Колечко-колечко, выйди на крылечко

Про золотую лихорадку на Аляске читала ещё в школе у Джека Лондона и думала, что у нас такого не бывает. Но она вдруг охватила почти всю женскую половину нашего отдела. Когда в ювелирных магазинах об’явили, что можно сдать старые золотые вещи и взамен купить новые, одна из наших коллег заинтересовалась этим предложением. У неё было старое кольцо ее мамы. Отстояв огромную очередь, она сдала его и взамен, приобрела золотую цепочку, давно бывшую предметом ее мечты.

О, женщины! Даже если им этой цепочки и не нужно было, все почувствовали острую необходимость совершить подобную операцию и приобрести какое-нибудь изящное ювелирное изделие. Хорошо, что наши мужья смотрели на это сквозь пальцы. И началось. Тратить целый день на стояние в очереди не было ни охоты, ни возможности. Тогда мы тихо по одной удирали с работы, меняя друг друга в очереди в ближайшем ювелирном магазине. Отсутствующую даму прикрывали верные подруги. Институт большой, мало ли куда она могла отлучиться. Таким образом, все женщины, желающие украсить себя незатейливыми золотыми побрякушками, смогли это сделать без отрыва от производства. Некоторые подключали к операции своих мам-пенсионерок, которые тоже оказались подвержены этой «болезни». Каюсь, грешна и я. Моей маме, заражённой мною этой заразной болезнью, удалось поменять своё старое золотое кольцо на новое и плюс маленькие сережки с рубином, которые она подарила мне. В память о маме я ношу их до сих пор. 

Наконец, «болезнь» отпустила. Последним ее рецидивом было приобретение мною перстня с сапфиром. Я давно присмотрела его в ювелирном магазине, куда мы заглядывали во время обеденного перерыва по дороге из столовой. Вообще-то я никогда не была «шопоголиком» (как теперь говорят), но красивые вещи люблю. А этот голубой сапфир в короткой золотой юбочке был очень хорош. Недавно где-то прочитала, что увидевший сапфир, никогда его не забудет. Ну не так фанатично.

Тогда не было Википедии, но были всякие научные книжки о минералах и околонаучные о лечебных и иных свойствах драгоценных камней. Опять же: не то, чтобы я в это верила, но читала с интересом. Человека манит к себе все таинственное и необ’яснимое.

Сапфир в переводе с греческого, иврита и персидского - синий камень. А вот с санскрита - любимый кусочек неба. Очень поэтично звучит, не правда ли? И этот кусочек неба ты можешь носить и любоваться им, когда захочешь, даже в пасмурную погоду. На Руси все синие минералы назывались баусы, а вот сапфир носил название лазоревый яхонт. Из Индии пришла легенда, что создатель эликсира вечной жизни, превратил его в камень сапфир, чтобы простые смертные не могли им воспользоваться.

Открыт сапфир был в Азии, там назвали его корундом. В минералогии только корунды синего цвета называют сапфирами,  а в ювелирном деле - любых цветов, кроме сиренево-красного (это рубины).
Просто ведь оксид алюминия, а вот такой красавец! Синий цвет придают ему примеси титана и железа.
Это второй после алмаза камень по твёрдости. Печать царя Соломона была сапфировая. Этот камень уважали и ценили императоры. Это один из пяти драгоценных камней.

Самый большой сапфир 3500 карат был обнаружен в 1960 году. Американский рентгенолог Стив Майер нашёл красивый камень в заброшенном карьере. Он какое-то время служил Майеру в качестве пресс-папье, пока один из пациентов не обратил на него внимания. Вот так сюрприз!!
Другой драгоценный камень, найденный австралийским мальчиком, 10 лет подпирал дверь в их доме. Это оказался чёрный звездчатый сапфир, перешедший позже к армянскому ювелиру, обработавшему его и назвавшему  «Чёрной звездой Квинсленда».

Еще два больших сапфира украшают корону Британской Империи - сапфир святого Эдуарда и шотландскую корону - сапфир Стюартов.

Встречаются сапфиры и в России на Урале и в Хибинах, но в небольших количествах.

