Я спросил сегодня у менялы. Часть 6-я. Баку

Я спросил сегодня у менялы. Аналитико-интуитивное расследование (АИР).
Часть 6-я. Баку


На фото - Делегаты 1-го съезда народов Востока. Баку.
 В центре стоит К.Радек. Оратор - Г.Зиновьев.



Википедия. Знакомые Есенина рассказывают, что живой интерес к классической персидской поэзии он проявлял уже к началу 1920-х годов. Знакомство Есенина с поэмой Фирдоуси «Шахнаме», вероятно, состоялось благодаря балладе Гейне, посвящённой персидскому поэту и на русский язык переведённой Львом Меем, — об этом свидетельствует то, что позже он, как и Мей, писал имя Фирдоуси без буквы «о». Знавший Есенина в эти годы Матвей Ройзман вспоминал, что в 1920 году тот рекомендовал ему для прочтения книгу «Персидские лирики», изданную в 1916 году.
Конец Википедии.

Я: Хотел ли Есенин в это время сам оказаться в Персии и не в мечтах, с книжкой Саади, Фирдоуси, Хайяма в руках, а наяву? Мог его кто-то соблазнить этим тогда, в 1920-м?

Продолжение Хронологии жизни Сергея Есенина. 1920 год.
1920, после 15 августа. Приезжает в Баку.

(Я: И вот оно, первое окошко возможностей! Перерыв в Хронологии. Две недели в конце августа 1920-го, в течение которых Есенин мог попасть в Персию. Рядышком она! Вот Баку, вот Персия. Очень непростое это, первое окошко, очень интересное для истории не только Есенина, окошко, по всем показателям подходящее под авантюру нелегального проникновения в заветную и сказочную страну. С 15 августа по конец августа-сентябрь начало в Хронологии нет сведений! Зато были политические события. И какие! Чуть позже о них напишу.)

1920, конец августа-сентябрь, начало. Приезжает в Тифлис.
1920, сентябрь, после 15 (?). Возвращается из Тифлиса в Ростов-на-Дону через Баку.

(Я: Вот ещё окошко - несколько дней в начале сентября 1920-го, с учётом дороги до Ростова, когда мог съездить. Потом, правда, выяснилось, что в начале сентября, с 1 по 8-е, в Баку проходил Первый съезд народов Востока и Есенин, с большой долей вероятности, не мог в это время (с 1 по 8 сентября) оказаться в Персии. – Почему? Да потому, что Есенин впервые на Кавказе и ему нужен был поводырь. Или какой-нибудь подбивала на авантюру. Кто мог быть тогда поводырём и подбивалой? Только Яков Блюмкин. А Блюмкин восемь дней, скорее всего, должен был быть на съезде. Вот и весь сказ. О съезде смотри у меня чуть позже. Пётр Чагин, его брат Василий Болдовкин, Сергей Миронович Киров для Есенина появились только в 1924 году.

  Позже я уточнил для себя и для большинства из вас, что в то время поездом из Баку попасть в Персию можно было только через Тифлис, а попасть в Тифлис можно было только через Минводы-Петровский порт (Махачкала)-Баку. Потом за Тифлисом Александрополь (ныне Гюмри в Армении), потом на границе станция Джульфа в Нахичевани, потом станция Джульфа в Персии, потом недалеко крупный иранский город Тебриз. Железную дорогу напрямую от Баку до станции Джульфа сделали только к Великой Отечественной войне, в 1941 году.

Далее вставка из Википедии о станции Джульфа.
…Расположена в азербайджанской части города Джульфа, недалеко от железнодорожного моста через реку Аракс и государственной границы Азербайджана с Ираном. Обслуживается Нахичеванской дирекцией  Азербайджанских железных дорог.

… По Туркманчайскому мирному договору 1828 года, установившему по реке Аракс русско-персидскую границу, южная часть Джульфы осталась за Персией а северная её часть отошла к России и именовалась как Джульфа-Русская.

…20 января (2 февраля) 1908 года было торжественно открыто правильное движение поездов на всём протяжении пути от Тифлиса до Джульфы на российско-персидской границе. Общая протяжённость дороги с ответвлениями до Карса и Эривани составила 601 версту.

…Официальной датой открытия дороги считается 1916 год, однако рабочее движение от Русской Джульфы до Тебриза было открыто в 1915 году и утверждено «Положение о временном движении. Общая длина пути от Русской Джульфы до Тебриза составила примерно 150 километров.

26 февраля 1921 года, согласно договору «О дружбе» между РСФСР и Персией, участок пути от государственной границы до Тебриза был безвозмездно передан большевиками в полную и исключительную собственность иранскому народу.

(Я: Выходит, что до февраля 1921 года железная дорога Джульфа-Тебриз принадлежала России и по ней можно было передвигаться почти как в своей стране. Это немаловажно для нас, если рассуждать о возможности поездки Есенина в Персию в 1920 году.)

…«Персидский железнодорожный коридор» по маршруту Тегеран — Тебриз — Джульфа сыграл важную роль в поставках вооружения, военной техники по Ленд-лизу и стратегического сырья во время Великой Отечественной войны.

… Через станцию следует небольшое количество пассажирских поездов. Несколько раз в неделю проходит скорый поезд № 15/16 международным сообщением Нахичевань-Тебриз-Тегеран-Мешхед, азербайджанского формирования.
Конец вставки о Джульфе.

  Я: Так что, если говорить о возможности поездки Есенина и Блюмкина в Персию поездом в 1920 году, то, в первую очередь, надо обращать внимание на сообщение Хронологии о появлении Тифлиса при передвижениях по железной дороге.

 Исходя из материалов В.Белоусова, исследователя жизни и творчества Есенина, на основе воспоминаний А. И. Гербстмана, указывается дата прибытия Есенина в Тифлис – 20 августа 1920 года. Это вполне укладывается в наши расчёты о времени прибытия в Баку Есенина и указывает на достаточное время для осуществления плана поездки в Персию на поезде через Джульфу. Если, конечно, это имело место.

