ОПЛЯ 4 Химичим своими руками

Из цикла рассказов для ЯНДЕКС ДЗЕН
ОПЛЯ 4. Околонаучный практикум легкодоступных явлений
Химичим своими руками

С “химией” каждый ребёнок сталкивается в раннем возрасте. Мы с вами сегодня исследуем опыты с карандашами (цветом) и игрой света, поймём, в чём различие, и найдём основную причину между такими тонкостями, как “твёрдое” и “мягкое”.

Одним из любимых детских занятий, помню, у меня было рисование. Отличать же стал впервые, чем пользоваться можно и нельзя, когда в руки попал химический карандаш! Нужно было слюнявить, чтоб что-то нарисовать, а мне запрещали…

Знал я и способ рисовать молоком на белом листе бумаги и проявлять нагревом.

Это позже появились водные краски, и достаточно было макнуть кисточкой в воду, чтоб раскрасить картинки, которые становились цветными после высыхания.

А до этого момента были перепробованы (в прямом смысле!) акварельные краски, переломаны грифели цветных карандашей, но порывы к «творчеству» не иссякли.

В нынешние времена возможностей для рисования у детей стало больше: красок, ярких ручек и фломастеров, карандашей – ни счесть! Появились даже цветные стержни для рисования на тканях, рисунки же при нагреве утюгом исчезают.

Нынче всем известно, что цветов радуги – семь, но оказывается, японцы считают зелёный – оттенком голубого, поэтому в Японии радуга состоит из шести цветов! Но как же так? Меня с детства научили использовать всего ТРИ основных цвета, из которых состоит вся гамма – это красный, жёлтый и синий! Возобновляю свои детские навыки и показываю разные комбинации цветов и оттенков на рисунке 1.

Конечно же, здесь использовались и разные цветные карандаши (для сравнения).

Но больше всего у меня вызывало недоумение, как получить чёрный цвет? Если коричневый получался при наложении друг на друга минимум трёх цветов, то мне взрослые объясняли, что чёрный – это смесь всех цветов одновременно! Я верил им (взрослым!) и тут же задавал вопрос: «А белый? Из чего он состоит?»

Меня интересовала цветопередача. Даже и теперь можно обратить внимание, что на рисунке 1 белый фон блокнота выглядит как серый! Отчего же это зависит?

У меня было несколько наборов, и в каждом из них – белые и чёрные карандаши отдельно. Помню, смешивая при разном надавливании, получал разные оттенки серого. Потом подарили три карандаша из чертёжного набора марки “KOHINOOR” – они простые: твёрдый (Т), полумягкий (ТМ) и мягкий (М). Это был праздник!

Тогда же при разном надавливании на лист бумаги и узнал основной принцип: всё зависит от ДАВЛЕНИЯ! В дошкольном возрасте, издирая в клочья бумагу простым твёрдым карандашом, научился правильно подбирать для штрихования нужный – серому цвету (тени!) уделял много внимания. Ваткой растирал без нажима, делал слияния облаков, комбинируя мягким с твёрдым, и в итоге, неплохо получалось.

В младших классах посещал изостудию, где приобрёл новые навыки рисования. В советские годы нам (детям) разрешалось рисовать что угодно, кроме портрета В.И.Ленина. Именно контуры портрета Ленина у меня выходили лучше всего (как по трафарету!), потому что соблюдал нужные пропорции, штрихи и нажимы. Свой автопортрет перерисовал с чёрно-белой фотографии в альбоме (Рис. 2).
 
Правда, это было уже в студенческие годы (ватман от времени пожелтел!). Взгляд получился прямой, пристальный, комсомольский! Потому «надел» на себя костюм, галстук, подцепил к пиджаку комсомольский значок! Расхождения незначительны.

Удивительно, абсолютно новому методу передачи светотеней научился лишь по окончании университета, когда был на военных сборах. Там в группе художников выполняли экспонат трёхступенчатой ракеты в разрезе, показав все внутренние комплектующие, из которых в те времена состояла ракета. Этот метод нанесения красок ГУБКОЙ был совершенно потрясающий, – не только цвета, но и блеск на всех металлических поверхностях был передан с максимальной точностью!