В 1904 году французским химиком Вернеем был получен искусственный сапфир. Пропал романтизм! Зато этот искусственный камень нашёл применение в микросхемах в качестве подложки, в разных гаджетах и наручных часах.

Но в далеком 1981 году я ничего об этом не знала. А из всяких книжек знала только, что этому камню приписывали много всяких свойств. Не буду их перечислять, но некоторые очень даже полезные. Считалось, что он избавляет от головной боли и заживляет раны. А ещё обладает магическими свойствами: способствует укреплению любовных уз и оберегает от сглаза. Подходит водолеям и Людмилам.

Короче, мне очень был нужен этот перстень с сапфиром. Муж был в рейсе, поэтому решение о покупке пришлось принять самостоятельно. В последний день перед уходом в декретный отпуск и, получив отпускные, я отправилась, прихватив с собой подругу, в этот ювелирный магазин. Перстень терпеливо ждал меня. Попробовала надеть на безымянный палец - большеват, на средний не влез. Жаль!
- Бери, - сказала подруга, - после родов пополнеешь и будет как раз.

После родов я не пополнела, а наоборот. И перстень с трудом удерживался на моем пальце, так и норовя соскользнуть и отправиться в путешествие самостоятельно.

Эту попытку он и предпринял однажды в большом продуктовом магазине у Финляндского вокзала. Я даже не заметила, как он спрыгнул, было очень много народа. Вдруг почувствовала, как кто-то дергает меня за пальто. Обернулась: маленькая девочка лет 5-6 протягивает мне на вытянутой ладошке моего беглеца:
- Вы потеряли, а я нашла.
- Спасибо, солнышко! Какая же ты умница! А ты с кем здесь? - я подняла глаза и стала оглядываться, чтобы поблагодарить и взрослого.
Мои глаза вдруг встретились с холодным и злым взглядом молодой женщины. Она перевела взгляд на девочку, схватила ее за руку и потащила к выходу, выговаривая ей, что из-за неё они теперь опоздают на электричку, и что нечего чужие вещи поднимать, пусть потерявшие сами ищут. Девочка тихо оправдывалась.
Настроение мое упало, жаль стало доброго ребёнка. Пришла домой и положила перстень в его красный бархатный домик. Решила надевать только по праздникам. А какие у жён моряков праздники? Встречи с мужем. Иногда доставала, смотрела, любовалась кусочком неба.

Ну вот и наступил праздник. Мой перстень покинул свое укрытие. Я торжественно надела его на палец и решила держать на виду и помнить о его любви к свободе. Он летит в Мурманск вместе со мной. Этот перстень будет придавать мне вес и некую значимость в глазах окружения мужа - думала я, хотя сама никогда не придавала значения подобным мелочам.

На этот раз стоянка была просто сумасшедшая. Судно быстро разгрузили, а теперь загружали в него руду. Погрузка шла полным ходом даже и ночью. Муж стоял на вахте, а я пыталась заснуть. Иллюминаторы каюты выходили на причал. По проложенным по причалу рельсам подавались вагоны (платформы) с рудой. Сбоку стоял портовый кран с ковшом на конце (грейфером, кажется). Он запускал этот ковш в платформу и со страшным скрежетом  железа об железо скрёб по дну платформы. Потом, набрав руды, он тащил ее в трюм, тоже не беззвучно сгружал ее туда. Операция повторялась: подгонялся следующий вагон, скрежет, шум. Ну какой сон? Сходила навестить мужа, но поняла, что сейчас только мешаю. Вернулась в каюту и принялась за уборку, хотя каюта и убиралась дневальными. Но сейчас на стоянке их отпустили в город отдохнуть. Потом решила перестирать мужнино бельишко. Вот тут вспомнила про перстень, надо бы его снять, а то соскользнёт. Я его сняла и хотела уже положить, как в этот момент в каюту вошёл муж.
- Ура, меня отпускают в отпуск, завтра утром, вернее уже сегодня будет замена. Так что собирай вещи! - радостно сообщил он.
- А я только что твои вещи постирала, не успеют высохнуть.
- Да и фиг с ними, пусть останутся тут до моего возвращения. Правда, неизвестно, куда меня потом направят.
- Развешу на батарею, рубашки можно утюгом посушить.
- Не переживай, пока я дела сдам, пока то да се.
Сменщик приехал только во второй половине дня. Муж успел немного поспать, а я собрать вещи и с’ездить на вокзал за билетами. На самолёт билетов не было, только на поезд на следующий день.