  Несколько строчек из воспоминаний Гербстмана, приведённых Белоусовым: «…А вот сообщение М. 3. Цейтлина о том, что он привез в Тифлис «гордость и надежду советской поэзии — Сережу Есенина», вызвало у нас с женой большой интерес. И когда он пригласил нас на встречу с поэтом у известного тифлисского юриста Захара Рохлина, мы тут же решили непременно быть…

  Я сначала не поверил, что встретился с Есениным: он выглядел совсем по-мальчишески, был навеселе, его разговор не совпадал с моими представлениями о знаменитом поэте… . Во втором часу ночи поэта начали уговаривать прочесть стихи. Он, как мне показалось, несколько кокетливо отказывался вначале, потом согласился. Читал Есенин изумительно: очень эмоционально, всем телом жестикулируя, особенно руками и головой. Мои сомнения полностью рассеялись. Я был потрясен…».

Далее Белоусов делает неправильный (географический?) вывод: «Итак, в 1920 году Есенину не удалось побывать на Ближнем Востоке. Но теперь мы знаем, что он доехал не до Баку, а до Тифлиса». Хотя до этого он приводил слова Мариенгофа о том, что вагон инспектора НКПС вместе с Есениным доехал до Баку в августе 1920-го. Но не поверил Белоусов Мариенгофу)))).

 Я: Есенин мог попасть на поезде в Тифлис только через Баку. Это надо было бы знать Белоусову. Следовательно, в 1920-м Есенин обязательно был в Баку. А откуда мы знаем по Белоусову, что Есенин не побывал на Ближнем Востоке?! Из воспоминаний Цейтлина и Гербстмана о пребывании поэта в Тифлисе? И того, что Белоусов решил, что Есенин не был в Баку в 20-м? И Белоусов, по всей вероятности, посчитал, что только из Баку можно было кратчайшим и единственным путём попасть в Персию?

 Время, указанное А.И. Гербстманом, другом Цейтлина («…а 20 сентября 1920 года выехал с женой из Тифлиса в Сухум. Цейтлин появился за месяц до нашего отъезда»)
 (Я: То есть, 20 августа 1920 года) как раз совпадает с моими рассуждениями о времени появления Есенина в Баку, а затем и в Тифлисе. Чтобы попасть в Персию, напоминаю, Есенин обязательно должен был из Баку попасть в Тифлис. А потом уже железная дорога на Джульфу и Персию.



Далее Википедия о Блюмкине.
 В 1920-е годы Блюмкин тесно сошёлся с рядом московских поэтов и литераторов. Дружил с Есениным, познакомился с Маяковским, Шершеневичем и Мариенгофом. Блюмкин был одним из учредителей полуанархической поэтической «Ассоциации вольнодумцев», завсегдатаем круга имажинистов.
Конец Википедии.

Я: То есть, начались тёплые доверительные отношения с поэтами. Как раз 1920-й. «Дружил» с Есениным, «знаком» был с Мариенгофом и др.. Про «Ассоциацию вольнодумцев» потом ещё добавим.

 Где был в это время Мариенгоф, постоянный спутник, почти или в самом деле друг в это время, последующий летописец событий? Или сразу записывал, чтобы не забыть? Вот про летнюю есенинскую поддёвку в тёплом августе 18-го, которой не было в тёплом августе в издательстве ВЦИК, выходит, потом сочинил, не сразу. Потому и промашка вышла. Поддёвка для информации заинтересованным товарищам ведь не нужна, это она нам, простым любителям, глаза и сердце греет. Или пересмешникам.
 Почему я спрашиваю: «Где был?» - потому что про житьё-бытьё на Кавказе, начиная с августа 1920 года по октябрь, словоохотливый Анатолий вдруг напрочь забыл. И с его слов напрямую мы ничего выведать не можем. В том числе и про Персию. Даже слова такого нет – Персия. Да, так бывает. Помнил только про свою лихорадку и воинский эшелон, унёсший Есенина, одного, без друга Толи, без друга Гриши, в туманную даль в сторону Москвы.

   Во второй половине сентября 1920 года С.Есенин возвратился  в Москву  один, не в вагоне Почём-Соли.  «У меня тропическая лихорадка  -  лежу пластом, - вспоминал  А. Мариенгоф о днях в Закавказье. – Есенин уезжает в Москву один, с красноармейским эшелоном».

1920, сентябрь, до 24. Есенин возвращается в Москву.

 Так Толя Мариенгоф не помнил про другое, так ему память отшибли, что они ещё месяц, до середины октября,  мотались без Есенина с вагоном НКПС и Колобовым между Минводами, Петровским портом (Махачкалой) и Баку. Боялись возвращаться? Боялись так, что двоюродный брат Борис из 2-го Дома Советов и Бухарин не могли сразу помочь?

 Я потом посмотрел фотографии Есенина: https://librebook.me/tom_7__kniga_3
На сайте много фотографий за разные годы (я не знаю, все ли приведены). Есть и относящиеся к 1920 году: Есенин в Москве 1919-20 (12 фото), в Харькове, апрель 1920 (за месяц 5 фото), в Ростове, июль 1920 (за 7-10 дней 2 фото). И ни одной после Ростова за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 1920 (Баку, Тифлис, Минводы, Петровский порт, Москва). Резко пропала охота фотографироваться! Изъяли потом или было просто некогда тогда? А за 1921 год опять есть (Москва, 5 фото).

Что же там случилось, кроме лихорадки?
Далее Википедия о тропической лихорадке (лихорадка денге).
Лихорадка денге (от искажённого англ. dandy «денди», из-за своеобразной походки больного; костоломная лихорадка, суставная лихорадка, лихорадка жирафов, пятидневная лихорадка, семидневная лихорадка, финиковая болезнь) — острое трансмиссивное вирусное заболевание….
…Протекает с лихорадкой, интоксикацией, миалгией, артралгией, сыпью и увеличением лимфатических узлов. При некоторых вариантах лихорадки денге развивается геморрагический синдром. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЫЧНО ЗАНИМАЕТ ОТ ДВУХ ДО СЕМИ ДНЕЙ.
 
