Эбенизер Эрскин. Отступник

ОТСТУПНИК: ЗЛО И ОПАСНОСТЬ ОТСТУПНИЧЕСТВА
Эбенезер Эрскин (1725)

Если кто-нибудь отступит, душа моя не будет благоволить к Нему
 Евр. 10:38.

С того времени многие из учеников его возвратились и больше не ходили с Ним
Иоан. 6:66

В начале этой главы наш благословенный Господь совершает замечательное чудо: Он кормит пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, и остается двенадцать корзин с остатками. Толпа так увлеклась этим чудесным праздником, что люди подумали сделать его царем. Но наш смиренный Царь Сиона не проявил мирского величия, Его Царство не от мира сего; поэтому Он удаляется и переходит через море в Капернаум. Многие из множества, которых Он накормил, последовали за ним туда. И там наш благословенный Господь пользуется случаем, чтобы проповедовать им очень небесную и духовную проповедь, указывая на необходимость жить и питаться верой в Него, чтобы жить вечно. Эти плотские слушатели чрезвычайно поражены духовностью Его учения, рассматривая его как кучу необъяснимой чепухи и бессмыслицы. После чего они начинают отпадать от Него, как отмечает здесь евангелист, словами моего текста, С того времени многие из Его учеников ушли.
В этих словах мы можем заметить:
1. Отступничество или отход от Христа.
2. Время этого: а именно, с того времени или после того, как Он произнес предыдущую проповедь.
3. Причина этого, подразумеваемая в то время, а именно духовность Его учения.
4. Лица, виновные в этом отступничестве, а именно, называли себя учениками; и это не немногие, а многие из них.
5. Окончательный и непоправимый характер их отступничества, они больше не ходили с Ним.
Слова просты и понятны, и поэтому нет необходимости в каком-либо критическом объяснении. Поэтому возьмем у них  естественное наблюдение, а именно,
Доктрина.. “Что бывают времена, когда многие из мнимых учеников Христа отпадают от него, и это окончательно и безвозвратно. С того времени многие из Его учеников отошли и больше не ходили с Ним”.
Обращаясь к этой доктрине, я буду соблюдать порядок слов и немного поговорить:
I. Об этом отступничестве, или отпадении от Христа.
II. Поинтересуюсь немного причинами этого.
III. Скажу о его времени.
IV. О лицах, виновные в отступлении, а именно учениках.
V. Приведу несколько характеристик тех, кто окончательно отошел и больше не ходит с Ним.
VI. Попробую применить все целиком.
I. Сначава я немного расскажу об этом отступничестве или отпадении от Христа. И здесь я хотел бы:
1. Дать вам некоторые из библейских названий этого.
2. Сказать о видах и степенях этого.
3. Обратить внимание на некоторые его ингредиенты.
4. Упомянуть некоторые из его сопутствующих факторов.
Во-первых, я бы дал вам несколько библейских понятий, которыми это называется. И иногда это называется оглядкой назад: “Никто, взявшийся за плуг и оглядывающийся назад, не годится для Царства Небесного” (Лк.9.62). Друзья мои, вы утверждали, что обращаете свои лица к небесам; о, остерегайтесь оглядываться на своих старых возлюбленных: “Помните жену Лота”; берегитесь, чтобы Бог не воздвиг вас памятниками Его возмездия. Опять же, это иногда называют поворотом назад: “Иерусалим вздыхает и поворачивается вспять” (Плач 1.8). Путь на небеса не допускает отступления; вы все равно должны двигаться вперед, какое бы противодействие ни стояло на вашем пути. Также иногда это называется отступлением: " Если кто-нибудь отступит, душа Моя не благоволит к нему" (Евр. 10:38). Более того, это называется "скольжением обратно; что намекает, что люди, которые не тверды в религии, стоят на скользкой поверхности: “народ Мой закоснел в отпадении от меня” (Ос.11.7). Кроме того, это вызывается падением назад: : “Слово Господне было к ним, заповедь за заповедью и строка за строкой; чтобы они могли пойти и упасть назад, и быть сломленными, и пойманными в ловушку, и захваченными” (Ис. 28:13), и вы знаете, что падение назад чрезвычайно опасно. Наконец, не говоря уже о том, что это называется поворотом в сторону. Об Израиле сказано, что “они быстро отвернулись, как лукавый лук”, что нарушает замысел лучника, стреляющего теперь в сторону или рядом с целью. Те, кто “сворачивают на кривые пути”, каковы бы ни были их притязания на религию, упускают из виду то же самое, даже “знак и награду высокого призвания Божьего во Христе Иисусе; и будут выведены”, и будут иметь свою долю “с делателями беззакония”.
Во-вторых, я пришел поговорить о видах и степенях отступничества от Христа. И, чтобы не умножать различия, которые скорее готовы сбить с толку, чем назидать слушателей, я упомяну только  два или три
1. Отступничество от Христа иногда носит более универсальный и общий характер для тела церкви и нации вместе взятых. Таким образом, Эфес (Откр. 2) обвиняется в том, что она отпала от своей первой любви. И все израильское население вместе совершило отступничество, отправившись поклоняться идолопоклонническим тельцам, которых Иеровоам воздвиг в Дане и Вефиле: и это было настолько всеобщим, что пророк Илия подумал, что он остался один; хотя, действительно, Господь говорит ему, что у Него было “семь тысяч в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом”. И иногда это нечто более особенное и конкретное, как, например, когда одно общество, семья или конкретный человек вступают на путь отступничества и отступления от Христа и Его путей; примеры этого будут впоследствии названы.
