Наследие Ивана Ефремова и современность
С юности люблю читать и перечитывать книги Ивана Ефремова — прозу, которой всюду узки рамки жанра научной фантастики и которая выпирает из них то глубокой философской мыслью, то живым описанием внешности явления, то суровым реализмом, укрытым в эзоповской манере повествования. Это - «мой Ефремов», соединившийся с жизненным опытом читателя, которого Иван Антонович никогда не видел. «Свой Ефремов» виден и у Дмитрия Быкова, который в статье 2007 года делает вывод, что личность писателя интереснее, чем его не лишенная недостатков проза. «Свой Ефремов» присутствует в биографической книге Ольги Ереминой и Николая Смирнова, вышедшей в серии ЖЗЛ. Эти авторы художественно описывают многие эпизоды жизни героя, собрав массу документальных свидетельств.
Идут года, сменяются эпохи, и как будто должны уже уйти из области внимания читателей романы, повести и рассказы Ефремова. Забыться звездолет «Тантра», оказавшийся в мощном гравитационном поле железной звезды, поблекнуть образы героев, полных гармонии и разумного действия -Дара Ветра и Веды Конг, погаснуть впечатление от кипучей деятельности Гирина, неуемного исследователя сокровенных тайн. Но — вот странно — книги Ефремова переиздаются и находят читателей, плюс к этому в Интернете можно легко найти не только тексты, но и десятка два аудиокниг. Несколько документальных фильмов и один художественный дополняют картину наследия писателя. Современный читатель может включить компьютер и, не утомляя глаз, наслаждаться прослушиванием аудиозаписей книг, рисуя в воображении чудесные образы. В произведениях современных фантастов нет-нет, да и мелькнут набравшиеся смелости на волевое решение по примеру Эрга Ноора отважные космические путешественники, очарует танцем похожая на земную женщину артистка с далекой планеты.
Думаю, что люди в большинстве своем желают позитивного, счастливого будущего, жизни в гармоничном обществе, и не хотят войны, насилия, мучений — всего того, что Ефремов назвал миром инферно. Вероятно, это и есть главная причина сохраняющегося интереса к наследию писателя.
Полный текст статьи опубликован в журнале НЕВА №11 за 2021 г.
Свидетельство о публикации №221122300978
Руслан Хаджоков 2 23.12.2021 15:20 Заявить о нарушении
Алексей Головко 23.12.2021 17:09 Заявить о нарушении