Новогоднее пессимистическое 2021

Новогодне-пессимистическое
Подходит к концу второй «пандемийный» год, он же – год выборов в Государственную думу. Оглядываясь на год назад, невольно вспоминаешь, какие большие надежды с этим годом связывали в его начале. Надежды на «возврат к нормальной жизни» (беру в кавычки как цитату, которую любят чиновники всех мастей – потому что человек с устойчивой психикой всегда живёт нормальной жизнью), надежды на восстановление экономики, на выход из кризиса, на рост материального благополучия и конечно, надежды, которыми всегда сопровождаются очередные федеральные выборы. Увы, все они не оправдались.
То, что не оправдались надежды на выборы – точнее сказать, иллюзии – нас не удивило. Парламентские иллюзии на удивление живучи в нашем народе, который вроде бы уже давно никому и ничему не верит, и в большинстве случаев правильно делает, но всё же перед каждыми выборами даже у людей, которым не откажешь в наличии критического мышления, искоркой проскакивает «а вдруг?»… И это «а вдруг» неспособны поколебать ни вбросы, ни фальсификации, ни появившийся в этом году откровенный обман в виде электронного голосования. А вдруг…
Тем временем, кризис продолжает усугубляться. Я неоднократно писала о том, что нынешний кризис – первый в истории капиталистической формации, начавшийся как искусственный. Раньше правящие слои делали всё, чтобы кризисов избежать – и только в 2020 году они уронили экономику сознательно. Это явление ещё ждёт своего исследователя с точки зрения политэкономии, нам же, современникам, остаётся констатировать – «пандемийный» кризис 2020 года был спровоцирован по человеческой воле. Теперь, когда в угоду транснациональным структурам загнаны в угол целые отрасли, он, конечно, приобрёл черты естественного экономического кризиса, характерного для капиталистической экономики, и выход из него не будет быстрым и лёгким, как наивно надеялись обыватели в начале 2021 года…
Видят это и власти, и отвечают так, как умеют – террором. Как полицейским террором против тех, кто раньше всегда был лоялен и пользовался определённой их благосклонностью, так и против широких кругов населения, в первую очередь, конечно, с QR-кодами – эта тема сейчас всех волнует больше всего, но не только с ними, изобретая всё новые и новые поводы для штрафов и преследований. Впрочем, тут уже власти действуют неуклюже: одно дело – точечный террор против политических активистов, это они умеют хорошо, и совсем другое – террор массовый против десятков миллионов граждан, против того самого «глубинного народа», как в своё время выразился один из чиновников режима, тех, на ком он держится, кто не ходит на протестные акции и даже на выборы часто не ходит, но изо дня в день тяжким трудом зарабатывает себе на жизнь. Это большинство молчит. Пока. И молча саботирует мероприятия режима, от выборов до модной медицинской процедуры.
Сейчас правящий режим вынужден лавировать между интересами западных хозяев, требующих скорейшей «оцифровки» населения, падающими прибылями местных буржуев и при этом как-то учитывать пассивное сопротивление молчаливого большинства – его не видно, но оно есть, оно до определённого предела эффективно, и лавируя, режим обрекает себя на неустойчивость. Запретив политические акции (а они в России под «вирусным» запретом уже почти два года, в отличие даже от Европы, где коронавирусный террор жёстче, чем у нас), режим не смог обмануть сам себя и брать ответственность за непопулярные решения всё-таки боится.
Каким он будет, выход из этого кризиса? То, что он не закончится сам по себе, уже очевидно большинству интересующихся политикой людей. Слишком многим выгодна затянувшаяся «пандемия», слишком многим, чтобы это золотое дно можно было просто взять и прикрыть. Да и не было такого в истории, чтобы народам, молча отдавшим свои права и свободы, вернули их как по мановению волшебной палочки. Права не дают – права берут. В том числе право на открытое выражение своей политической позиции, на уличные акции, безропотно отданное нами в марте 2020 года.
В новейшей истории кризисы заканчивались мировыми войнами – но этот вариант сейчас кажется маловероятным просто ввиду отсутствия разных более-менее равноценных центров силы. В сегодняшнем однополярном мире сила, способная противопоставить себя западному империализму и надгосударственным империалистическим структурам на равных, отсутствует.
Российская власть живёт и мыслит одним днём – авось как-то да обойдётся, но поле для лавирования сужается. Не обойдётся. Впрочем, сужается и поле для пассивного сопротивления – рано или поздно придётся переходить к активному. Может быть, у нашей страны снова будет шанс стать «слабым звеном цепи» и вырваться из порочного круга, как это уже случалось в новейшей истории, и вернуться на магистральный путь исторического развития, на путь движения к обществу свободных людей – социализму. Главное – не упустить этот шанс, не дать окончательно превратить себя в бесправных рабов цифрового мира, вспомнить о том, что мы – люди, а не скот, и больше об этом не забывать. Слишком дорогая цена уже заплачена за исторические ошибки. Так с Новым годом, товарищи, и давайте пожелаем друг другу, чтобы 2022 год стал наконец годом реализованного исторического шанса. Отступать нам уже некуда. С Новым годом!
Мария Донченко


Рецензии