2. Иногда это совершается более открыто, в отличие от первого случая, когда люди отказываются от самого исповедания религии, на которое они когда-то претендовали,  становясь открыто злыми и постыдно преступными, распуская поводья на пути греха. Или это более скрыто и тайно, когда, хотя все еще сохраняется исповедание религии, все же сила благочестия совершенно оставлена, и сердце поддерживает тесную связь с грехом и живет в тайной практике зла, несовместимом с правилами христианства.
3. Существует полное, а также частичное отступничество или отпадение от Христа. Полное или окончательное - это нечестивые, которые, когда они падают, подобны свинцу или камню, падающему в глубокую воду, которые никогда больше не поднимаются; как сказано о фараоне и его воинстве: “Они утонули, как свинец, в могучих водах”: они совершают полное “кораблекрушение веры и чистой совести”. Частичное отступничество случается даже с самими благочестивыми. Я могу назвать это временным падением; ибо они могут быть оставлены на значительное время, чтобы сделать много печальных шагов отступничества от Христа и Его путей, как это ясно из примеров Давида, Петра, Авраама и многих других. Но когда они падают, они подобны дереву или пробке, падающим в воду, которые, хотя сначала и тонут, все же воскресают верой и покаянием, которые влияют на изменение их жизни и которые, преследуя Божественную цель благодати для их спасения, приводятся в действие в них Святым Духом, согласно Пс.. 37:24: “Даже если он падет, он не будет полностью повержен, ибо Господь поддерживает его рукой Своей”.
Отступничество, о котором здесь говорится в тексте, по-видимому, относится к первым видам каждого подразделения. Оно было всеобщим и публичным; ибо таковых было великое множество, как мы читаем в начале главы: оно было открытым и явным; ибо они пренебрегли Христом перед лицом солнца; и это было полным и окончательным; они больше не ходили с ним и больше не заботились о Христе.
В-третьих, я начинаю замечать некоторые составляющие этого отступничества, о котором здесь говорится: и, похоже, в нем были такие вещи:
1. Недовольство Христом и поношение как Его, так и Его пути; ибо они сказали в ст. 42: “Разве Его отец и его мать и сестры не с нами? как же тогда Он спустился с небес?”
2. Ропот и осуждение духовности Его учения из-за укоренившейся вражды и предубеждения против него: ст. 41: “Они роптали на Него, потому что он сказал:” Я есмь хлеб жизни, сошедший с небес “”и снова: "Это тяжелые слова, кто может их услышать?"
3. Формальный спор и возражение против Его учения, как противного разуму. Они установили свой разум в качестве стандарта откровения и не получат ничего, кроме того, что они смогли постичь; ибо они боролись или спорили “между собой, говоря: как может этот человек дать нам Свою плоть в пищу?” (ст. 52).
4. Формальный отказ от Христа и возвращение к своему старому образу жизни, в результате чего их последний конец был хуже, чем их начало; ибо они вернулись и больше не следовали за Ним, как в тексте.
В-четвертых, я хотел бы упомянуть некоторые сопутствующие обстоятельства отступничества от Христа.
1. Это обычно сопровождается колебаниями между грехом и долгом, как колебался Израиль между Богом и Ваалом: “Как долго, - говорит им Илия, “вы будете колебаться между двумя мнениями? Если Господь Бог, следуйте за Ним; но если Ваал, то следуйте за ним”. Когда это колебание постигает людей, они не могут долго стоять; ибо “человек с двоящимися мыслями непостоянен во всех своих путях”,говорит Иаков. “Их сердце разделено; поэтому они будут признаны негодными”.
2. В них обычно присутствует дух наемничества. Ибо, как  мирские интересы являются источником всей их религии, так это источник их отступничества  от нее; как ясно из того, что наш Господь говорит Своим мнимым ученикам: “Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что вы ели от хлебов и были сыты”. Там, где преобладает этот корыстный дух, люди будут стоять на стороне Христа и религии до тех пор, пока они будут придерживаться своих эгоистичных и мирских замыслов, но не более того. Христос, совесть, религия и все остальное должны рабски подчиниться этому в конце концов.
3. Это сопровождается расширением христианской свободы до крайности и забавой с проявлениями зла. “О, - скажет человек, - зачем нужна вся эта ненужная скрупулезность и точность? Я могу зайти так далеко, и все же оставаться в согласии как с Богом, так и с чистой совестью”. Как Ева, которая думала, что может поддаться искушению, не рискуя скомпрометировать себя; или Самсон, который думал, что может развлекаться с Далилой и все же оставаться с Богом. О господа, опасно подходить слишком близко к Божьим тропам; ибо, как говорится, тот, кто пойдет так далеко, как только сможет, когда представится случай, пойдет дальше, чем следовало бы.
4. Это сопровождается возмущением на упреки. Люди не могут смириться с тем, что их язвы разорваны, а зло их путей открыто. Пусть служители проповедуют всегда такую здравую доктрину, но если они только укажут на места, где находятся их отступники, в настоящее время они подобны диким быкам в сети, полным ярости и негодования. Мы находим слишком много этого, даже у хороших людей, когда они впали в частичное отступничество. Аса был так раздражен упреком пророка, что бросил его в темницу за то, что он сказал ему, что он утратил прежнее доверие к Богу, когда войско эфиопов выступило против него. И галаты считали Павла своим “врагом, потому что он сказал им правду”.
Ухватившись за репутацию тех, кто стоит на своем или кто дает какие-либо свидетельства против отступничества, и если они могут воспринять любое такое действие, кроме самого незначительного неправильного шага, они обязательно сделают его максимально открытым и публичным для мира, насколько это возможно, и представят его в самом мрачном виде, какой только можно себе представить. Это очень верное наблюдение, что отступники обычно злословят. Им невыносимо видеть, как кто-то превосходит их самих в святости и нежности; и поэтому они прибегают к уловке, чтобы нанести ущерб репутации тех, кто не может сравниться с ними самими. Это заставило Давида молиться: “Избавь меня, Господи, от всех беззаконий моих и не сделай меня поношением глупых, ибо, когда нога моя соскальзывает, враги мои поднимаются против меня”.
