Сказка о том, как Книга на свет родилась

      Жил в одном городе Человек. Человек, как человек, ничего особенного в нём не было. Он жил, как многие другие, одевался скромно, работал где-то в обычном учреждении и был тихим и незаметным.
     Отличался он от других только тем, что любил гулять по паркам, садам, лугам. Бывало, выйдет в выходной день в лес и пропадёт там на целый день. Наблюдает за муравьями, пчёлами, букашками всякими. С деревьями разговаривает, с ручьями знакомится, что-то высматривает, выглядывает и в толстую тетрадь записывает. Чудак, да и только!
     Наступила зима. Стал Человек за письменным столом засиживаться, из своей Толстой Тетради что-то выписывать, на чистую бумагу переносить. Долго он этим занимался, целую стопку листов исписал, два пузырька чернил извёл, пять ручек сломал.
   Наконец, сложил он листы в папку, положил в портфель и понёс куда-то.
   Долго добирался он до нужного места. Сначала ехал на электричке, потом на трамвае, потом пешком шёл. Приехал в большой город, пришёл в высокому дому в тридцать этажей. Прочитал вывеску над дверью: «Издательство». Обрадовался.
- Вот сюда-то мне и нужно! – говорит.
    Зашёл Человек в дом, пошёл по коридору, таблички на дверях читает. Много-много дверей в доме. Наконец нашёл Большую Дверь с табличкой «Главный Издатель». Постучался. Вошёл.
    Вошёл и видит: посреди комнаты Большой Стол стоит. Сидит за ним человек солидный в очках, в сером костюме. Серьёзный и занятой. Стол завален папками, ручками, чернильницами, карандашами и блокнотами. Вдоль стен шкафы стоят с книгами и папками.
     Увидел Издатель Человека, спрашивает:
- Здравствуйте, уважаемый. Что вы нам принесли?
   Вытащил Человек из портфеля папку с листами, отдал Издателю. Начал тот читать зачитался, заулыбался:
- Как интересно вы пишете, дорогой Автор! Я как будто сам в лесу побывал, всё своими глазами увидел.
- Так я могу надеяться, что мою рукопись издадут? – с надеждой спросил теперь уже не просто Человек, а Автор.
- Конечно! Нам как раз не хватает рассказов о природе! Сейчас посмотрим, когда у нас найдётся время для Вас.
    Взял Издатель папку с надписью «План издательства», полистал и говорит:
- Вот, посмотрите, дорогой Автор. В июне у нас очень мало материала. А ведь июнь – очень интересный месяц. Дети поедут на каникулы, в деревни к бабушкам-дедушкам. Кто-то в летние лагеря отправится. Вот мы ваши рассказы им и приготовим в подарок. Пусть изучают родную природу, знают и берегут всякую живность. Пусть интересуются не только всякими машинами и прочей техникой, но и живым миром!
      На том и порешили, подписали они договор, пожали друг другу руки и разошлись по своим делам. Издатель – работать, а Автор – ждать, когда напечатают его книгу.
      Вызвал к себе Издатель к себе Главного Редактора, отдал ему рукопись и дал задание подготовить её к изданию.
     Прочитал Главный Редактор будущую книгу (потому что любая книга обязательно начинается с Рукописи). Обрадовался. Очень уж ему эти рассказы понравились.
     Вызвал он к себе самого лучшего Редактора Анну Львовну и попросил, чтобы она занялась этими рассказами.
    Анна Львовна была Очень Хорошим Специалистом. Придя к себе в кабинет, она первым прочитала рукопись и от удовольствия заулыбалась и раскраснелась. Глаза её заблестели, а плохое настроение испарилось без следа.
     Но, как бы ей не понравилась рукопись, свою работу Редактор знала хорошо. Поэтому она разложила на столе толстые Словари и Энциклопедии, взяла в руки остро заточенный карандаш и начала внимательно перечитывать текст, ища возможные ошибки и неточности. Ведь ни в одной книге не должно быть неправильно поставленной Запятой, ошибки или криво построенного предложения.
    Так она работала целых две недели, а потом пригласила к себе Автора и сказала ему, что очень довольна.