  Я: Тут пошли мои сильные сомнения-раздумья. От двух до семи дней… Не так уж и много. Чего же Есенин не дождался выздоровления милого друга? Они же месяцами ездили вместе в этом вагоне! Шесть дней добирались от Харькова до Москвы. Не мог? Не хотел? Не был там, при Мариенгофе?! Или уехал с кем-то другим? А, может, воспользовался случаем и сбежал из-под дружеской летописи? Сведения о Есенине осенью 1920 года в Хронологической канве появляются только 24 сентября. И писем нет в этот период… Что вдруг толкнуло Есенина в воинский эшелон? Или кто? - Блюмкин возвращался в Москву из Баку после Первого съезда народов Востока, проходившего в это время, или нет? По сведениям, Блюмкин на съезде был. Даже делегатом от Персии.

 Неужели Есенина после персонального спального вагона уполномоченного НКПС Григория Колобова что-то могло заставить поехать в простых воинских теплушках, набитых курящими и пахнущими не одеколоном людьми? Очень сильно сомневаюсь. Одеколон и чистоту Серёжа любил.  – Выходит, или там, при воинском эшелоне, были и другие, более комфортабельные вагоны с другими военными людьми, не рядовыми, облечёнными, или что-то такое, что заставило сесть в некомфортабельный, пахнущий. Боялся заразиться от Анатолия? А сесть в воинский эшелон в 1920 году не надо бояться заразиться?

 Потом был арест 18 октября в Москве и освобождение 25 октября под поручительство Якова Блюмкина. Допрашивали, составляли протокол в ЧК. Да, мы забыли, что в начале октября (3-го) у Есенина день рождения (21 сентября ст.ст., переход в России на западно-европейский календарь произошёл в начале 1918 года). Мариенгоф, по его словам, вернулся 21-го октября в Москву. Ему было не до дня рождения друга.

 И Мариенгоф почему-то оказался в Москве аккурат после ареста Есенина. Кто-то сделал донос. Только кто? -

 – Вот эти, последние фразы я написал раньше, когда раздумывал о роли Мариенгофа в судьбе Есенина. Потом стала вылезать более страшная, более простая и правдивая, на мой взгляд, история с ещё одним лидером партии (ранее мы говорили о Бухарине) – Григорием Зиновьевым, а Мариенгоф, как злой гений, отодвинулся на второй план. Остался подпевалой. Об этом чуть позже.

 А пока обнаружилась далее, почти по волне моей памяти, Русская историческая библиотека (я сделал выписку из Русской библиотеки раньше этих всех моих рассуждений, которые выше, даже, можно сказать, давно, но все выписки не сохранишь же в голове и так забитой. Выписки хранятся на жёстком диске. И диск надо за бережное хранение благодарить. Хотя бы иногда. Я тогда не обратил внимания на бронепоезд. На кой он мне был? – Оказывается, в самый раз.)

Смотрим опять Блюмкин, Яков Григорьевич
http://rushist.com/index.php/russia/3448

Блюмкин в Персии.
…Гилянская Советская Республика была переименована в «Персидскую Советскую Социалистическую Республику», и в ней прошла серия радикальных «реформ», в том числе закрытие мечетей и грабёж богачей. Блюмкин стал военным комиссаром штаба Персидской Красной Армии, собранной с целью движения на Тегеран и установления красной власти во всей Персии.

 В августе 1920 года Блюмкин вернулся в Петроград. Ему было поручено командование бронепоездом, который должен был доставить Григория Зиновьева, Карла Радека, Белу Куна и Джона Рида со Второго конгресса Коминтерна на «Первый съезд угнетённых народов Востока», устроенный большевиками в Баку. Блюмкин утверждал потом, что и сам был на этом съезде «делегатом от Персии». В списках участников его фамилии, однако, нет, но, возможно, он всё же был среди них – инкогнито.
Конец Русской исторической библиотеки о Блюмкине.

 Я: Факт  - судьба вплотную содвинула Блюмкина, Зиновьева, Радека, Джона Рида на время больше месяца. А в поезде – так уж совсем. Со всеми интимными подробностями.

 Чтобы Блюмкину оказаться в числе участников съезда, надо же было как-то связаться с персидскими товарищами перед началом съезда или оказаться самому опять в Персии, хотя бы на короткое время. Зарегистрироваться, попасть в списки. Если попасть. Может, Есенин, встретивший случайно в Баку Блюмкина (или не случайно), тоже оказался на короткое время? Это вторая половина августа. Пока приехали на бронепоезде в Баку, пока Зиновьев занялся организационными делами и встречами (на это надо было время, значит, они не 31 августа приехали в Баку из Петрограда, а раньше. Напоминаю: Первый Съезд народов Востока, организованный большевиками и Коминтерном, был проведён с 1 по 8 сентября 1920 года в Баку.)

Когда выехал Зиновьев в Баку? Вставка о конгрессе. Когда он закрылся? Зиновьев был до конца работы конгресса?
Второй конгресс Коминтерна, в котором участвовали Ленин, Зиновьев, делегаты из многих стран мира, проходил с 19 июля по 7 августа 1920 года (неофициально он начался раньше встречами делегаций, поездками). Проходил в Москве, но открылся с пафосом 19 июля в Петрограде, потом делегаты на поезде вернулись в Москву. Конгресс созывался в предвкушении красного похода на Европу, но наступление красных на Варшаву вдруг захлебнулось, конгресс оказался не нужен. А планировали взятие Варшавы в дни работы конгресса.