6. Разделение обычно является сопутствующим явлением и плодом отступничества. Если бы мы проследили все разногласия до их источника, из-за которого были разорваны самые сокровенные части церкви Божьей, начиная с первых веков христианства, мы все равно обнаружили бы, что они поднимаются из горького источника отступничества. Что это было, как не отступничество некоторых в церкви Коринфа, породившее то разделение, на которое жалуется апостол, 1 Кор. 1. Что, кроме отступничества Римской церкви, привело к такому широкому разрыву между протестантами и папистами? Это правда, каждая партия и группа людей проповедовали мир и кричали против разделения; как паписты по сей день восклицают против нас за то, что мы якобы совершили разрыв в церкви Христовой, в то время как не мы, а они сами совершают разрыв своими отступничествами. Мы не должны говорить, что возможно соединение с кем-то на пути греха, или можно купить мир за счет истины и святости. Таково было мнение доброго старого Иакова на смертном одре,: “Симеон и Левий-братья по беззаконию: орудия жестокости находятся в их жилищах. О душа моя, не входи в их тайну” (Быт 49:5). Многое другое можно было бы добавить как сопутствующее отступничеству, но я не должен на этом настаивать. Поэтому я продолжаю.
II. Вторая вещь в тексте и методе, которая заключалась в том, чтобы немного разобраться в причинах отступничества.
1. Основной причиной или, скорее, поводом для упомянутого здесь отступничества было несоответствие учения Христа чувственным и плотским наклонностям этих мнимых учеников, упомянутых в нашем тексте. Его учение не соответствовало их настроению и не отвечало их ожиданиям; поэтому они ушли и больше не ходили с Ним. Точно так же, как и многие из нас, кто, если служители не проповедуют в соответствии со своими фантазиями, если они свободны и верны и проповедуют против отступничества, в котором они виновны, они либо поворачиваются к ним спиной, либо кричат на них как на людей буйного духа, чуть ли не поджигателей. Но служителей не нужно обескураживать по этому поводу, поскольку апостолы нашего Господа характеризовались таким же образом: “Это те, кто перевернул мир с ног на голову”. Я боюсь, что среди нас есть много людей, которые, если бы они говорили на языке своих сердец, присоединились бы к этому народу,: “Которые сказали своим провидцам: не смотри; и пророкам: не пророчествуй нам правильно, говори нам гладко, пророчествуй обман "Ис. 30:10". Но, господа, нам не нужно удивляться, видя, как люди спотыкаются о простые истины слова, видя, что Сам Христос “дан к падению”, а также к “восстанию многих в Израиле”.
2. Любовь к мирским богатствам-еще одна великая причина отступничества, как ясно из того, что говорит апостол,: “Любовь к деньгам-корень всего зла, которого некоторые жаждали, но они уклонились от веры и пронзили себя многими скорбями” (1 Тим. 6:10). Там, где в сердце преобладает любовь к миру, любовь к Богу не может быть сильной; ибо “если кто любит мир, в нем нет любви Отца”, а там, где нет любви к Богу, этот человек не может не искать своего.
3. Любовь к мирской легкости - еще одна великая причина отступничества от Христа, особенно во время гонений за Евангелие; ибо тогда будет сказано, как Петр Христу, когда отговаривал Его идти в Иерусалим: Учитель, пощади Себя; лучше всего спать в целой шкуре. Но давайте вспомним, что говорит Христос в этом случае в Мтф. 16:25: “Всякий, кто спасет свою жизнь, потеряет ее; и всякий, кто потеряет свою жизнь ради Меня, обретет ее”.
4. Страх перед человеком - еще одна причина отступничества: “Страх перед человеком, - говорит Соломон, - создает ловушку”; особенно страх оскорбить и вызвать недовольство больших людей, от которых мы в какой-либо степени зависим. Но в качестве противоядия от этого давайте сравним гнев человеческий с гневом вечного Бога. Рискнем ли мы наткнуться на “толстые выступы щита Всемогущего”, чтобы избежать неудовольствия такого червя, как мы сами?: “Кто ты такой, чтобы бояться человека, который умрет, и сына человеческого, который станет как трава? и забываешь Господа, Творца твоего, Который распростер небеса и положил основания земли?” (Ис. 51:12). С той же целью дается это предостережение, данное нам нашим благословенным Господом; “Не бойся человека, который может убить тело, но не может убить душу” и т.д.
5. Дурной пример оказывает таким образом пагубное влияние; и особенно дурной пример влиятельных и авторитетных людей, таких как служители и судьи. У вас есть слово для этого: “Слушайте это, о священники, и приклоните ухо, о дом царя; ибо суд над вами; потому что вы были ловушкой в Массифе и сетью, раскинутой на Фаворе” (Ос. 5:1). Когда мы испытываем великое почтение к какому-либо человеку, мы очень готовы последовать его примеру. Таким образом в Гал.2:13 Варнава и многие обращенные иудеи в Антиохии были увлечены притворством Петра, который казался им столпом; за что Павел противостоял ему прямо в лицо. Давайте всегда помнить, что мы не должны быть последователями ни одного человека, но лишь в той мере, в какой те являются последователями Христа.
