Пламя. Повесть-размышление. Глава 26

НАЧАЛО СЛЕДСТВИЯ

Следователь внимательно осмотрел прилегающую к фонтану территорию, зашёл за близлежащие кусты, прошёл по ведущим в разные стороны дорожкам, сходившимся у фонтана как главного примечательного места в парке, но ничего из улик не обнаружил и распорядился:
– Вы, Алексей Иванович, пройдите в конец боковой аллеи и не разрешайте проходить пешеходам по этой дороге. Вы, сержант, охраняйте место преступления, а ваш напарник пусть перекроет центральную аллею, ведущую к фонтану. Я вас на некоторое время покидаю. Нужно доложить обстановку начальству, а там будет видно, как поступать далее. Всё ясно? Тогда – по местам!
Следователь торопливо зашагал в отдел милиции. Он был молод, неопытен, к расследованиям убийств его пока не привлекали, но ему хотелось проявить себя, если доверят дело…
Намечая план расследования, он уже представлял, как выстроит оперативную схему, как проведёт обыски и задержания. Подумал даже о том, что если удастся успешно провести расследование, то можно получить продвижение по службе и… даже подумать страшно – может, наградят какой медалью, а лучше бы – премией!
Молодые люди всегда хотят отличиться в добром деле. Мысли у следователя были хорошие, а действительность – не очень хорошая, и скромное жалование достатку в семье не способствовало.
– Ну, что там произошло? – спросил дежурный.
– Убит молодой мужчина! Обнажённый труп сброшен в резервуар фонтана. Я выставил охранные посты и пришёл доложить обстановку.
– Вот оказия! У меня дежурство заканчивается, а теперь вовремя домой не уйдёшь. Нужно докладывать начальству, а оно задёргает вопросами и распоряжениями, – огорчённо сказал дежурный и уточнил у следователя: – Володя! А ты ничего не перепутал? Может, там пьяный человек отдыхает? Поднимем панику, а потом нам дадут по мозгам, как было однажды…
– Не сомневайся! К сожалению, есть труп. Сомнений у меня нет.
– Ладно, доложу начальнику. Не хочется его поднимать в такую рань, но придётся.

*  *  *
Ранний звонок начальнику ОВД был привычным – беспокойная милицейская служба не давала ему расслабляться.
Лев Маркович Войтенков, чтобы не будить домашних, вышел на цыпочках в прихожую, поднял трубку и, выслушав оперативную информацию, негромко сказал:
– Пришлите машину, выезжаю.
– Лев Маркович! Покушай, а то будешь целый день голодный, – сказала супруга Евгения Ивановна.
– К сожалению, у нас – труп, а это – не рядовое преступление. Не до еды мне.
– Труп никуда не денется, подождёт! У тебя вечная спешка. О здоровье тоже нужно подумать. Иди к столу, я быстро! Не сопротивляйся, прошу тебя. У меня с вечера еда приготовлена. Как чувствовала, что будет экстренный вызов.
– Спасибо, дорогая, за заботу, но тебе о своём здоровье тоже нужно думать – вся отдаёшься семейным хлопотам и на работе трудишься не меньше меня…
– Ничего, дорогой, выйдем на пенсию – отдохнём! – с улыбкой сказала Евгения Ивановна и озабоченно вздохнула, глядя, как Лев Маркович торопливо завтракал.
Под окном зафыркал подъехавший милицейский УАЗ. Не заглушив двигатель, водитель ждал пассажира.
– Почему не глушишь двигатель? Люди спят, а ты… – подходя к машине, с укором спросил водителя Лев Маркович.
– Аккумулятор слабый, заглушишь – машина не заведётся. Надоело по утрам заводить машину с буксира, а на базе таких аккумуляторов нет в наличии…
– Нет таких, возьми какой есть! – предложил Лев Маркович.
– Да там никаких нет! – пояснил водитель.
– Я разберусь. Напомни мне завтра. Договорюсь на ремзаводе.

*  *  *
В помещении дежурного было накурено, и Лев Маркович не преминул заметить:
– Наличие в помещении папиросного дыма свидетельствует о низкой культуре сотрудников отдела. Дежурный, делаю вам замечание и всем присутствующим тоже. В отделе милиции – как в привокзальном общественном туалете! Устроили безобразие! – раздражённо сказал Лев Маркович. – Дежурный! Доложите обстановку!
Выслушав информацию, Войтенков созвонился с прокурором района:
– Филипп Иванович! В городском парке обнаружен труп мужчины. Подробностей пока нет, но сам факт установлен. Я пришлю за вами машину.
– Присылайте! – ответил прокурор Севрук.

*  *  *
Посланный за прокурором УАЗик подъехал к его дому и заглох. Реанимационные потуги не оживили автомобиль. Аккумулятор разрядился полностью. Водитель беспомощно развёл руками и закурил папиросу.
Прокурор не стал выслушивать жалобы водителя на плохой аккумулятор и торопливо зашагал к месту событий, где его ждали оперативные работники и начальник милиции. Там они провели блиц-совещание, отдали необходимые распоряжения и рассредоточились по рабочим местам и кабинетам.
Прибытие прокурора активизировало работу ОВД. В срочном порядке была скомплектована группа для расследования убийства, и каждый сотрудник, привлечённый к раскрытию преступления, занялся выполнением своих функций.
Это в современных кинофильмах на месте преступления следователи появляются почти мгновенно на крутых машинах с соответствующими техническими средствами, помогающими «раскручивать» клубок преступлений по горячим следам. В то время, более чем полувековой давности, уровень средств технического арсенала, квалификация сотрудников, да и правовые рамки были весьма ограничены. Не было компьютеров с базой данных, транспортных средств. Кроме трёх УАЗов и двух мотоциклов с коляской, грузовой машины для хозяйственных нужд, имелась специальная машина для доставки в мед вытрезвитель людей, находящихся в нетрезвом состоянии. Вот и всё, чем располагали работники ответственнейшего подразделения правоохранительной структуры. Следователи ходили пешком или передвигались на общественном транспорте, но в БССР вся правоохранительная система работала неплохо. Убийства и громкие резонансные преступления совершались редко, и неотвратимость наказания была реальной.
Прокурор районной прокуратуры Филипп Иванович Севрук был немолодой человек – вдумчивый, спокойный, доброжелательный. Не обладал он пронзительным взглядом и густыми, хмурыми бровями, как у прокуроров из литературных произведений и кинофильмов. Он был полноват, лысоват. Увидев его, можно было предположить, что это – учитель, завхоз, бухгалтер. Но, как известно, внешность обманчива. При своей простой, «мягкой» внешности Севрук отличался принципиальностью, проницательностью и что немаловажно – честностью! Его почти пенсионный возраст был слабым звеном…
Прокурору иногда сложно было находить общий язык с должностными лицами руководящего состава, имеющими «Сивкино понятие» в юриспруденции, но которые постоянно вмешивались в дела правоохранительных органов. Севруку нужно было доработать до пенсии, и он старался чётко выполнять свои функции, без излишней горячности.
Диктат партийных органов зачастую создавал большие помехи в расследовании и объективности оценки случившегося, а против партии – как «против ветра»… Кто жил в то время, тот знает и более образные выражения обратной связи с «органом», который называли «ПАРТИЯ – НАШ РУЛЕВОЙ».
О расследовании громких преступлений начальник ОВД и прокурор обязаны были докладывать в РК КПБ – первому секретарю Сытину Анатолию Яковлевичу или второму секретарю Мистюку Павлу Илларионовичу, курирующему работу административных органов.
Сытин А. Я. – выпускник высшей парт школы, а Мистюк П. И. – педагог по образованию. Они имели отдалённое представление о специфике работы правоохранительных органов, но их мнение и влияние на ход любого дела было весомее, чем мнение прокурора района. Несмотря на то, что отдел внутренних дел входил в структуру исполкомов районного и городского Советов депутатов трудящихся, главенствующее влияние с командными действиями принадлежало РК КПБ.
Прокурор был уверен, что в этот случай вмешаются влиятельные люди районного масштаба, и решил подстраховать себя вышестоящими персонами.


Рецензии
Наверное, никому не хочется, чтобы на работе возникали сложности, мешающие личной жизни!.. А вот когда в какое-нибудь дело вмешиваются люди, чья компетенция в этих вопросах оставляет желать лучшего - это настоящее преступление!.. Спасибо, Сергей Петрович!

Марина Репина 2   28.12.2021 04:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Маринушка.

Петров Сергей Петрович   29.12.2021 22:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.