Если Зиновьев и Ко выехали в Баку сразу после окончания Второго конгресса Коминтерна, а, скорее всего, так и было, значит, за 7-10 дней они должны были докатить в бронепоезде до Баку. То есть, как раз к середине августа 1920-го, когда Хронология начинает молчать о Есенине, поезд с пламенными революционерами должен был достичь столицы Азербайджана. Ему наверняка везде давали зелёный свет, но кое-где они ещё останавливались на митинги. И потом у Блюмкина до открытия съезда первого сентября было примерно 2 недели. И у Есенина? А не махнуть ли нам в Персию по казённой надобности?!

 Вот и первое окошко (вторая половина августа 1920 года) - обустроили мы на возможную нелегальную побывку в Персию гражданина Есенина Сергея Александровича. Добавить ещё что-либо к обустройству не можем. Усыпать розами, подарить шаль из Хороссана не можем. Хронология молчит. КГБ молчит. Только собственная аналитика иногда что-то приоткрывает. Этакая аналитико-интуитивная работа.
 
 Далее https://azerhistory.com/?p=13641
Как это было: Первый съезд народов Востока в Баку.

В начале сентября 1920 г. в Баку был созван 1-й съезд народов Востока, в котором приняли участие две тысячи делегатов из 30 стран.
Баку был выбран местом проведения съезда по предложению Карла Радека. Главным аргументом было то, что Баку являлся столицей первой на Востоке советской социалистической республики, которой отводилась роль «послужить теми воротами, через которые пройдут западные пролетарии, чтобы подать руку восточным крестьянам».

Были, однако, кроме пропагандистских, и весьма прагматичные мотивы в пользу «красного революционного» Баку. Приезд сотни участников съезда — представителей восточных стран — считался более приемлемым и удобным в Баку, чем в Москву.
С июля 1920 г. началась интенсивная работа Оргбюро по подготовке съезда, куда входили С.Орджоникидзе, Е.Стасова, Н.Нариманов, А.Микоян и др. Огромный бюджет, выделенный только на праздничное украшение города, уже говорил о том, что Коминтерн действительно собирался превратить этот съезд в незабываемое не только по значению, но и по зрелищности и торжественности событие.

Участники съезда начали съезжаться в Баку уже с середины августа, преодолевая при этом определенные трудности и препятствия….

Руководство же Коминтерна во главе с Григорием Зиновьевым и Карлом Радеком и группа представителей европейских коммунистических и рабочих партий отправились из Москвы в Баку в специальном поезде, останавливаясь по дороге на крупных станциях, где проводили встречи и митинги с местным населением. Специальная группа кинематографистов снимала все эти встречи, так же, как и весь ход работы съезда.
Конец ссылки.

 Я: Это примерно та же информация о бронепоезде, но из другого источника. Повторная информация подтверждает первую. И вот вам моё простое заключение: если Зиновьев, Радек, Джон Рид приехали с Блюмкиным в бронепоезде или спецпоезде на Первый съезд народов Востока, то они так же и уехать должны были под охраной Блюмкина!

Дальше моя, уже просто фантастическая версия. От слова «фантазия». Документов нет.
 А с ними в поезде, то бишь, в «красноармейском эшелоне» по Мариенгофу, мог запросто оказаться и Есенин. По-дружески, рядом с Блюмкиным, но, естественно, не в одном вагоне с Зиновьевым. Это я про обратную дорогу из Баку.

 Первый вариант: Есенину, как известному поэту и другу Блюмкина, разрешили сесть в поезд Зиновьева.

 Второй вариант. Вагон НКПС прицепили к спецпоезду. В принципе, вагон инспектора Колобова и спецпоезд Зиновьева под охраной Блюмкина могли повстречаться, обрадоваться и даже сцепиться раньше, ещё по дороге в Баку, где-то после Минвод (про Минводы Мариенгоф летопись ещё писал (жеребёнок и прочее), потом бросил).

К спецпоезду по дороге после согласия-согласования с Блюмкиным или даже его приказа могли подцепить вагон инспектора НКПС. Где-то в районе Пятигорска.

  А, может быть, это было задание инспектору НКПС Колобову или Анатолию Мариенгофу от руководящих, близких им товарищей. Прицепиться. Сопровождать, наблюдать. Кто, как себя ведёт… Вагон НКПС как будто ждал кого-то! Они долго крутились в районе Ростова. Почти месяц!

 Смотри Хронологию:

1920, июль,10-13. Прибывает (Есенин) в Ростов-на-Дону.

-21. Читает стихи на литературно-художественном вечере в театре имени Я. М. Свердлова в Ростове-на-Дону.

-после 21. Выезжает из Ростова-на-Дону в Таганрог, затем возвращается обратно.

-27. Выезжает из Ростова-на-Дону в Новочеркасск, где объявленный литературный вечер не состоялся. В тот же день возвращается в Ростов-на-Дону.

Я: И вот, 5 августа! На старт!

1920, август, 5. Выезжает из Ростова-на-Дону в Кисловодск (через Тихорецк, Минеральные Воды и Пятигорск).

-9. Посещает в Пятигорске вместе с А. Б. Мариенгофом музей «Домик Лермонтова».

-9-10. Приезжает в Кисловодск.

Я: Внимание!

Спецпоезд с Г.Зиновьевым и Ко под охраной Блюмкина выехал из Москвы 7-8-9 августа (7 августа закончился Второй конгресс Коминтерна, в котором принимали участие Зиновьев и Ко) в Баку! Как раз числа 11-го августа спецпоезд должен был проследовать мимо Пятигорска!
  Так думаю про Пятигорск потому, что после Пятигорска от словоохотливого Мариенгофа пропали для нас сведения об их жизни в вагоне и окрестностях. И Хронологическая канва много не говорит.

Я: Марш!

-11. Выезжает из Кисловодска в Баку. Пишет в поезде «Кисловодск-Баку» письмо Е. И. Лившиц, в котором, в частности, говорит о жеребёнке, пытавшемся обогнать поезд.

-после 15. Приезжает в Баку.

-конец августа-сентябрь, начало. Приезжает в Тифлис.

