Распутица

   
р. Витим. Восточная Сибирь.Зимняя трасса Лена - Бодайбо по Витиму.


          Лужи талой воды в колее по льду Витима, нормальное явление для апреля месяца.  И, чем ближе приближалась пора ледохода, тем интенсивней становилось движение по реке. С целью успеть завести необходимые грузы до бездорожья. Особенно преуспевали нагруженные под завязку КАМАЗы старательских золотодобывающих артелей. С перегрузом,  они, подымая фонтаны воды, обгоняли друг - друга, прокладывали параллельные колеи, по уже растаявшему на льду снегу.  Вот и я на своём Зил-131 с пятью тоннами груза следовал этой трассой для сумасшедших, в направлении славного города Бодайбо. Бодайбо это Боже, дай  Боже.Так просили старатели у бога удачи!
          Местами, где снежный покров на льду ещё оставался большим, машины двигались одна за другой в глубокой колее, что тоже нельзя было делать, так как лед уже подмывался снизу талыми водами. Но в целом лёд был достаточно крепок и никто не думал о плохом исходе.
           Идущий впереди меня Камаз –наливник, с ёмкостью полной солярки, вертикально встал задом вверх в десяти метрах. Здав назад,  насколько было возможно, колонна  машин остановилась, не в состоянии выйти из колеи. Ледяная бровка в полтора метра сделала всех пленниками колеи, и заложницей матушки Весны!  Водитель с провалившегося  наливника  удручённо  смотрел на  вертикально  торчащий  из воды Камаз.  Мы же наблюдали эту  картину,  находясь в кабине, обсуждая возможные дальнейшие его действия. Но понятно было одно, что приближаться к нему близко было опасно. Но тащить его из воды на лед можно было только задним ходом. Сцепление со льдом у колёс практически отсутствовало в воде и то, что нужен трактор, понимали все.
         Не вдалеке на лесосеке от нашего рудника работал бульдозер. Куда я и отправился пешком.  Бульдозерист был знакомый и тут же согласился помочь. Бульдозер был надёжен.  Только с лета в работе.
          Вернувшись назад к своей машине, я ожидал  появление трактора. Тот появился вскоре, на большой скорости проезжая мимо колонны. Изумлению не было предела, когда он медленно на скорости ушел под воду. Как будто его и не было. Ушёл с кабиной,  только куски льда сомкнулись над ним.      
          Через пару секунд показалась голова тракториста Николая. Вытащив его с воды, посадили бедолагу в кабину ЗИЛа, включив печку на полную мощность. Бульдозериста больше беспокоила не возможная гибель ,а новый трактор, полученный всего лишь месяц назад.  Такие вот были в советское время люди. Больше беспокоились о  государстве и Родине. Надо было возвращаться назад, домой. Старательские КАМАЗы двигаясь задом, кто как мог, выезжали из глубокой колеи, продолжали путь в сторону Бодайбо, каждый прокладывая  свою дорогу и судьбу по льду,  с риском для жизни.
      Это Север господа, с его с самой главной ценностью - людьми, золотым генофондом России.


Рецензии