- Наверное, Вы хорошо учились в школе, – строго сказала Анна Львовна – Я нашла очень мало неточностей, а ошибок только три. Обычно их бывает намного больше.
- Я очень рад этому! – горячо заверил Автор – И вы правы, я в школе учился хорошо.  Особенно любил математику, биологию и русский язык.
- Это заметно! – всё также строго заметила Редактор (ведь в русском языке нет слова РЕДАКТОРША!) – Я очень рада с вами познакомиться.
    Они пожали друг другу руки и расстались вполне дружески. Ведь два умных и добрых человека всегда смогут найти общий язык.
   Затем Анна Львовна отнесла уже исправленную и проверенную будущую Книгу Главному Иллюстратору (так называют художников, которые рисуют картинки в книгах).
    Прочитав рассказы, Главный Иллюстратор вызвал к себе двух своих помощников и поручил им нарисовать картинки к будущей  книге.
- Постарайтесь, друзья мои, сделать эту работу как можно лучше и интереснее.
     Художники забрали рукопись и прочитали её. Ведь прежде, чем рисовать, нужно понять, как и кого изображать.
     Некоторые герои рассказов вызвали у них недоумение. Они хорошо знали животных и птиц, но не представляли себе, как выглядит домик паука-серебрянки и сколько ног у жука-водомерки.
    Поэтому они обложились Толстыми Справочниками и Энциклопедиями о животных, посмотрели документальные фильмы о живой природе. И даже несколько раз ездили в Университет, чтобы местном террариуме (это, дорогие мои читатели, такое место, где можно посмотреть на всяких ящериц, пауков и змей) наблюдать за всякой мелкой живностью. Один из них целый день просидел у аквариума, рисуя с натуры личинку стрекозы (маленький, но очень свирепый хищник), а потом упросил одного учёного-биолога дать ему рассмотреть под микроскопом яйца разных насекомых, чтобы их потом нарисовать.
     Наконец, через месяц усталые, но довольные своей работой художники смогли закончить рисунки к книге. Картинки получились очень яркие и красивые. Насекомые, ящерицы и лягушки выглядели, как живые, а некоторых героев рассказов можно было даже испугаться - настолько всё было естественно.
- Какие молодцы! – с восторгом сказал Главный Художник  и распорядился выдать им премию.
    А сам понёс Рукопись и картинки в Типографию. Там его встретил невысокий худой, с седыми усами, Старый Наборщик.
- Здравствуй, Главный Мазилка, что ты мне нового принёс? – полушутливо спросил он.
- Здравствуйте, Мастер, - ответил Художник. - Вот, новый Автор у нас появился. Принёс Вам рукопись и иллюстрации.
- Новый Автор, говоришь? – переспросил тот, недоверчиво прищурясь. – Ну, что же, посмотрим, почитаем. Оценим, напечатаем. А ты иди, мальчик, иди работай!
      Оставшись один, Старый Наборщик пошёл к своим старым верным друзьям – Буквам. В свободное от работы время они спали в своих домиках – наборных кассах. Это были толстые наклонные столы с окошками. В каждом окошке жила одна буква или знак препинания. Большие отдельно от маленьких, цифры – от букв.
      Открыв специальным ключом кассы, Старый Наборщик негромко и ласково позвал:
- Просыпайтесь, друзья мои, пора за дело приниматься!
- Здравствуйте, Мастер! Доброе утро! Что-то новенькое привезли? Урра! Чем займёмся? – послышались тоненькие голоса.
     Буквы стали вылезать и  выпрыгивать из своих домов и столпились у открытой рукописи.
- Ох ты, здорово! Давненько ничего не было про животных! Смотрите, братцы, тут ещё и про насекомых есть! – растолкав всех, вперёд вышел Восклицательный Знак.
 - А про бабочек есть? А про пауков? – робко спросил Вопросительный.
- И про них тоже есть, – усмехнулся в усы Старый Наборщик. – Ну что же, в строчки становись!
      В это время в наборный цех вошёл молодой человек в модных очках. Это был Младший Наборщик. Он работал всего лишь четвёртый месяц, и, хотя он очень хотел овладеть профессией, дело у него пока не ладилось. Дело в том, что хотя он и относился к работе серьёзно, считал, что чтение и правила русского языка – это не для него.