Сентябрь, после 15 (?). Возвращается из Тифлиса в Ростов-на-Дону через Баку.
-до 24. Возвращается в Москву.

Я: Всё!!! За полтора месяца. Ничего про то, что Есенин делал в Баку, в Тифлисе, по дороге. Ни-че-го. Все молчат. Для нас молчат. Может, кто-то что-то и знает. Но молчат.

  Предполагаю, что сведения об этом времени в Баку-Тифлисе, по дороге могли пропасть ещё в то время (в 20-е годы) из-за опасного соседства шутников из вагона НКПС с первыми лицами государства и международного движения (в первую очередь, Г.Зиновьевым) из вагонов спецпоезда. Предполагаю, что главные события произошли уже на обратной дороге из Баку в Москву. И, вследствие этого, имевших место быть траги-комических происшествий. Комическое вначале, трагическое потом… Коми-трагических происшествий.

  Или сами поехали? Инспектор Колобов, Есенин, Мариенгоф…  Ребята хоть куда! Комфортабельный вагон под рукой, ногой, в общем, под всеми частями тела. Что ещё надо? Кроме высокого позволения. Взяли и захотели. С высокого позволения. В Баку!!...


 После съезда поехали в сцепке обратно. Пили, ели, веселились. А проснулись …. Потом что-то случилось, какой-то сильнейший скандал при участии Зиновьева и Есенина. Вагон Колобова отцепили, Мариенгоф резко заболел лихорадкой, вагон отстал. Есенин один оказался сначала не в Москве, а только в Ростове (по Хронологии), откуда, очевидно, добирался в столицу другим поездом, не зиновьевским специальным и не воинским эшелоном.

 Не тогда ли, в бронепоезде-спецпоезде, не понравились друг другу Зиновьев и Есенин? Так что докатилось потом до убийства в «Англетере»? Первичные мотивы были, скорее всего, личными (позже напишу о них, откопал), но личные ведь удобнее спрятать под общественными. - Скоро начнётся борьба с троцкизмом. Друг Блюмкина, весёлый попутчик по бронепоезду – Карл Радек потом даже сдал друга Яшу под расстрел в 1929 году за свидание с Троцким в Турции. Не забываем также, что Блюмкин давно был близок к Льву Троцкому, а Есенин немножко (Троцкий приглашал его к себе на беседу, предлагал руководство крестьянскими поэтами, журнал, финансирование, но Есенин, подумав, отказался, чем вызвал большую досаду Блюмкина).

Справка. IX конференция РКП(б) — всероссийская конференция РКП(б). Проходила с 22 по 25 сентября 1920 года в Москве.
Я: Там выступал Радек. То есть, получается, что к 22 сентября Зиновьев и Ко после Баку оказались в Москве.

Строка из Хронологической канвы о жизни Есенина:
 «1920, сентябрь, до 24. Возвращается в Москву».

 Очень и очень близки сроки возвращения делегации во главе с Зиновьевым и Есенина в Москву. О чём это говорит, если не о случайности? – Это говорит о том, что начали они двигаться из Баку в сторону Москвы одновременно и или вместе или частично порознь, после ссоры.
 Первый съезд народов Востока проходил по 8 сентября 1920 года. Потом, после закрытия съезда, почётных гостей и руководителей (Зиновьева, Радека, Джона Рида и др.) ещё дня три, наверное, угощали кавказским гостеприимством. Потом поехали в бронепоезде назад. Возможно, в сцепке с вагоном НКПС. Есенин после 15-го сентября (с вопросом от сомневающейся на этот раз Хронологической канвы в точности даты) оказался в Ростове после Баку. По датам моё предположение о том, что так оно и было (что Есенин из Баку поехал с Блюмкиным и «красноармейцами» - Зиновьевым и Ко) выглядит вполне достоверным. Друга Мариенгофа оставил до лучших дней? Но почему же Мариенгоф тоже чего-то боялся, если он тут ни при чём? Если он находился с Колобовым в вагоне НКПС отдельно и перемещались они сами по себе? – Значит, более вероятна сцепка вагона со спецпоездом. Если боялся, значит, присутствовал при скандале.

Или по-другому: вагон НКПС был сам по себе, где-то с Мариенгофом и Колобовым болтался по Кавказу, а в спецпоезде у Зиновьева был скандал с Есениным, потом распоряжение Зиновьева о наезде на имажинистские лавки и кафе, потом Мариенгофу московские друзья-покровители сообщили на какую-то станцию, например, в Пятигорск, о плохих делах в Москве и посоветовали пока не приезжать.

 Самым хорошим для себя Есенин считал прошедший 19-й год. Деникин, война, голод, в комнате +5, а для него год был лучшим. Осенью 20-го, 18 октября был арест Есенина. А Джон Рид, ехавший вместе с ним в бронепоезде со съезда…

Смотри далее Википедию:
Джон Сайлас Рид (22 октября 1887 года, Портленд, США — 17 октября 1920 года, Москва) — американский журналист, писатель и репортёр, социалист, автор знаменитой книги «Десять дней, которые потрясли мир» (1919), один из организаторов коммунистической партии США.
…17 (или 19) октября 1920 года умер в Москве от сыпного тифа. По утверждению Виктора Сержа, сразу после окончания Второго конгресса Коминтерна Рид отправился на Конгресс угнетённых народов Востока, возвращаясь, «съел арбуз, купленный на маленьком живописном дагестанском базаре, в результате чего заразился тифом и умер».
Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.
Конец Википедии.

Я: Вот такие дела. Те же числа, что и арест Есенина. С кем же Рид ел тот арбуз? Неужели один? Как неосторожно!

Википедия про тиф.
Сыпной тиф  — группа инфекционных заболеваний, вызываемых бактериями из группы риккетсий Провачека. Общее острое инфекционное заболевание, передающееся от больного человека к здоровому трансмиссивным механизмом (переносчик возбудителя инфекции — вошь, преимущественно платяная).
Конец Википедии.