6. Вероломство и обман сердца с его естественной склонностью ко греху: “Сердце более всего лживо и отчаянно порочно”. Этот характер, данный Израилю, чрезвычайно применим к нему: “Они склонны к отступничеству” (Ос.11:7). В сердце человека есть не только легкость и склонность ко греху, но и сильная склонность к нему. Так что не без оснований Соломон говорит нам: “Тот, кто полагается на свое собственное сердце, глуп”. (Притч 28:26) Поэтому давайте обратимся к этому предостережению апостола в Евр. 3:12: “Берегитесь, братья, чтобы ни в ком из вас не было злого сердца неверия, чтобы не отступить от Бога живого”. Я мог бы упомянуть много других причин, если позволит время, таких как абсолютное и откровенное лицемерие в  отношениях с Богом. Если сердце не будет “право с Богом", люди никогда не смогут быть “твердыми в Его завете”. Опять же; уверенность в себе, когда люди полагаются на собственное понимание, доверяют своей  силе; подобно Петру: “Хотя бы все люди оставили Тебя, но не я”. Эти решения, основанные на нашей собственной силе, окажутся подобными тыкве Ионы, они увянут и сойдут на нет, как только на них подует ветер искушения. Мы не должны доверять никакой сотворенной благодати, которая есть в нас, но только благодати, которая есть во Христе Иисусе: “Будьте сильны в Господе и в силе Его могущества”. Опять же; когда люди добровольно ослабляют бдительность, они становятся легкой добычей дьявола: и поэтому: “Будьте трезвы, будьте бдительны; для вашего противника дьявол ходит, как рыкающий лев, видя, кого он может поглотить". Опять же, так бывает, когда люди не закладывают надежный фундамент. Тот, кто строит, должен подсчитывать стоимость. Те, которые не имеют в себе прочного корня благодати, отпадут во время искушения. Вот то, что я должен был сказать о причинах отступления.
 III. В-третьих, нужно было немного разобраться во времени отступления. Эти слова также дают основание для такого вопроса: с того времени многие из Его учеников отошли. Вы можете вспомнить эти несколько причин, среди многих других:
1. Отступничество может произойти после того, как Бог проявит очень заметные и замечательные явления в Своем провидении для народа. Христос, в начале этой главы, подал знамение, да, чудесное явление, для тех людей, накормив их в пустынном месте; и все же через день или два они отошли и больше не ходили с ним. Это был грех Израиля: Бог избавляет их от египетского рабства внушающим благоговейный трепет способом, преследуя их врагов и разделяя Красное море перед ними; и все же они вскоре забыли Его могущественные дела и свернули с правильного пути. И, увы! Не может ли это усугубить отступничество, в котором мы виновны на этой земле, если мы отвернулись от Бога после многих удивительных и почти чудесных избавлений, которые Он совершил для нас?
2. Отступничество часто случается в разгар самого ясного откровения Евангелия и когда свет Евангелия сияет среди людей с наибольшей яркостью. Эти люди здесь слышали проповедь самого Христа, Который говорил так, как никогда не говорил человек; и все же, сразу же после того, как люди услышали Его, они повернулись к Нему спиной. Это также усугубляет наше отступничество и многочисленные грехи, поскольку они находятся под самым ясным светом евангельского откровения: “Если бы Я не пришел и не заговорил с ними, у них не было бы греха; но теперь у них нет прикрытия для их греха”.
3. После очень торжественных признаний в любви и дружбе Христу. Эти люди здесь исповедовали такое стремление ко Христу, что они должны были бы сделать его царем; и они так увлечены им, что следуют за ним на другую сторону моря; и все же, увы! Они вернулись и больше не ходили с ним. Таким образом, Израиль также, по-видимому, заявлял, что “все, что Господь, их Бог, повелит им”, они будут “соблюдать и исполнять”; но они быстро “отвернулись, как после лукавого поклона”. Друзья мои, вы заявляли о дружбе со Христом перед людьми и ангелами, принимая символы Его тела и крови: о, позаботьтесь о том, чтобы вас не обнаружили практически отказывающимися от своих священных обязательств, вступая на путь отступничества. Увы! Разве отступничество многих исповедующих не совершилось после стола причастия? Они уходят, после того как получили как подачку, с большим количеством ада и дьявола в них, чем раньше.
4. После некоторого замечательного общего озарения и кажущегося опыта в религии, как в Евр. 6. Это было большим усугублением греха Соломона, что он сбился с пути после того, как Господь несколько раз явился ему.
5. Время мирского процветания.: “Иешурун растолстел и ударил ногой” (Втор.32:15); “На их пастбище, так они насытились: они насытились, и сердце их возвысилось; поэтому они забыли Меня” (Ос. 13:6).
6. Время испытаний и преследований за праведность, когда враги посягают на права и привилегии церкви Христовой, бросают огонь в Его святилище и оскверняют жилище его имени. Это время, когда Господь призывает к особому свидетельству о Себе со стороны исповедующих; и все же даже тогда многие падают и плывут по течению. Слушатели на каменистой почве: “когда из-за слова возникает скорбь или гонение, они немедленно обижаются”. Гнилые фрукты обычно падают во время шторма, а ветер обычно уносит мякину.
7. Отступничество может произойти среди людей, даже если есть остаток, который стоит на своем и сохраняет свою неколебимость; как вы видите здесь. Когда толпа повернулась спиной ко Христу, Он говорит своим ученикам: “Вы тоже уйдете?.” На что они ответили: “Господи, к кому нам идти, как не к Тебе? у Тебя есть слова вечной жизни”.: “У тебя есть несколько имен даже в Сардисе, которые не осквернили своих одежд” и т. д. (Откр.3:4)
IV. Четвертое - это выяснить, кто те, что отступают от Христа. Здесь нам говорят, что они были учениками; то есть они так заявляли. Они притворялись учениками и прошли значительный путь со Христом, который приобрел для них этот характер. Итак:,
1. Они вошли в школу Христа и получили много приятных уроков; но, услышав многое, они не заметили этого. Они были учениками, ибо они владели Им как своим Учителем и Господом: ст. 25. “Когда они нашли его на другой стороне моря, они сказали ему: Равви, когда ты пришел сюда?” и, ст. 34: “Господи, всегда давай нам этот хлеб”. Того же рода те в Мтф.7:22), которые восклицали: “Господи, Господи, разве мы не пророчествовали во имя Твое?” и т. д.
