В моём случае, "я не даю себе обет: восторги сдерживать предвзято". Я люблю писать свободно, не оглядываясь на берега, застланные туманом. Интуиция всё-равно выведет меня куда надо. И я вернусь туда, откуда пришла.
           Поэт вводит в произведение высокую книжную лексику (светил, мерцание, томлюсь), чтобы подчеркнуть значимость переживаний лирического героя. В стихотворении просматривается развернутая метафора: храм — это Вселенная ("среди миров"), среди других многочисленных Вселенных. Лампады — "мерцание светил", действительно они мерцают таинственно и эта метафора очень подходит к "мирам, светилам". Молитва — обращение к Звезде ("одно Звезды я повторяю имя"). Сама Звезда при этом наделяется признаками божества.

                "В нас есть божественное.
                Значит, мы как звёзды." /С.Водолей/

           О стиле поэзии Анненского нередко говорят как о психологическом символизме. То же можно сказать и о меой поэзии. Моя лирическая героиня всегда погружена в сложные раздумья о загадках мироздания, он будто разгадывает собственные ощущения. Поэтому в наших стихах так много недосказанности и иносказаний. Живая магия жизни переходит в магию творчества, и наоборот... Любой настоящий поэт дышит этим, живёт этим, разгадывает тайны, окружившие его с Детства, переходящие в Юность и Молодость, а потом и в Зрелость, когда уже не так и страшно задавать Вопросы, на которые, ты знаешь это уже, нет Ответов на Земле. Религиозный обман-дурман, "опиум для народа" не на всякого думающего действует. Для тех, кто не остановился в своём познании себя и мира, он постепенно трансформируется в обман политический, государственный, призванный поддержать существующую власть, которая якобы "от бога", дабы попридержать языки и руки, и души, чтобы не восстали во Славу и защиту всегда обиженного властью народа. Не для этого ли придумали религию, а сегодня ещё и "в помощь власти" Короновирус, надевший на всех Маски, тем более в преддверии праздника Хэллоуин.* Именно в канун Дня Всех Святых почему-то разгуливается и веселится нечисть, символом которого сегодня стала короновирусная Маска.
            А сегодня получилась перекличка Времён через стихотворение Иннокентия Анненского. Разве это не магия?! Осталось только захотеть и приобрести Кипарисовый ларец, а ларцов мне всегда не хватает, столько накопилось украшений за всю жизнь...

3 апреля 1909 года - 24 октября 2021 года

*Надежда Александровна Павло;вич — русский поэт, переводчик, критик. Член Союза писателей СССР.
Дата и место рождения: 30 сентября 1895 г.
Дата и место смерти: 3 марта 1980 г., Москва, Россия
Книги: Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай: жизнеописание

**Хэллоуин — современный международный праздник, восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии, история которого началась на территории современных Великобритании и Северной Ирландии. Отмечается каждый год 31 октября, в канун Дня Всех Святых.

**Культурная Ойкумена Латвии. 1. Галерея Неллия
http://stihi.ru/2021/10/14/4390

Культурная Ойкумена Латвии. 2. Галерея Неллия
http://stihi.ru/2021/10/15/1856

Оберег Октября, белый Опал
http://stihi.ru/2021/10/20/3057

Гамаюн
http://stihi.ru/2021/10/21/1687

Полдень вчерашнего дня
http://stihi.ru/2021/10/23/2091

Всё опально во мне...
http://stihi.ru/2021/10/23/2409

Среди миров близ Царского Села. Об Анненском и о себе.
http://stihi.ru/2021/10/24/3085


Рецензии
" "Мне некого любить. Я не люблю." /С.Водолей/"
В Каскаде фонтанов Петергофа можете подобрать золотую статую античного бога и раствориться в золотой любви. ШУЧУ. Но стихов с таким сюжетом нее встречал.

Игорь Леванов   23.12.2021 10:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь.

Скоро доберусь и сюда...
/сейчас работаю.../

С УДОВОЛЬСТВИЕМ РАСТВОРЯЮСЬ В СТАТУЕ. Принимается как Выход...

С уважением,
СВет.💖👑
http://stihi.ru/2022/01/18/2887

Водолей 2   23.01.2022 08:18   Заявить о нарушении