 Вошь – переносчик тифа, не арбуз. Сыпного тифа. Не надо путать с брюшным, там механизм передачи фекально-оральный. Путь передачи — преимущественно водный, но возможны пищевой (кефир, сметана, молоко, йогурт, фарш и т. д.) и бытовой пути передачи. Почему же Виктор Серж так сконцентрировался на дагестанском арбузе? Потом про арбуз ещё будет. Может, всё-таки был брюшной тиф? Или не тиф вовсе…

 А что если Джон Рид был на стороне Есенина, Блюмкина, Радека во время скандала с Зиновьевым в поезде?! По возвращении в Москву арест Есенина, смерть Рида. Есенина выручил Блюмкин, Рида выручать было некому.

  К тому же Джон был большим поклонником Троцкого. Но в 1920 году этого для ухода в мир иной было ещё недостаточно.


 Похожая судьба, не с арбузом, а со смертью, настигла другого американского прогрессивного человека – известного певца Дина Рида, большого друга СССР.
Далее выписка из Википедии.
…13 июня 1986 года певец был обнаружен мёртвым в Цойтенском озере недалеко от своего дома в Восточном Берлине. Официально было объявлено, что он утонул. Позже, благодаря изучению документов по данному делу, взятых из архива Штази, была подтверждена версия о самоубийстве, в результате вскрытия в желудке певца была обнаружена не растворившаяся до конца таблетка сильнодействующего снотворного. Также среди документов было обнаружено прощальное письмо (Я: «До свиданья, друг мой, до свиданья» у Есенина) Дина Рида, которое он написал перед смертью. Но по утверждениям его семьи и друзей, он очень любил жизнь и не мог покончить жизнь самоубийством…
Конец Википедии.

1920, октябрь, до 16. Книгоиздательство «Имажинисты» сообщает о подготовке книг Есенина «Голубень» и «Сельский часослов. Поэмы» (в кн. А. Б. Кусиков «В никуда. Вторая книга строк»; в этом издательстве не выходили).
-не позднее 18. Готовит к продаже 6000 экз. второго сборника имажинистов «Конница бурь» агентству «Центропечать».
1920, октябрь, в ночь с 18 на 19. Арестован органами ВЧК на квартире братьев Кусиковых вместе с ними.
-19. Допрашивается в МЧК и подписывает протокол допроса.
-24. Допрашивается в ВЧК и подписывает протокол допроса.
-25. Освобождён из тюрьмы ВЧК под поручительство Я. Г. БЛЮМКИНА.

Надо ещё раз посмотреть роман об этих днях. Что за напасти стали вылезать?
А. Мариенгоф. «Роман без вранья». Глава 34-я.
«На обратном пути в ПЯТИГОРСКЕ мы узнали о неладах в Москве: будто, согласно какому-то распоряжению, прикрыты — и наша книжная лавка, и «Стойло Пегаса», и книги не вышли, об издании которых договорились с Кожебаткиным на компанейских началах».

  Я: Нелады с книжной лавкой и кафе «Стойло Пегаса» возникли ещё до ареста Есенина 18 октября 1920-го. Лавка и кафе были открыты за год раньше, в 1919 году, с разрешения дружественных Мариенгофу, другим имажинистам высоких лиц государства.

Выписка из Хронологии жизни Есенина.
1919, сентябрь, до 20. Пишет совместно с А. Б. Мариенгофом письмо председателю Моссовета с просьбой разрешить открытие книжной лавки МТАХС.

1919, сентябрь, до 24. Составляет совместно с А. Б. Мариенгофом текст «Устава Ассоциации вольнодумцев в Москве», завизированный 24 сентября народным комиссаром по просвещению А. В. Луначарским. Избран председателем Ассоциации.

Далее https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post221520728/
…Задумал кафе Есенин. Проснулась в нём никогда не спавшая крестьянская жилка; ведь кафе не только арена для стихов, это еще и прибыль. Теперь дело оставалось за малым: получить разрешение у Луначарского, а для этого нужно было придумать базу.
Матвей Ройзман вспоминает: «Я задумал учредить литературное общество,- сказал Есенин,- и хочу привлечь тебя. - Он дал мне напечатанную бумагу. - Читай!
Это был устав "Ассоциации вольнодумцев в Москве".
Под уставом стояли несколько подписей: Д. И. Марьянов, Я. Г. Блюмкин, Мариенгоф, А. Сахаров, Ив. Старцев, В. Шершеневич.
- Прочитал и подписывай! - заявил Есенин.
- Сергей Александрович! - заколебался я. - Я же только-только начинаю!
- Подписывай! - Он наклонился и, понизив голос, добавил: - Вопрос идет об издательстве, журнале, литературном кафе...

В уставе "вольнодумцев" ставились цели и задачи Ассоциации. Они заключались в том, что это ничто иное как "культурно-просветительное учреждение, ставящее себе целью духовное и экономическое объединение свободных мыслителей и художников, творящих в духе мировой революции. Свою цель Ассоциация Вольнодумцев полагает в пропаганде и самом широком распространении творческих идей революционной мысли и революционного искусства человечества путем устного и печатного слова".

На Луначарского, в частности, и революционное правительство вообще, должно было произвести впечатление то, что "из членов Ассоциации должны выходить борцы за идеи истинного революционного творчества во всех областях революционной мысли и революционного искусства".
Впоследствии устав еще подписали М. Герасимов, А. Силин, Колобов, Марк Кривицкий.

Далее в уставе было прописано, что "Ассоциация ~ имеет образцовую студию-редакцию с библиотекой-читальней, имеет свое помещение, столовую..."

(Я: «Столовая» потом как-то незаметно преобразилась в кафе «Стойло Пегаса». Почти как в наше время. Была бы бумага. Ну, хоть о чём-то.)

24 октября 1919 года под этим уставом стояло:

"Подобные общества в Советской России в утверждении не нуждаются. Во всяком случае, целям Ассоциации я сочувствую и отдельную печать разрешаю иметь.