2. Они были группой людей, которые какое-то время имели пламенное влияние на них: ибо они не только последовали за Христом через море, но у них были, по-видимому, очень сильные стремления ко Христу и хлебу жизни; ибо они говорят: “Господи, во веки веков дай нам этот хлеб”. Но хотя “устами своими они притворялись, что любят, все же сердце их устремилось за их алчностью”.
3. Они называются учениками; ибо они присоединились к обществу истинных и настоящих учеников Христа и шли  вместе с ними, следуя за Христом в течение значительного времени; но все же в конце концов они поворачиваются к Нему спиной.
4. Они были очевидцами и свидетелями учения и чудес Христа; и все же, несмотря на все это, они отошли  и больше не ходили с ним. Таким образом, вы видите, по какой причине их можно было бы назвать учениками.
И теперь, видя в тексте, что нам говорят, что их было много; следовательно, вы можете сделать поэтому следующие замечания:
1. Что среди множества исповедующих у Христа обычно есть лишь небольшое число сторонников во время просеивания: была лишь горстка, которая оставалась со Христом; наибольшее множество отпало. Куча кукурузы очень мала, если отделить от нее солому и мякину. Стадо Христа - это всего лишь малое стадо: “Многие призваны, но немногие избраны. Тесны врата, и узок путь, ведущий к жизни, и немногие находят его”.
2. Как у Христа лишь небольшое число сторонников, так и наибольшее число исповедующих обычно танцуют под дудку дьявола и следуют течению времени. Многие из них отошли, только двенадцать остались: “Широк путь, ведущий к погибели, и много там тех, кто идет по нему”.
3. Отступничество от Христа имеет очень распространяющуюся и заразную природу; “немного этой закваски” достаточно для того, чтобы ” заквасить все тесто"; подобно зловонному воздуху, оно пролетает над целой страной или королевством за очень короткое время. Среди многих тысяч израильтян только семь тысяч не поклонились Ваалу. В Сардах было только “несколько имен, которые не осквернили своей одежды”. Отсюда следует,
4. Что путь множества всегда следует подозревать. И люди никогда не должны считать себя в достаточной безопасности, потому что у них много соседей; ибо мы не должны “следовать за множеством, чтобы творить зло”, поскольку путь множества - это путь, обычно ненавидимый Богом.
5. Последователям Христа не нужно впадать в уныние из-за малочисленности их числа, ибо так было во все века. Так было с самого начала и так будет до конца мира: “Когда придет Сын человеческий, обретет ли Он веру на земле?” И поэтому я говорю: хотя вы должны сидеть, как пеликан и сова в пустыне; хотя вы должны стать гласом вопиющего и быть гонимыми за знамения и чудеса в Израиле из-за необычности вашего пути; все же не падайте духом от этого, ибо гораздо лучше отправиться в рай одному, чем в ад в компании.
Теперь, если спросить, почему Господь терпит неудачи среди своих мнимых учеников? Я отвечаю кратко:
1. Потому что у Бога будет разница “между драгоценным и мерзким"? : “Среди вас должны быть ереси, чтобы утвержденные могли проявиться (1 Кор. 11:19). Бог отделит плевелы от пшеницы, шлак от истинного золота; он докажет и испытает Свой Израиль, чтобы его можно было отличить от других.
2. Чтобы истинным ученикам было предложено прилепиться к Господу с большей твердостью и решимостью: “Господи, к кому нам идти, как не к Тебе?” - сказали двенадцать, когда увидели убегающую толпу. У нас есть слово для этой цели,: “Невинный восстанет против лицемера”, а затем сразу следует: “Праведный будет держаться своего пути, и у того, у кого чистые руки, прибавится сил” Иов 17:8,9 в иарите“он все сильнее и сильнее”, намекая, что отступничество лицемеров от пути Господня обостряет решимость истинно благочестивых в прилеплении к Нему; ибо в такое время Бог как бы провозглашает свое воззвание в лагере Израиля: “Кто на стороне Господа?” К этому мы можем добавить, что эти отступничества мнимых учеников действительно, на пути праведного суда, становятся камнем преткновения для других, из-за чего они ожесточаются на пути греха. И таким образом, горе обрушивается как на обидчика, так и на оскорбленного; согласно Христу,: “Горе миру из-за соблазнов: ибо должно быть так, чтобы соблазны приходили; но горе тому человеку, через которого приходит соблазн". (Мтф. 18:7).
V. Пятое - дать несколько характеристик тех, кто окончательно отпадает и больше не ходит со Христом. Только, прежде чем я продолжу, я бы предположил, что я здесь не предлагаю давать положительные оценки неисправимого состояния; ибо кто может установить границы бесконечной благодати и милосердия Того, для Кого ни один случай не является отчаянным, и “Кто способен спасти до крайности” греха и до крайности страдания? Но все, что я делаю, это предлагаю некоторые печальные симптомы или предположения о безвозвратном отступничестве.
1. Это зловещее свидетельство окончательного отступничества, когда люди отходят от исповедания и религиозной практики после некоторых, хотя и обычных, озарений и возгреваний Духа, о которых вы можете прочитать в Евр.6:4-6.