- Есть ведь фильмы, аудиокниги и прочие достижения цивилизации, - рассуждал он. – А читать – это прошлый век. Техника и технологии на месте не стоят.
 - А, пришёл, Ученик! – отметил его появление Старый Мастер. – что ж, переодевайся – и за работу!
     Молодой человек без возражений снял модный джинсовый костюм и принялся вытаскивать литеры из наборных касс и составлять из них строчки. Рядом с ним работал Старый Наборщик, напевая себе под нос весёлую песенку:

Капитан, капитан, улыбнитесь,
Ведь улыбка – это флаг корабля!
Капитан, капитан, подтянитесь,
Только смелым покоряются моря!

     И странное дело: старик совсем не думал о том, какие буквы должны быть поставлены в строку раньше, а какие – позже, сколько букв «с»  в слове «класс» и где поставить занятую, а где – точку с запятой.
    Его голова, глаза и руки работали как одна команда. Глаза видели предложение, голова мгновенно соображала, где и сколько букв должно быть, а руки мгновенно тянулись к туда, где лежали нужные буквы, цифры и знаки.
    Да и ничего удивительно в этом не было: с книгами Старый Наборщик дружил с детства. Как только он научился читать, они стали его увлечением на всю жизнь. Он перечитал столько томов и томиков, толстых и тонких, что почти все слова русского языка мог бы набрать и с закрытыми глазами.
    А Молодой Наборщик в это время прилагал все усилия, чтобы хорошо сделать свою работу хорошо: ведь его воспитали Очень Ответственным Человеком.
- Взялся за гуж – не говори, что не дюж! – каждый раз приговаривал его отец, берясь за какое-то дело.
    Мальчику его слова казались каким-то заклинанием, благодаря которому всё и всегда должно получаться легко и хорошо. Когда же он подрос, он узнал смысл этого выражения и слегка разочаровался, но любое дело привык доводить до конца.
     Вот и сейчас он старательно складывал из литер слова и строчки, не слыша, как буквы ругаются между собой:
- Эй, «а» куда ты встала, здесь же должна стоять «о»?! «О», а ты что зеваешь, забыла, где твоё место? Почему такой беспорядок?
- Точка, точка, где ты? Почему на твоём месте стоит Тире?
- "Т", а ты куда запропастилась? Слово «известный» без тебя, что ли, в печать пойдёт?!
- Кошмар! – схватилась за голову Большая "С". – Как же так?! Не страница, а сплошная путаница получается! Ну, Наборщик у нас молодой, неопытный, а вы-то, друзья, что, забыли, где должны стоять? Помогайте ему, подсказывайте, если на своё место не становитесь.
- Как же, встанешь тут! – пропищала строчная "ё" – Он же нас не слышит! Думаешь, мне приятно, что он слово «чёрный» с «о» вместо меня, «ё», набрал?
- Пока он с родным своим, русским языком как иностранец обращаться будет, толку от него никакого! – хором воскликнули Знаки Препинания. – Он-то думает, что если школу хорошо закончил, так правила и забыть можно? Да он же вообще читать не хочет.
- Вот-вот! – веско сказали Круглые Скобки. – А ведь всем известно, что «Чтение – лучшее учение»! Сам Пушкин в своё время это сказал. А уж он-то знал, что говорил...
     А тем временем худо-бедно дела у Молодого Наборщика продвигались. До обеда он набрал пять страниц, А Старый Мастер – тридцать.
    Неизвестно, что было бы дальше, если бы после обеда в цех не вошла невысокая девушка в тёмно-синем платье. Сероглазая, с аккуратной причёской и звонким голосом, она сразу обращала на себя внимание.
- Здравствуйте, Мастер! – негромко поздоровалась девушка. – И ты здравствуй, Ученик.
- Здравствуйте, пташка-канарейка, певунья-хлопотунья, – весело приветствовал её старик. - Ждали тебя, ждали, Ленушка!
     Эта девушка, несмотря на то, что была очень молода, работала Главным Корректором (это, мои дорогие, такой специалист, который проверяет ошибки в уже набранном для  печати тексте).
