Транс и благодать

Прочитала где-то, что христианам  "свойственно, находясь в храме, принимать за благодать состояние транса", в который они впадают благодаря ритмике непонятного текста и иным "элементам церковной службы".
Как же хорошо, что самые яркие мгновения благодати Божией мне довелось испытать не в храме, и потому скидки на ритмику и прочее в моем случае не работают.
В первый раз я шла зимой вдоль стены тогда еще полуразрушенного Зачатьевского монастыря, в центре которого, на месте храма, находилась школа, а кирпичные стены были обгрызены временем. Передо мной шли какие-то дядьки и весело переговаривались и шутили, и один из них подпрыгивал и пытался заглянуть за кирпичную стену, а другой его, смеясь, подсаживал. И вдруг ни с того ни с сего на меня накатила волна благодарности за всё - за протоптанную в снегу дорожку, за тёмный старинный кирпич, за этих дурачков смеющихся, за зимний московский воздух и за весь мир! И всё вокруг поплыло и вскипело слезами.
А второй раз - через много лет, когда я сидела дома перед телевизором (тогда у меня еще был телевизор!) и бездумно и расслабленно смотрела какой-то совершенно дурацкий фильм. И ничто не предвещало. И вдруг я ощутила, что пространство комнаты наполнилось смыслом и Присутствием необыкновенной любви, которая обняла и подступила к самой коже, и в ответ - огромная волна благодарности и чувство, что я прощена, - и слёзы.
Описать это невозможно, длилось не более минуты, да и говорить об этом не следует. Но почему-то сегодня подумала, что должна оставить это как свидетельство.


Рецензии