2. Когда люди, благодаря влиянию этих общих озарений в познании Христа, были приведены к значительному продвижению на пути религии, и все же впоследствии отступают и возвращаются в ту же лужу зла, которой они, казалось, избежали. Для этого у вас есть веское Писание, 2 Пет..2:20,21.
3. Когда люди сознательно и умышленно вступают на путь греха, после того как они получили знание истины, о чем см. Евр.10:26,27. Когда люди доходят, особенно после исповедания религии, до того, что становятся насмешниками истинного благочестия, пытаясь высмеивать священные вещи и тех, кто не принадлежит к их религии, кого они считают стремящимися к небесам: это черная метка того, кто полностью отказался от Бога; это открытое объявление войны небесам. “Не будьте насмешниками, чтобы ваши узы не укрепились”.
4. Те, чьи сердца наполнены злобой против образа Божьего в Его народе, кто отвергает и ненавидит сам образ святости в его народе, и поэтому становятся открытыми гонителями Христа в Его членах и используют все мыслимые методы, чтобы искоренить имя Христа и христианство из мира: как это сделал проклятый отступник Юлиан.
5. Когда люди добиваются успеха и процветания путем греха. Они жаждут греха, и Бог исполняет желание их сердец. Это признак полного и окончательного отступничества; ибо, говорит Господь, “отступники в сердце будут исполнены своих путей". Возможно, вы думаете, что все правильно, потому что Бог в Своем провидении не останавливает вас на ваших греховных путях. Но уверьте себя, что не может быть более печального знака Его гнева и мести; ибо тогда он, кажется, говорит: “Они присоединились к своим идолам, оставьте их в покое. Пусть тот, кто грязен, будет еще грязнее”.
6. Когда, после испытаний совести, упреков от слова и Духа за грех, все замолкает в глубокой тишине, и чувства души погружаются в глубокий сон, тогда может показаться, что Бог говорит, как Он сказал древнему миру: “Дух Мой больше не будет бороться с ними”. Они “не послушали Моего голоса, и Израиль не послушал  меня". Поэтому Я предал их похотям их собственных сердец; и они поступали по своим собственным советам. Я бы очистил их, но они не были очищены; поэтому они больше не будут очищены от своей скверны, пока Я не обрушу на них Свою ярость”. У нас есть печальный пример такого рода в Ис.6:10: Есть народ, над которым Бог приложил много усилий, как мы читаем в гл. 5. Он избрал их Своим виноградником, посадил их на плодородной почве, но весь Его труд пропал даром; они все еще шли по пути отступничества; “вместо винограда они вырастили дикий виноград”. Что ж в конце концов Бог запечатывает их ударом осуждаемой слепоты и жестокости; чтобы никакие упреки со стороны слова, провидения или совести никогда не коснулись их. “Иди, - говорит Господь, - и сделай сердце этого народа тучным, и заткни уши их, и закрой глаза их, чтобы они не увидели своими глазами, и не услышали своими ушами, и не поняли своими сердцами, и не обратились, и не исцелились”.
Прежде чем я перейду к заявлению, я покончу с вопросом, который, возможно, готов задать какой-нибудь серьезный человек, относительно того, что было сказано в предыдущей главе, а именно: в чем заключается разница между частичным и временным отступничеством благочестивых и этими полными, окончательными и безвозвратными отступничествами лицемеров и временных верующих?
На что я отвечаю:
1. Верующий, когда его оставляют отступать или впадать в какой-либо грех, воет и стонет под этим; это тяжело ложится на него, как бремя, слишком тяжелое для него, чтобы нести его. “Беззакония мои овладели мною, так что я не могу поднять глаз; они больше, чем волос на голове моей, поэтому сердце мое подводит меня”. Таковые никогда не смогут наслаждаться с удовлетворением, пока снова не выздоровеют. Пример этого мы имеем в апостоле Петре, который, после того как он был оставлен, чтобы совершить этот грязный шаг отступничества, отрекшись от Христа с проклятиями: после того, как Христос взглянул на него, он вышел и горько заплакал. То же самое мы видим у Давида в Псалме 50. После того, как он был виновен в убийстве и прелюбодеянии, в деле Урии и Вирсавии, как он сокрушается и оплакивает свою глупость? И то, что их главным образом касается, является не столько уголовным, сколько моральным злом их отступничества; они не столько огорчены тем, что сами страдают, сколько тем, что Бог обесчещен, а религия оскорблена их делами; как мы видим у Давида в Пс. 50:4: “Против тебя, только тебя, Я согрешил и сделал это зло в твоих глазах”.
2. Они никогда не успокоятся, пока вина и грязь их греха не будут искуплены и смыты кровью и Духом Господа Иисуса; и весь мир не успокоит их совесть, пока это не будет достигнуто. О, говорит Давид, после того как он совершил этот мерзкий шаг: “омой меня основательно от беззакония моего и очисти меня от греха моего”, и еще раз в ст. 7: “Очисти меня иссопом, и я буду чист, омой меня, и я буду белее снега”. В то время как лицемер, когда он падает, удовлетворяет крики своей совести либо смягчением своего греха, либо умножением своих обязанностей. “Будет ли Господь доволен тысячами баранов или десятью тысячами рек масла?” Но он никогда не бежит ко Христу, чтобы его “совесть была окроплена от мертвых дел".
3. Верующий, после того как он пал, не удовлетворяется обращением от греха к Богу, но он должен иметь некоторые оживляющие намеки на Божью милость и примиренное лицо: как Давид (ст. 8:) “Сделай так, чтобы я услышал радость и веселье; чтобы кости, которые ты сломал, могли возрадоваться”. Хотя бы  весь мир должен был заискивать перед ним, все же это не доставит ему удовольствия, если он не получит улыбку от самого Бога.