Нарисованный учебный экспонат на огромном холсте выглядел словно реальный макет, изготовленный на заводе! И уложились в установленные сжатые сроки! Но главное в приобретённом опыте состояло в том, что техника нанесения слоями и одновременно точечным матричным способом позволила сочетать краски, тени, свет, блики точно так, как видит наш глаз в природном окружающем мире! То есть, в ПЕРЕДАЧЕ света от абсолютно всех предметов, тел, веществ, что вокруг нас, участвуют лишь ДВА фактора: это ДАВЛЕНИЕ (напор) и ПРОТИВОДАВЛЕНИЕ (поверхность). Есть две матричные системы, – это ЭФИР, связывающий своей структурой каждую частичку света, и ГЛАЗ, состоящий из жидкокристаллической внутренней структуры, воспринимающий внешнее световое давление.

Передача света происходит через каждую точку обеих матриц одновременно, и в то же время, в каждой точке – разное значение давления! Оно меняется в каждую миллисекунду, если какой-то объект движется или даже неподвижен!

Так устроен мир, – глаз человека слишком чувствителен, миллионы колбочек и палочек обрабатывают поступающие сигналы, определяя в каждой точке матрицы цвет (за это ответственны колбочки) и светопередачу (за чёрно-белые оттенки и восприятие более или менее яркого освещения ответственны палочки). Если нет давления в той или иной точке матрицы, сигнал проходит как чёрный цвет. Если давление возрастает на какую-то точку матрицы, глаз воспринимает сигнал в виде серого. Когда же преодолевается “порог” чувствительности глазного давления в определённой точке матрицы, сигнал восприятия даёт белый цвет. Давление в физике называют частотами. Пусть так, – при увеличении частот выше некоего определённого порога “включается” чувствительность колбочек, и в обработке в каждой точке матрицы сигнал выдаёт тот или иной цвет. Палитра в каждой группе колбочек (а их три!) отвечает за красный, жёлтый и синий.

Если в окружающей среде возникает третья матричная система, например, линза или стекло, водная гладь и проч., в поверхности которой преломляются (значит, меняют давление) световые лучи, глазная матрица принимает комбинированный сигнал на каждую точку. Но как возникают блики, прозрачность, световые лучи? Об этом подробнее можно будет ознакомиться в моих следующих рассказах, где показана структура эфира и объясняются некоторые её природные свойства.
Основной особенностью (её следует взять за основу распространения световых потоков) является сила воздействия, с которой световой пучок нагружает каждый участок матричной поверхности. Чтобы не нарушить функции глаза, давление от светового пучка не должно превышать противодавления на поверхности глазной жидкокристаллической матрицы (глаза защищают от попадания прямых лучей  Солнца, сварочной плазмы, отблесков, ярких вспышек и т.п.).

Всё очень просто, если вспомнить о твёрдом остро заточенном карандаше марки “KOHINOOR”, и поверхности матрицы (структура которой как в дисплее, или же, если вспомнить отдалённые советские времена, как в промокашке), – острый карандаш мгновенно проткнёт поверхность и нарушит её целостность. Поэтому, в каждой химической структуре вещества существуют свои особенности.

Давайте сравним графит карандаша, который (даже сильно заострённый) быстро истирается из-за её пластинчатой структуры, углерод-сажу, размазывающуюся по поверхности, а так же алмаз – самый твёрдый материал в природе.

На рисунке 3 – строение алмаза (в 1915 г. за рентгеноструктурное исследование алмаза отец и сын У.Г.Брэгги и У.Л.Брэгги были удостоены Нобелевской премии).

Остриё строения алмаза, посредством чего точечное давление кристаллической решётки возрастает в десятки тысяч раз по сравнению с аморфной структурой твёрдого кристаллического вещества, и есть настоящая причина твёрдости.

Именно в гранях алмазов (бриллиантов) играет свет неповторимыми отблесками!

У меня нет алмаза, чтобы показать красоты блеска, но на рисунке 4 – пример, как расходится луч света в призме, благодаря тому же самому точечному давлению.

Если Вам понравился этот рассказ, пожалуйста, покажите своим родственникам, друзьям, но особенно детям! Распространите информацию среди подростков-школьников. Давайте изучать окружающую среду вместе!

В рубрике «ОПЛЯ» своими руками в домашних условиях мы с Вами будем делать дифракцию, радугу, игру света, блики, звёзды и множество других интереснейших опытов! Подписывайтесь на канал, не забывайте ставить лайки, пишите отзывы, передавайте простые знания всем, кого знаете и кого не знаете! Автору сейчас очень важно понять актуальность данной рубрики, стоит ли её продолжать?

Когда аудитория подписчиков достигнет внушительной цифры, мы с Вами вместе научимся ещё большему, возможно лучше поймём окружающую упругую среду, которая, несомненно существует и называется эфиром, и свет распространяется не так, как прописано в учебниках, а совершенно иначе, что обескураживает наше воображение!
   
 


Рецензии