Муж передал дела сменщику. Это был знакомый ему парень. Высокий, большой, обаятельный и веселый Шурик. Вечером, когда мы втроём отмечали неожиданно свалившийся отпуск, Шурик предложил ещё раз проверить, все ли мы взяли.
- А то потом натыкаешься на чужие вещи и думаешь, как их отдать и не забыть бы, - пояснил он.
- Да, я тоже это не люблю, - согласился муж.
Несмотря на то, что чемодан я уже упаковала, муж переупаковал его снова, у него это лучше получалось. Вещи, необходимые в поезде, положил отдельно в сумку. Окинули взглядом каюту, вроде бы все взяли.
Тут я вспомнила про перстень. Его нигде не было. Куда же я его положила? Из каюты точно не выносила. Втроём мы обшарили всю каюту. Перетряхнули кровать, подняли коврики на полу, вытряхнули и обратно сложили чемодан.
- Может, ты вспомнишь, куда его положила? - спросил муж.
- Я стирала, наверное, на край раковины, а может на стол, - силилась вспомнить я. Веселость Шурика, как рукой сняло:
- И что я скажу пограничникам, если они вдруг найдут твоё колечко? Почему я его спрятал? Что я хотел с ним сделать? Валютные махинации?
- Может, тогда внести его в декларацию? - предложила я.
- Спасибо! А что я им покажу? Я даже не знаю, как выглядит твой перстень. Ищите, скажу? Вот они обрадуются, судно задержат, миноискатель принесут и будет мне счастье от капитана.
Я была в трансе, проклинала свое дурацкое желание произвести впечатление на окружение мужа. Произвела! Ходила по каюте и повторяла про себя: черт, черт, поиграй, перстенечек отдай! Не помогало. Не так был прост черт. Муж сохранял спокойствие, пока.
- Все, принимай дела обратно и отправляйся в рейс вместе со спрятанным перстнем, - полушутливо полусерьезно обратился Шурик к мужу.
- Ну уж нет! Ты нас прости, пожалуйста! Давай я тебе расписку напишу о потерянном в каюте перстне.
- Во придумал! Прям детектив. Погранцы перстень находят, а я им твою расписку - вот алиби. Там не дураки.
- Ну хочешь, мы дождёмся их и все об’ясним? - предложил муж, - вместе поищем.
- А потом долго будем сидеть вдвоём на берегу и грызть семечки?
В результате бурных обсуждений мы решили никому ничего не писать и не говорить, а понадеяться на авось. А если вдруг найдут, валить на уехавшего в отпуск помощника и его жену-растеряху, ну, собственно, сказать правду. Помню, что я даже не расстроилась по поводу потери, больше переживала за Шурика.

Судно догрузили и отвели на рейд. Оно уже было готово к отплытию в Польшу (или ГДР). Оставался приезд пограничников для открытия границы. Мы ждали рейдовый катер.
Рано утром рейдовый катер забрал всех от’езжающих и перевез на берег. 

Мы поехали на вокзал. По лицу мужа было видно, что он переживает. Но узнать, как там обстановка на судне, возможности не было. Сели в поезд, поехали, я попросила достать халатик, потому что не видела, куда его муж упаковал, когда перекладывал вещи. Надеваю халатик и в кармане обнаруживаю… перстень. Он невинно взглянул на меня любимым кусочком голубого неба. Как взглянул на меня муж и какие слова он произнёс, я не буду здесь приводить. В обычной речи он их не употреблял.
Еле дождались первой длинной остановки поезда, чтобы подать Шурику телеграмму, муж при этом чуть не отстал от поезда. Эх тогда бы мобильник! Дома мы получили ответ. Получили родители мужа и долго переживали. В телеграмме были слова: Все обошлось. Слова в телеграмме были цензурные, а что потом Шурик сказал моему мужу при встрече я не узнала.