4. Когда верующий падает, его падение приводит его к оплакиванию развращенности его природы. Он ведет потоки к источнику, садится там и плачет над ним, как причиной всех его отступничеств и отступлений от Бога, как это сделал Давид (ст. 5:) “Вот, Я был создан в беззаконии, и во грехе зачала меня моя мать”, и взирает на Бога в поисках обновляющей благодати (ст. 10:) “Создай во мне чистое сердце, о Боже, и обнови во мне праведный дух”. В то время как лицемеры оплакивают потерю своей репутации больше, чем свой грех или то, что они сделали. развращение их природы.
5. Когда верующие падают, они получают новые обязательства по благодати, чтобы более тесно общаться с Богом, чем когда-либо прежде, и стараться быть более полезными Ему в своем поколении, чем когда-либо; как Давид (ст. 12,13:) “Верни мне радость Твоего спасения; тогда Я научу беззаконников Твоим путям, и грешники будут обращены к Тебе”.
6. Как обожженные дети боятся огня, так и верующие боятся снова впасть в те же грехи; и знают, что заключить соглашение с Богом не в своих собственных, а только в его силах, чтобы сохранить их; как Давид: “Поддержи меня свободным Духом твоим” и еще в другом месте: “Поддержи мои хождения по Твоим путям, чтобы мои шаги не скользили” и Пс. 118: 5: “О, если бы мои пути были направлены на соблюдение твоих уставов!”. Теперь, по этим признакам частичного падения благочестивых, вы можете легко понять разницу между ними и проклятым и полным отступничеством лицемеров и нечестивцев.
А теперь я перехожу к применению этой доктрины; и все, что я использую, будет заключаться в слове увещевания. Так ли это, что многие из мнимых учеников Христа так или иначе полностью и окончательно отпадают от Него? Тогда позвольте мне увещевать и убеждать всех, кто меня слышит, но особенно вас, кто поднимал свои руки к Нему за столом причастия и называл себя его учениками, возлагая свои руки на убитого Искупителя, стремиться к твердости и неизменности, прилепляясь ко Христу и Его пути. О, пусть это не будет сказано о вас, как сказано об этих учениках здесь: "С того времени они отошли  и больше не ходили с Ним".
Чтобы усилить это увещевание, рассмотрим, во-первых, зло отступничества либо частично, либо полностью.
1. Это провокация худшей природы. И особенно в этом есть два зла, которые не могут не пробудить Божественного негодования, а именно: предательство и неблагодарность. Во-первых, в этом есть предательство. Какой муж хорошо воспримет, если его жена бросит его и последует за другими любовниками? Друзья мои, вы торжественно принимали Бога как своего Супруга перед ангелами и людьми; и не будет ли это предательством в высшей степени - пойти и продать свои души греху, его величайшему врагу? Не бросит ли это клевету и поношение на Бога, как будто другие были лучше Его? Это заставит Его сказать: “Какое беззаконие нашли во мне ваши отцы?” и т. д. “О народ мой, что я сделал тебе? и чем я утомил тебя?”. Во-вторых, несомненно, в этом тоже есть неблагодарность. Это было очень резкое слово, которое Христос сказал Своим ученикам в стихе, следующем за нашим текстом: “Неужели и вы оставите Меня?” То же самое Он говорит каждому из вас: "Неужели вы тоже уйдете, после таких доказательств Моей доброты, после таких повторявшихся клятв и обязательств?’ Из всего этого очевидно, что отступничество - это провокация худшей природы.
2. Ваше отступничество нанесет глубокую рану религии и вызовет поношение на добрых путях Божьих. Вы признавали его своим Господином и Хозяином и заявляли перед всем миром, что считаете Его службу лучшей службой, Его плату лучшей платой; что один день в Его дворах лучше тысячи. Теперь, если в конце концов вы отступите, не сделает ли мир вывод, что вы не нашли в Его служении того, чего ожидали? И таким образом другие будут пугаться  добрых путей Господних.
3. Вы огорчите сердца благочестивых, чьи сердца Бог не огорчил бы. И опасно обижать одного из Его малышей: “Лучше было бы для тебя, если бы тебе повесили мельничный жернов на шею и бросили в середину моря, чем если бы ты обидел одного из этих малышей”.
4. Если вы отступите в целом и будете постоянно отступать назад, это будет прелюдией вашего вечного изгнания и отделения от присутствия Божьего. Божья душа не испытывает удовольствия от отступников, и поэтому они никогда не смогут получить доступ в Его милостивое присутствие; следовательно, ” будут наказаны вечной погибелью”.
5. Если вы являетесь верующими и частично сомневаетесь, вы должны вложить кнут в руку Бога, чтобы наказать вас. Если после этого вы станете беспечными в своем хождении, более небрежными в исполнении своих обязанностей, менее чистыми, менее пылкими, менее живыми, чем раньше, вы можете заверить себя, что не останетесь безнаказанными: “Я знал только вас из всех народов земли; поэтому Я накажу вас за все ваши беззакония.  Если дети его отрекутся от закона Моего и не будут соблюдать заповедей Моих, то Я накажу их беззаконие жезлом, а их беззаконие ранами”.
Во-вторых, подумайте о некоторых больших преимуществах неизменности в том, чтобы прилепиться ко Христу и твердо стоять на Его деле и интересах.
1. Это даст вам много внутреннего мира и спокойствия ума: “Великий мир у всех, кто любит закон Твой”. Бог говорит Израилю, что если бы они прилепились к Нему и Его пути,” их мир был бы как река, а их праведность - как волны морские”.
2. Это прославит Бога и отразит блеск религии; заставит мир прийти к выводу, что вы служите хорошему Учителю. Отсюда и слова Христа: “Да воссияет свет ваш так пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного”.