Народный комиссар по просвещению: А. Луначарский".
Конец ссылки.

Продолжение выписки из Хронологии 1919 года.
1919, в течение ноября месяца. Открытие книжного магазина МТАХС (Москва, Б. Никитская, 15). Есенин - совладелец лавки, часто бывает здесь, стоит за прилавком, продавая книги.

 Я: Кто мог перебить их козыри, Луначарского, председателя Моссовета? Кто мог совсем недавно с ними (или только с Есениным) общаться, разгневаться и отдать распоряжения о закрытии лавки и кафе? А ведь они в отъезде. На Кавказе. Кто как не Зиновьев? И только он. Он тоже в отъезде и именно там же, на Кавказе. Тут пришёл испуг к Мариенгофу. «У меня тропическая лихорадка — лежу пластом. Есенин уезжает в Москву один, с красноармейским эшелоном».

– Мариенгоф осенью 1920 года выжидал на Кавказе ещё в течение месяца. И даже потом, в следующем, 1921 году, он уже по каким-то причинам не поехал с Есениным и Колобовым в другую заманчивую даль –Туркестан.

  То есть, лихорадка у Мариенгофа, по его словам, была на обратном пути из Баку, в сентябре 1920-го, то есть уже после 1-го съезда народов Востока. А потом после лихорадки они ещё месяц болтаются между Минводами, Махачкалой (Петровский порт) и Баку. Есенин уезжает один в Москву. Почему? Срочно из-за закрытия их магазинов и кафе? Почему не Мариенгоф? Почему не вместе? Но кто сказал, что Есенин выезжает из Пятигорска? Мариенгоф пишет: «На обратном пути в Пятигорске мы узнали…», - но кто «мы»? Не факт, что и Есенин. Возможно, после того, как их вагон отцепили от зиновьевского состава, они очутились в Пятигорске и там узнали, что процесс пошёл. - Ещё в пути Зиновьев отдал распоряжения в Москву о санкциях против имажинистов в лице Есенина. Мариенгоф со своим кафе попал под горячую руку. Но отделался почти лёгким испугом. - Он тоже мог телеграфировать или звонить своим друзьям в Москву. Те выручили – магазины открыли, кафе открыли. А Есенина арестовали. Потом.

Далее. http://www.el-history.ru/node/547.
 «Стойло Пегаса» - литературное кафе, располагавшееся на Тверской в доме №37. До 1919 года в этом помещении размещалось артистическое кафе «Бом» М. Станевского, клоуна из знаменитого дуэта «Бим-Бом». Затем его хозяин эмигрировал, и кафе было национализировано.
     «Стойло Пегаса» работало с сентября 1919 по 1922 год. Среди его организаторов и участников были А. Мариенгоф, В. Шершеневич, Р. Ивнев, А. Аврамов. Кафе было оформлено Г. Якуловым. Над входом в «Стойло Пегаса» висела необычная вывеска. На полированной фанере был изображен в облаках Пегас, а вокруг очень затейливым шрифтом было написано название кафе.
     Стены были выкрашены в ультрамариновый цвет, а на них яркими желтыми красками были набросаны портреты имажинистов. Под портретом С. Есенина были выведены такие строчки:
Срежет мудрый садовник – осень
Головы моей желтый лист.
     В другой части стены были изображены нагие женщины с глазом в середине живота, а под ними была надпись:
Посмотрите: у женщин третий
Вылупляется глаз из пупа.
    Под портретом А. Мариенгофа были помещены его строки:
В Солнце кулаком бац,
А вы там, - каждый собачьей шерсти блоха,
Ползаете, собираете осколки
Разбитой клизмы.
     Под портретом В. Шершеневича:
И похабную надпись заборную
Обращаю в священный псалом[i].
      Публика в литературных кафе была разнородной, вместе с нищей, но интересующейся литературой молодежью, были там и посетители, желающие тряхнуть мошной перед своей дамой. Содержатель буфета в «Стойле Пегаса» А. Силин разбивал без всякой иронии посетителей кафе на «серьезных» и «несерьезных». К «несерьезным» он относил всю пишущую, изображающую и представляющую братию, а к «серьезным» - сухаревцев, охотнорядцев и всякий криминальный и полукриминальный элемент.
     Однажды один такой посетитель громко говорил что-то своей рыжеволосой спутнице, заглушая выступавшего тогда со своими стихами Рюрика Ивнева. Тогда Сергей Есенин подошел к говорившему и со словами: «Милости прошу со мной!» - взял того за нос и цепко держа его в двух пальцах неторопливо повел к выходу через весь зал. Посетители замерли от восторга, дамочка истерически визжала, а швейцар шикарно распахнул дверь. После этого от «недорезанных буржуев» в кафе отбоя не было, вероятно, и они мечтали о таком триумфальном шествии через зал[ii].
     Вот как описывал обстановку в кафе в 1921 году И. Старцев: «Двоящийся в зеркалах свет, нагроможденные из-за тесноты помещения чуть ли не друг на друге столики. Румынский оркестр. Эстрада. По стенам роспись художника Якулова и стихотворные лозунги имажинистов. С одной из стен бросались в глаза золотые завитки волос и неестественно искаженное левыми уклонами живописца лицо Есенина в надписях: «Плюйся, ветер, охапками листьев»»[iii].
________________________________________
[i] Ройзман М. Все, что помню о Есенине. М.: Советская Россия, 1973. С. 36.
[ii] Мариенгоф А. Мой век, мои друзья и подруги / Мой век, мои друзья и подруги: Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова / Сост., указатель имен С. В. Шумихина и К. С. Юрьева. М.: Московский рабочий,1990. С. 130-131.
[iii] Старцев И. Мои встречи с Есениным / Воспоминания о Сергее Есенине / Под общ. Ред. Ю. Прокушева. М.: Московский рабочий, 1965. С. 244.
Конец ссылки.