    Дело своё Елена Премудрая (да-да, так её и звали) знала отлично. Поэтому и проверка заняла всего несколько минут. Пробежав взглядом работу Старого Наборщика, она просияла, как солнышко.
- Так мне тут и делать нечего, - со смешком сказала она. – С вами, Мастер, без работы остаться недолго!
    Но, взяв в руки плод мучений Молодого Наборщика, Елена с ужасом воскликнула:
- Какой кошмар! Да здесь же ошибка на ошибке! Ужасная работа!
     И пришлось горе-грамотею разбирать литеры и под пристальным непреклонным взглядом девушки составлять текст заново. Крайне недовольная, Корректор чуть не била его по рукам, если он брался за неправильный знак. Когда же он, красный от смущения, закончил исправлять свои ошибки, Елена Премудрая вручила ему Толстый Справочник с правилами русского языка и строго сказала:
- Пока не выучишь всё наизусть, к работе не допущу! Учи, если хочешь работать.
     Много ли, мало ли времени прошло, только набор книги благополучно закончился. И попала будущая Книга в Печатный цех.
    Старший Печатник был молодым, весёлым и любознательным человеком. Прочитав книгу, остался доволен и отправил набор в Большую  Печатную Машину.
    Там его уже ждала  белая гладкая Бумага.
- Ну, здравствуйте, друзья-литеры, здравствуйте, Краски! За работу, друзья! – воскликнула она и процесс печати пошёл.
    Одна за другой готовые страницы появлялись из Машины и складывались ровными рядами. Потом их разрезали на восемь частей и складывали по порядку. Когда все отпечатанные страницы были готовы, к работе приступила Машина-Швея.
- Ну, идите, идите сюда, голубчики, - низким тягучим голосом заговорила она. – У меня нитки крепкие да тонкие, для вас готовые. Сошью хорошо, чтобы вы не разорвались-не развалились, служили долго, не изнашивались. Будете меня добром вспоминать!    
     Приговария таким образом, она проворно проворно прошивала одну книгу за другой.
- Вот и готово, дорогие мои, - закончив работу, сказала Машина-Швея. – Теперь оденем вас – и будем праздновать.
 - Ой, и правда, мы же голые! – засмущались книги.
 - Ничего, это ненадолго, – заговорила большая незнакомая Машина. – Я для вас уже и переплёты-одежду приготовила.
- Да-да, это правда! – скрипучим голосом подтвердил кусок толстого Картона. – Я для этого специально сюда приехал. Нарезали из меня куски аккуратные, для вас, малыши, подходящие. Приклеили сверху бумагу разноцветную специальную. Отпечатали картинки подходящие да Автора и название книги – и стали куски мои для вас одеждой – переплётами. Хоть сто лет живите – от грязи, от воды, от пыли, от яркого света вас уберегут.
- Ну, что долго говорить – дело делать надо, - вмешалась в разговор Машина. – Разбирайте-ка  крышки-переплёты, малыши, да становитесь ко мне в очередь! Я вас склею крепко-накрепко, и будете вы готовы к людям отправляться, дело своё начнёте – людям служить, учить их уму-разуму.
    Книги долго себя ждать не заставили, и одевшись, отправились на сушку.
    И, наконец, новенькие, чистенькие, пахнущие свежей типографской краской, они были готовы отправиться к людям.
    А все, кто помог им родиться на свет, собрались, чтобы поздравить Автора с его первой Книгой, а книги – с днём рождения.
    И через несколько дней специальные машины повезли их в магазины, чтобы с книгами познакомились все, кто хочет учиться и познавать мир.
   


Рецензии
Уважаемая Радмила!
Приглашаю Вас участвовать в Конкурсе "Сказка за сказкой 13", проводимый Фондом ВСМ.
Регламент Конкурса - http://proza.ru/2022/08/15/845
Приём и подача заявок - http://proza.ru/2022/08/25/371 .
Желаю удачи.
С уважением,
Илана Арад

Конкурс Сказка За Сказкой 8   26.08.2022 09:32     Заявить о нарушении