3. Как отступничество наносит удар по духу при приближении смерти; так и устойчивость сердца на пути Господа придает мужество и уверенность через Христа при приближении этого мрачного посланника Господа Саваофа. Отсюда слова Павла: “Я сражался в добром бою; я закончил свой путь; я сохранил веру. Отныне для меня приготовлен венец праведности” и т.д.
4. Награда благодати обеспечена во Христе непоколебимой душе: “Будьте тверды и непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, и труд ваш не будет напрасен в Господе” (1 Кор. 15:58). Помните, что ваше право на награду приходит благодаря вашему союзу со Христом; и о, как славна эта награда, на которую имеет право стойкая душа через Него! Ему обеспечено царство: “Вы те, которые пребывали со Мной в моих искушениях; и Я назначаю вам царство”: “Побеждающему дам сесть со мною на престоле Моем” (Откр. 3:21). Венец обеспечен; венец жизни: “Будь верен до смерти, и Я дам тебе венец жизни”. Венец славы: “Когда явится главный Пастырь, вы получите венец славы, который не угаснет”. Венец праведности, который “уготован для всех, кто хранит веру и любит Его явление”. Венец радости, да, венец вечной радости, будет “на их головах, и печаль и воздыхание удалятся”.
 Я заканчиваю двумя или тремя советами:
1. Позаботьтесь о том, чтобы основание было хорошо заложено на вечной Скале Иисусе Христе; ибо это основание, которое Бог заложил на Сионе, и другого основания никто не может заложить. Вы должны быть прикреплены к этому фундаменту Духом и верой, иначе вы никогда не сможете выстоять в день испытания; ибо ваш корень - гниль, ваш “цветок опадет, как пыль”. Дом, построенный на песке, рухнул, когда пришли наводнения, и ветры подули и обрушились на него; но дом, основанный на этой скале, выстоит против всех усилий врат ада.
2. Сохраняйте вечное подозрение в своих сердцах; ибо “тот, кто верит в  собственное сердце, глуп”, считая, что оно “обманчиво превыше всего и отчаянно порочно”. Особенно обратите внимание на действие и ростки горького корня неверия, который заставляет отступать от живого Бога (Евр. 3:12).
3. Следите за обетованиями постоянной благодати, особенно за сказанным: “Я заключу с ними вечный завет, что не отвернусь от них, чтобы делать им добро; но Я вложу свой страх в их сердца, чтобы они не отступили от Меня” (Иер. 32:40). Если вы просите и улучшаете это обещание верой, вы не сможете отступить; ибо “невозможно, чтобы Бог лгал”. Бог стоит по обе стороны завета, чтобы исполнить как свою, так и нашу часть одного и того же; и поэтому молите, чтобы Он мог исполнить свое в вас, чтобы он сохранил вас Своей “силой, через веру ко спасению”.
4. Не спускайте глаз со Христа, благословенного Посредника завета”. Смотрите на него как на хранилище и источник всех ваших запасов благодати и силы; ибо “от Его полноты мы получаем  благодать за благодать”. Смотрите на него как на своего Полководца, чтобы сражаться во всех ваших битвах против греха и сатаны; ибо Он “посрамил княжества и власть”; и если мы когда-нибудь победим, это должно быть в крови и силе Агнца. Смотрите на него как на своего Проводника, который проведет вас через все темные и трудные этапы вашего странствия; ибо “Он ведет слепых путем, которого они не знали”. Смотрите на Него как на свой образец; старайтесь подражать Ему во всех его подражательных совершенствах; ведите свой христианский род, “взирая на Иисуса”. Помните, каким твердым и непоколебимым Он был в выполнении великого дела искупления; он держал свое лицо, как кремень несмотря на все бури и препятствия, которые стояли на его пути; “Он не упал в обморок и не был обескуражен”, но “шел дальше в величии своей силы, выдерживая крест и презирая позор", пока Он не сказал на кресте: “Совершилось!”. Итак, учитесь, следуя Его примеру, проходить христианское поприще, свой путь послушания и сопротивляться всем искушениям и трудностям, пока вы “не закончите свой путь с радостью” и не достигнете “знака и награды высокого призвания Божьего во Христе”.
5. Остерегайтесь первых признаков отступничества; ибо одно искушение уступает место другому. Отступничество подобно тому, как камень катится по склону высокой горы; если он однажды начнет катиться, то, скорее всего, никогда не успокоится, пока не окажется у подножия. Вы были на горе Божьей, господа; и если вы однажды начнете скатываться с холма своих высоких исповеданий и решений, сто к одному, что вы  окажетесь в глубинах отступничества и, наконец, в глубинах ада.
6. И, наконец, учитесь хорошо разбираться в раскрытии тайны беззакония, в выявлении хитростей искусителя и в обеспечении себя подходящими противоядиями против каждого нападения врага. Например, если он скажет тебе, что грех приятен, спроси его, приятны ли жалобы червя совести? и если “один день в доме Божьем” не будет “лучше, чем тысяча в шатрах греха”? Если он скажет тебе, что никто не видит, спроси его, может ли он закрыть глаза всеведущему Богу, Чьи “глаза подобны пламени огня” и который “освещает наши самые сокровенные грехи светом Своего лика”? Если он скажет тебе, что это всего лишь мелочь, спроси его, есть ли маленький Бог? Или  Его недовольство - пустяк? Если он скажет тебе, что грех полезен, спроси его: “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир и потеряет свою душу?” Благодаря соображениям такого рода разум укрепляется против нападений и нападок этого великого врага спасения и оказывается сильным грузилом, помогающим душе оставаться твердой и устойчивой к самым сильным штормам и бурям, которые могут дуть как с земли, так и из ада.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии