Михаил Дудин
Никогда не любил, а нынче и вовсе не терплю технику. Меж тем так случилось, что получил я права на грузовик, и, к тому же заимел удостоверение механика - водителя да еще "корочки" механизатора широкого профиля.
Итак, мне восемнадцать лет. Учусь в автошколе,а по пути домой захожу в книжный магазин, теперь, увы, уже бывший.
Нынче под более чем серьезной вывеской "Логос" торгуют хрусталем, золотом, одеялами и прочими нужными и не вполне необходимыми атрибутами телесного бытия.
Однако вновь вернемся на двадцать лет назад. При рытье на книжной полке попадается всякое, в том числе толстая книга стихов. Фамилия автора короткая и забавная - Дудин. Сам Михаил Александрович в краткой автобиографии сообщает, что в его родне были скоморохи, пляшущие и играющие на различных рожках и дудках. Оттого и пошли Дудины.
Быстро просматриваю страницу за страницей. Вдруг попадается странная строка: «Пророк рифмуется с пороком». Ничего себе «открытие». Но дальше - больше. В середине книги обнаруживается «Венок сонетов». Хорошо, что не в конце. Сложная форма. Я уже знал что это такое, прочитав книгу Владимира Солоухина, который, кроме языка прозы, владел и поэтическим мастерством.
Не любой стихотворец способен создать «венок». Только большой мастер. Однако ни Блок, ни Есенин, ни, тем более Маяковский, венки сонетов не сплели.
И всё же томик этот я так и не купил, хоть и показался он мне уютным, словно домик. Цена в три рубля при стипендии курсанта автошколы в восемьдесят пять рублей показалась слишком высокой.
Через два года в библиотеке солдатского клуба отыскал я-таки книгу стихов М.Дудина «Дерево для аиста». Сборник этот впоследствии получил Государственную премию России.
В ожидании заветного воскресного фильма в более чем прохладном кинозале, внезапно наталкиваюсь в книжке на строчки, опалившие меня запретной страстью и зарубежной экзотикой.
«Над землёй каруселя,
Клубятся созвездий рои.
Проститутки Марселя,
Печальные сёстры мои.
Ночь жестка и жестока
Упала на плиты ничком.
Ожиданье порока
Стучит о порог каблучком…
Строки несколько крамольные для 1980 года, хотя и нещадно бичующие капиталистический мир.
Чёткие, чеканные, строго подобранные добрые слова завораживают мастерством.
Делюсь впечатлениями с Сергеем Кузьминым, сутуловатым, заикающимся, но широко и глубоко начитанным парнем из славного города Воркуты.
Сергей моложе меня по службе на целый год. Я уже «дед» по армейским кастовым меркам, а он всего лишь бесправный «дух». Потому и дружить нам тесно по неписанным неуставным законам не положено.
Оттого и смотрят косо на наше душевное общение «старослужащие», долгими вечерами занятые подготовкой «дембельского альбома», полировкой самодельных значков, ушиванием мундира, углаживанием не чего-нибудь, а кирзовых сапог.
А мы с Серёгой говорим о Вознесенском, Есенине, Высоцком, и Окуджаве.
И, конечно, читаем и пишем. Вернее, пишу я, сочиняю стихи. Вспоминаются слова, посвящённые С.Кузьмину.
«Все, поверь мне, все на свете сбудутся
Яркие надежды и мечты.
Штреком ты проходишь, словно улицей,
Сероглазый парень с Воркуты…»
Однако вернёмся к Дудину. Поэт, человек, военный журналист, вынесший одно из самых жутких протяжённых событий Великой Отечественной - Ленинградскую блокаду, он и представить не мог, какая злоба в конце века разложит армию, расколет общество, уронит страну.
В поэме «Пулковский меридиан» слова поэта построены ровно и твёрдо, словно солдаты на марше, в любой момент готовые к бою.
Сергей Жуков. 2000.
Свидетельство о публикации №221122300583