Судьба свела меня с Шуриком потом ещё раз. Я приезжала к мужу в Мурманск. Шурик улетал домой в Ленинград на несколько дней и зашёл к мужу в гости, он работал на другом пароходе. Я тоже собиралась домой, судно мужа уже стояло на отходе. Оказалось, что мы с Шуриком летим одним рейсом.
- Вот здорово! - обрадовался муж, - поможешь ей сумку донести, а то мы тут рыбы купили.
- Конечно. Надеюсь, она тут больше ничего не оставила тебе? - захихикал он.
- Перстень больше с собой не беру, - сказала я и повертела ладошкой.
Мы вспомнили, посмеялись. Через час попрощались с мужем и отправились в аэропорт. Шурик взял мою сумку, а я его полиэтиленовый пакетик. В нем лежал пакет с пластинкой и бутылка кетчупа. Счастливый человек, - подумала я, - хотя мог бы тоже рыбки домой привезти. Но ничего не сказала.

Вышли из проходной порта и бегом побежали к автобусу. Он подождал. На вокзале пересели в автобус, следующий в аэропорт. Там встали в конец очереди на регистрацию. Шурик достал из кармана паспорт и билет. Я полезла в сумочку. Там ни паспорта, ни билета. Шурик тяжело вздохнул:
- Я так и знал! Ты его оставила в каюте, и теперь пароход не выпустят в рейс. Повезло Петрову с тобой.
- А что я тогда на проходной показывала? - парировала я, - наверное, они мне его не отдали.
- Очень им нужен твой паспорт!
Очередь неумолимо двигалась к стойке регистрации, а я мучительно вспоминала. Шурик нервничал:
- Посмотри в большой сумке, которая у меня. Но ты туда ничего не клала. А с чем ты была?
- С твоим пакетом. Но там нет, он же почти пустой.
Я стала вынимать из пакета пластинку в бумажном пакете.
- А что это, кстати, за пластинка? - поинтересовалась я и открыла пакет.
А там внутри этого бумажного пакета лежал мой паспорт. Я робко взглянула на Шурика. Он хохотал и ничего не мог сказать, хотя уже подошла наша очередь. Девушка недоуменно смотрела на нас.
- Вас посадить рядом? - спросила она.
- Ни за что! - смеясь отвечал Шурик, - как можно дальше, а то она мне ещё что-нибудь подкинет.
Мы прошли регистрацию и пошли на посадку.
- Ты просто женщина-катастрофа, - говорил Шурик, - представляю, что бы мне сказала жена, если бы нашла твой паспорт в моем пакете.
- Интересно, что бы ты ей ответил?
- Стал бы долго пересказывать твои приключения. Мне Петров рассказывал, - смеялся он.
В самолете мы сидели далеко друг от друга. На выходе он улыбнулся и помахал мне рукой. Больше мы не встречались. Муж ещё где-то пересекался с ним и передавал мне привет.

К последнему (надеюсь) приключению моего перстня я уже не имела отношения. Перед дочкиной свадьбой ее жених попросил ее с’ездить с ним в магазин, чтобы купить кольца. В это время у дочки была сессия, она сдавала зачеты и с’ездить в магазин у неё не было времени. Она перемерила мои кольца. Перстень с сапфиром ей был в самый раз. Я извлекла его из коробочки и отдала жениху в качестве образца. Он забрал его, привёз к себе домой и положил на полочку в прихожей, когда раздевался. А перстень взял и спрыгнул с полочки и попал прямо в туфлю матери жениха. Пролежал там тихо несколько дней. Как раз в течение этих дней (это были майские праздники, и мы уехали на дачу) нашу квартиру обокрали, унесли все, что смогли. И все мои золотые побрякушки в том числе. Уцелели лишь сережки, которые были на мне, да ещё перстень, нашедший приют в туфле будущей моей сватьи. Стала она обуваться утром после праздников на работу и обнаружила подарочек. Вот такой беглец! Я нечасто теперь его надеваю, только когда хочется серым пасмурным днём полюбоваться голубым небом.


Рецензии
Очень понравились приключения перстня!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   25.12.2021 15:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир! Сначала так и хотела назвать.

Людмила Петрова 3   25.12.2021 16:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.