ОПЛЯ 1 Интерференция своими руками

Из цикла рассказов для ЯНДЕКС ДЗЕН
ОПЛЯ 1. Околонаучный практикум легкодоступных явлений
Интерференция своими руками

Из школьных уроков по физике известно, что такое свет, его оптические свойства, в частности преломление, поляризация, дифракция, интерференция, и прочее. Но много ли на самом деле мы знаем о свете? Как распространяется свет в упругой среде, и что собой представляет упругая среда как таковая?

До Эйнштейна считалось, что существует некий тончайший эфир, проникающий во все сплошные тела и в них содержащийся. Сам Альберт Эйнштейн несколько раз менял свою позицию: то отвергал эфир, который в опытах Майкельсона-Морли невозможно было обнаружить, то принимал некую гипотетическую среду, без которой нельзя было объяснить волновые свойства световых пучков. Попытки велись, чтоб отменить волну, оставив кванты – частицы света, хотя в известных опытах на двух щелях с экраном световые волны расходятся от каждой из них, наглядно показывая интерференционную картину (Рис. 1).

Закончилась история принятием квантово-волновой теории и признанием так называемого “дуализма” света. Правда, c умозаключений Эйнштейна научный мир принял во внимание гипотетический «физический вакуум» вместо эфира.

Но сможем ли мы сами, будучи образованными и грамотными, разобраться, что собой представляет упругая среда, в которой распространяется свет?

Давайте для начала воспроизведём своими руками интерференционную картинку прямо у себя на кухне (или в комнате) на стене, не прибегая к двум щелям, экрану и прочим оптическим устройствам и лабораторным инструментам.

Для этого понадобится лишь стеклянная посудина полукруглой формы. Я взял стеклянную чашку из магазина “ИКЕЯ”, что стояла у супруги в кухонном шкафу (Рис. 2).

Эксперимент лучше проводить при солнечном свете, когда яркие лучи освещают стену. Если нет под рукой полукруглой чашки, можно взять и стеклянную плошку, но на ней не будет столь чёткой интерференционной картинки.

Результат у меня получился такой, как на рисунке 3. А у Вас?

Если у Вас, уважаемый читатель, получилось то же самое, покажите всем своим родственникам, друзьям, но особенно детям! Распространите этот опыт среди подростков-школьников. Давайте изучать окружающую среду вместе!

Данным рассказом автор открывает Новый канал и рубрику «ОПЛЯ» – своими руками в домашних условиях мы с Вами будем делать дифракцию и радугу, игру света и блики, звёзды и очень много других интереснейших опытов!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите отзывы, распространяйте эти простые знания среди всех, кого знаете и кого не знаете! Сейчас для автора очень важно понять актуальность данной рубрики, стоит ли её продолжать?

Когда аудитория подписчиков достигнет внушительной цифры, мы с Вами вместе научимся ещё большему, возможно лучше поймём окружающую упругую среду!


Рецензии