Извините, но это интересно, про «Стойло Пегаса». Привожу ещё одну живописную ссылку.
 Далее
Литературное кафе «Стойло Пегаса» Улица Тверская, 37…. Этот дом до наших дней не сохранился, он был снесен при расширении Тверской улицы в 1939 году. В 1940—1944 годах на этом месте был построен жилой дом по проекту архитектора А.Г. Мордвинова. До 1958 года на угловой башенке стояла статуя девушки с серпом и молотом, моделью которой послужила балерина Ольга Лепешинская, поэтому здание прозвали в народе «Дом под юбкой».

 Кафе имажинистов «Стойло Пегаса» существовало с сентября 1919 по 1922 год. Среди его организаторов и участников были писатель и драматург Анатолий Мариенгоф, поэт и переводчик Вадим Шершеневич, поэт Рюрик Ивнев. Оформлял кафе художник Георгий Якулов — сосед Михаила Булгакова по дому № 10 на Большой Садовой. … Булгаковы были знакомы с Якуловым, возможно, они бывали у него в мастерской на знаменитых шумных вечеринках художника. В начале 1920-х годов Булгаков активно посещал многочисленные литературные кафе, кружки и собрания — вливался в московскую литературную жизнь. Бывал он, по воспоминаниям Татьяны Лаппа, и в «Стойле Пегаса», где часто появлялся Сергей Есенин. Поэт Сергей Спасский вспоминал об этих годах: «Он <Есенин> сидит в "Стойле Пегаса", вокруг сторонники, подражатели. Какой-нибудь Ваня Приблудный, которому кажется, что так легок есенинский путь». Булгаков мог видеть поэта в кафе осенью 1921 года и в первой половине следующего года — в мае 1922-го Есенин почти на год уехал путешествовать по Европе и Америке.
 По предположению Мариэтты Чудаковой, прототипами Ивана Бездомного в романе «Мастер и Маргарита» стали Сергей Есенин и поэты его ближайшего окружения — Иван Старцев и Иван Приблудный. Он тогда только что приехал из Америки. Мы пришли в это кафе… Сидели, пили... Что-то отмечали, наверно. У нас так получалось, что никогда денег ни копейки не было что-то отметить... И тут смотрим — идет Есенин. В цилиндре, и несет сумку, и веник у него в руках. Он входит в это "Стойло Пегаса", подходит к какой-то даме. Стал на колени, преподнес ей веник, поцеловал руку, а она поцеловала веник... Вышел на эстраду, стал стихи читать, какие — я не помню... Из воспоминаний Татьяны Лаппа в беседе с Мариэттой Чудаковой
Источник: Конец ссылки.
 
Лично я, как увидел в текстах, с которыми работал, без Чудаковой, до неё, впервые имя Иван Приблудный, поэт, так сразу вспомнил Булгакова с Иваном Бездомным в «Мастере и Маргарите». Даже ещё не зная ничего о внешности и повадках Приблудного. Потом, когда немного почитал о нём, увидел, что правильно подумал про прототип. И никакого Есенина или ещё кого, тут присовокуплять не надо в качестве прототипа. Достаточно  одного – колоритного Ивана Приблудного. Но о нём здесь больше не будем.
Далее  https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post221520728/
 …в истории кафе существует одно событие, о котором предпочли забыть участники и неохотно помнят современники. Событие это ложкой дегтя падает в ведро с медом всей истории имажинизма, и без того переполненного скандалами и склоками.

Такой точкой невозврата стал скандальный вечер "Чистосердечно о Блоке. Бордельная мистика". Чаще всего вечер вспоминают с эпитетом "гнусный" или называют его - "издевательские поминки под кощунственным названием".

Скандальный вечер «памяти» Блока состоялся 28 августа 1921 года, вскоре после смерти поэта. О нем сохранилось очень мало сведений, но все сходятся на том, что участники вечера выступили со "Словом о дохлом поэте». Кто именно это был: Шершеневич, Мариенгоф, Бобров и Аксенов...

Есенина среди участников вечера не называют, но я сомневаюсь, что вечер делался без его ведома, все-таки председатель Ассоциации. Однако помнят только, что он сидел в "Стойле Пегаса" "в уголке и плакал" или помнят еще, как он метался по Москве, забегая в поэтические клубы и кричал: "Это вы, пролетарские поэты, виновны в смерти Блока!"

Д. А. Самсонов даже вспомнил, что это именно он рассказал Есенину о вечере.
- Сергей Александрович? Неужели после этого вы не порвете с этой имажинисткой...?
- Обязательно порву, обязательно, - прервал он меня. - Ну, честное слово!


Но сразу порвать как-то не получилось. 12 сентября 1921 (меньше чем через месяц после вечера) вышел Манифест за подписью Есенина и Мариенгофа, в котором, в частности, говорилось: "Поэтому первыми нашими врагами в отечестве являются доморощенные Верлены (Брюсов, Белый, Блок и др.), Маринетти (Хлебников, Крученых, Маяковский), Верхарнята (пролетарские поэты — имя им легион).
Мы — буйные зачинатели эпохи Российской поэтической независимости. Только с нами Русское искусство вступает впервые в сознательный возраст".

А уже весной 1922 года Есенин всячески от этой истории открещивался.

-- Разве можно относиться к памяти Блока без благоговения? Я, Есенин, так отношусь к ней, с благоговением.
-- Мне мои товарищи были раньше дороги. Но тогда, когда они осмелились после смерти Блока объявить скандальный вечер его памяти, я с ними разошелся.
-- Да, я не участвовал в этом вечере и сказал им, моим бывшим друзьям: "Стыдно!" Имажинизм ими был опозорен, мне стыдно было носить одинаковую с ними кличку, я отошел от имажинизма.
-- Как можно осмелиться поднять руку на Блока, на лучшего русского поэта за последние сто лет!
Конец ссылки.

Конец 6-й части.


Рецензии